• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как преподавать нормографию?

14-17 февраля в Суздале состоялась Всероссийская научно-методическая конференция «Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов», в которой приняли участие представители ВШЭ. В частности, Юрий Арзамасов выступил с докладом о преподавании нормографии.

Конференцию организовали Ассоциация юридических вузов России, Российский университет дружбы народов, Владимирский государственный университет, Владимирский юридический институт ФСИН России. На конференции обсуждался опыт преподавания юридических дисциплин в профильных вузах и факультетах России, однако кроме юристов в работе конференции приняли участие экономисты, историки, философы, педагоги. Программа конференции была насыщенной и включала в себя как круглые столы, диспуты, так и презентации авторских инновационных учебных курсов, связанных с изучением права.

Высшую школу экономики представлял, в частности, профессор кафедры теории права и сравнительного правоведения факультета права ВШЭ Юрий Арзамасов, который выступил с презентацией авторского инновационного курса «Нормография: теория и методология нормотворчества».

Как отметил Юрий Арзамасов, сегодня не только государственные и муниципальные служащие (сотрудники правовых департаментов, управлений, отделов), парламентарии, но и сотрудники предприятий разрабатывают и принимают разные по предмету правового регулирования, юридической силе, отраслевой типизации нормативные правовые акты. Между тем, как показывает практика, часто элементарных знаний нормотворческой юридической техники у них не хватает. Естественно, это отражается на качестве нормативного материала.

В связи с этим юристы, государственные и муниципальные служащие, депутаты различного уровня встают перед необходимостью изучения нормотворческой юридической техники. Полученные знания, несомненно, позволят готовить качественные юридические документы как с точки зрения формы, так и содержания, что отразится на эффективности правового регулирования, ведь уровень качества правовых документов — это один из важных показателей состояния правовой культуры общества.

Как преподавать нормотворческую юридическую технику в современной высшей школе? Известно, что идеи о необходимости преподавания основ юридической техники (ЮТ) звучали и в советское время. Известный специалист в области правотворчества профессор Пермского государственного университета А.А. Ушаков предлагал ввести дисциплину «Законография», разделив курс на две части в первой давать студентам знания основ юридической техники, а во второй части рассматривать особенности использования юридической техники в различных отраслях права.

Несмотря на то, что о необходимости отдельной науки, изучающей проблемы нормотворчества и учебной дисциплины все чаще стали говорить в последнее время, более того, ЮТ сегодня преподается во многих вузах, ее преподавание вошло в госстандарт по подготовке магистров по специальности «Юриспруденция», ее истоки уходят в античность. Так, Платон указывал, что «из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах; по крайней мере, так должно быть, если правильны ее положения…».

Однако здесь возникает ряд практических вопросов. Кто будет преподавать ЮТ? С помощью, каких методов? Как будет осуществлено преподавание ЮТ?

Дело в том, что в России не в полной мере развита наука о нормотворческой юридической технике. На Западе такая наука существует уже давно, там она носит название «легиспруденция», в нашей стране такая наука находится еще на начальном этапе становления. В советское время эту дисциплину не преподавали. Сейчас, хоть и медленно, ситуация начинает выправляться, но ее преподавание в тех вузах, где это осуществляется, проходит по-разному. При этом большинство авторов курсов под названием «Юридическая техника» все же «сваливаются» к преподаванию нормотворческой юридической техники. Примером тому служит программа курса юридической техники, содержащаяся в одноименном учебнике Т. В. Кашаниной. В результате страдает сама концепция, то есть она попросту не выдерживается, поскольку основные темы, а значит, и часы, отведены как раз на преподавание нормотворческой юридической техники.

Таким образом, лучшим вариантом, по мнению Юрия Арзамасова, является преподавание именно нормотворческой юридической техники, поскольку вопросы интерпретационных актов, которые принимают высшие судебные инстанции и Конституционный Суд Российской Федерации, изучаются студентами юридических вузов и факультетов в ходе преподавания таких дисциплин, как «Судебная власть», «Гражданский процесс», «Конституционное правосудие». Правила оформления протоколов об административных правонарушениях студенты изучают в курсе административного права, требования, предъявляемые к актам прокурорского реагирования, входят в предмет прокурорского надзора.

