• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Учиться интересно, когда рядом есть увлеченные люди»

В 2015 году восемь выпускников факультета математики ВШЭ поступили на PhD программы ведущих университетов мира, среди которых MIT, McGill University, Caltech, Pennsylvania State University и другие. О том, как поступить в престижную аспирантуру, о своих ожиданиях и академических планах новостной службе ВШЭ рассказал студент 4 курса Дмитрий Пирожков, поступивший в Columbia University.

Мое увлечение математикой — это и заслуга мамы (она у меня инженер, в доме было много научно-технических книг, журналы «Квант», «Наука и жизнь» и пр.), и мой собственный внутренний интерес. Учился я в обычной школе в Оренбурге, у меня была хорошая учительница по математике, но вообще мне было скучно. Я довольно много читал, пытался самостоятельно изучать продвинутую математику. В старших классах у меня появился товарищ, увлеченный программированием, и мне как-то оно тоже стало интересно, видимо, потому что рядом был человек, с которым можно было поговорить. И практически до самого поступления я сомневался — математика или программирование. Но в итоге победила математика.

Я выбирал между мехматом МГУ, Новосибирским государственным университетом и ВШЭ. Матфак Вышки я выбрал по репутации и активности профессоров, которые здесь преподают. О самом факультете четыре года назад информации почти не было, а вот о его преподавателях — Алексее Городенцеве, Михаиле Вербицком, Евгении Смирнове и многих других я был наслышан, в основном из-за того, что они преподавали в Независимом Московском Университете.

На первых курсах было тяжело: не всё, что мы проходили, я хотел изучать, и приходилось преодолевать некоторое нежелание этим заниматься. На старших курсах стало попроще, потому что программу обучения можно было выбирать самому. В свободное время я стал больше читать художественную литературу, особенно люблю научную фантастику.

Зачем ехать учиться?

Я уверен, что математикой и в Москве можно заниматься, и я рассматривал вариант остаться, но мне хочется поэкспериментировать, посмотреть на других людей, испробовать что-то новое.

В математике, по крайней мере в США, принято сразу после бакалавриата идти на PhD, в Европе это менее распространено, поэтому почти все мои однокурсники подавали документы в американские вузы. Хотя Света Макарова, которая поступила в MIT, рассматривала как вариант Токио.

Меня взяли в Колумбийский университет (там, кстати, учатся двое ребят с матфака), хотя я подавал документы не только туда. Это очень хороший университет, правда, по моей специализации — алгебраическая геометрия — в нем не так много специалистов. Но там, например, преподает Йохан де Йонг — создатель Stacks Project, коллективного проекта записи стандартных утверждений из алгебраической геометрии с доказательствами.

Большой плюс для кандидата, когда он может не только сказать, какой областью науки он хочет заниматься на факультете, но и знает (не обязательно лично) конкретного человека, у кого он хотел бы учиться.

Основное отличие аспирантуры от бакалавриата в том, что в ней надо быть более самостоятельным и больше заниматься научным исследованиям. Я думаю, что к самостоятельной работе я готов — на матфаке есть регулярныe семинары, которые проводят сами студенты, они собираются без преподавателей и изучают то, что им интересно. Например, мой однокурсник Гриша Кондырев на втором курсе организовывал такой семинар. Семинар проходил по пятницам и длился 6 часов, с пяти до одиннадцати, Гриша приглашал на него людей с самыми разными темами докладов — это был первый регулярный студенческий семинар матфака.

Вдохновение и сложные задачи

Меня вдохновляют идеи французского математика Александра Гротендика. Он писал, что надо не сосредотачиваться на сложных задачах, а искать, что можно сказать про объект, рассмотрев его со всех сторон. Занимаясь этим, он находил ответы на многие сложные задачи, которые никто не мог решать. Он придумал современный аппарат алгебраической геометрии. В его известной автобиографической книге «Урожаи и посевы» есть пассаж о том, что обычно люди пытаются решить загадку, как будто это жесткий объект, который надо разбить молотком, эффективнее — погрузить объект в воду и подождать, когда он раскроется.

Как приспособиться к жизни, если ты очень умный

Есть стереотип, что среди математиков много людей, которые не очень приспособлены к жизни. Когда я поступал на матфак, мне кажется, я был именно таким: приехал поступать с родителями, до этого мало куда ездил. Но благодаря тому, что на факультете оказалось много умных и активных студентов, также сильно увлеченных математикой, я стал более адекватен. Здесь удалось создать такую атмосферу, в которой студентам удается общаться, сотрудничать, чему-то учиться друг у друга, и не только математике. И к тому же у нас преподают люди, к которым можно обратиться по любому поводу. Например, Миша Вербицкий очень открыт к студентам, он может остановиться в коридоре и поговорить с любым, его все знают, общаются на «ты», он всегда может что-то посоветовать и объяснить. Он приглашает на свой семинар, рекомендует летние школы, поддерживает в те моменты, когда это необходимо.

