• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Религия и гражданское общество: польский взгляд на Россию

Факультет философии ВШЭ организовал серию встреч с польским социологом религии профессором Енджеем Моравецким и провел научную конференцию «Модели религиозно-мифологического мировосприятия и гражданская идентичность».

Процессы возвращения религии в общественное пространство, происходящие в том числе и в России, делают более актуальной необходимость изучения религии. В нашей стране на сегодняшний день изучение конфессиональных сообществ оказывается не столь развитым, антропология и социология религии недостаточно разработаны. Обнаруживается, что со стороны западных коллег в изучении конфессиональных сообществ России сделано не меньше, а иногда и больше, чем со стороны российского религиоведения.

Примером могут служить исследования профессоров Университета Вроцлава (Польша) Енджея Моравецкого и Бартоша Ястержембского, проводящих комплексные исследования российских конфессиональных сообществ уже с 1990-х. Им принадлежит несколько монографий о взаимоотношениях религии и общества в России. Профессор Моравецкий, который занимается изучением религиозной жизни Сибири более 17 лет, написал, в частности, книги о тех течениях мира современного российского богоискательства, о которых нет пока еще отдельных работ у отечественных исследователей.

На сегодня главный научный интерес Енджея Моравецкого составляет социальная жизнь католических общин в России. В частности, одна из тем, его интересов сейчас: «“Big players” and strategies of minorities — о попытках сравнения позиций Православной и Католической церкви в Польше и России». То есть, с одной стороны, в фокусе его внимания общины христианских сообществ: православных, католиков, разных деноминаций протестантов, с другой — малоизвестные новые религиозные движения и представители современных локальных национальных верований Сибири, явления народной «низовой» религиозности.

Для расширения сотрудничества между российскими и польскими учеными в области религиоведения с 18 по 28 сентября на факультете философии ВШЭ был организован ряд мероприятий с участием профессора Енджея Моравецкого, включавший курс лекций, мастер-класс и семинар по повышению квалификации ученых Высшей школы экономики. Главным событием научной программы стала однодневная конференция «Модели религиозно-мифологического мировосприятия и гражданская идентичность», которая собрала не только ученых из ВШЭ, но и коллег из других вузов Москвы.

Религиозно-мифологическая картина мира, которую усваивает верующий (и даже просто симпатизирующий) какой-либо конфессии, во многом определяет особенности его гражданской идентичности, восприятие существующих общественных и гражданских институтов, национальной культуры, отечественной истории и будущего страны. В связи с этим была предпринята попытка проговорить сразу несколько вопросов, связанных с моделями религиозного мировосприятия: историческое прошлое государства и локальных территорий малых этносов; представления о будущем России в геополитическом пространстве; стратификация общества, общественная иерархия и субординация, принципы самоорганизации, доверие, соотношение вертикальных и горизонтальных связей, коммуникативная культура и жизненное поведение.

На правах организатора конференции автор этого репортажа также предложил попытаться нащупать причины современного конфликта церкви и общества, обнажающие социально-психологические процессы и антропологический кризис в современной России. Представляется, что поляризация общества становится все более жесткой. Помимо движения в сторону европейских ценностей, мы имеем поступательное движение в сторону постекулярного пространства — наблюдается и определенная радикализация отдельных религиозных кругов.

Эта гипотеза еще ждет своего анализа — или опровержения. Что мы видим? В российском общественном пространстве сегодня не удается найти ценностный консенсус, то, что происходит в результате спора разных религиозных парадигм, наиболее ярко выявляет спор о ценностях. Кроме того, быстро меняющийся мир, наполненный «переменными», дополнительно актуализирует запрос на константы, которые компенсировали бы человеку ощущение изменчивости мира. Такие константы сегодня пытаются обнаружить в том числе и в религии. Поэтому представляется, что необходимо изучать религиозные сообщества, создавать формы взаимодействия с ними, поскольку это может консолидировать российский социум.

