• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поток инноваций в образовании оказался неисчерпаемым

С 27 по 30 июня в НИУ ВШЭ прошла летняя школа Конкурса инноваций в образовании — 2017, в которой приняли участие 30 команд, прошедших заочный тур. Заявки на конкурс в этом году подали 640 команд, победитель будет выбран в сентябре.

Конкурс инноваций в образовании (КИвО) проводится уже четвертый год, его организаторы — Институт образования НИУ ВШЭ и «РЫБАКОВ ФОНД» при поддержке Агентства стратегических инициатив. Количество заявок стабильно большое, поток инноваций оказался неисчерпаемым, отмечает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. Причем эти инновации — «живые», они рождаются не в начальственных кабинетах и поэтому имеют все шансы на успех.

Летняя школа — обязательный элемент КИвО: участники конкурса посещают лекции, мастер-классы и тренинги. Самый серьезный тренинг — «экспертная труба», когда в течение нескольких часов каждый участник по очереди общается с 15 экспертами, кратко рассказывает им о своих проектах, получает замечания и рекомендации по доработке.

Тематика лекций и мастер-классов — в основном бизнес и образование. Например, директор Лицея НИУ ВШЭ Дмитрий Фишбейн рассказал о внедрении инноваций в лицее, а руководитель Школы игрового программирования «Кодабра» Дарья Абрамова, участница КИвО 2015 года, — о том, как выстроить работу с общеобразовательными школами.

Одна из проблем, которая обсуждалась на летней школе, — соотношение социальной и коммерческой составляющей в образовательных инновациях. «Некоторые участники считают, что в образовании нельзя зарабатывать деньги, относятся к этой идее с опаской и даже с презрением, — говорит директор КИвО Диана Королева. — Наша задача — показать, что социальные проекты могут быть коммерчески успешными, и наоборот — у коммерческих проектов в образовании может быть социальная составляющая».

Участники летней школы в этом году заметно моложе, чем в предыдущие годы, и это естественная динамика: при отборе заявок члены жюри не были осведомлены об их возрасте. Они схватываю «крутое», модное и передовое, отмечает Диана Королева. Еще одна особенность — соответствие представленных инноваций глобальным трендам в образовании, прежде всего — бурному развитию информатизации (виртуальная реальность, чат-боты и проч.). География конкурса, как обычно, широкая — от Якутска до Минска.

В Институте образования ВШЭ планируется создать аналог летней школы КИвО — акселератор образовательных проектов. Разница в том, что он будет более продолжительным и рассчитанным на широкий круг инноваторов в образовании.

О своих проектах рассказывают участники Летней школы КИвО-2017.


Василий Максимов, директор Малой компьютерной академии Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова, Якутск

Мы приехали на летнюю школу вместе с Марией Максимовой — докторантом Пусанского национального университета (Южная Корея). В Малой компьютерной академии мы учим школьников робототехнике, нам помогают южнокорейские компании и технические школы. На школьников рассчитан и наш проект — «Дистанционная школа виртуальных роботов». Мы используем виртуальные симуляторы роботов — какой бы богатой ни была школа, она сможет приобрести только ограниченное количество простых роботов, а симуляторы помогут детям ознакомиться с принципом работы самых различных роботов и роботизированных устройств. Виртуальные симуляторы будут полезны и в обучении тех, кто интересуется программированием. Можно также устраивать дистанционные соревнования по управлению и программированию роботов для детей из разных районов, из отдаленных улусов.

На летней школе КИвО мы пообщались с опытными специалистами. Нам объясняли, казалось бы, простые вещи — как создавать презентацию, как продвигать образовательный проект и проч., но о многих нюансах мы раньше не знали.

Мы уверены, что за робототехникой будущее, уже сейчас роботы используются в самых разных областях, в том числе в добыче полезных ископаемых. И, самое главное, мы стараемся пробудить у детей интерес к инженерным специальностям, приобщаем их к техническому творчеству, программированию. Этой осенью будем апробировать ознакомительный курс на одной группе, затем планируем расширить дистанционное обучение на всю Якутию и, если получится, работать в масштабах России.


Андрей Баяджан, руководитель проекта «d notation», Санкт-Петербург

d notation (d означает digital) — это приложение для ввода нотных текстов и обучения нотному письму для мобильных устройств и интерактивных досок. Приложение основано на изобретении - специальной клавиатуре для цифрового ввода нотных текстов. Мы первые, кому удалось реализовать эту идею. Любой человек, знакомый с нотным письмом, может с легкостью записать нотный текст на мобильном устройстве. Существуют многочисленные нотные редакторы, но они требуют длительного освоения и их невозможно применить в обучении нотному письму. Я развиваю проект вместе с Романом Ивановичем Рудицей, композитором, моим учителем по музыкальной теории и Владиславом Гордиевским, опытным программистом, специалистом в области компьютерных технологий.