И еще очень полезны и для учебы, и для социализации летние школы. Я ездил на несколько — два раза на традиционную школу Института теоретической и экспериментальной физики (одна проходила в Севастополе, вторая — в Дубне). Еще был на школе по классической и p-адической теории Ходжа во Франции, и в Бразилии на зимней школе по гиперболической динамике. Кстати, там было очень много русскоговорящих людей.

Почему я хочу быть математиком

Я думаю, что академическая жизнь меньше связана с деньгами, а в большей степени со свободой, она позволяет узнавать что-то новое, исследовать, читать лекции, помогать людям. В ней меньше рутинной работы, в математике всегда можно найти что-то тебе интересное. Я не считаю профессию математика элитарной, скорее это похоже на сообщество людей, которым интересно что-то, совсем не интересное другим людям.

Мне нравится находиться в обществе людей, которые болеют за то, чем они занимаются, которым важно, что они делают. Я считал бы успехом находиться в такой атмосфере, и самому быть довольным тем, что я делаю. Конечно, меня волнует и материальная сторона дела, хотелось бы нормально жить. И мне кажется, что должность профессора в хорошем российском или зарубежном университете мне это позволит.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Факультет математики ВШЭ — это очень активное сообщество, как и вообще Москва»

Карлос Кортес из Эквадора, бронзовый медалист Международной математической олимпиады (2011, 2012 и 2013 гг.) и выпускник математического факультета Массачусетского технологического института (MIT), провел два месяца летних каникул на научной стажировке на факультете математики ВШЭ. О впечатлениях от учебы в России он рассказал новостной службе ВШЭ.

ВШЭ будет готовить учителей математики нового поколения

Факультет математики ВШЭ совместно с Центром педагогического мастерства (ЦПМ) Москвы ведет набор на две образовательные программы — бакалаврскую и магистерскую, где будут готовить учителей математики, способных также преподавать информатику и физику. 

Магистранты факультета математики смогут получать именные и специальные стипендии

С сентября 2017 года для лучших студентов магистерских программ факультета математики учреждены 1 именная стипендия им. А.И.Зыкина и 9 специальных стипендий в размере 20 000 рублей в месяц каждая.

«Зеркальная симметрия была открыта физиками, но очень быстро привлекла внимание математиков»

Среди недавно открытых в Вышке международных лабораторий — Международная лаборатория зеркальной симметрии и автоморфных форм. Научный руководитель лаборатории Людмил Кацарков и кураторы двух научных направлений лаборатории Валерий Гриценко и Виктор Пржиялковский рассказали о том, почему она имеет все шансы стать уникальной междисциплинарной структурой по изучению зеркальной симметрии, автоморфных форм и теории чисел.

Как математика становится поэзией

Красота математики и секреты научного творчества стали главными темами новой книги ученых НИУ ВШЭ.

«Надеюсь, что наша книга поможет кому-то найти свою дорогу в профессию»

В Вышке прошла презентация недавно вышедшей книги «Математические прогулки. Сборник интервью». Ее героями стали ведущие российские ученые-математики, многие из которых работают в НИУ ВШЭ.

Студенты ВШЭ стали призерами международной математической олимпиады

Три студента Высшей школы экономики с факультета математики и факультета компьютерных наук получили медали на Международной математической олимпиаде имени Войтеха Ярника в Чехии. При этом студент матфака Никита Гладков стал абсолютным победителем в своей категории, набрав максимально возможное количество баллов.

«Математика — моя жизнь, и от нее никуда не деться»

Математик Владимир Протасов на втором курсе бросил учебу в университете. Правда, через некоторое время восстановился и с тех пор занимается наукой. В прошлом году Протасов в 46 лет стал членом-корреспондентом РАН. Он рассказал новостной службе ВШЭ о бесконечной красоте математики и о том, как она делает реальностью то, что раньше считалось фантастикой.

Математическая контрольная «Что и требовалось доказать» пройдет 11 марта

В Вышке третий раз пройдет всероссийская контрольная работа по математике «Что и требовалось доказать», организованная компанией «Яндекс». В этом году после контрольной можно будет не только послушать разбор задач, но и определить свой общий уровень знания математики с помощью авторского теста и узнать, как надо решать олимпиадные задачи и задания ЕГЭ.

Cтудентка смогла найти сбежавшего брата с помощью анализа социальной сети Вконтакте

Достаточно стандартная семейная история — подросток сбежал из дома, написав смску: «Я сюда больше не вернусь, можете даже не пытаться меня найти» и, естественно, отключив телефон. Найти его смогла сестра, используя знания, полученные во время учебы на программе «Прикладная математика и информатика». Эта история также показывает, что могут рассказать соцсети о своих пользователях понимающему человеку.