• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стандарт развития и согласия

1 июля Комиссия по развитию образования Общественной палаты РФ провела в Высшей школе экономики общественные слушания, посвященные федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Любовь Духанина, Ефим Рачевский
Любовь Духанина, Ефим Рачевский
Представители группы разработчиков во главе с директором Федерального института развития образования Александром Асмоловым рассказали об особенностях проекта стандарта. Его цель — создать условия для разнообразного развития детей, при этом никаких аттестаций («ЕГЭ и ГИА для дошкольников») не предполагается.

Заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко отметил, что стандарт принципиально изменит ситуацию с дошкольным образованием в нашей стране. Впервые государство взяло на себя обязательство обеспечить дошкольным образованием каждого гражданина, желающего его получить. По его мнению, подготовленный документ близок к европейским аналогам, является «стандартом развития».

Директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования (РАО) Татьяна Волосовец рассказала, что дошкольный период — уникальный этап развития личности ребенка, и его нельзя превращать в «нулевой класс» школы, вообще «школяризация» тут недопустима. Возможная болевая точка — несовпадение потребностей родителей и возможностей государства. Так, у родителей есть потребность в организации большого количества ясельных групп, что явно проблематично. Кроме того, существует разрыв между представлениями разработчиков стандарта и представлениями местных властей, для которых удобнее, чтобы детские сады работали по одной программе, как в 1960-е годы. Татьяна Волосовец подчеркнула, что изменились и дети, и запросы родителей, так что единообразие уже невозможно.

О других болевых точках говорил профессор Департамента образовательных программ Института образования ВШЭ, заместитель руководителя аппарата Комитета по образованию Госдумы Алексей Майоров. Так, сейчас в проекте стандарта декларируется этнокультурный компонент дошкольного образования, однако дальше деклараций дело не идет. Непонятно, что такое обозначенные в проекте стандарта «типы образовательных организаций». Недостаточно четко оговорены многие вопросы, связанные с дошкольным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья. Наконец, проект стандарта недостаточным образом описывает сетевые формы реализации образовательных программ.

По мнению директора Института социологии образования РАО Владимира Собкина, главная «болевая точка» проекта — его соотношение с новым законом «Об образовании в РФ». Кроме этого, он предложил вернуть в стандарт соотношение количества учителей и детей, чтобы положить конец переполнению групп в детских садах, и эту идею поддержали другие участники заседания.

Стандарт принят достаточно благосклонно, потому что в нем «нет никаких цифр» (дискуссии прежних лет о стандарте старшей школы были связаны, прежде всего, с цифрами в учебном плане), к тому же большая часть его положений в хороших детских садах давно реализуется.

Еще одно предложение связано с понятием «возрастной нормы». Руководитель центра «Игры и игрушки» Московского городского психолого-педагогического университета Елена Смирнова подчеркнула, что стандарт говорит о детях дошкольного возраста в целом, тогда как в действительности каждый год в этом возрасте — особая ступень развития. При этом многие положения стандарта неприменимы к детям до 1,5 лет — получается, что этот период как будто бы обойден. Отсюда необходимость ориентиров: каким должен быть ребенок в том или ином периоде дошкольного детства. Это предложение поддержали заведующие детскими садами, участвовавшие в слушаниях, поскольку родители всегда задают вопросы о возрастной норме, на которые необходимо давать четкие ответы.

Участники слушаний предложили Минобрнауки России продлить обсуждение проекта до конца августа, чтобы с текстом ознакомились участники августовских педагогических совещаний в регионах.

Итог обсуждения подвел член Общественной палаты Ефим Рачевский. Он отметил, что стандарт принят достаточно благосклонно, потому что в нем «нет никаких цифр» (дискуссии прежних лет о стандарте старшей школы были связаны, прежде всего, с цифрами в учебном плане), к тому же большая часть его положений в хороших детских садах давно реализуется. Однако с его введением неизбежно появится проблема мониторингов и проверок дошкольных учреждений на предмет выполнений требований стандарта. Поэтому Ефим Рачевский предложил ввести мораторий на любые проверки в дошкольных учреждениях до сентября 2014 года, кроме тех, которые касаются здоровья детей и финансов.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Какой детский сад лучше готовит к школе

Первоклассник быстрее привыкает к школе, если в детском саду его научили правильно общаться с людьми и быть самостоятельным.

40%

дошкольников в возрасте 4 лет и старше учились чему-либо дополнительно, помимо обязательных занятий в детском саду.

Частные и муниципальные детсады: преимущества и ограничения

Доля негосударственного сектора на рынке дошкольного образования России составляет менее двух процентов. Почему этот сектор услуг развивается так медленно? В Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ прошел семинар, на котором доцент департамента социологии Ольга Савинская рассказала о проблемах развития негосударственных образовательных организаций и трудностях выстраивания государственно-частного партнерства в этой сфере.

Директоров школ в разных регионах будут изучать и сравнивать

Центр развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ по заказу Минобрнауки России начинает проект по изучению директоров школ в 16 регионах России, по результатам которого будут разработаны рекомендации к программам их профессионального развития и повышения квалификации. Проект станет частью международного сравнительного исследования директоров школ Asia Leadership Project.

ВШЭ будет помогать школе «Покровский квартал» развиваться

27 августа в школе №2095 «Покровский квартал» состоялось родительское собрание, на котором ее директор Илья Новокрещенов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Центра развития лидерства в образовании ВШЭ Анатолий Каспржак представили программу ее развития.

В регионах доходы педагогов растут неравномерно

В последние три года зарплаты российских учителей и воспитателей детсадов росли. Но из-за неодинаковой покупательной способности зарплат в разных регионах доходы педагогов стали заметно отличаться. Об этом говорится в исследовании старшего научного сотрудника научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики НИУ ВШЭ Натальи Родиной.

Детские сады должны стать трансформерами

10 июня на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалось влияние среды на развитие детей дошкольного возраста. С докладом «Современные детские сады в России: возможности и перспективы» выступил специалист в области образования Всемирного банка Тигран Шмис.

Зарплаты воспитателей детсадов растут вместе с нагрузкой

13 мая на традиционном семинаре Института образования ВШЭ снова обсуждалась тема зарплат в образовании — на этот раз в дошкольном. Сотрудники Научно-учебной лаборатории анализа и моделирования институциональной динамики ВШЭ изучили последствия повышения зарплат воспитателей детских садов.

Развитие частных детсадов в России крайне затруднено

Традиционный семинар Института образования ВШЭ 11 февраля был посвящен проблемам частного сектора дошкольного образования. К детям в нем относятся гуманнее, чем в государственных детских садах, но частные заведения не общедоступны, и далеко не во всех регионах государство их поддерживает.

Социологи рассказывают о дошкольниках

Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина рассказывает о книге академика Российской академии образования Владимира Собкина «Социология дошкольного детства».