• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВШЭ будет помогать школе «Покровский квартал» развиваться

27 августа в школе №2095 «Покровский квартал» состоялось родительское собрание, на котором ее директор Илья Новокрещенов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Центра развития лидерства в образовании ВШЭ Анатолий Каспржак представили программу ее развития.

Школа № 2095 «Покровский квартал»  — это образовательный комплекс, созданный в центре Москвы путем объединения семи школ, шести детских садов и учебно-производственного комбината. Шефство над комплексом взяла Высшая школа экономики, а Ярослав Кузьминов был избран председателем управляющего совета. В недавно опубликованном рейтинге московских школ (топ-400) «Покровский квартал» занял 58-е место, и Илья Новокрещенов назвал это «прорывом года». Популярность комплекса за лето резко возросла: все больше родителей приводят сюда своих детей.

Чем хороша большая школа?

По словам Ярослава Кузьминова, перед новым учебным годом практически нет волнений и скандалов, связанных с набором детей в школы. Рейтинг московских школ показал, что, помимо 30-40 лучших школ, которые давно у всех на слуху, есть и другие школы, демонстрирующие высокие результаты, и это недавно созданные большие образовательные комплексы. Родители охотно отдают туда детей, потому что благодаря объединению школ и детских садов, а также сотрудничеству школ и вузов расширяются возможности выбора, у детей снимается стресс при переходе из детского сада в школу, а из школы в вуз.

Большая школа дает ребенку возможности выбора, в ней стирается грань между основным и дополнительным образованием, потому что в кружки и секции, на довузовскую подготовку теперь не нужно ездить на другой конец города. «Покровский квартал» — одна из самых больших школ в Москве, и все эти особенности характерны для нее в полной мере.

Еще одно преимущество большой школы — возможность профессионального роста учителя благодаря появившейся конкуренции. В школах, объединившихся в «Покровский квартал», было в среднем по две полных учительских ставки — русского языка и математики, остальным учителям нагрузки не хватало. Теперь же есть возможность обеспечивать учителям достаточную нагрузку и отбирать лучших из них точно так же, как отбирали учителей в Лицей ВШЭ. Если в школе есть по 3-4 учителя каждого направления, их результаты можно сопоставлять и определять, кто работает лучше.

Как будет развиваться «Покровский квартал»?

В соответствии с программой развития, разработанной при участии ВШЭ, «Покровский квартал» должен стать социокультурным центром, то есть развивать сотрудничество с вузами, учреждениями культуры, здравоохранения и бизнес-структурами.

Будут обновлены образовательные программы, усилена предпрофильная и профильная подготовка, изменятся технологии обучения. Для проявивших себя учителей откроются карьерные перспективы.

Все изменения планируется открыто обсуждать, в том числе на сайте школы.

Не будут забыты традиции учреждений, вошедших в состав комплекса: как сказал директор, «все, что улучшает качество и служит интересам ребенка, будет сохранено и приумножено».

По словам Илья Новокрещенова, одна из задач «Покровского квартала» на ближайшие годы — войти в первую двадцатку рейтинга московских школ.

Чем поможет Вышка?

Как рассказал Ярослав Кузьминов, ВШЭ будет участвовать в реализации программ предпрофильного и профильного обучения в «Покровском квартале». Сейчас в школе представлены почти все возможные профили. Вести соответствующие дисциплины будут в основном преподаватели ВШЭ, но к этой работе планируется привлекать и другие вузы, в том числе МГТУ им. Баумана, Московский городской психолого-педагогический университет.

С помощью Вышки будет обеспечено персональное консультирование и психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка. Этим займется Институт образования ВШЭ, и «Покровский квартал» станет огромной экспериментальной площадкой для проектов и инноваций, которые институт разрабатывает и предлагает всей стране.

Во внеклассной работе с учениками «Покровского квартала» будут участвовать студенты ВШЭ.

В «Покровском квартале» будет создана особая культурная среда, и этим тоже займется Вышка. Нужно увлечь детей разными возможностями, которые представляет такой большой город, как Москва, считает ректор ВШЭ. Учебу нельзя сводить исключительно к подготовке в вуз — эмоциональная сфера детей не должна оставаться на заднем плане. Они могли бы посещать дополнительные занятия не только по выбранному профилю, но и, например, по кулинарному искусству: даже если человек не станет профессиональным поваром, готовить он научится, а это в жизни пригодится.

