• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Абитуриент — 2009: новые условия и уникальные возможности

29 октября на пресс-конференции в РИА "Новости" ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, первый проректор Вадим Радаев, проректоры Григорий Канторович и Исак Фрумин рассказали, что ждет абитуриентов, которым предстоит в 2009 году поступать в бакалавриат и магистратуру российских вузов.

О едином государственном экзамене

Ярослав Кузьминов:

— В 2009 году вводится новый порядок набора в вузы — через единый экзамен в сочетании с федеральными предметными олимпиадами (конкурсами) и олимпиадами, которые проводят ведущие вузы России.

Остается в прошлом система, к которой привыкли абитуриенты и их родители, когда нужно заранее готовиться к устным или письменным вступительным экзаменам в конкретный вуз. Какой-то группе людей такая система давала уверенность, что они поступят в выбранный вуз, но создавала очень большие ограничения для тех, кто не готовился поступать в определенный вуз, кто живет в отдаленном районе, кто провалился на вступительных экзаменах. У тех, кто поставил высокую планку и не преодолел ее, оставался вариант поступать на платное обучение, если такая опция возможна, или вообще пролетать мимо вуза.

Все это создавало большие риски для семей и абитуриентов, а значит — их готовность к платежам, в том числе коррупционным, объем которых еще в начале 2000-х годов превышал 1 млрд. долларов в год, а это огромная сумма для тех лет. В ходе эксперимента по ЕГЭ постепенный отход от искусственного сужения горлышка приема в вуз привел к снижению объема коррупционных платежей на переходе "школа — вуз". По данным Мониторинга экономики образования, в 2007 году они составляли 600 млн. долларов, то есть с учетом того, что доллар обесценивается, это сокращение более чем в 2 раза. Приятно, что барьер стал несколько ниже, и вузы, в том числе хорошие, стали доступнее для наших граждан.

В 2009 году абитуриенты, сдав выбранный набор экзаменов в форме ЕГЭ или заняв призовое место на олимпиаде, могут рассылать документы хоть в 50 вузов по выбранному направлению. Это серьезно модифицирует процесс приема, и граждане к этому должны привыкнуть. Я предвижу большие сложности уже в том, чтобы люди просто ориентировались в ситуации.

Представьте себе процедуру зачисления. Допустим, абитуриент разослал свои документы в 30 вузов, в 10 из них он принят, но в результате выбирает один. Таким образом, вузы должны выработать определенную методику набора студентов на первый курс. Допустим, первоначальная планка вуза — 250 баллов из 400 по результатам четырех экзаменов в форме ЕГЭ, но из 100 человек, которых он готов был зачислить, подлинники аттестата принесли только 30 человек. Это означает, что еще у 70 человек, набравших меньше баллов, появляются новые возможности. Но как только вуз объявляет, что зачисляет с 220 баллами, выяснится, что часть людей, набравших эти баллы, уже ушли в другие учебные заведения.

Таким образом, эта процедура итеративная, занимающая много времени. Конечно, Минобрнауки России и Рособрнадзору, ведущим центральным и региональным вузам важно смоделировать ситуацию и отвести достаточное время на процедуру зачисления, чтобы избежать неразберихи и срыва набора.

 

О предметных олимпиадах школьников

Ярослав Кузьминов:

 С первых лет эксперимента ЕГЭ подвергался очень серьезным атакам, и значительная часть претензий была и остается справедливой. При этом очень часто происходит подмена понятия — критикуют сам принцип экзамена: дескать, людей "натаскивают", исходя из определенного набора требований. А на школьные экзамены или экзамены в конкретном вузе разве не "натаскивают"? Любое испытания такого рода приводит к "натаскиванию", к временному подавлению творческого начала. Поэтому Минобрнауки России приняло правильное решение, дополнив ЕГЭ для большой категории учащихся — более 20 тыс. человек по всей стране — возможностью поступить в вузы по результатам федеральных предметных олимпиад и олимпиад ведущих вузов. Олимпиады — это не повторение экзаменов, а специфический отбор людей, которые мыслят неординарно и предлагают оригинальные решения.

