• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кто и как оценит высшее образование?

Сергей Рощин, Сергей Рукавишников
Сергей Рощин, Сергей Рукавишников
О качестве обучения говорит не только содержание самих учебных курсов, но и выпускники. 29-31 октября в ВШЭ прошла межрегиональная конференция «Общественное обсуждение модели профессионально-общественной аккредитации программ высшего профессионального образования».

Количество образовательных программ по экономике и менеджменту в России, как известно, очень велико, и качество у них — разное. Понятно, что государственная аккредитация, которую должны проходить все программы, может обозначить только нижний порог требований к качеству. Поэтому необходимы и другие виды аккредитации, которые смогут четко охарактеризовать уровень той или иной программы, отметил на конференции проректор ВШЭ Сергей Рощин. Новым законом «Об образовании в РФ» предусмотрена, в частности, профессионально-общественная аккредитация, и, как отметил и.о. начальника управления государственных услуг Рособрнадзора Сергей Рукавишников, в будущем государство, вероятно, будет принимать во внимание ее результаты.

На конференции была представлена модель профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по экономике и менеджменту, разработанная в рамках Федеральной целевой программы развития образования и адаптированная ВШЭ.

Важным показателем уровня программы является качество подготовки ее выпускников. Но как обеспечить объективность оценки этого качества? Сергей Рощин пояснил, что среди возможных параметров оценки выпускников обычно рассматривают трудоустройство после выпуска, владение профессиональными компетенциями, уровень зарплаты, сам факт работы по специальности, удовлетворенность работодателя. Хотя каждый из этих показателей имеет свои ограничения. Например, нет смысла оценивать, работает человек по специальности или нет, особенно если речь идет о «широких» бакалаврских программах. А вот уровень зарплат с поправкой на направление подготовки — неплохой интегративный показатель. Начальник методического управления ВШЭ Александра Серова предложила учитывать наличие у выпускников профессиональных сертификатов, пусть даже большинство таких сертификатов можно получить только при наличии опыта работы.

Среди возможных параметров оценки выпускников обычно рассматривают трудоустройство после выпуска, владение профессиональными компетенциями, уровень зарплаты, сам факт работы по специальности, удовлетворенность работодателя. Хотя каждый из этих показателей имеет свои ограничения.

Участие работодателей в профессионально-общественной аккредитации обязательно, отметила первый заместитель декана факультета экономики ВШЭ Татьяна Коссова, в прошлом — сама крупный руководитель в бизнесе. В то же время очевидно, что заниматься разработкой методик оценки они не будут, ведь даже работу со студентами они зачастую рассматривают как потерю времени. Сами они готовы лишь создавать независимые организации, уполномоченные проводить оценку и аккредитацию образовательных программ.

Нежелание работодателей заниматься аккредитацией подтвердила Полина Белобородова, представлявшая рекрутинговую службу «Ситибанка». Но при этом она особо подчеркнула важность для работодателей так называемых soft skills — умения вести переговоры, работать в команде и прочих подобных качеств, которых особенно не хватает нынешним студентам.

Профессор Государственного университета управления Марина Челышкова отметила сложность сопряжения образовательных стандартов с профессиональными стандартами, предложив свою модель оценки результатов обучения с помощью профессиональных экзаменов, которые могут проходить комплексно, включая тесты с выбором ответов и анализ кейсов.

Выступление проректора Московского городского педагогического университета Вадима Чехи было посвящено правовым вопросам различных способов оценки качества. Так, он отметил, что Минобрнауки России проверяет, следует ли вуз государственным образовательным стандартам, а финансовые проверки — правильность расходования средств. Между собой они никак не связаны, но Минобрнауки выделяет деньги на работу вузов в соответствии со стандартами. Если вуз им не следует — значит, и средства пошли не по адресу. Таким образом, разные типы проверок и аккредитаций должны быть теснее связаны друг с другом.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

В НИУ ВШЭ впервые прошла конференция Консорциума исследователей высшего образования

145 исследователей из 30 стран обсуждали, как система высшего образования функционирует на глобальном и национальном уровнях и как она меняется под воздействием процессов дифференциации и интеграции.

Ведущие вузы России начнут готовить кадры для Дальнего Востока

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальнего Востока. Высшая школа экономики вошла в перечень вузов, которые будут вести эту работу в партнерстве с университетами Дальневосточного федерального округа.

Магистерская программа «Финансовые рынки и финансовые институты» получила профессионально-общественную аккредитацию

Решение об аккредитации программы было принято Советом по профессиональным квалификациям финансового рынка, в состав которого входят представители Центрального банка, Минфина РФ и крупнейших финансовых компаний.

«Быстрое освоение цифровых инструментов должно быть основной задачей для всей высшей школы»

4 июля прошла встреча премьер-министра Дмитрия Медведева с руководителями российских вузов. На ней выступал и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, говоривший о цифровой революции в образовании, проблемах аспирантуры и представительстве российских ученых в отдельных отраслях мировой науки. Стенограмма встречи — на сайте Правительства РФ.

Обходной маневр

Каждый десятый российский школьник поступает в вуз, минуя ЕГЭ.

Заявление Ученого совета НИУ ВШЭ

Ученый совет НИУ ВШЭ обеспокоен отзывом государственной аккредитации МВШСЭН («Шанинки»). Многолетнее партнерство наших вузов позволяет утверждать, что качество подготовки студентов МВШСЭН отвечает высоким стандартам.

78%

студентов и выпускников московского и нижегородского кампусов Вышки довольны своим образованием. В НИУ ВШЭ – Пермь этот показатель еще выше — 84%. Такие цифры получены в результате опроса студентов и выпускников ведущих российских вузов, проведенного компанией Changellenge. По удовлетворенности качеством образования пермский кампус занял в рейтинге второе место, а московский и нижегородский поделили третье.

В России необходимо создать новую систему оценки качества высшего образования

Об этом заявили участники совместного заседания Ассоциации «Глобальные университеты» и Ассоциации ведущих университетов 11 мая. По их мнению, принципы государственной аккредитации вузов нуждаются в изменениях, так как в нынешнем виде она не способствует улучшению качества образования, более того — тормозит развитие отечественной высшей школы.

Как университетам и бизнесу найти друг друга

Российским вузам и компаниям необходимо более тесное взаимодействие, которое бы способствовало технологическому прорыву российской экономики в целом. О перспективах и препятствиях на пути такого сотрудничества говорил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов на экспертной дискуссии в рамках Гайдаровского форума, проходящего в РАНХиГС.

Какое будущее ждет университеты

Что за пределами сферы образования определит развитие университетов через 15-20 лет? С кем они будут конкурировать? Как изменятся образовательные рынки? Будущее университетов обсудили ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков. Встреча была организована журналом «Вопросы образования», в нем будут опубликованы основные тезисы.