• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Результаты PISA связаны не только с качеством системы образования

В Институте образования НИУ ВШЭ выступил почетный профессор педагогики Университета Аризоны (США) Дэвид Берлинер (David Berliner). В интервью он рассказал о проблемах школьного образования в США и России, возможных способах оценки работы педагогов, а также о том, каким образом имеет смысл учитывать результаты международных образовательных исследований при принятии решений.

Главная проблема — не учителя, а семьи

Большинство стран неправильно интерпретирует результаты международных образовательных исследований — PISA, TIMSS, PIRLS, — считает профессор Берлинер. Так, американские школьники в целом демонстрируют очень низкие результаты по PISA, что неизменно заставляет политиков говорить о низком качестве образования, плохой работе учителей, директоров, некачественных программах и т. д.

Однако анализ результатов PISA показывает, что если большая часть американских школьников действительно пишет PISA очень плохо, то около 20% демонстрируют очень высокие результаты. Связаны они исключительно с социально-демографическими факторами. Дети из семей среднего класса в США, как правило, показывают очень высокие результаты в рамках международных и национальных исследований образования. Дети из бедных семей — очень низкие. Дети из семей среднего класса высоко мотивированы и имеют дома все условия для хорошей учебы. За чертой бедности в США находятся ппримерно 24% школьников — то есть очень значительное количество. Напротив, в Финляндии, где дети пишут PISA очень хорошо, за чертой бедности находятся только 4% школьников.

В США просто нет такого количества рабочих мест, где требуются люди с высоким уровнем владения ключевыми компетенциями PISA. Сколько таких рабочих мест в экономике России?

Представляется, что результаты международных сравнительных исследований связаны не только с системой образования как таковой, но и с социальной ситуацией в стране в целом. В США и Великобритании расслоение очень велико, бедных достаточно много — поэтому результаты в целом средние, а разброс между ними очень велик. В странах Северной Европы расслоения меньше, доступность качественного образования высока, соответственно, и результаты в целом высокие, разброс между ними невелик. Поэтому, когда мы говорим о повышении качества образования, следует думать не только об учителях, директорах, учебных программах, но и о социальной политике государства. Для США рецепт повышения результатов PISA связан со снижением бедности в целом.

Вероятно, в России результаты международных сравнительных исследований также связаны с социальными и экономическими особенностями страны, а не только с образованием. Поэтому еще один важный вопрос, которым имеет смысл задаваться, — нужны ли сейчас экономике страны высокие результаты PISA? Финляндия — маленькая страна, все ее население заметно меньше даже числа американских школьников с самыми высокими результатами PISA. Видимо, финская экономика может обеспечить их всех рабочими местами. Но, допустим, в США просто нет такого количества рабочих мест, где требуются люди с высоким уровнем владения ключевыми компетенциями PISA. Сколько таких рабочих мест в экономике России? Поэтому не стоит гоняться за высокими результатами PISA как таковыми — а сейчас и в России, и в США происходит именно это.

Как измерить качество работы учителя

Государство и бизнес склонны считать, что все можно измерить количественными показателями. В действительности это возможно далеко не всегда — особенно там, где речь идет о результатах педагогической деятельности, — считает профессор Берлинер. И в США, и в России, существует представление о том, что качество работы учителя можно измерить, опираясь на динамику успеваемости или предметные знания учащихся. На самом деле и это неправильно.

Успеваемость и предметные знания школьников зависят от множества факторов. Не в последнюю очередь это и социально-экономическое положение плюс культурный багаж родителей. Везде дети состоятельных и образованных родителей учатся лучше, чем дети бедных и малограмотных. От семьи также зависит и мотивация ребенка к учебе. Получается, что, измеряя качество работы учителя с помощью различных тестирований школьников, мы на самом деле оцениваем семьи. А оценивая работу учителей по успеваемости школьников, мы заставляем педагогов ставить детям незаслуженно высокие оценки.

Оценивать качество работы учителей с помощью количественных показателей сейчас невозможно. Вместо этого профессор Берлинер предлагает экспертные оценки. В качестве экспертов должны выступать, в первую очередь, директора школ. Как в США, так и в России они выполняют большое количество бумажной, бюрократической работы. Это неправильно — директора должны прежде всего помогать учителям и оценивать их труд. Для начала достаточно просто регулярно посещать уроки каждого учителя и смотреть, что он делает. Неплохо также записывать все происходящее на занятиях на видео и таким образом просматривать, что происходит.

Кроме директоров оценивать работу учителей должны внешние эксперты. Ими могут стать наиболее опытные и квалифицированные из практикующих педагогов. Они должны посещать занятия своих коллег и оценивать то, что там происходит. Далеко не всегда хорошие предметные знания детей говорят об умениях учителя. Не меньше говорит атмосфера в классе, отношение школьников к педагогу.

Побывав на занятии у своего коллеги, учитель-эксперт сможет помочь ему улучшить свою работу. Например, полезная практика — проводить уроки в школах друг у друга. Это помогает лучше понять проблемы, с которыми сталкиваются учителя, и найти пути их решения.

По мнению профессора Берлинера, главная проблема российских учителей — авторитарный, дидактический стиль работы. Это может быть связано с количеством детей в классе. В государственных школах США, где в классе находятся 30 детей, учителя ведут себя куда более дидактично, чем в частных школах, где численность класса составляет 10-15 детей. Тем не менее, и к большому классу можно найти подход. Например, можно научить учителей разбивать детей на малые группы, каждой из которых даются разные задания.

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.

«Общество не следит за тем, что происходит в школе, оно придирчиво следит за результатами школы»

В интервью «Учительской газете» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, как цифровизация должна изменить учебный процесс для учителей, детей и родителей, почему красивая pdf-ка — это еще не цифровой учебник и зачем все-таки ходить в класс, если технологии позволяют учиться удаленно.