• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Одна из идей, обсуждаемых сегодня, — повышение роли регионов в реализации национальных проектов, отметил советник министра науки и высшего образования РФ Александр Соболев, открывая заседание. Рассматривается вопрос и об усилении роли региональных вузов. Есть мнение, что в этой ситуации регионам нужно управлять вузами (сейчас большинство вузов подчинено федеральному центру), влиять на кадровые назначения, а в высших учебных заведениях должны появиться новые финансовые инструменты.

По оценке Олега Лешукова, руководителя лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ, вузы вносят существенный вклад в развитие региональных экономик — в некоторых регионах они обеспечивают более 5% вклада в валовый региональный продукт.

Помощник президента России Андрей Фурсенко предложил использовать в вузах разные инструменты развития — например, менять систему управления за счет усиления партнерства с бизнесом, региональной и федеральной властью, гражданским обществом, которое тоже является заказчиком для высшей школы.

Общество заинтересовано в стабильности и в том, чтобы образованные и воспитанные люди выстраивали более успешную и здоровую страну

По мнению Фурсенко, региональный вуз и отраслевой вуз — условные понятия, и они должны быть изменены. «Если вуз занимается узкой отраслью, не глядя по сторонам, он обречен на деградацию и отставание. Транспортный вуз — это логистика, высшая математика, большие данные, принципиально новые технологии», — считает помощник президента.

«Достижение национальных целей, сформулированных в майском указе президента, требует участия в национальных проектах максимально широкого круга университетов, — заявил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Это определяется«характером нашей страны, ее региональной организацией». По его мнению, это новая постановка вопроса, и нужно привлекать в ней внимание общества и государства.

В национальные проекты «Образование» и «Наука» включены важные мероприятия, в которых могли бы участвовать региональные и отраслевые вузы. Однако с учетом низких стартовых позиций и недостатка научного потенциала таких университетов вероятность их победы в конкурсах низка, констатировал Кузьминов. И даже в случае победы недостаточная кадровая, информационная, приборная база не позволит выполнить поставленные задачи. Налицо разрыв качества образования с ведущими университетами, и это подтверждается, в частности, результатами студенческой олимпиады «Я — профессионал».

Для решения этой проблемы ректор НИУ ВШЭ предложил использовать ресурс ведущих вузов, которые уже продемонстрировали свою конкурентоспособность. Теперь они могут переключиться на решение задач внутри страны, и их участие обеспечит «мощный подъем региональных и отраслевых университетов». Уже приняты первые решения: в МГУ стартует программа «Вернадский», в рамках которых ведущие вузы и научные центры будут создавать в регионах «зеркальные» лаборатории. С целым спектром инициатив по поддержке региональных вузов выступила Вышка. «К этому направлению присоединятся еще шесть российских университетов, и в ближайшее время мы публично об этом заявим», — добавил Кузьминов.

Как выяснилось в ходе обсуждения, регионы поддерживают выдвинутые идеи. Региональные власти готовы консультироваться с ведущими университетами, сообщила ректор Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева Ольга Пилипенко. «Предложения, которые мы услышали, весомы, и наш университет планирует подключиться к этой программе. Мы готовы отправить на программу постдоков в Высшую школу экономики и аналитиков, и математиков с условием, что они к нам вернутся», — рассказала она. По ее мнению, использование онлайн-курсов ведущих вузов позволит снизить нагрузку на региональных преподавателей.

Вам также может быть интересно:

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

Как увеличить российский экспорт продовольствия

На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.

«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»

Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.

«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»

Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.

«Изоляционизм — путь к технологической деградации»

XX Апрельская Международная научная конференция ВШЭ продолжилась обсуждением цифровизации экономики и государственного управления. О цифровых бизнес-моделях, государственном управлении, цифровизации промышленности, науки и влиянии цифровых технологий на рынок труда рассказал Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ, куратор национальной программы «Цифровая экономика».

Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе

Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.

«Новая система кадрового отбора начала работать во всех регионах страны»

Созданная по инициативе президента РФ Владимира Путина система социальных лифтов начинается с поиска талантливых детей, а завершается подготовкой и отбором высших управленцев. Ее особенности и перспективы развития 10 апреля обсудили участники пленарного заседания XX Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на тему «Новая система социальных лифтов в России как способ обновления элит».

«Без права на ошибку невозможны инновации в экономике»

Первое пленарное заседание XX Апрельской Международной научной конференции ВШЭ продолжилось обсуждением источников экономического роста, приоритетов бюджетной политики и инвестиций в инфраструктуру и человеческий капитал. Доклад на эти темы представили в том числе эксперты Вышки.