Если этот инструмент хорошо себя зарекомендует, можно будет говорить о дальнейшем расширении зоны олимпиад. Но здесь нельзя переусердствовать: есть опасность, что при резком расширении возможности поступления по итогам олимпиад мы воспроизведем худшие черты той ситуации, с которой мы раньше сталкивались при наборе на дефицитные специальности вузов.

 

Григорий Канторович
Григорий Канторович
Григорий Канторович:

— Мы всегда считали, что сочетание предметных олимпиад с вступительными испытаниями в формате ЕГЭ — это и есть правильная линия поведения вуза. Надо отбирать самых талантливых детей, способных получать высшее образование, и с этой задачей унифицированные вступительные испытания могут не справиться. Уже более десяти лет, совершенствуя формат и приспосабливаясь к внешним условиям, Высшая школа экономики проводит свою межрегиональную многопрофильную олимпиаду. В этом году в ней приняли участие более 7 тыс. человек.

В этом году ситуация с проведением вузовских олимпиад стала более прозрачной, юридически чистой. Удалось нормативно закрепить порядок проведения вузовских олимпиад, и в готовящиеся правила приема буду внесены официальные права победителей этих олимпиад на поступление в вузы. На сегодня примерно треть первокурсников ГУ-ВШЭ — это победители и призеры либо всероссийской, либо московской, либо нашей многопрофильной олимпиады. Наверное, эта пропорция сохранится и в 2009 году, хотя на некоторых факультетах нам хотелось бы увеличить долю первокурсников — победителей олимпиад, улучшив качество наших студентов.

 

Ярослав Кузьминов:

— В августе этого года Российский совет олимпиад школьников, который возглавляет ректор МГУ Виктор Садовничий, обсуждал вопрос об олимпиадах, и выявился ряд проблем. Например, оказалось, что по некоторым предметам — например, по психологии — нет ни одной олимпиады. Тогда Высшая школа экономики совместно с МГУ и Московским психолого-педагогическим университетом учредили совместную олимпиаду по психологии. Затем совместно с МГИМО и МГУ мы учредили совместную олимпиаду по праву. Такие олимпиады, организованные ведущими вузами, дают возможность охватить больше регионов и повысить объективность выявления победителей. Во всяком случае, отношение в обществе к олимпиадам будет более уважительным и менее подозрительным. При том что я не слышал о каких-либо скандалах в связи с олимпиадами ведущих вузов — там, где в отборе и оценке участвуют реальные профессора, халявы не будет.

 

О системе "4+2"

Ярослав Кузьминов:

— Российские вузы переходят на систему обучения "4+2". Это означает, что между бакалавриатом и магистратурой возникает еще один этап конкурсного отбора, который должны пройти все, кто хочет обучаться по магистерским программам. Это очень важная новация. В тех вузах, где магистратура существовала раньше, туда принимали выпускников своего бакалавриата без конкурса: окончил бакалавриат — можешь учиться дальше. Теперь же в магистратуру нужно заново поступать вне зависимости от того, в каком вузе человек учился раньше.

Люди должны осознать, что это открывает им массу возможностей, прежде всего — возможность поступить в лучший вуз, чем тот, в котором учишься сейчас. Кроме того, если человек не доволен своей профессией, он может поступить в магистратуру, которая дает другую профессию. Такой переход, когда химик становится биологом, историк — журналистом и проч., вполне приемлем. Ведь двухступенчатое образование дает эффект сочетания компетенций. Определенное количество студентов вузов продолжает свою карьеру по изначально выбранной траектории, но от трети до половины людей должны менять род занятий, и обществу от этого только польза. Оно нуждается в инноваторах, соединяющих в себе различные компетенции.

В связи с этим перед российским высшим образованием встает проблема качества магистратур. Есть большая вероятность, что сейчас все вузы выстроятся в очередь за получением права на открытие магистратуры. Но необходимо понимать, что магистратура — это место, где студенты встречаются с исследователями, а доля исследователей в наших вузах сейчас менее 16%. Дать возможность открывать магистратуру каждому вузу, имеющему специалитет, — значит просто профанировать идею магистерского образования и перечеркивать возможность конкуренции нашей высшей школы на глобальном образовательном рынке.

