• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Умное регулирование» для России

Даниил Цыганков
Даниил Цыганков
Концепция «умного регулирования» включена в стратегию развития Евросоюза до 2020 года. Разработчики российской Стратегии 2020 также предложили свои механизмы «умного регулирования», в основе которых — концепция формирования Национального совета по совершенствованию правового регулирования. Об актуальном тренде и его применимости для России — доклад директора Центра ОРВ Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Даниила Цыганкова.

Государственное регулирование неизбежно связано с издержками для всех адресатов этих норм — как для самого государства, так и для тех, кого оно непосредственно затрагивает (предприниматели, граждане, учреждения бюджетного сектора, некоммерческие организации). Видимая зависимость издержек от жесткости мер государственного регулирования — основание большинства теорий дерегулирования, господствовавших в конце прошлого века. Однако после недавнего финансово-экономического кризиса отношение к государственному регулированию кардинально изменилось. Не отказ от регулирования в пользу рынка, а детальная оценка и рациональный выбор вариантов регулятивных мер становятся трендом современной регуляторики и его ядра — оценки регулирующего воздействия (ОРВ).

Концепция «умного регулирования», принятая в ЕС в 2010-м г., состоит из трех компонентов. Первый — комплексная система ОРВ на всех этапах государственно-управленческого цикла — от проектирования новых актов до ретроспективной очистки уже существующих. Второй — кооперация исполнительных, законодательных и контрольных органов стран-членов ЕС. Третий — участие групп интересов и граждан в процессе ОРВ.

«Умное регулирование» следует выводить за рамки департаментов министерств и передать полномочия по ОРВ на более высокий уровень, уверен Даниил Цыганков, в сотрудничестве с профессором Российской школы частного права Артемом Карапетовым разработавший концепцию Национального совета по совершенствованию правового регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Концепция предполагает, что Нацсовет, формирующийся в соответствии с лучшими международными практиками, будет подотчетен непосредственно Президенту России. Он создается в развитие существующих механизмов ОРВ и правового мониторинга в целях построения комплексной системы т.н. «умного регулирования». К предмету компетенции Нацсовета в области предлагается отнести те регуляторные акты (прежде всего — федеральные законы), которые носят комплексный характер или оказывают масштабные воздействия на адресатов. Нацсовет будет тесно сотрудничать с формирующимся институтом федерального уполномоченного по защите предпринимателей. 

В Европе аналогичных органов становится все больше. «Независимая группа стейкхолдеров по снятию административных барьеров» (High Level Group of Independent Stakeholders on Administrative Burdens) создана в Евросоюзе в 2007-м году; в Нидерландах с 2000-го года действует Консультативный совет по административным барьерам (голл. – ACTAL, Adviescollege vermindering administratieve lasten), который оценивает все проекты нормативно-правовых актов на предмет избыточного регулирования; в Великобритании с октября 2009 года действует Комитет по регуляторной политике (RPC, Regulatory Policy Committee); в Швеции осенью 2008 года был создан Совет по улучшению регулирования (Regelradet); в Германии в 2006 г. был создан Национальный Совет по контролю норм при ведомстве федерального канцлера (NKR, Nationaler Normenkontrollrat). Во всех перечисленных национальных советах принимают решения от 3 до 9 независимых экспертов, обращаться туда может любой, кто считает, что некий регулирующий акт нуждается в улучшении или вовсе не нужен.

В отчете германского NKR, опубликованном в 2011 году утверждается, что за 5 лет его существования удалось снизить административное обременение для бизнеса на 10,5 млрд евро. Оцениванию со стороны Совета подлежит широкий спектр актов: проекты новых федеральных законов, проекты внесения поправок в существующее законодательство, проекты подзаконных актов и административных регламентов, применение законодательства, затронутого правом Европейского Союза, и соответствующих подзаконных актов и административных регламентов, существующие федеральные законы, а также основанные на них правовые предписания и административные регламенты. 

Чтобы быть конкурентоспособными рядом с европейскими соседями, России следует повышать в том числе и качество регуляторики и госуправления, подчеркивает доклад. Оценка регулирующего воздействия — это прежде всего социально-экономическое исследование, имеющее строгую структуру. Его нельзя подменить анализом юридических изъянов проекта или фрагментарной аргументацией «за» или «против», не базирующейся на количественных данных. Следовательно, необходимо создавать единую информационную и аналитическую базу проведения ОРВ.

Кроме того, экспертиза действующих актов не должна сводится к межведомственному согласованию и ограничиваться нормативными актами. Механизм должен предусматривать инициативу снизу по отмене неэффективного закона или постановления правительства.

