• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Владение языками
английский
Контакты
Телефон:
+7(495) 772-9590 доб. 22910
Электронная почта:
Адрес: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, каб. 307
Время работы: 10:00 - 18:00
Резюме (DOCX, 28 Кб)
SPIN РИНЦ: 1540-8931
ORCID: 0000-0001-7058-1232
ResearcherID: K-8671-2015
Scopus AuthorID: 6508178898
Google Scholar
Руководитель
Фрумин И. Д.
Версия для печати

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

Поливанова Катерина Николаевна

  • Начала работать в НИУ ВШЭ в 2008 году.
  • Научно-педагогический стаж: 42 года.

Образование, учёные степени и учёные звания

  • 2006
    Ученое звание: Профессор
  • 2000

    Доктор психологических наук: специальность 19.00.00 «Психологические науки»

  • 1974

    Специалитет: Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, специальность «Физика»

Научный руководитель диссертационных исследований

на соискание учёной степени кандидата наук
  • 1
    Королева Д. О. Использование социальных сетей в образовании и социализации подростка (aспирантура: 3-й год обучения)
  • 2
    Козьмина Я. Я. Обыденные представления родителей о целях воспитания и способах их достижения в условиях современного мегаполиса (aспирантура: 3-й год обучения)

Учебные курсы (2016/2017 уч. год)

Учебные курсы (2015/2016 уч. год)

Учебные курсы (2014/2015 уч. год)

Учебные курсы (2013/2014 уч. год)

Учебные курсы (2012/2013 уч. год)

Учебные курсы (2011/2012 уч. год)

Учебные курсы (2010/2011 уч. год)

Публикации42

Конференции

2014
XXI Всероссийская конференция «Практики развития: индивидуальные, корпоративные, институциональные свободы и ограничения» (Красноярск). Доклад: «Современное родительство: постановка проблемы»

Гранты

Современное детство: социализация внутри и вне системы образования

Современное детство: новая реальность подросткового общения


Опыт работы

ведущий научный сотрудник ПИ РАО, член Международной психологической организации ISSBD, профессор кафедры возрастной психологии МГППУ

 

Надо доверять себе и своему ребёнку

В рамках конференции "Игровая культура современного детства" руководитель Центра исследований современного детства и секции «Философия детской игровой культуры и социально-культурные контексты» Катерина Поливанова дала блиц-интервью для отраслевого портала индустрии игрушек "Сегмент".

Родителям без пяти минут первоклашек

По итогам  встречи, которая на днях состоялась в парке искусств МУЗЕОН, Катерина Поливанова и Анастасия Нисская подготовили для родителей будущих первоклашек ряд советов, которые помогут понять и пережить непростой переходный этап из детского сада в школу и взрослым, и их детям.

Готовность №1: как дошкольник становится школьником?

В рамках проекта «Школа будущего» в парке искусств МУЗЕОН Катерина Поливанова и Анастасия Нисская провели встречу с родителями и представителями системы образования. Обсуждались готовность детей к школе, школы – к детям, и все-все "горячие" вопросы, которые окружают сегодня эту тему.

Почему наши дети так непохожи на нас?

Поиску ответов на извечный вопрос, волнующий каждое поколение на протяжении истории человечества, была посвящена программа «Кафедра» на радио «МАЯК», гостем которой стала руководитель Центра исследований современного детства Инобра, профессор Катерина Поливанова.  

Четыре выпускника магистратуры ВШЭ взялись за изменение отдельно взятой школы

Директор и три заместителя директора школы № 777 Рязанского района Москвы в 2016 году окончили магистерскую программу «Управление образованием». Они пришли на программу независимо друг от друга из разных школ и даже городов, а во время учебы объединились в одну команду. Сегодня они используют в работе полученные в университете знания и продолжают с ним сотрудничать в рамках совместных образовательных проектов.

Заключительный в этом сезоне семинар цикла «Современное детство: теория и практика»

В рамках семинара сотрудники Института образования провели необычную игру, в которую с радостью погрузились учителя, студенты, директора школ и просто интересующихся современной педагогикой и психологией.