Сейчас у нас есть предварительные заказы от российских музыкальных школ, и мы планируем выйти на европейский и американский рынки. В России реализация проекта затруднена, потому что и общеобразовательные, и музыкальные школы не оснащены планшетами, а было бы замечательно учить детей с помощью виртуальной клавиатуры, дети с легкостью могли бы овладеть азами нотной грамоты.

На летней школе было много интересных лекций. Например, мне понравилось выступление Дарьи Абрамовой, создателя школы «Кодабра». После выступления Дарья дала мне ценные советы, основываясь на своем опыте, — в том числе по ценообразованию, по выбору аудитории, на которой нужно фокусироваться.

Цель моего участия в КИвО — выиграть travel grant для представления d notation в школах и университетах США. У меня уже есть договоренности с несколькими профессорами в разных штатах, они тестировали мою разработку. Очень важно личное общение с потенциальными пользователями и присутствие на тестах в образовательных учреждениях.


Дарья Рахманинова, руководитель проекта «Неудобный разговор», Москва

Мой проект посвящен половому просвещению. Он только начинается, а о нем уже пишут журналисты, придумывают странные заголовки. Идея проекта обусловлена тем, что в России очень остро строит проблема заболеваний, передающихся половых путем, внеплановых беременностей, абортов, и надо ее как-то решать. Половое просвещение — один из возможных способов решения, но фактически его нет. Наш проект восполняет этот пробел.

Раньше я была школьным учителем биологии, сейчас — научный сотрудник Института биоорганической химии, но я продолжаю работать с детьми, вижу их потребности, понимаю, что, например, информацию они лучше всего воспринимают через короткие сообщения, через мультики. Вижу, что проблемы полового воспитания беспокоят родителей не только подростков, но и младших школьников. Дети знают, как работает пищеварительная система, а про половые органы не знают ничего, и родители не понимают, как им об этом рассказать.

На Летней школе КИвО я встретила стопроцентное понимание и поддержку, хотя привыкла к неприятию и сопротивлению, в таких случаях просто слушаю и не пытаюсь спорить. А здесь люди воспринимают проект очень адекватно, выступают «крутые» спикеры. Я никогда не занималась проектной деятельностью, а здесь об этом много рассказывают, я стараюсь впитывать. Раньше я считала, что мой проект должен быть бесплатным, а здесь мне объяснили, как искать финансовую поддержку, в какие фонды обращаться и как строить отношения с деловыми партнерами.

 

Светлана Камка и Глеб Дагаев, директор и заместитель директора школы № 107, Екатеринбург, проект «СловаРус»

Детям мигрантов, не знающим русский язык, сложно учиться, а учителям, в свою очередь, сложно их учить. В нашей школе их около 20%, а в некоторых других — вплоть до 90%. Чтобы облегчить их адаптацию, мы разработали программу дополнительного образования, которая реализуется в двух школах, также действует клуб для детей мигрантов.

На КИвО мы представили проект учебно-методического комплекса (УМК) для детей мигрантов «СловаРус», с помощью которого они могли бы изучать русский язык и социокультурные особенности России. УМК основан на игровых технологиях, благодаря которым ребенок легко идет на контакт. Один из элементов комплекса — настольная игра, ее прототип мы привезли на летнюю школу.

В наших планах — создание полноценного УМК, в который войдут также пособия для учителя и для родителей, рабочая тетрадь, мобильное приложение для домашнего использования. Если удастся найти деловых партнеров и привлечь инвестиции, можно будет масштабировать проект. И сейчас мы на распутье — нужно определиться, над какими элементами УМК работать в первую очередь, на чью поддержку можно рассчитывать.

От менторов на летней школе мы получили положительные отклики, много ценных советов, например, о механизмах продвижения, узнали о, казалось бы, элементарных приемах, облегчающих представление продукта аудитории. Если выиграем тревел-грант, было бы интересно посмотреть, как организовано языковое обучение детей мигрантов в Европе и США. Есть ведь глобальные подходы к решению этой проблемы, и опыт других стран можно было бы применить у нас.


Дмитрий Марков, основатель компании Neuro Lab! Algorithms, Новосибирск

Компания создает образовательные продукты на базе алгоритмов, в нашей команде — 5 человек, в том числе разработчики из Москвы. Начинали с онлайн-курсов для федерального министерства финансов, а сейчас наш передовой продукт — образовательный чат-бот. Это программа, с которой пользователь ведет учебный диалог. Например, она спрашивает, знаешь ли ты столицу такого-то государства, и если не знаешь — дает подсказки, и так далее. Наши алгоритмы позволяют создать чат-ботов для обучения чему угодно. На летней школе представили чат-бот, в основе которого — учебник географии 5-го класса.