Наконец, «умное ОРВ» нуждается в прорыве в технике нормотворчества. Регламенты законодательных актов должны содержать пункты о расчете возможных издержек и выгод хозяйствующих субъектов любых форм собственности, граждан. Необходимо добиться кардинального улучшения языка нормотворчества, сделав его понятным для обычных граждан — «конечных потребителей» этих норм. Предлагается также ввести практику «правовых экспериментов» предусматривающих ограниченный срок действия актов, оценку их действия, механизмы регулярной оценки и пересмотра/отмены принятых решений.

В России ситуация с уровнем ОРВ пока далеко не передовая. Согласно исследованиям Центра ОРВ ВШЭ, менее 10% заключений профильного департамента Минэкономразвития за первый год его работы соответствую международным стандартам. В своем докладе Цыганков отмечает: только в рамках политического контроля за бюрократией ОРВ в России не получится. Современное видение ОРВ как ядра «умного регулирования» состоит в том, что это кооперативная система. Она предполагает и включение в проектирование документов адресатов регулирования, начиная с самых ранних стадий, и принцип «состязательности» бизнес-объединений и регуляторов в случае отмены актов, и право регионов самостоятельно выстраивать свою систему оценивания, не ожидая указаний сверху.

Цыганков отмечает, что предлагаемая комплексная реформа регуляторики может стать настоящей «революцией в умах» – поскольку на уровне отдельного министерства ничего, кроме некоторого улучшения взаимодействия ведомств, добиться уже не удастся.

 


Полный текст доклада Д. Цыганкова

Страница Центра ОРВ

 

Арина Родионова, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Новая промышленная революция в России: быть или не быть?

На экспертной дискуссии «Технологическое развитие: мировые тренды и перспективы России» в рамках XVIII Апрельской конференции обсуждали возможности нашей страны осуществить в ближайшее время новую промышленную революцию. Основной доклад представил вице-президент Центра стратегических разработок (ЦСР) Владимир Княгинин.

«Главная особенность российского рынка труда — его нормальность»

Российский рынок труда является эффективным с макроэкономической точки зрения, быстро адаптируется к внешним шокам и может служить образцом для других рынков, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Он выступил с почетным докладом на XVIII Международной Апрельской научной конференции НИУ ВШЭ.

«Государство и университеты должны дополнять друг друга в социальной политике»

Важность вовлечения университетов в социально-экономическую политику государства обсудили на международном семинаре «Университеты, инклюзивное развитие и социальные инновации» в рамках XVIII Апрельской научной конференции НИУ ВШЭ.

«Россия больше не будет иметь гигантских нефтяных денег 2010-14 годов»

Мировой спрос на нефть будет расти все медленнее, но шансы на то, что рост продолжится вплоть до 2035 года, высоки; основным торговым партнером России останется Евросоюз; Китай увеличит свой вес в мировой экономике, но по уровню ВВП на душу населения к 2040 году не догонит даже Россию — на экспертной дискуссии «Российская экономика в системе мирохозяйственных связей» обсуждали варианты развития российской экономики на ближайшие десятилетия исходя из общемировых трендов.

«В соревновании государств победят не технологии, а новые модели управления»

Реформа госуправления и цифровая трансформация правительства стали главными темами экспертной дискуссии «Государственное управление: проблемы и решения». Лидерство в технологичной экономике и конкуренция за человеческий капитал — две цели, которые ставят перед собой авторы реформы.

«Нужно развивать страховые принципы социальной политики, а не уходить от них»

Очередная экспертная сессия в рамках XVIII Международной Апрельской научной конференции НИУ ВШЭ была посвящена проблемам социальной политики. Участники дискуссии обсуждали пути развития российского рынка труда, пенсионной и страховой системы.

Эксперты обсудили перспективы и развилки российского здравоохранения

Обсуждение прошло в рамках XVIII Апрельской конференции и  было посвящено основным проблемам отрасли и способам их решения.

Образовательный потенциал России предстоит превратить в капитал

На специальной сессии «Развилки и перспективы развития российского образования» XVIII Апрельской конференции в Высшей школе экономики обсуждался раздел доклада Центра стратегических разработок о стратегии развития России, посвященный образованию. Инвестиции в образование дают эффект через 15-20 лет, так что участники сессии рассмотрели перспективу до 2035 года.

В обществе искусственного интеллекта растет чувство незащищенности и правые настроения

Почему Трамп победил на выборах? Кто голосует за ксенофобские популистские правые партии? Как объяснить Брекзит? Рональд Инглхарт, научный руководитель Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) ВШЭ, считает, что эти изменения общественного мнения связаны с растущим неравенством, из которого вырастает  чувство общей незащищенности и  откат к ксенофобии.

Как выстроить диалог бизнеса и власти в условиях «новой нормальности»

Меняющаяся экономическая ситуация требует более эффективного диалога бизнеса и власти. Об этом шла речь на круглом столе «Взаимодействие бизнеса и власти на региональном и муниципальном уровне: зарубежный и российский опыт» в рамках XVIII Апрельской конференции.