Катерина Поливанова в программе "Кафедра" на Радио "Маяк" рассказала о том, почему современные дети так на нас не похожи

Детство сегодня стремительно меняется. Наши дети растут в совершенно новых и непонятных взрослым реалиях. Они меньше общаются с родителями, а взрослые в гораздо меньшей степени, чем родители предшествующих поколений, осведомлены о том, что делают их дети. На бытовом и профессионально-педагогическом уровне мы все чаще признаем и существенное отличие знаний и опыта современных детей от знаний и опыта поколения их родителей. Об этом и многом другом можно узнать, прослушав запись программы.

Почему дети не ходят в кружки и секции

«Далеко от дома», «Не подходит расписание», «Еще не искали» − так родители объясняют нежелание отдать своего ребенка в кружок. Насколько обоснованы эти аргументы, выяснили эксперты группы исследования современного детства Института образования НИУ ВШЭ

В Институте образования прошел очередной семинар серии «Пространство России: контекст для образования»

Темой для обсуждения на этот раз стал российский и зарубежный опыт выстраивания образовательной политики и педагогической практики в отношении детей этнических меньшинств.

Что есть наше детство?

Руководитель группы "Исследования современного детства" профессор Катерина Поливанова провела открытую лекцию в МГПУ в рамках проекта "Пластилин" − открытой мастерской науки, где эксперты и профессионалы делятся знаниями из области самых разных научных направлений.

Возможности подростков по использованию мобильных технологий игнорируются школой

Диана Королева, аспирант 3-го года обучения Института образования ВШЭ, на конференции об использовании компьютеров в образовании в Риме получила награду в номинации «Лучшее диссертационное исследование», за которую соревновались около ста аспирантов из разных стран.

В Институте образования прошла очередная встреча из серии «Современное детство: теория и практика»

В этот раз семинар был посвящен открытию в Институте аудитории имени Л.С. Выготского, и тема его была обозначена так: «100 лет после детства: возраст как судьба VS возраста как выбор».

Последний номер "Journal of Russian & East European Psychology" полностью посвящен работам Катерины Николаевны Поливановой. Приглашаем коллег к обсуждению!

В сборник вошли переводы монографии "Психология возрастных кризисов".

Российский гуманитарный научный фонд поддержал проекты центра!

В основном конкурсе 2016 года поддержаны 2 проекта: "Межпоколенческое сравнение обыденных теорий воспитания детей" и "Портрет современного подростка через его самопрезентацию в социальной сети"

От младшего школьного возраста к подростковому: тогда и сейчас

На очередном семинаре цикла «Современное детство: теория и практика», организуемом Инобром и Московским городским психолого-педагогическим университетом, специалисты группы «Исследования современного детства» поделились опытом включенного наблюдения за пятиклассниками – репликой исследования, проведенного в 1960-х годах исследовательской группой Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой.

Вышла новая публикация в серии «Научные доклады Института образования»

Доклад сотрудников группы «Исследования современного детства» К. Поливановой, И. Вопиловой и А. Нисской описывает современные подходы к разработке образовательных программ для родителей. На основании опыта Европы, США и России анализируются изменения, произошедшие в содержании программ со времени их возникновения и до наших дней. Особое внимание уделяется актуальному вопросу родительской самоэффективности.

Родительство становится профессией

Вместе с современным детством существенно изменилось и родительство. Материнство фактически становится профессией: в обществе воспитание детей все чаще воспринимается как работа, требующая специальных знаний и психологических навыков. Методы обучения успешному родительству исследовали ученые Института образования НИУ ВШЭ – замдиректора Центра развития лидерства в образовании, профессор Катерина Поливанова, аналитик Ирина Вопилова и научный сотрудник Анастасия Нисская.

Онлайн в школе и дома: руководитель центра Катерина Поливанова и аналитик Диана Королева приняли участие в передаче «Классный час» на «Радио Свобода»

Также в программе приняли участие руководитель центра "Перекресток"  Кирилл Хломов и по Скайпу из Санкт-Петербурга эксперт Школьной Лиги РОСНАНО, учитель информатики Анатолий Шперх. Эксперты говорили про кибертравлю, пользу от непослушания и новые образовательные технологии.