Если Министерство образования и науки РФ все же удержится от того, чтобы дать больше половины вузов такую возможность, наше образование выиграет. Если же под натиском губернаторов и ректоров не удержится, мы однозначно проиграем. Ведь возможности получения магистерского образования, которые и сегодня дают многие вузы, чисто формальны. Общество должно расширять возможности подготовки магистров в ведущих вузах России — по разным оценкам, их от 50 до 70, которые ведут исследования, сотрудничают с институтами РАН, с предприятиями, создают что-то новое. Постепенное открытие магистратур только по мере создания условий, когда вуз предъявляет свои научные школы, — это и вызов, и гарантия успеха.

Конечно, основная часть выпускников бакалавриатов ведущих вузов будет ориентирована на обучение в магистратуре, и в Вышке сегодня именно такая ситуация. Часть наших выпускников поступает в магистратуру МГУ, РЭШ, западных университетов. Но для массовых вузов, выпускники которых и сейчас не всегда находят работу по специальности, будет вполне нормально, если люди будут ограничиваться степенью бакалавра, как только почувствуют, что с этой степенью их принимает рынок труда. По большому счету, необходимость получения степени магистра зависит от профессии. Для юристов, скорее всего, она обязательна, если человек планирует делать карьеру. Инженер-технолог может выпускаться бакалавром, а инженер-разработчик должен идти в магистратуру.

 

Исак Фрумин
Исак Фрумин
Исак Фрумин:

— В Германии, как и в России, до недавнего времени не существовало двухуровневой системы высшего образования. Однако к 2010 году продолжать обучение в магистратуре будут менее 30% выпускников бакалавриата. Профессиональные ассоциации, союзы работодателей Германии нашли общий язык с университетским сообществом о важности перехода на "4+2", и опросы общественного мнения показывают, что население также положительно оценивает этот переход. У работодателей есть даже большая программа под названием "Добро пожаловать, бакалавр!" Каждый год в жизни человека ценен, и получить нормальное образование для дальнейшей работы можно и за четыре года. В конце концов, потом есть возможность вернуться к учебе, обновить свои знания.

 

О магистратуре в ГУ-ВШЭ

Ярослав Кузьминов:

— Высшая школа экономики стала первым университетом при Правительстве России. Согласно августовскому распоряжению Правительства России № 1177, мы становимся первым магистерским университетом России. Поставлена задача увеличить набор в магистратуру с сегодняшних 700 человек до 1500 в 2010 году. Не менее 40% этих людей должны быть выпускниками других вузов, региональных в первую очередь.

 

Вадим Радаев
Вадим Радаев
Вадим Радаев:

— Превращение в магистерский университет — это своего рода миссия Высшей школы экономики. В течение двух лет прием в магистратуру на бюджетные места должен сравняться с приемом на бюджетные места в бакалавриат. Вышка будет принимать в магистратуру не только своих собственных выпускников, но и все больше выпускников других вузов — хочется верить, что это будут лучшие выпускники лучших вузов России и СНГ.

Уже с весны 2009 года мы будем проводить специальные олимпиады для тех, кто собирается поступать в магистратуру. Это аналог олимпиад, которые много лет проводились для поступающих в бакалавриат и специалитет, чтобы выявить наиболее талантливых. С начала 2009 года мы проведем серию зимних школ по основным направлениям обучения в магистратуре для будущих бакалавров, чтобы выявить тех, кто склонен к проектной, исследовательской деятельности.

В период, предшествующий принятию закона о переходе на "4+2", почти все ведущие вузы открыли магистратуру. Но они набирали очень мало студентов, пробуя свои силы. С Высшей школой экономики — другая ситуация. Магистратуру мы открыли в первом учебном году, то есть 15 лет назад, и волей-неволей у нас накопился изрядный опыт подготовки магистров. Сейчас мы резко расширяем спектр наших магистерских программ — предложение будет возрастать по всем направлениям обучения.

Важно понимать, что магистерские программы очень разные. Одни — более академические, ориентированные на научные исследования, предназначенные для тех, кто в будущем останется в нашем университете или будет преподавать в других лучших университетах. Другие — более прикладные, также имеющие исследовательскую и аналитическую составляющую, но предлагающие больше элементов, связанных с будущим ремеслом, получением прикладных навыков. Будет появляться все больше межфакультетских и междисциплинарных программ. Таких программ и в Вышке, и в других российских вузах немного, но это один из основных трендов, когда человек получает не просто образование по экономике, психологии или социологии, а имеют возможность взять лучшее из всех дисциплин.

