• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Большинство проектов летней школы Конкурса инноваций в образовании могут быть коммерчески успешными

В конце июня в Москве состоялась летняя школа Конкурса инноваций в образовании, который проводят Институт образования НИУ ВШЭ и Агентство стратегических инициатив. В течение нескольких дней авторы 28 образовательных проектов под руководством экспертов совершенствовали свои инновационные продукты и бизнес-модели. Их финальные презентации пройдут в сентябре.

Инновации как образ жизни

Конкурс инноваций в образовании (КИВО) впервые был проведен в 2014 году. «Идея конкурса в том, чтобы посмотреть на инновации «снизу», в этом его принципиальное отличие, например, от государственных грантов, — поясняет директор КИВО Диана Королева. — Мы хотим показать инноваторам весь пул возможностей по реализации их идей. Особенность нашей школы — в комплексном подходе к оценке проектов. С участниками работали эксперты по социальному предпринимательству, рассказывая, как некоторым проектам добавить социальную составляющую, и эксперты из бизнеса, которые на собственных кейсах показывали, с чего начинать, а что не нужно делать. И, конечно, для нас очень важна собственно образовательная составляющая». 

В прошлом году победителем КИВО стал социально-предпринимательский проект, который сначала назывался «Hroom», а уже на выходе из конкурса был переименован в «Образ жизни». Его задача — подготовка к взрослой жизни старшеклассников, в том числе из неблагополучных семей, в формате городского лагеря. «За минувший год мы провели еще лагерь для детей из детских домов, полугодовой курс по профориентации, но без акцента на слово «профессия», — рассказывает лидер проекта Диана Колесникова. — А этой осенью мы готовим сюрприз — лагерь не только для детей, но и для их родителей».

 Успешные люди знают, что путь к успеху лежит через череду провалов, и чем быстрее ты через них пройдешь, тем быстрее доберешься до нужного результата

А пока что Диана Колесникова вернулась на КИВО, но уже в качестве эксперта. На летней школе она вела необычный мастер-класс — по провалам. Во время мастер-класса его участники устраивали, например, мозговой штурм «наоборот», то есть брали прототип проекта и небольшим коллективом придумывали, какие неудачи могут его ждать — почему может не «выстрелить» сайт проекта, как срываются важные мероприятия и так далее. «Многие представляют себе занятие каким-либо делом как развилку: пойдешь направо — тебя ждет успех, пойдешь налево — потерпишь неудачу. Но это не так, — считает Диана Колесникова. — Успешные люди знают, что путь к успеху лежит через череду провалов, и чем быстрее ты через них пройдешь, тем быстрее доберешься до нужного результата». 

Почти всем авторам проектов, представленных на летней школе, пришлось переделывать свои презентации, чаще всего не по одному разу (вот еще один пример «необходимых» провалов). «Для меня самым ценным на школе была интенсивная работа над тем, как ты представляешь другим людям свою идею», — говорит Диана Колесникова. Будущим инноваторам и стартаперам она советует «отсекать лишнее и с любовью рассказывать о своем проекте».

С вниманием к детям

Денис Голиков приехал на школу вместе со своим сыном Артемом для популяризации детского языка программирования Scratch, разработанного в Массачусетском технологическом институте. «Когда мой сын пошел первый класс, мне не хотелось, чтобы он просто сидел за компьютером, хотелось придумать ему занятие для развития, — рассказывает Денис Голиков. — Так я нашел язык Scratch, мы с Артемом вдвоем изучили правила, стали делать проекты, игры, целые сериалы, а потом устроили кружок юных программистов, занятия которого проходят по воскресеньям».

За два года в своем кружке Денис обучил программированию больше 100 детей. Scratch очень простой язык программирования. Перемещая разноцветные блоки, можно создать небольшую игру или мультфильм и видоизменять их персонажей (главный герой — рыжий кот). Здесь открывается большой простор для детского творчества. В США три миллиона пользователей Scratch, в Великобритании — два миллиона, а вот в России — в десятки раз меньше. Эту ситуацию Денис хочет исправить. 

На своем сайте он собрал большое количество обучающих материалов, подготовил учебник по программированию для детей 7-8 лет, которые уже умеют читать и знают арифметику. «Мы надеемся, — говорит он, — что благодаря этому конкурсу больше людей узнают о Scratch, а мы найдем спонсорскую поддержку для создания полноценного сайта и обучающих видеороликов, потому что дети не всегда любят читать».