Год назад Билл Гейтс заявил, что скоро все люди будут учиться с помощью чат-ботов. Пока до этого не дошло, искусственный интеллект еще не так развит, но чат-бот может отчасти заменить репетитора. Среди компаний — наших клиентов есть рестораны, где чат-ботов используют для обучения официантов, они же должны знать наизусть меню, владеть техникой продаж, знать этикет. Весной наш чат-бот принимал экзамен у студентов Новосибирского государственного университета. Пользователям чат-боты нравятся, потому что это диалог, игра, даже интриги, интерфейс на естественном человеческом языке.

Летняя школа КИвО — это замечательная среда, атмосфера. Даже если лектор или тема мастер-класса тебе не интересны, есть возможность пообщаться. Понравилось, что участники должны рассказывать о своих проектах в течение трех минут. Рассказывать я умею, но в формате лекций — преподаю в университете, так что приобрел здесь новый навык.

Вам также может быть интересно:

Победителем Конкурса инноваций в образовании – 2018 стал виртуальный молекулярный конструктор «НаноЛаб»

Это первый проект за пятилетнюю историю конкурса, который напрямую не связан с социальной сферой. Авторы проекта получат трэвел-грант и возможность презентовать свой стартап в любой точке мира.

Прорывные инновации изменят образование

29 июня в Институте образования ВШЭ завершилась летняя школа Конкурса инноваций в образовании (КИвО), на которой был определен состав финалистов. Победитель конкурса, который получит главный приз — стажировку в любой стране мира, будет назван осенью.

Перемены в образовании начинаются с «низовых» инноваций

5 июня были подведены итоги полуфинала Конкурса инноваций в образовании (КИвО–2018), организованного Институтом образования ВШЭ совместно с Рыбаков Фондом. Из 503 проектов, представленных на конкурс, жюри выбрало 28. Их авторы примут участие в летней школе — акселераторе инноваций, которая состоится в Москве в конце июня. Финал конкурса пройдет осенью.

10 минут

требуется на заполнение заявки на Конкурс инноваций в образовании (КИвО) 2018. Конкурс проводится уже пять лет, за это время в нем приняло участие более 3000 проектов из 37 стран мира, которые оценили 368 экспертов. Заявки принимаются до 15 мая 2018 включительно.

На Конкурсе инноваций в образовании ждут проекты оригинально названные и правильно упакованные

В этом году Конкурс инноваций в образовании (КИвО) проводится в пятый раз Институтом образования ВШЭ совместно с Рыбаков Фондом. Его победитель, как обычно, получит грант на поездку в любую страну для презентации проекта и поиска деловых партнеров. Заявки на конкурс принимаются до 15 мая.

Открыт прием заявок на Конкурс инноваций в образовании

Конкурс инноваций в образовании (КИвО) открывает новый сезон и объявляет о начале приема заявок. Авторы самых перспективных проектов получат возможность представить их на мировом уровне, познакомиться с ведущими экспертами в образовательной сфере и найти  деловых партнеров. Подать заявку можно до 15 мая включительно.

На Конкурсе инноваций в образовании — 2017 впервые выбраны два победителя

Это проект d notation — приложение для ввода нотных текстов и обучения нотному письму на смартфонах, планшетах и интерактивных досках из Санкт-Петербурга и «Дисграф» — онлайн-сервис диагностики и корректировки дисграфии у детей из Красноярска.

Москва и Тюменская область лучше других внедряют инновации в школах

Исследователи Института образования НИУ ВШЭ оценили совокупность условий и ресурсов, которые позволяют школам и организациям дополнительного образования реализовывать современные образовательные программы, формирующие компетенции XXI века. По результатам исследования был подготовлен «Индекс инновационной образовательной экосистемы регионов России», представленный на Петербургском международном экономическом форуме — 2017.

Инновации в образовании: 10 самых известных проектов

До 15 мая включительно продолжается прием заявок на Конкурс инноваций в образовании, который проводят Институт образования ВШЭ и Рыбаков фонд при поддержке Агентства стратегических инициатив. За прошедшие три года на конкурс было представлено более 2 тыс. проектов, многие из них сегодня хорошо известны в профессиональном сообществе и за его пределами.

210

заявок от команд из 39 городов уже подано на Конкурс инноваций в образовании-2017. Прием заявок идет до 15 мая. Для помощи конкурсантам в этом году организаторы проводят выездные сессии в регионах (Roadtour).