• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как вести себя в космосе и как «правильно» выйти замуж

Пять дней, с 26 по 30 января, участники Зимней школы по психологии для абитуриентов магистратуры ВШЭ провели рядом с ведущими преподавателями университета, у которых им, возможно, предстоит учиться на протяжении двух лет.

Видеозапись Видеоотчет о работе Зимней школы по психологии

Видеозапись Видеозапись (Отзывы участников школы)

Прежде всего, напомним, что цикл научных и профориентационных зимних школ для студентов старших курсов из вузов России и стран СНГ Высшая школа экономики организует с 2009 года. В программе Зимней школы по психологии, проходившей в этом году в подмосковном пансионате «Голицыно», как и на школах других направлений подготовки, были предусмотрены лекции, мастер-классы, дискуссии и неформальные беседы с преподавателями, презентации магистерских программ, рассказы об условиях поступления и обучения в ВШЭ, занятия в малых группах и разработка участниками школы исследовательских проектов.

После проведения конкурса заявок на участие в Зимней школе по психологии в списке победителей оказался 31 человек — студенты вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Волгограда, Смоленска, Ярославля, Воронежа, а также представители Киргизии (Бишкек).

Первый день работы Зимней школы — заезд в пансионат, знакомство и решение организационных вопросов. Среди прочего на этапе общего знакомства студентам предлагалось назвать мотивы участия в этой школе, и выяснилось, что большинство, хоть и вполне определенно собирается после окончания специалитета или бакалавриата продолжить образование в магистратуре, сомневается в правильности выбора направления подготовки, а главное — конкретной магистерской программы. Помимо этого, многие отправились на зимнюю школу, надеясь четче наметить ориентиры при выборе своей исследовательской деятельности.

Организационную работу и знакомство участников в первый день проводили и.о. декана факультета психологии ВШЭ Владимир Штроо, его заместитель по внеучебной работе Александр Вечерин, заместитель заведующего кафедрой организационной психологии Елена Агадуллина, профессор кафедры организационной психологии, руководитель магистерской программы «Психология в бизнесе» Наталья Иванова. Они вручили участникам так называемую раздаточную продукцию, среди которой были и материалы, содержащие обширную  информацию, связанную с учебным процессом и научными исследованиями ВШЭ, в частности каталог магистерских программ и подробный справочник научных и учебно-исследовательских лабораторий университета.

Второй день Зимней школы начался с выступления первого проректора Высшей школы экономики Вадима Радаева, который рассказал о деятельности университета, возможностях, которые открыты для студентов его магистратуры. После чего прошла детальная презентация факультета психологии. Вопросы, которые задали студенты Вадиму Радаеву по окончании его выступления, касались в основном инфраструктуры, созданной в ВШЭ для развития научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры. По словам первого проректора ВШЭ, независимо от того, на какую программу поступил студент, главным в процессе обучения является магистерская диссертация, поэтому вся работа в университете строится таким образом, чтобы «успешно выйти на этот продукт».

В университете созданы научно-учебные лаборатории, проектно-учебные группы и проектно-учебные лаборатории, где магистранты в составе коллектива преподавателей и аспирантов выполняют реальные исследовательские проекты. Одним из существенных преимуществ ВШЭ, отметил Радаев, является и доступ студентов к обширным базам данных и информации, собранной в университете (в настоящее время Вышка — один из признанных лидеров среди вузов страны по количеству электронных баз данных, студенты могут пользоваться более чем 40 базами).

В рамках магистерских программ университета развито международное сотрудничество, часть занятий для магистрантов проводят иностранные преподаватели, студенты магистратур имеют возможность пройти стажировку за рубежом. В учебном плане магистерских программ имеются исследовательские и педагогические практики, а также адаптационные дисциплины, позволяющие восполнить пробелы у магистранта на базовом уровне для успешного освоения магистерской программы в целом. Также учебным планом предусмотрен обязательный научно-исследовательский семинар (проводится один раз в неделю), во время которого магистранты имеют возможность, среди прочего, обсудить собственные исследования, учатся писать статьи и представлять результаты своих исследований.

