• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кто и как оценит высшее образование?

Сергей Рощин, Сергей Рукавишников
Сергей Рощин, Сергей Рукавишников
О качестве обучения говорит не только содержание самих учебных курсов, но и выпускники. 29-31 октября в ВШЭ прошла межрегиональная конференция «Общественное обсуждение модели профессионально-общественной аккредитации программ высшего профессионального образования».

Количество образовательных программ по экономике и менеджменту в России, как известно, очень велико, и качество у них — разное. Понятно, что государственная аккредитация, которую должны проходить все программы, может обозначить только нижний порог требований к качеству. Поэтому необходимы и другие виды аккредитации, которые смогут четко охарактеризовать уровень той или иной программы, отметил на конференции проректор ВШЭ Сергей Рощин. Новым законом «Об образовании в РФ» предусмотрена, в частности, профессионально-общественная аккредитация, и, как отметил и.о. начальника управления государственных услуг Рособрнадзора Сергей Рукавишников, в будущем государство, вероятно, будет принимать во внимание ее результаты.

На конференции была представлена модель профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по экономике и менеджменту, разработанная в рамках Федеральной целевой программы развития образования и адаптированная ВШЭ.

Важным показателем уровня программы является качество подготовки ее выпускников. Но как обеспечить объективность оценки этого качества? Сергей Рощин пояснил, что среди возможных параметров оценки выпускников обычно рассматривают трудоустройство после выпуска, владение профессиональными компетенциями, уровень зарплаты, сам факт работы по специальности, удовлетворенность работодателя. Хотя каждый из этих показателей имеет свои ограничения. Например, нет смысла оценивать, работает человек по специальности или нет, особенно если речь идет о «широких» бакалаврских программах. А вот уровень зарплат с поправкой на направление подготовки — неплохой интегративный показатель. Начальник методического управления ВШЭ Александра Серова предложила учитывать наличие у выпускников профессиональных сертификатов, пусть даже большинство таких сертификатов можно получить только при наличии опыта работы.

Среди возможных параметров оценки выпускников обычно рассматривают трудоустройство после выпуска, владение профессиональными компетенциями, уровень зарплаты, сам факт работы по специальности, удовлетворенность работодателя. Хотя каждый из этих показателей имеет свои ограничения.

Участие работодателей в профессионально-общественной аккредитации обязательно, отметила первый заместитель декана факультета экономики ВШЭ Татьяна Коссова, в прошлом — сама крупный руководитель в бизнесе. В то же время очевидно, что заниматься разработкой методик оценки они не будут, ведь даже работу со студентами они зачастую рассматривают как потерю времени. Сами они готовы лишь создавать независимые организации, уполномоченные проводить оценку и аккредитацию образовательных программ.

Нежелание работодателей заниматься аккредитацией подтвердила Полина Белобородова, представлявшая рекрутинговую службу «Ситибанка». Но при этом она особо подчеркнула важность для работодателей так называемых soft skills — умения вести переговоры, работать в команде и прочих подобных качеств, которых особенно не хватает нынешним студентам.

Профессор Государственного университета управления Марина Челышкова отметила сложность сопряжения образовательных стандартов с профессиональными стандартами, предложив свою модель оценки результатов обучения с помощью профессиональных экзаменов, которые могут проходить комплексно, включая тесты с выбором ответов и анализ кейсов.

Выступление проректора Московского городского педагогического университета Вадима Чехи было посвящено правовым вопросам различных способов оценки качества. Так, он отметил, что Минобрнауки России проверяет, следует ли вуз государственным образовательным стандартам, а финансовые проверки — правильность расходования средств. Между собой они никак не связаны, но Минобрнауки выделяет деньги на работу вузов в соответствии со стандартами. Если вуз им не следует — значит, и средства пошли не по адресу. Таким образом, разные типы проверок и аккредитаций должны быть теснее связаны друг с другом.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Как университетам и бизнесу найти друг друга

Российским вузам и компаниям необходимо более тесное взаимодействие, которое бы способствовало технологическому прорыву российской экономики в целом. О перспективах и препятствиях на пути такого сотрудничества говорил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на экспертной дискуссии в рамках Гайдаровского форума, проходящего в РАНХиГС.

Какое будущее ждет университеты

Что за пределами сферы образования определит развитие университетов через 15-20 лет? С кем они будут конкурировать? Как изменятся образовательные рынки? Будущее университетов обсудили ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. Встреча была организована журналом «Вопросы образования», в нем будут опубликованы основные тезисы.

«Аккредитация подтвердила, что мы обеспечиваем высокий уровень компетенций своих выпускников»

Четыре образовательные программы НИУ ВШЭ в сфере информационных технологий прошли профессионально-общественную аккредитацию АПКИТ — профессиональной ассоциации, объединяющей крупнейшие IT-компании России.

Опорные университеты должны быть предприимчивы и автономны

Наряду с глобальными исследовательскими университетами, необходимы вузы, играющие ключевую роль в национальной и локальной повестке. Как работают такие вузы в нашей стране и в мире, на панельной сессии «Вузы — центры развития регионов» Российского инвестиционного форума в Сочи 28 февраля рассказал научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.

Программа «МВА — Управление проектами» получила профессионально-общественную аккредитацию

Программа для получения дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования — Master of Business Administration (МВА)», cпециализация «МВА — управление проектами» получила аккредитацию Национального аккредитационного совета делового и управленческого образования (НАСДОБР).

«Аккредитация подтверждает, что программа реализуется в верном направлении»

Одна бакалаврская и две магистерские программы Вышки в сфере маркетинга и рекламы прошли профессионально-общественную аккредитацию Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР).

Почему университетам интересны рейтинги

Одной из заметных тем обсуждения на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ стали университетские рейтинги, которые оказывают все большее влияние на стратегию развития вузов и на государственную политику в сфере высшего образования.

Программы ВШЭ по юриспруденции получили общественное признание

Эксперты Ассоциации юристов России провели профессионально-общественную аккредитацию бакалаврской программы «Юриспруденция» и двух магистерских программ — «Корпоративный юрист» и «История, теория и философия права». По итогам экспертизы эти образовательные программы получили общественную аккредитацию, свидетельствующую об их признании профессиональным сообществом.

Как избежать отчисления из университета

Каждый пятый студент в России выбывает из вуза. Ученые НИУ ВШЭ назвали десять основных причин такого отсева.

В топ-100 каждого направления глобальных рейтингов должен войти хотя бы один российский вуз

19 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России – членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов – участников Проекта 5-100. Проект был создан во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599, предусматривающего повышение конкурентоспособности ведущих университетов России среди ведущих мировых научно-образовательных центров.