Как победить вирусы и Дарта Вейдера

Проект «Кодабра» также направлен на развитие у детей навыков «цифрового» творчества, но преследует и более общую цель — популяризацию IT-профессии. «Кодабра» (между прочим, участник социального акселератора в Бизнес-инкубаторе ВШЭ) учит детей программировать игры, мультфильмы, музыку, создавать простые приложения для мобильных устройств и сайты. «Проект начинался как волонтерский, — рассказывает один из его вдохновителей Дмитрий Лоханский. — Мы приходили в младшие классы и бесплатно проводили уроки. Потом открыли коммерческое направление — платные мероприятия по выходным: квесты, связанные с информатикой, мастер-классы для детей и родителей, на которых они вместе делают игры, летние лагеря». Часть коммерческого заработка по-прежнему идет на финансирование волонтерства. Кстати «Кодабра» ищет волонтеров, в том числе среди студентов Вышки, и приглашает поработать с детьми всех, кто интересуется психологией, педагогикой и информационными технологиями.

«Мы хотим сделать обучение интересным, — говорит другой руководитель проекта Дарья Абрамова. — Мы предлагаем ребятам: давайте вместе создадим игру. Они, обрадованные, конечно, не думают в этот момент об IT и математике, но затем, в процессе, им нужно узнать, что такое координатная сетка, синус, косинус — так мы «подтягиваем» им некоторые образовательные предметы».

Задания и связанные с ними истории в «Кодабре» придумывают самые разные. Например, нужно взломать систему безопасности «звезды смерти», чтобы Дарт Вейдер не уничтожил очередную планету. Или запрограммировать медицинского наноробота, который бы находил геномы вируса, распознавал их и уничтожал — так ребята могут освоить даже азы вирусологии. Многие ведь уверены, что будущее — за биоинформатикой. 

Инноваторам нельзя опаздывать

В профессиях будущего помогает ориентироваться проект Skillsmap. «Идея возникла, когда мы познакомились с исследованием «атласа профессий», которое подготовили «Сколково» и Агентство стратегических инициатив, — поясняет Александр Доморацкий. — Профессии, которым обучают сейчас, через несколько лет будут неконкурентоспособными, а образовательных программ, обучающих профессиям будущего, нет».

Skillsmap — это онлайн-платформа, позволяющая пользователям составить индивидуальную траекторию обучения — понять, какие профессиональные и надпрофессиональные навыки им необходимы, какие курсы нужно изучить, где и у кого это можно сделать. На Skillsmap уже составлены карты компетенций по шести профессиям управленческого профиля — форсайтер, специалист по краудсорсингу, менеджер в сфере GR, тьютор, урбанист, социальный предприниматель. Советы по каждой профессии дают признанные эксперты в своих областях, они помогают подбирать образовательный контент. Впрочем авторы проекта планируют заняться производством собственного контента (онлайн-курсов и «саммари» интересных книг и исследований) в партнерстве с Северо-Западным институтом управления РАНХиГС.

По словам Александра Доморацкого, конкурс КИВО помог понять, в правильном ли направлении движется проект: «Мы даже для себя решили, что если не пройдем отбор в полуфинал, то надо будет что-то серьезно менять. На финал привезем уже полостью упакованный продукт, который можно будет продавать и который одновременно будет приносить социальную пользу». 

Нужны ли инноваторы школам? 

Проекты, представленные на летнюю школу, охватывают самый широкий круг потенциальных потребителей — от детей до пенсионеров, от профессионалов узкой отрасли до родителей, которые хотели бы больше общаться со своим ребенком.

 Но есть и огорчительная вещь — почти полное игнорирование формальной системы образования. Такое ощущение, что большинство людей, которых действительно волнует образование, потеряли всякую надежду на то, что это можно делать через школы и университеты.

«Во времена тотального поворота назад, в какие-то архаические конструкты, которые почему-то называются «традициями», видеть группу людей, которые думают про будущее, про инновации — это огромная радость, — считает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. — Но есть и огорчительная вещь — почти полное игнорирование формальной системы образования. Такое ощущение, что большинство людей, которых действительно волнует образование, потеряли всякую надежду на то, что это можно делать через школы и университеты. Нам над этой проблемой нужно очень серьезно задуматься».

В ходе дискуссии не раз отмечалось, что нынешние образовательные стандарты дают возможность школам опробовать новые учебные форматы, открыться «вовне». Но этой возможностью редко кто пользуется. Руководитель образовательного холдинга «Наследник» Любовь Духанина обратила внимание на то, что помещения школ простаивают в выходные дни и на каникулах, а между тем эти пространства очень пригодились бы образовательным инноваторам.

Идеи из «сундучка»

«Спрос на новые образовательные технологии сейчас очень большой, — отмечает гендиректор Инновационного центра НИУ ВШЭ Анастасия Тюрина. — Больше половины проектов, которые я увидела на школе, могут быть коммерчески успешными и почти все обладают новизной, они интересны для образования».