ВШЭ также будет способствовать вовлечению школьников «Покровского квартала» в олимпиадное движение с максимально раннего возраста — с 7-8 класса, пообещал Ярослав Кузьминов.

Будет ли в «Покровском квартале» школа ступеней?

Один из ключевых вопросов, который волнует родителей, — не придется ли детям, привыкшим учиться в определенном школьном здании, в результате объединения школ ходить в другой корпус, расположенный дальше от дома?

Дело в том, что сразу после объединения школ в единый комплекс рассматривалась возможность создания школы ступеней, когда в каждом здании обучаются дети одного возраста (по такому принципу организована красноярская гимназия «Универс», директором которой был научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин).

Директор заверил собравшихся, что на данный момент такие изменения не планируются, — согласия родителей администрация не получила, а без этого она не может решать подобные вопросы. Однако обсуждению этой проблемы на родительском собрании было уделено немало времени.

По мнению Анатолия Каспржака, если в начальной школе еще можно понять родителей, которые хотят водить детей в привычное место, то в дальнейшем желание до выпуска остаться в том здании, где дети учились с первого класса, далеко не всегда обосновано. Невозможно обеспечить все здания школ полным комплектом современного оборудования для изучения физики или химии, так что детям постарше приходится выбирать между шаговой доступностью и качеством образования.

«Переезд с места на место — это, конечно, сложность, но, преодолевая ее, ребенок взрослеет, — обратился к родителям Анатолий Каспржак. — Если мы лишим его таких сложностей, если ему не придется ничего преодолевать, взросление не наступит. Конечно, администрация школы не будет принимать решения против вашей воли, но я прошу вас подумать над тем, что я сказал».

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы ВШЭ

 

Вам также может быть интересно:

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.

«Общество не следит за тем, что происходит в школе, оно придирчиво следит за результатами школы»

В интервью «Учительской газете» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, как цифровизация должна изменить учебный процесс для учителей, детей и родителей, почему красивая pdf-ка — это еще не цифровой учебник и зачем все-таки ходить в класс, если технологии позволяют учиться удаленно.

Образование должно стать основным инструментом преодоления бедности

Сегодня российские школы и профессиональные колледжи не сглаживают социальное неравенство, а в ряде случаев, напротив, его усугубляют. Как изменить систему образования, чтобы ученики из бедных семей добивались в жизни успеха, обсудили 19 июня участники заключительного семинара Института образования НИУ ВШЭ.

Инвестиции в школьное образование

Средства бизнеса на общее дело. Колонка ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

ВШЭ, МГСУ и «Просвещение» будут вместе разрабатывать проекты новых школ

24 мая на Петербургском международном экономическом форуме руководители НИУ ВШЭ, Московского государственного строительного университета и группы компаний «Просвещение» подписали соглашение о сотрудничестве. В его рамках два национальных исследовательских университета и крупнейшая российская компания, создающая образовательные ресурсы и сервисы, предложат оптимальные пространственные решения для школьных зданий.

Первоклассная галерея

Исследователи НИУ ВШЭ определили типы развития детей к моменту поступления в школу. Они позволяют спрогнозировать и улучшить будущие достижения учеников.

«Основной приоритет — это разработка высококлассных программ профессионального развития для учителей»

На Апрельской конференции был представлен экспертный доклад «12 решений для нового образования», подготовленный Высшей школой экономики и Центром стратегических разработок. Международные эксперты в области образования профессор Мартин Карной и профессор Томмазо Агасисти рассказали  новостной службе ВШЭ, как они оценивают основные положения доклада.

Переживания в социальном лифте

Учащиеся лицеев и гимназий могут разочароваться в школе, если в ней есть расслоение детей в зависимости от социального положения родителей, выяснили социологи НИУ ВШЭ.

1540

заявлений поступило от абитуриентов, которые хотят учиться в Лицее НИУ ВШЭ в 9-м классе. Прием заявок завершился 12 апреля.

ВШЭ увеличивает количество профилей в партнерской школе № 2107

В новом учебном году в этой школе, управляющий совет которой возглавляет проректор ВШЭ Вячеслав Башев, увеличится количество профильных направлений, разработанных при поддержке университета. Кроме того, старшеклассники, участвующие в проекте «Распределенный лицей ВШЭ», будут посещать факультетские дни в Вышке вместе с учениками Лицея ВШЭ и школы «Покровский квартал».