• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Иностранные преподаватели возвращаются в российские вузы

Вступили в силу поправки в миграционное законодательство, которые дают возможность работать в российских вузах специалистам высокой квалификации — гражданам других стран. Борис Железов, заместитель проректора по международным связям ГУ-ВШЭ, рассказал о том, как ситуация после ее резкого ухудшения осенью прошлого года была исправлена.

— Борис Валерьевич, в чем заключалась суть проблемы? С какими трудностями столкнулась Вышка в привлечении к преподаванию иностранных специалистов?

— В прошлом году был внезапно изменен порядок получения рабочих виз преподавателями-иностранцами. Раньше, до осени 2009 года, они, приезжая сюда читать лекции, не должны были получать разрешение на работу, а образовательное учреждение — разрешение на их приглашение. Но затем, на основании прецедентного судебного решения в отношении преподавателя-иностранца одной из школ в Поволжье, правила были изменены, и образовательные учреждения обязали такого рода разрешения получать. Изменения были проведены очень быстро, и вузы к новой ситуации оказались неподготовлены. Высшая школа экономики была вынуждена прервать контракты с рядом наших преподавателей, у которых истекли сроки действия рабочих виз, что, естественно, повлекло за собой репутационные и материальные потери. А те иностранные коллеги, которые все-таки остались здесь по так называемым гуманитарным визам, выданным всего на три месяца, не могли получать вознаграждение за преподавательскую деятельность.

В связи с новыми правилами возникла еще одна проблема — приглашенные из-за рубежа преподаватели теперь попадали под ограничительное действие квот на иностранных работников. Более того, эти квоты необходимо было заказывать за год до фактического приезда зарубежного преподавателя, да и то при условии, что аналогичных специалистов нельзя найти внутри России. Согласитесь, что ситуация, при которой вузы должны были доказывать чиновникам, что иностранные преподаватели по уровню своей квалификации отличаются от российских или вообще являются «незаменимыми», выглядела странно.

— Какие шаги в новых условиях смогла предпринять Высшая школа экономики?

— Разумеется, мы не могли отказаться от приглашения новых преподавателей, особенно после того, как Вышка получила статус национального исследовательского университета. Поэтому использовали все возможные способы, чтобы те преподаватели, с которыми мы сотрудничали на протяжении многих лет, могли бы на легальных основаниях продолжать свою работу. Одновременно мы отправляли обращения в соответствующие ведомства с просьбой либо восстановить прежний порядок, либо оптимизировать порядок нынешний. Мы были участниками заседаний различных межведомственных комиссий по совершенствованию законодательства. По инициативе ректора Вышки Ярослава Кузьминова специальное обращение в правительство направила и Общественная палата.

— Насколько я понимаю, совместными усилиями удалось добиться необходимых изменений законодательства, регулирующего работу иностранных граждан в России.

— Да, 19 мая президент подписал закон внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Этот закон в значительной степени снял имевшиеся разногласия, но некоторые формулировки там оставались нечеткими и потребовали дополнительных разъяснений. Закон вступил в силу 1 июля, так что мы снова получили право беспрепятственно приглашать иностранных преподавателей и слушать в Вышке их лекции. Более того, закон ввел новую категорию для иностранных работников — «высококвалифицированные специалисты», благодаря чему работать у нас смогут не только преподаватели, но и научные сотрудники. Это очень важно, потому что прежде приезжавший к нам преподаватель мог читать лекции, но фактически не имел права заниматься исследовательской работой.

— Не ожидаете ли вы возникновения подобных проблем в будущем?

— Нам еще предстоит проверить действенность закона на практике. Он, в частности, устанавливает для высококвалифицированных специалистов соответствующую планку заработанной платы — они должны получать не менее двух миллионов рублей в год, что по российским академическим меркам чрезвычайно большая сумма. Мы обратились в правительство, чтобы, во-первых, был издан специальный перечень должностей, в том числе научных и преподавательских, которые не подвергаются квотированию, а, во-вторых, чтобы зарплатная планка для высококвалифицированных специалистов распределялась исходя из срока рабочего контракта. Преподаватели, которых мы пригласили к себе, используя процедуру рекрутинга с международного рынка труда, действительно хотят у нас работать, а нам, в свою очередь, нужно, чтобы они занимались и научной, и преподавательской деятельностью и чтобы их зарплата при этом была адекватной. Сейчас эти проблемы решаются, но пока самое главное, что наши постоянные иностранные преподаватели вернулись к нам в штат и с будущего учебного года продолжат свою работу.

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Ответ Федеральной миграционной службы

Вам также может быть интересно:

Сотрудники НИУ ВШЭ вошли в новый состав Общественной палаты Москвы

Мэр Москвы и Мосгордума утвердили списки членов нового созыва московской Общественной палаты. По их квоте в состав палаты вошли несколько сотрудников Высшей школы экономики.

«Преподавать лингвистику российским студентам — одно удовольствие»

Создательница формальной семантики, профессор Университета Массачусетса (США) Барбара Парти отметила юбилей в Высшей школе экономики. Около 20 лет Барбара преподает в разных вузах России. В этом году она стала участником летней школы «Местоимения: синтаксис, семантика, обработка» (Pronouns: Syntax, Semantics, Processing), организованной Школой лингвистики НИУ ВШЭ. О том, почему она считает образовательную программу по лингвистике в Вышке одной из лучших в России, а также о разнице между российскимии американскими студентами Барбара Парти рассказала новостной службе ВШЭ.

Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России

18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.

Тема образования останется приоритетной для нового состава Общественной палаты

Владимир Путин утвердил «президентскую» часть нового состава Общественной палаты РФ. В нее включен и ряд представителей сферы образования, в том числе ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Ректор ВШЭ войдет в новый состав Общественной палаты

Президент РФ Владимир Путин предложил Ярославу Кузьминову войти в очередной состав Общественной палаты. Новые принципы ее формирования предусмотрены законом, подписанным в конце декабря 2013 года.

Кризис доверия в сфере образования должен быть преодолен

Ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении проекта ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в России.

Вернуть сочинение и ввести профильный ЕГЭ

Разделить Единый государственный экзамен на два уровня: базовый и профильный — с таким предложением выступили участники круглого стола в Общественной палате, который состоялся 22 июля по итогам сдачи ЕГЭ 2013 года. Во встрече принял участие ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Система образования: выгодно ли быть «котом в мешке»?

27 июня Комиссия по развитию образования Общественной палаты РФ провела в Высшей школе экономики общественные слушания, посвященные формальной и реальной открытости в сфере образования.

Михаил Блинкин вошел в состав общественной палаты Москвы

5 апреля указом мэра Москвы утверждена вторая треть состава общественной палаты города. В нее вошли директор Института экономики транспорта и транспортной политики В ШЭ Михаил Блинкин ,президент «Опоры России» Александр Бречалов, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, ректор Московского физико-технического института Николай Кудрявцев, председатель правления Банка Москвы Михаил Кузовлев, народный артист Денис Мацуев, гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова, главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков, режиссер Карен Шахназаров, телеведущий Максим Шевченко и глава экспертного совета Probok.net Александр Шумский.

Конвейерное обучение штучных специалистов

29 января на очередном семинаре серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ с докладом, посвященным проблемно-ориентированному подходу в образовании, выступил профессор университета Маастрихта (Нидерланды) Йерун ван Мериенбур.