Юрий Арзамасов
Юрий Арзамасов
В связи с этим Юрий Арзамасов предлагает на всех юридических факультетах высших учебных заведений ввести учебный курс под названием «Нормография: теория и методология нормотворчества», как это делается в ВШЭ. Государственного и муниципального служащего, как и любого профессионала, надо готовить планомерно, специально, используя для этих целей как апробированные методики и программы, так и последние достижения науки.

Курс нормографии в НИУ ВШЭ состоит и двух частей — общей и особенной. Общая часть посвящена, соответственно, общим теоретическим проблемам нормотворчества. В особенную часть курса нормографии включены следующие темы, посвященные как организации, так и методикам, то есть процедурным аспектам подготовки различным по органам принятия и юридической силе нормативных правовых актов: «Организация подготовки законопроектов. Требования, предъявляемые к законопроектам»; «Подготовка законопроектов»; «Задачи и содержание правовой экспертизы законопроектов»; «Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации»; «Подписание и обнародование законодательных актов Президентом Российской Федерации»; «Порядок и особенности вступления в юридическую силу федеральных нормативных правовых актов»; «Технологии подготовки нормативных правовых актов Президента Российской Федерации»; «Структура и содержание нормотворческого процесса Правительства Российской Федерации»; «Структура и содержание ведомственного нормотворческого процесса»; «Нормотворчество субъектов Российской Федерации»; «Локальное нормотворчество» (в данной теме рассматриваются процедуры и проблемы подготовки, принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и корпоративных нормативных документов).

Сочетание практических занятий с лекционными в ВШЭ установлено 1:4. При этом для формирования профессиональных компетенций в ходе изучения нормографии семинарские и практические занятия проводятся по теме «Приемы и способы изложения нормативного материала», в ходе которого магистранты выступают с докладами и сообщениями. Также по данной теме проводятся тренинги, в ходе которых магистрантам даются определенные извлечения из нормативных правовых актов (НПА), и они определяют каким способом изложен в них нормативный материал.

По теме «Средства нормотворческой юридической техники» проводятся практические занятия, магистранты самостоятельно определяют, какие средства нормотворческой юридической техники применялись при подготовки НПА.

Также практикуется и обсуждение законопроектов с подготовкой заключений по ним. Например, по проекту федерального закона «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов», который собирался инициировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, было подготовлено отрицательное заключение, так как в проекте закона содержалось три различных дефиниции правового мониторинга.

В ходе преподавания нормографии используется семинар и как самостоятельная форма учебного занятия, не связанного с конкретной лекцией. Это касается проведения круглых столов на такие актуальные темы, как «Оптимизация законодательного процесса в Российской Федерации»; «Проблемы повышения эффективности закона»; «Проблемы осуществления антикоррупционной экспертизы».

Тема круглого стола объявляется заранее, готовятся докладчики и содокладчики, заранее на сайте кафедры, либо на занятии, обозначаются проблемы для обсуждения. Чтобы обсуждение актуальных вопросов на круглом столе было более интересным, приглашаются практические работники, сотрудников аналитических и правовых управлений федерального парламента, департаментов федеральных органов исполнительной власти.

В ходе преподавания уделяется проводятся тренинги. В зависимости от уровня подготовки обучаемых, их практической направленности и научного интереса, выбирается вид тренинга. Наиболее часто применяются следующие виды тренингов.

Во-первых, определение в предложенном преподавателем извлечении из нормативного правового акта средств нормотворческой юридической техники при помощи, которых был подготовлен данный акт. Во-вторых, проведение тренингов по выявлению различных видов дефектов нормативных правовых актов (неясностей, неточностей, коллизий, пробелов и прочего). В-третьих, определенной инновацией является проведение магистрантами экспертиз нормативных правовых актов и подготовка, в соответствии с нормативно установленными требованиями, заключений на предложенные проекты нормативных правовых актов. При этом проводятся тренинги по проведению как общеправовой экспертизы, так и отдельных ее видов (например, антикоррупционной). Имеет опыт направления заключений, подготовленных магистрантами, обучающимися на магистерской программе «Публичное право» в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. В-четвертых, подготовка отдельной части (главы, статьи) проекта нормативного правового акта по предложенной преподавателем тематике. В-пятых, подготовка сопроводительных документов (аналитических записок и т. д.), необходимых для внесения законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В-шестых, заполнение и ведение в целях мониторинга нормативных правовых актов «досье нормативного правового акта».