Группа "Исследования современного детства" принимает участие в программе повышения квалификации для педагогов дошкольного образования

В ходе занятий специалисты группы расскажут про самоэффективность родителей и воспитателей, развитие инициативы, самостоятельности и ответственности у дошкольников, а также про когнитивные и социальные навыки.

Вышла новая статья, посвященная современному родительству

Катерина Николаевна Поливанова на страницах журнала "Психологическая наука и образование" рассуждает о современном родительстве как предмете исследования.

Гарри Поттер и Смешарики: "Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры?"

7 октября в эфире радио "Культура" вышла новая программа цикла "Академия детских наук", посвященная исследованию особенностей современного детства сквозь призму культурных продуктов, проведенного Катериной Поливановой, Еленой Сазоновой и Мартой Шакаровой.

Курсы повышения квалификации для педагогов дошкольного образования

В рамках образовательной программы, осуществляемой Университетско-школьным Кластером, специалисты Центра исследований современного детства расскажут про самоэффективность родителей и воспитателей, развитие инициативы, самостоятельности и ответственности у дошкольников, а также про когнитивные и социальные навыки.

Проблемы мотивации учения

Почему психологам до сих пор не удалось решить проблему мотивации? Что лежит в основе учебного мотива? Почему для детей старшего возраста внешняя мотивация становится важнее внутренней? На эти и другие вопросы отвечает руководитель группы «Исследования современного детства» Института образования, доктор психологических наук Катерина Поливанова. Ролик с выступлением Катерины Николаевны размещен на сайте интернет-журнала ПостНаука, популяризирующем научные знания.

«ВКонтакте с подростком: гаджеты, соцсети − как с этим жить?» - в Парке Горького прошел мастер-класс для специалистов и родителей

В дискуссии приняли участие специалисты, работающие с подростками. Разговор получился в большой степени профессиональным.

В Парке Горького прошел семейный образовательный пикник, проведенный сотрудниками центра. Трудности современного родительства

Группа  «Исследования современного детства» представила Институт образования на «Дне Вышки», по традиции проходившем в Парке Горького. Группой был проведен первый «Семейный образовательный пикник», который посетили родители детей всех возрастов, а также специалисты в области образования, социологии и психологии.

Подростки выстраивают границы между личным и публичным

Ценности и интересы школьников со временем трансформируются. В ходе исследований подростки стараются дать «правильные», социально приемлемые ответы либо же избегают суждений на чувствительные для них темы, что мешает изучать их сознание. Профессор Института образования ВШЭ Катерина Поливанова нашла невербальный ключ к внутреннему миру подростков: в рамках ее исследования детям было предложено сделать ремейк советского фильма о взрослении и взаимоотношениях одноклассников. По отбору эпизодов для картины, спорам вокруг них и новым версиям действий киногероев стало возможно судить о чувствах подростков.

Найти свое место в университете и в жизни

Катерина Поливанова, руководитель лаборатории «Исследования современного детства» Института образования НИУ ВШЭ — о 1 сентября, выдуманных и реальных социально-возрастных кризисах, необходимости доверять себе в любом возрасте и о том, когда наступает взрослость.

Симпозиум по изучению траекторий в рамках Апрельской конференции

Ведущие ученые ВШЭ обсудили с ректором публикационную активность

Как сделать Вышку видимой в мировом академическом пространстве? Какой должна быть система оценки научной и публикационной активности? Почему участие в конференции иногда ценнее статьи в журнале? Об этом ведущие ученые Вышки говорили с ректором ВШЭ на встрече 18 ноября.

Семинар по дошкольному и начальному образованию

Ключевые компетенции формируются у детей благодаря играм и книгам

В Высшей школе экономики прошел семинар Института образования ВШЭ, посвященный неформальному образованию. Профессор ВШЭ Катерина Поливанова рассказала, какие книги и мультфильмы интересуют современных детей и как игры по их мотивам дополняют школьное образование.

Родителей и детей разделяет масс-культура

Влияние семьи и школы в воспитании детей сокращается – пробелы заполняют масс-медиа. Место «сказок на ночь» заняли мультсериалы. Лучшие из них развивают чувства детей. Фэнтези утоляют подростковую жажду действий. Исследование о влиянии современной культуры на детей проводит группа ученых в составе Катерины Поливановой, Елены Сазоновой и Марты Шакаровой