Среди инноваций — как высокотехнологические (например, детский банкинг со специально разработанным приложением для телефонов), так и, на первый взгляд, совсем простые. Скажем, авторы проекта «Сундучок успеха» придумали переносной кукольный театр, который позволяет развивать так называемые мягкие навыки (навыки коммуникации) у детей с проблемами общения и их родителей. Такой продукт, производящийся в буквальном смысле вручную, по мнению Анастасии Тюриной, может быть интересен простаивающим швейным производствам (у них появятся заказы) и имеет широкие каналы потенциального сбыта.

Вновь участники школы встретятся в сентябре на финале КИВО, который пройдет в первый день международной конференции по образованию EdCrunch. Победителей определит специальное жюри, в состав которого входят инвесторы, представители министерства образования РФ, московского правительства, частных и государственных корпораций.

Вам также может быть интересно:

Объявлен победитель Конкурса инноваций в образовании - 2019

В этом году на конкурс, организованный Институтом образования НИУ ВШЭ и Рыбаков Фондом, было подано более 600 заявок. Лучшим признан проект по профилактике буллинга в отношении слабослышащих детей, представленный командой из Санкт-Петербурга. Главный приз, который получила команда-победитель от Института образования НИУ ВШЭ, — грант на стажировку в любой стране мира.

«Разумейка», «Жажда знаний», «Я не вернусь»: кому достался приз зрительских симпатий КИвО

Завершилась Летняя школа «Инновации в образовании — 2019», организованная для полуфиналистов Конкурса инноваций в образовании (КИвО — 2019). Команды представили свои проекты экспертам и получили рекомендации по их совершенствованию.

Инноваторов в образовании нужно выявлять и всячески поддерживать

Шестой год Институт образования НИУ ВШЭ совместно с партнерами проводит Конкурс инноваций в образовании (КИвО), и за это время на конкурс было подано около 4000 заявок. Опыт его участников позволяет делать выводы о перспективах инноваций в нашей стране, об их использовании для модернизации школы и о барьерах, которые возникают на их пути.

601

заявка из 15 стран и 151 города поступила на Конкурс инноваций в образовании (КИвО) 2019 года. Это на 20% больше, чем в прошлом году. Наиболее популярными оказались три темы: дополнительное образование и воспитание (238 заявок), школьное образование (218 заявок), игровые и интерактивные технологии (126).

На Конкурсе инноваций в образовании появились 12 номинаций

До 19 мая принимаются заявки на Конкурс инноваций в образовании (КИвО), который проводится Институтом образования НИУ ВШЭ и Рыбаков Фондом при поддержке Агентства стратегических инициатив. На сегодняшний день поступило около 250 заявок из 17 регионов России (представлена в основном европейская часть) и четырех зарубежных стран.

Заявки на конкурс инноваций в образовании принимаются до 19 мая

Конкурс инноваций в образовании (КИвО) в шестой раз проводится Высшей школой экономики и «Рыбаков фондом» при поддержке Агентства стратегических инициатив. Победитель получит грант на поездку в любую страну мира, чтобы представить свой проект потенциальным партнерам и инвесторам.

Российская школа меняется быстрыми темпами, но не все изменения идут ей на пользу

Согласно данным доклада ОЭСР «Инновации в образовании: что изменилось в классе за последнее десятилетие», Россия вошла в топ-3 стран по темпам изменений в школе. Исследователи Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какие из этих изменений действительно важны для повышения качества, а какие свидетельствуют лишь о количественных приращениях.

Победителем Конкурса инноваций в образовании – 2018 стал виртуальный молекулярный конструктор «НаноЛаб»

Это первый проект за пятилетнюю историю конкурса, который напрямую не связан с социальной сферой. Авторы проекта получат трэвел-грант и возможность презентовать свой стартап в любой точке мира.

Прорывные инновации изменят образование

29 июня в Институте образования ВШЭ завершилась летняя школа Конкурса инноваций в образовании (КИвО), на которой был определен состав финалистов. Победитель конкурса, который получит главный приз — стажировку в любой стране мира, будет назван осенью.

Перемены в образовании начинаются с «низовых» инноваций

5 июня были подведены итоги полуфинала Конкурса инноваций в образовании (КИвО–2018), организованного Институтом образования ВШЭ совместно с Рыбаков Фондом. Из 503 проектов, представленных на конкурс, жюри выбрало 28. Их авторы примут участие в летней школе — акселераторе инноваций, которая состоится в Москве в конце июня. Финал конкурса пройдет осенью.