Во второй половине первого дня Зимней школы директор Центра мониторинга качества образования Института развития образования (ИРО) ВШЭ Юлия Тюменева провела презентацию магистерской программы «Измерения в психологии и образовании». Главным руководителем программы является вице-президент Российской академии образования (РАО), научный руководитель Центра мониторинга качества образования ИРО ВШЭ Виктор Болотов, а соруководителем — Ю.Тюменева. Эта, открывшаяся в минувшем году, программа позволяет получить все необходимые знания и умения для эффективной работы в области измерений и оценки в социальных науках, и в первую очередь, в психологии и образовании: от разработки инструментов оценки до анализа и понимания данных. Выпускники программы должны уметь самостоятельно выстраивать исследовательский проект; разрабатывать инструменты измерения и оценивать их пригодность; проводить статистический анализ тестовых данных с использованием специальных компьютерных программ; анализировать любую профессиональную деятельность для последующей оценки достижений в ней и создания инструментов для этой оценки.

Партнером магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» стал Массачусетский университет — Центр оценки качества образования (Амхерст, США), а потому все курсы программы просматриваются и рецензируются его профессорами. Учебные курсы в программе, как отметила Юлия Тюменева, делятся на три блока. Во-первых, это пропедевтические курсы, цель которых — введение в проблематику измерений, построение общего ландшафта понятий и концепций программы, их связи между собой. Далее следуют базовые курсы, обеспечивающие знаниями и навыками в измерениях, проектировании исследований и анализе данных. И в-третьих,  — прикладные области измерений и оценки — на этом этапе готовят студентов к тому, чтобы они могли справиться с сугубо прикладными профессиональными задачами после окончания обучения. Научно-исследовательский семинар для магистрантов этой программы проводят сотрудники факультета психологии ВШЭ, приглашаются профессора из Массачусетского университета — куратора программы, а также преподаватели из ведущих вузов России. По словам Юлии Тюменевой, предусмотрено и участие магистрантов в международных сравнительных проектах, в которых занят ИРО ВШЭ, в международных проектах по оценке качества образования, проводимых под эгидой Всемирного банка, в научных проектах Центра мониторинга качества образования.

После презентации магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» участникам Зимней школы предоставили на выбор один из параллельно проводимых мастер-классов: «Количественные и качественные методы исследования в психологии» и «Как измерить успехи в учебе?». Также самостоятельно слушатели школы выбирали темы для дискуссии: «Возможно ли измерение в психологии?» или «ЕГЭ или традиционная форма экзамена: что лучше?».

Как проходили мастер-классы? Скажем, занятие «Как измерить успехи в учебе?» проводила Елена Карданова, научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ИРО ВШЭ. В начале мастер-класса она предложила участникам пройти несколько тестов. Первый из них был рассчитан на выявление креативности: нужно было предложить как можно больше ответов на вопрос «Что можно сделать из газеты?». Задачей второго теста являлось решение как можно большего числа несложных примеров за ограниченный промежуток времени. Подобные тесты, как объяснила ведущая мастер-класса, используются для оценки у персонала скорости реакции. После тестирования Е.Карданова рассказала о важности правильной постановки вопросов в оценочных заданиях, о различных типах вопросов: открытые, закрытые с одним и несколькими вариантами ответов, вопросы на сопоставления, вопросы на дополнения. Для закрепления новых знаний каждому участнику необходимо было переформулировать один из вопросов на сопоставление в вопросы других типов.

После дискуссии следовал общий для всех участников тренинг «Психотерапия страхов», на котором под руководством опытного преподавателя психологии участники могли рассказать о своих страхах и сделать первые попытки их преодоления.

Завершалась работа второго дня просмотром и обсуждением фильма «Социальные сети».