В ГУ-ВШЭ меняется сама структура магистерских программ. Опробовано много принципиальных изменений, которые пока непривычны для студентов других вузов. В частности, мы перешли к значительно более гибкому построению магистерских программ: сократили число обязательных дисциплин и увеличили число курсов по выбору. В магистерской программе, которой я имею честь руководить, доля обязательных дисциплин не превышает 20%. Конечно, выбор у студентов был всегда, но обязательные дисциплины обычно составляли 75-80% учебного плана. Такая система давно работает во многих западных университетах: студент выбирает курсы из широкого пула дисциплин и фактически сам формирует индивидуальный учебный план.

В прошлом году мы разрешили студентам выбирать до 25% предметов учебного плана в других программах и на других факультетах. Пока этим правом воспользовались немногие студенты — все-таки это вещь непривычная, но их число будет возрастать.

 

О псевдообразовании

Ярослав Кузьминов:

— Мы долго и много говорили на всех уровнях — в Российском союзе ректоров, в Российском общественном совете по развитию образования, в Минобрнауки и проч., — что нужно покончить с ситуацией, когда людей обманывают в связи с получением высшего образования. Об этом неоднократно высказывались и первые лица государства. 25-30% российских вузов не дают своим студентам даже минимального набора компетенций. К сожалению, эта ниша до сих пор существует, имеет значение в образовательной системе.

Есть две группы вузов, дающих псевдообразование, — со стороны спроса и со стороны предложения.

Псевдообразование со стороны предложения — это, в первую очередь, экономические, управленческие и юридические специальности, которые открыты почти во все вузах, иногда даже без единого специалиста. Такой обман и наглая профанация свойственны не только негосударственным, но и значительной части непрофильных государственных вузов. При этом вовсе не обязательно, что всякий технический вуз — это плохая экономическая подготовка. Такие ведущие университеты, как Бауманка или Питерский политех, еще с советских времен имеют базу для обучения экономистов и менеджеров.

Псевдообразование со стороны спроса характерно для технологических вузов многих регионов. До 25, в ряде регионов до 35% студентов, зачисленных на инженерные специальности, получили на едином экзамене крайне низкие оценки по физике и по математике. В таких вузах в ряде случае работают нормальные специалисты, но они не могут набрать адекватных студентов. Общество должно попытаться структурировать этот процесс — не разгонять научные школы, если на них временно нет спроса, но и не оставаться в ситуации, когда для них единственная возможность продолжать существовать — принимать в вуз всех подряд. Ведь в конечном счете у таких вузов крайне низкий процент распределения по специальности.

 

О перспективах программы образовательного кредитования "Кредо"

Ярослав Кузьминов:

— Последнее время в печати идут обсуждения в связи с программой "Кредо". Это лучшая программа, которая все эти годы существовала в России, наиболее близкая к правильной системе образовательного кредитования. Кредит выдается под 10% годовых с отсрочкой выплат на 5 лет и растягиванием периода выплат от 5 до 10 лет. Программа "Кредо" хороша тем, что "завязана" на вузы. Не просто замещается кредит на любые нужды, а дается именно образовательный кредит, когда залогом выступает репутация университета. Высока вероятность, что, окончив университет, человек будет получать высокую зарплату.

Такого рода принципы всячески заслуживают государственную поддержку. Тем не менее закон об образовательном кредитовании "застрял", мы увязли в длительно эксперименте, и во время этого эксперимента случился финансовый кризис. Те структуры, которые поддерживают банк "Союз", выступавший в связке с "Кредо", в наибольшей степени пострадали от финансового кризиса.

Программа "Кредо" должна быть продолжена или в прежней конфигурации, или в иной конфигурации, с включением других банков, которые выделяли бы кредитные средства, - например, Сбербанка. Государство в любом случае должно поддержать удачно начавшуюся программу образовательного страхования. В двух вузах-лидерах — МГУ и ГУ-ВШЭ, где учится часть студентов программы "Кредо", — она помогла поступить реально талантливым людям, не добравшим 1-2 балла и демонстрирующим в ходе учебы хорошие результаты. Ведущие ректоры посоветовались и решили до 15 декабря заместить кредитные средства для своих студентов средствами своих вузов. Мы ожидаем, что банк "Союз" справится с возникшей ситуацией — это вопрос престижа для этого банка и стоящей за ним финансовой группы. Другой вариант — привлечь кредитные средства крупнейших государственных банков России.