Магистрантам с хорошей теоретической подготовкой и имеющим опыт нормотворческой работы в государственных и муниципальных органах власти может быть дано инновационное проектное задание подготовить альтернативные концепции и даже проекты определенных нормативных правовых актов, с целью нахождения оптимальных путей правового регулирования общественных отношений в социуме. Для этих целей группа разбивается на несколько рабочих подгрупп, которые разрабатывают необходимые документы в установленные сроки и представляют их на обсуждение.

По мнению Юрия Арзамасова, в связи с переходом российского образования в вузах на двухуровневую систему организация преподавать нормографию следует студентам, обучающимся по магистерским программам, которые на хорошем уровне знают «азбуку юриспруденции», и современные проблемы права и государства, как это уже четвертый год делается в НИУ ВШЭ.

 

Виктор Иванов, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Открыта регистрация на программу второго диплома по праву Лондонского университета в ВШЭ

Абитуриенты, поступающие на бакалаврские программы «Юриспруденция» и «Юриспруденция: частное право», могут одновременно выбрать лондонскую программу как дополнительную опцию к своей основной подготовке. Программа второго диплома открыта также для внешних студентов и работающих специалистов.

Как Высшая школа экономики готовит судебных адвокатов

Магистерская программа «Адвокат по гражданским и уголовным делам» продолжает прием. В новом году практическая составляющая обучения на программе еще больше усилится — ее академический совет возглавит управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай.

Краудвестинг, криптовалюты, блокчейн: что еще изучают на магистерской программе «ЮМФР»

В 2019 году состоится второй прием на магистерскую программу «Юрист мирового финансового рынка». Ее студенты получают междисциплинарные знания на стыке права, финансов, менеджмента и информационных технологий, а занятия для них ведут специалисты-практики.

«Секрет успешной коммуникации: быть открытым к диалогу»

Как в одной аудитории уживаются католик, мусульманин и буддист? Каким духовным ценностям учит магистратура Вышки? Рассказывает студент 1 курса магистерской программы «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений» Давур Дорджиев.

В ВШЭ научат разбираться в тонкостях фармацевтического права

В 2019 году в Высшей школе экономики пройдет первый набор на магистерскую программу «Правовое регулирование в фармацевтике и биотехнологиях». Как будет построено обучение и какая карьера ожидает ее выпускников, рассказывает председатель академического совета программы Александр Панов.

Факультет права открывает новые программы совместно с Лондонским университетом

В 2019 году факультет права ВШЭ открывает программы дополнительного образования по общему праву, выпускники которых получат диплом Лондонского университета. Программы рассчитаны как на первокурсников Вышки, так и на студентов старших курсов и работающих специалистов.

Команда ВШЭ вышла в международный финал конкурса по праву ВТО

Студенты факультета права ВШЭ успешно выступили на региональном этапе конкурса им. Джона Джексона, организуемого Европейской ассоциацией студентов-юристов при поддержке Всемирной торговой организации. Финал конкурса пройдет в июне в Женеве.

Команда НИУ ВШЭ победила в конкурсе по Арбитражу Онлайн

26 августа завершился второй этап III Конкурса РАА по Арбитражу Онлайн в формате игрового судебного процесса (moot court). Победителем стала одна из команд НИУ ВШЭ. Также команды Вышки стали лидерами или заняли призовые места в отдельных номинациях конкурса. 

«Когда я поступала в магистратуру, не могла представить, насколько важным будет принятое решение»

Выпускница магистерской программы «Финансовое, налоговое и таможенное право» и юрист налоговой практики фирмы Sameta Ирина Попова на работе чувствует себя одновременно писателем и актером. В интервью Ирина рассказала, почему профессия юриста – очень творческая, почему она выбрала для обучения именно эту магистерскую программу и что помогло ей при поступлении и трудоустройстве.

На программе «Корпоративный юрист» готовят специалистов, которых не заменят роботы

О многих магистерских программах в Вышке говорят, что они «практикоориентированные». Но что это значит на самом деле? Какой практике учатся студенты, и как это помогает им в трудоустройстве и дальнейшей карьере, разбираемся на примере программы «Корпоративный юрист».