Работа третьего и четвертого дней в целом были построены аналогичным образом. Участники Зимней школы подробно ознакомились с такими магистерскими программами факультета психологии ВШЭ, как «Персонология и экзистенциальная психотерапия», «Исследование, консультирование и психотерапия личности», «Прикладная социальная психология», «Психология в бизнесе». Также прошли мастер-классы «Персонология мужского и женского» (в рамках которого состоялся просмотр и обсуждения фильма Фредерика Феллини «Город женщин»), «Построение контакта в психологической практике», «Идентичность, бренд, имидж», «Работа со сновидениями в психотерапевтической практике», «Эффективный коучинг в бизнесе», «Тренинг публичного выступления», «Бизнес-тренинг в организации». В эти же дни был проведен тренинг по теме «Психология межэтнических отношений», дискуссия «Деньги и счастье: есть ли связь?», а также круглый стол «Психологическое консультирование в современной культуре». Их проводили ведущие ученые в области психологии — ординарный профессор ВШЭ, член-корреспондент Российской академии образования Вадим Петровский, заведующая кафедрой психологии личности ВШЭ, руководитель российско-австрийской магистерской программы "Персонология и экзистенциальная психотерапия" Елена Старовойтенко, и молодые ученые университета — заместитель декана факультета психологии ВШЭ Александр Вечерин, заместитель заведующего кафедрой общей и экспериментальной психологии ВШЭ Юлия Овчинникова и другие.

Что касается исследовательских проектов, которые вели студенты во время Зимней школы, их задача состояла в том, чтобы  придумать новую магистерскую программу, которой пока нет, но которую студенты хотели бы открыть на факультете психологии. Разделившись на проектно-исследовательские команды (в среднем по 6 человек в каждой), участники выдвинули несколько новых идей, а презентация результатов  состоялась на четвертый день работы Зимней школы. В итоге старшекурсники предложили задуматься над созданием следующих магистерских программам: «Психология высоких технологий», «Энвайроментальная психология», «Психология способностей и одаренности», «Сопровождения субъектов рынка труда», «Психология взаимодействия с информационным пространством», а также над шуточной программой, рассчитанной на женщин, желающих «правильно» выйти замуж — «Practical Popular Psychology» (или коротко «РРР»).

Выступая на защите своих проектов, будущие магистранты не только убедительно обосновали актуальность предложенных ими магистерских программ, но и перечисляли необходимые для их освоения дисциплины, требования к выпускнику программы, а также рассказывали о том, в каком сегменте рынка труда будет востребован данный специалист.

Например, междисциплинарная программа «Психология высоких технологий», по мнению студентов, могла бы готовить магистров психологии для работы в сфере высоких технологий. В качестве учебных дисциплин программы рассматривались курсы «Психология в искусственном интеллекте», «Психологические особенности взаимодействия разработчиков IT и их клиентов», «Психология IT продукта», «Психология зависимости от продуктов высоких технологий», «Психология человека в космосе», «Эргономичность технических устройств», «Компьютерный психодиагностический инструмент», а также базовые психологические и технические курсы. Поступающие на программу должны были бы сдать экзамены по психологии, английскому языку, высшей математике и пройти собеседование. Обеспечивать качество подготовки позволили бы также научно-исследовательская и творческая лаборатория, где, по мнению участников школы — разработчиков программы, можно было бы исследовать проблемы восприятия компьютеризированных и компьютерных ПД методик; влияния компьютеризированных и компьютерных ПД методик на надежность ПД, а также проводиться разработки по компьютерным психотерапевтическим техникам и технологиям и профессиограммам специалистов технических специальностей.

Отвечая на вопросы из зала после презентации, разработчики отметили их программа будет готовить магистров высоких технологий, программа рассчитана на выпускников бакалавриата факультета психологии и технических факультетов и готовит элитных специалистов.

Оценивали презентации магистерских программ экспертная комиссия в составе работников ВШЭ. После всех выступлений, комиссия подвела итоги и поощрила коллективы, придумавшие интересные, реалистичные и самые продуманные магистерские программы. В частности, презентация программы «Психология высоких технологий» была оценена положительно и заинтересовала других участников школы.