За программой образовательных кредитов должно стоять государство, предоставляя банкам, выдающим кредиты, достаточные гарантии, чтобы таких ситуаций не происходило. Российское государство с этой ситуацией справится — оно ее видит, могу вас уверить.

 

О новых возможностях для абитуриентов-2009: шансы поступить растут!

Ярослав Кузьминов:

— Уже четвертый год подряд в крупных городах сокращается количество абитуриентов: в Москве — ежегодно на 10%, в некоторых городах — на 12-15%. Это создает абсолютно новую ситуацию на образовательном рынке. Многие даже вполне приличные вузы, дающие хорошее образование по всем направлениям, в прошлом году не смогли набрать студентов на бюджетные места. В разных вузах до 20% бюджетных мест остались незаполненными. Эта тенденция будет продолжаться до 2013 года, когда количество абитуриентов будет составлять примерно половину от количества 2003 года.

Таким образом, система высшего образования, которую мы создали, начинает сжиматься. Она начинает отказывать тем или иным вузам в абитуриентах, и мы должны не просто следить за ситуацией, но и предупреждать тех людей, которые в ближайшие годы будут поступать в вузы, о новых возможностях. Ведь конкурс на желаемые места упал! Но очень часто люди не понимают, что шансы попасть на бюджетные места хороших вузов возросли и будут в дальнейшем расти каждый год. Вместо того, чтобы оставаться в своих регионах, они могут поехать в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска. Как показывает практика, треть потенциальных абитуриентов ведущих вузов туда не едет просто потому, что не осознает новых возможностей. К сожалению, сознание общества сильно отстает от происходящих изменений.

И в заключение несколько слов о предстоящем наборе в магистратуру.

По решению Минобрнауки России в 2009 году на бюджетные места в магистратуру будут приниматься выпускники специалитетов. Это последний шанс для тех специалистов, которые хотят получить магистерское образование. С 2010 года на бюджетные места смогут претендовать только бакалавры, а специалисты будут обучаться исключительно на платной основе.

Правительство приняло решение о создании в ГУ-ВШЭ бесплатного подготовительного отделения для поступающих в магистратуру. Оно будет работать в очной и заочной форме. Студенты этого отделения могут иметь образование, которое, возможно, не полностью соответствует тематике выбранной магистерской программы, — например, историк хочет стать философом, и наша задача — помочь ему освоить материал по философии в объеме требований к бакалавру. Год для адаптации — это уникальное решение. Скорее всего, аналогичные подготовительные отделения появятся в МГУ и СПбГУ, но этот вопрос пока только обсуждается. А в Вышке подготовительное отделение уже создано. Для многих амбициозных и талантливых людей, которые хотят продолжать учебу, это шанс поступить в магистратуру одного из ведущих вузов России.

Примерно через неделю подробная информация об этом появится на портале ГУ-ВШЭ.

Подготовили Марина Иванова, Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.

283

учащихся из 61 региона России принимают участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике, который проводит НИУ ВШЭ.

270

учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году.

Началась регистрация на командную олимпиаду «Высшая проба» по программированию

К участию в олимпиаде приглашаются команды из трех человек — учеников 7-10 классов. Те потенциальные участники, которые еще не сформировали свою команду, могут это сделать на странице «Олимпиады школьников НИУ ВШЭ» социальной сети «ВКонтакте». Сразу после регистрации и до 25 марта можно будет решить онлайн задачи квалификационного этапа.

В российском высшем образовании сложилась новая реальность

28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.

Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию состоится впервые

К участию в олимпиаде приглашаются ученики 7–10 классов. Регистрация команд-участников начнется 25 февраля 2019 года, возможность решить задачи квалификационного этапа будет открыта до 25 марта. Приступать к формированию команд и подготовке к олимпиаде рекомендуется уже сегодня.