• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Будут ли школы обеспечивать не учебниками, а компьютерами

Будут ли школы обеспечивать не учебниками, а компьютерами

© iStock

О том, как придется (или не придется?) меняться школе после окончания коронавирусной пандемии, «Комсомольская правда» беседует с научным руководителем Института образования НИУ ВШЭ Исаком Фруминым.

Итак, школы срочно переводят удаленное обучение. Для них появилось множество форумов, мастер-классов, инструкции рассылают. Понятно, что большинство так или иначе, может быть и поневоле, освоят новые образовательные технологии. А что дальше? Ожидает ли нас новое качество школы после окончания эпидемии?

О том, что школе нужно осваивать онлайн технологии, эксперты говорили еще несколько лет назад. В докладе Центра стратегических разработок «12 решений для нового образования», а это 2018 год, было ясно написано, что альтернативы цифровизации нет. И сейчас мне очень жаль, что мы оказались недостаточно убедительны, возможно, недостаточно настойчивы. Нужно признать, что эти два года были упущены.

И когда мы смотрим сегодня на ситуацию, с которой столкнулись наши учителя и дети, то мы понимаем, что (пожалуй, кроме Москвы) не было ничего сделано всерьез, чтобы помочь школам внедрить смешанное обучение.

То есть сочетание обучения в классе и в режиме онлайн?

Да. Мы десятилетие оцифровывали тексты и картинки, которых и без нас было полно в интернете, и не развивали современные цифровые инструменты – с обратной связью, адаптивностью, игровой формой. Но, я надеюсь, что урок будет извлечен, и в системе образования появятся опережающие разработки, экспериментальные площадки. В этом случае в школы придут новые эффективные цифровые инструменты, которые разгрузят учителей и будут интересны ученикам.

Если говорить о новом качестве школы после эпидемии, то, надеюсь, что оно коснется не только технологий, но и содержания образования. Еще в 2017 году было поручение президента России обновлять содержание образования в соответствии с приоритетами научно-технологического прогресса. Мы сейчас провели экспресс-анализ, чтобы выяснить, а какое место занимает информация о вирусах, эпидемии в нашей школьной программе? Очень мало. Ни про модели распространения эпидемий, ни про коллективный иммунитет вы ничего не найдете в наших учебниках.

Школьное образование и технологически, и содержательно должно идти в ногу с самыми передовыми научными проблемами и разработками.

И мне очень хочется надеяться, что после того, как закончится эта история с коронавирусом (надеюсь она будет недолгой), мы не услышим призывы – давайте все будет по-прежнему, давайте вернем учебники Киселева и Перышкина. Я сам лет тридцать назад преподавал по отличному учебнику Киселева, но сегодня в школу стучится другая математика, другое знание.

А нет ли такого ощущения, что многие школы просто пережидают нынешнюю ситуацию и с нового учебного года вернутся к привычному ходу учебы?

Не думаю. Я поражен тому, насколько энергично и заинтересованно школы начинают решать совершенно новые задачи. Да, они много не знают, у них нет достаточных ресурсов – ни финансовых, ни технологических. Но есть главное – заинтересованность. Думаю, что система образования не будет, как ванька-встанька, возвращаться в предыдущее состояние.

Читать материал полностью

Вам также может быть интересно:

Четвертый закон робототехники: машины будут выбирать за нас одежду, технику, продукты

«Цвет автомобиля может быть любым, если он черный», – легендарная фраза Генри Форда снова может стать актуальной. Одним из последствий пандемии окажется возвращение суверенитета производителю. На заводах и фабриках решат, какого фасона нам нужна одежда, обувь, какие характеристики техники необходимы потребителю. В мире, где клиент был всегда прав, назревают перемены, предупреждает директор центра научно-технического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок в интервью «Российской газете».

Трансформации социального пространства как предчувствие нового мира

Какое место займет культура в постпандемическом мире, останется ли она вне цифрового пространства и как изменит образ «социального героя», в колонке для «Эксперт Online» рассуждают профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев и доцент НИУ ВШЭ Любовь Цыганова.

Тыла больше нет

Колонка декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Андрея Быстрицкого о том, что уже изменилось из-за мировой пандемии, а с чем только предстоит столкнуться.

Вузы ждут бизнес

Могут ли российские университеты заработать на науке? Надо ли поддерживать гуманитарные исследования? Что важнее – фундаментальные науки или прикладные технологии? На вопросы «Российской газеты» отвечает первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг.

«Никто за последние годы не думал, как дети учатся на карантине, а таких школьников были тысячи»

С какими трудностями столкнулись школы, оказавшись на карантине? Как убедить детей читать книги? В чем особенности поколения Z? Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин в интервью «Рыбаков фонду» рассказал о готовности школ к переходу на дистанционное образование.

Как изменятся города после пандемии

Классическое планирование городов развивалось в ответ на эпидемии холеры, туберкулеза и тифа в США и Европе. Какие навыки и практики городского развития мы должны использовать после пандемии, в колонке для РБК рассуждает Надежда Хорт, куратор лаборатории экспериментального проектирования городов «Шухов Лаб» и международной магистерской программы «Прототипирование городов будущего» Высшей школы урбанистики им. А. А. Высоковского НИУ ВШЭ.

Вирус вместо пушек: как мир провожает либеральный порядок

Кандидат политических наук, научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Тимофей Бордачев в колонке для журнала «Россия в глобальной политике» говорит, что мировой пандемический кризис стал долгожданным событием международной политики. Именно поэтому его политическое воздействие многократно превосходит реальную опасность коронавируса для людей.

Европейские уроки коронавируса

Пандемию коронавируса оказалась для Европы шоком. Её называют катастрофой, кризисом, сравнивают с общественным и экономическим инфарктом. Хотя сами по себе подобные всеохватывающие кризисы для европейцев не новость. О том, как в Старом Свете воспринимают коронавирусный кризис, в статье для портала Вышки рассказывает профессор Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Олег Солодухин.

Почему во время пандемии менеджеры стали работать с 8 утра до 12 ночи

В ситуации мировой пандемии особенно сильное давление испытывают менеджеры и владельцы компаний. Многие стали работать с 8 утра до 12 ночи. Как выйти из тупика, в колонке для Forbes объясняет Татьяна Ежова, руководитель корпоративной практики «Создание эффективных команд» НИУ ВШЭ.

COVID-19: краш-тест для экономик XXI века

На карантине сегодня — почти весь «золотой миллиард». Столкнувшись с одним и тем же вызовом разные страны, однако, приняли не одинаковые стратегии ответа. Экономист Алексей Белянин в колонке для IQ.HSE рассуждает о том, на кого сейчас ложится ответственность за выживание национальных экономик в разных сценариях — и почему.