С формальной точки зрения работа Зимней школы завершилась церемонией вручения участникам особых сертификатов. Что же касается сути дела, по мнению многих студентов, главная цель, которую они ставили перед собой, отправляясь на школу, была достигнута —  большинство определилось в дальнейшем выборе своего образовательного маршрута. Многие из участников намерены поступать в магистратуру именно ВШЭ.

Виктория Шатилова, участница Зимней школы по психологии ВШЭ, студентка Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена (Санкт-Петербург)

Вам также может быть интересно:

Убийственный труд. Чем опасны нестандартные рабочие графики

Свыше 64% занятых россиян регулярно трудятся вечером, ночью  или в выходные. По этому критерию наша страна на лидирующих позициях в Европе. Масштабы явления и его воздействие на баланс между работой и жизнью изучили Андрей Шевчук и Анна Красильникова.

Стратификация буллинга. Как расслоение в обществе стимулирует подростковую агрессию

Социальное неравенство повышает риски школьной травли. Малообеспеченные дети чаще становятся жертвами буллинга. В то же время, в школах со «сложным контингентом» — из бедных, малообразованных, неполных, проблемных семей — могут пострадать социально благополучные ученики.

Эмоции от прикосновений. Текстуры радости и грусти

Прикосновения к разным поверхностям способны вызывать определенные эмоции. К такому выводу пришли психологи в результате эмпирического исследования. Новая работа позволила составить первую базу текстур, прикосновения с которыми у людей ассоциируются с радостью, страхом, удивлением, отвращением, злостью либо грустью. 

Страх разоблачения. Откуда берется синдром самозванца

Исследователи пермского кампуса Вышки совместно с американским коллегой подтвердили теорию, что синдром самозванца выступает проводником от перфекционизма к психологическому неблагополучию.

Неравноценность процедур сексуации

В Издательском доме ВШЭ вышла книга «Метафора Отца и желание аналитика: Сексуация и ее преобразование в анализе» философа и психоаналитика Александра Смулянского. IQ.HSE публикует интервью с автором и фрагмент из книги, в котором обсуждается Ален Бадью — философ, пытавшийся пересмотреть теории Фрейда и его взгляды на мышление пола/полом, сексуационное развитие и трактовку отцовской метафоры.

Программа стажировки Центра психологического консультирования ВШЭ дает старт молодым специалистам

Пять лет в Центре психологического консультирования ВШЭ работает стажерская программа для студентов магистерских программ по психологии. Попасть на стажировку в Центр могут как студенты ВШЭ, так и студенты других вузов. Рассказываем, как устроена эта программа и какие возможности она дает стажерам.

Самодур при исполнении

В США компании ежегодно теряют $24 миллиарда от так называемого «враждебного» поведения руководителей — постоянных практик унижения и подавления подчиненных. Проблему в России впервые исследовали Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.

Продолжается регистрация на кейс-чемпионат «Измерения в психологии и образовании»

Его победители и финалисты получат бонусы при поступлении на одноименную магистерскую программу Института образования ВШЭ. У вас есть еще несколько дней для регистрации (она закрывается ночь с 30 на 31 декабря). Рассказываем, как устроен чемпионат и что на нем нужно делать.

Что влияет на психологические границы человека

Профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Софья Нартова-Бочавер совместно с коллегами из университетов Армении и Китая провела сравнительный анализ психологических границ людей, проживающих в разных странах. Результаты показали, что на их формирование в большей степени влияют возраст и пол человека, чем культура.

Пармезан vs Пошехонский

Доцент НИУ ВШЭ в Перми совместно с коллегами из Дании и Канады проанализировал отношение покупателей пермских супермаркетов к твердым сырам российского и иностранного производства с точки зрения цены, качества и вкуса. Исследование показало, что 70% респондентов по качеству и вкусу российские сыры оценивают ниже импортных, однако считают правильным поддерживать отечественных производителей.