Профессор Моравецкий в своем докладе рассказал о социальной стратегии малых религиозных групп в России и об эволюции, которую они претерпели за последние 20 лет. Исходя из результатов исследований Моравецкого, многие религии претерпели серьезную трансформацию в сторону социализации. Часть из них уже больше не избегает того общения с социумом, которое было характерно для них 20 лет назад. Они отдают учиться детей в светские школы, желая, чтобы они получили хорошее образование, помогают местной администрации в решении социальных проблем, в социальной опеке, уходе за больными. Представляется, что, наверное, нужно преодолевать стереотипы, сложившиеся в результате неофитского порыва богоискателей в 1990-е годы, и детально изучать, какие из них социализировались, а какие продолжают занимать «мироотвергающую установку». То есть так называемые «секты» не представляют собой монолит, и это нужно осознавать, считает польский профессор.

Ведущий научный сотрудник Института Европы Российской академии наук (РАН) Роман Лункин представил в своем выступлении социологический проект «Арена». Проект основан на методике георейтинга — фонд «Общественное мнение» пользуется ею в своих мегаопросах. Выборка — 56 500 человек по всей России, соответственно, в каждом регионе это примерно 800-900 или даже 1000 опрошенных. Уникальность проекта в том, что едва ли не впервые респондентам были заданы конкретные вопросы: «К какой конфессии вы себя относите?», либо — «К какому из типов православности: а) к православной РПЦ МП, b) просто православной, c) к православной религиозности, которая связана со старообрядчеством?»

Полученные результаты достаточно красноречиво говорят о современной ситуации в России. Например, если по стране в целом неправославные христиане — небольшая группа, процента четыре, то в регионах очень многообразная картина. Самые большие проценты просто христиан на Дальнем Востоке и в Центральной России, в Смоленской и Белгородской областях. То есть часть общества испытывает потребность в вере, но не находит себя в том православии, которое есть в данном регионе. Был отдельный комплекс исследований по протестантам и их осознанию гражданской активности. По намерению «начать свой бизнес, свое дело» протестанты лидируют, определенно опережая православных. Одна из задач проекта «Арена» — найти, в какой точке развития религиозности находится страна, и нащупать соответствующий запрос со стороны граждан.

Говоря о данных, оглашенных Лункиным, ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Алла Купрейченко отметила, что в проведенных ее исследованиях отношения молодежи к труду, не удалось обнаружить тип людей с протестантской деловой этикой. По ее словам, в ответе на вопрос «Если бы у вас было достаточно для жизни денег, то продолжали ли бы вы все равно работать?» опрошенные отвечали отрицательно. Удалось, однако, найти советский тип «трудяги». Это оказались те люди, они работают, не задумываясь, но моральный аспект труда у них нарушается, они например, нарушают нравственные нормы в торговле табаком.

Профессор кафедры мировой экономики ВШЭ Татьяна Коваль провела оригинальные аналогии между появлением национал-католицизма в Испании в 1930-е годы и идеями национальной идентификации в православии. По ее словам Католической Церкви Испании потребовалось пережить режим Франко, чтобы постепенно отказаться от этой идеологии. Кроме того, свою роль сыграла иерархическая структура Церкви и необходимость отказа (под влиянием Ватикана) от национальной замкнутости и поддержки тоталитаризма. В значительной степени ревизия национал-католицизма произошла после Второго Ватиканского Собора и последующих заявлений папы Павла VI, которые фактически утвердили демократические ценности и свободы в качестве неотъемлемых норм христианской жизни.

Магистрант факультета истории ВШЭ Олег Морозов в своем докладе «Пространство исторической политики» предположил с позиций историка, что идентичность РПЦ во многом связана с линейной концепцией, которую предлагает само христианство. РПЦ постоянно апеллирует к истории. Но в итоге это приводит к манипуляции с памятью. Канонизация святых — это инструмент исторической политики, попытка мемориализации исторического сознания современных россиян, что создает двойственность в христианском сознании. По словам Морозова, РПЦ старается одновременно утвердить в качестве сакральной константы образ непобедимого российского воинства.

Руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» Сергей Филатов полагает, что прошедший год показал: православие — не только национальная идентичность, о чем раньше можно было говорить с большей уверенностью. Атеистический дискурс в обществе снижается. Обществу интересно было слышать полемику вокруг акции Pussy Riot именно в религиозных терминах. Многие стали рассуждать о церковных делах, о поведении патриарха с точки зрении Евангелия. И даже «антицерковная кампания», о которой много говорилось, сегодня уже не антирелигиозная и не антихристиаская…

На конференции также выступили с докладами эксперт Института гуманитарно-политических исследований Михаил Жеребятьев о складывающейся надэтнической общности в мире российских мусульман и аспирант факультета философии ВШЭ Алена Апаева на тему «Религиозный фактор в формировании составной идентичности в марийской культуре».

По окончании конференции ее участники приняли решение подготовить сборника по итогам исследований, представленных в выступлениях докладчиков.

 

Борис Кнорре, доцент кафедры истории философии ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Для спасения мира нужна привычка к рутинной работе

Какие формы имеет социальное предпринимательство в России и США? Чем определяется успешность социальных проектов и как добиться их долговременной устойчивости? Эти вопросы обсуждались на очередной «Неформатной встрече на ВысШЭм уровне», организованной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Волонтерство в России: с чего оно началось и как будет развиваться

9 декабря Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ совместно с Благотворительным фондом содействия продвижению и развитию добровольчества «Национальный центр добровольчества» провели международный круглый стол «25-летие добровольчества в России: взгляд в будущее».

Страна, социально-экономическому развитию которой помогают волонтеры

23 ноября в рамках Неформатных встреч на «ВысШЭм уровне» в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ состоялась встреча с индийским общественным деятелем и бизнесменом Санджитом Кумаром Джха. Он рассказал, чем объясняются успехи общественной деятельности в Индии.

Должно ли государство поддерживать благотворителей?

Насколько эффективно государственное регулирование благотворительной деятельности? Помогает или мешает госфинансирование привлекать частные средства благотворительным фондам? Что показывает международный опыт и насколько он применим в российских условиях? Об этом шла речь на очередном заседании научного семинара Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.

Где готовят исследователей гражданского общества

Обучение в бакалавриате ВШЭ предполагает участие студентов в проектной деятельности. О том, чем могут быть интересны проекты по изучению «третьего сектора» и какие возможности они открывают для студентов, рассказывает директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ, заведующая кафедрой экономики и управления в НКО Ирина Мерсиянова.

XII конференция ISTR: ученые НИУ ВШЭ представили рекордное количество докладов

В Стокгольме состоялась двенадцатая конференция Международного сообщества исследователей третьего сектора (International Society for Third Sector Research – ISTR) на тему «Третий сектор в период трансформации: отчетность, прозрачность и социальная инклюзия». Конференция проводится раз в два года и является одним из крупнейших научных событий в своей области.

Взгляд на экспертное сообщество со стороны

На очередном заседании научного семинара Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ состоялось обсуждение результатов исследования «Российское экспертное сообщество как интерфейс между гражданским обществом и публичной властью». С докладом на эту тему выступил Лев Якобсон, первый проректор НИУ ВШЭ, научный руководитель Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора.

На Апрельской конференции обсудили местное самоуправление и гражданскую самоорганизацию

С 20 по 22 апреля в рамках XVII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества работала секция «Местное самоуправление и гражданская самоорганизация. Среди докладчиков, прошедших для участия конкурсный отбор, оказались исследователи НИУ ВШЭ, в том числе сотрудники Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, а также других вузов и научных институтов России и зарубежных стран. На сессиях присутствовали эксперты и практики третьего сектора и местного самоуправления.

Ученые ВШЭ об оценке эффективности добровольческой деятельности

В Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ состоялся круглый стол «Оценка эффективности добровольческой деятельности: проблемы и возможности», который собрал заинтересованных участников из Москвы и Санкт-Петербурга, ведущих теоретиков и практиков российского третьего сектора, не понаслышке знакомых с современными тенденциями в сфере добровольчества, которое как одна из филантропических практик во всем мире приобретает все больший размах.

Вовлеченность в церковную жизнь повышает гражданскую активность

Очередной научный семинар Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ был посвящен теме «Религиозный капитал, уровни религиозности и гражданское общество в России: методологические и аналитические подходы к данным мониторинга гражданского общества».