• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

 

Ilya Flaks

The founder and CEO of Fibrum, Flaks graduated from Kazan National Research Technological University (KNRTU) in 2008 with a degree in Management and Automatization and from the HSE School of Business Informatics in 2011. Two years later, in 2013, he founded the company Fibrum, which began selling the Fibrum Pro headset in 2015. Fibrum also develops software and hardware solutions on the mobile virtual reality market. More than 30,000 Fibrum Pro headsets were sold in 2016, and the company’s mobile apps had more than 13 million downloads. The Fibrum Pro headset is now sold in Europe, the U.S., and Asia, and some of the largest retailers in Europe now carry Fibrum headsets, including Saturn, Gravis, Müller, Media Markt, Rossellimac, Alza.

«We set a goal: make virtual reality accessible to everybody»

Success Builder


About the project
«Success Builder»

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features graduates from the Higher School of Economics who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences, and talk about the big shots they’ve schmoozed and how they’ve made the most of the opportunities they were given.

HSE graduate Ilya Flaks’ company Fibrum began selling the Fibrum Pro virtual reality headset and its accompanying software in 2015, and both have since become well known throughout the world. In the latest edition of Success Builder, Ilya talks about how one can make tens of thousands of dollars while still a student, why he never ‘worked for the man,’ and whether virtual reality is really dangerous.

Let’s start with how virtual reality came into your life. What got you interested in the topic?

The computer came first. I was born into a family of engineers and teachers. My parents graduated from Kazan Aviation Institute, so I had had a BK personal computer since I was very young – then a Spectrum, MMS, and finally a 486. At the time, the films The Lawnmower Man, Johnny Mnemonic, and The Matrix were popular, and all of this got me thinking about the future of the virtual world. I made my first game when I was 15; it was called Gambling Race and had an entire internal economy. Around 400,000 people played the game. I also created a game with my partner Renat Akmalov. He worked on development, but I did marketing, promotion, game design, and audience communication. We didn’t spend a dime on advertisements the first two years of our gaming business. I would write to different sites about software, saying I’m a ‘poor schoolboy’ and asking for help. So they gave it to us.

Did you make any money off that?

Tens of thousands of dollars, which is now equivalent to between $50,000 and $100,000. These were some of the first Russian games in the gaming arena of the entire CIS. This was an insane amount of money for a student. I made more than the parents of all of my classmates combined.

People put on the headset and were shocked by how unexpectedly realistic the software was

Why didn’t that ruin you?

The temptation was there. But at the time, I understood a very simple truth: the more you do of something, the more free time you have. This goes against all universal laws of physics and time, but while my classmates were chasing a ball at recess, I was able to study at an art and music school, graduate high school with honours, and then university with honours. School is an important stage for growing and structuring your thinking, and it’s from this structure that excellent time management skills come. I founded the company Sokol, which provided students with an entrepreneurial education, while I was in school. I was the president there. We even created a mini factory, and during labour classes we’d made different crafts and sell them at fairs and markets. I simply understood that having a lot of tasks organises and energises you, which is probably why it was easy for me to study at HSE with the pace of life here. I also managed to play all of the games that existed during my time at school.

How did you turn it all into an official business?

After school I started working with IT technologies in the gaming industry at the company Inform Mobile (IMMO Games), which was right around the time social networking was growing rapidly. After about a year we had built up a user base of 65 million people. The company was around between 2011 and 2013 and was a top-five company by number of users among Russian social networks. We were already having meetings with Pavel Durov. I can say that he’s not a mythical person, but very few people got to meet him at the VKontakte office and that’s the truth.

Photo by Mikhail Dmitriev

How did Fibrum start?

I saw the Oculus virtual reality headset, which cost $500-$600. After analysing the product, my colleagues and I understood that the inside of the headset was practically of the same configuration as any mobile smartphone. Every person has a phone – there are now 1.9 billion phones in the world, 700 million of which can be used for virtual reality. Based on such simple analytics, I set a goal: make virtual reality accessible to everything. You can buy a $50-$100 headset and load any software in any location. Right here and now, you can experience emotions that you don’t let yourself experience in real life. Simply put, the headset makes your dreams a reality. I founded Fibrum, which developed the Fibrum Pro headset. This particular headset can be used with smartphones and was created entirely in Russia.

 

$21,8 bln

is how much the VR industry’s total turnover will be by 2020, according to research conducted by Tractica

Source

 

We took the headset to the SEO Conference in Kazan and raised a ruckus we hadn’t expected. People put the headset on and were amazed by the unexpectedly realistic software. Everyone wanted to buy the headset, but at the time we only had prototypes. After becoming certain there was a demand, we began creating more software and putting the finishing touches on the headset. This is how four of our software products came about: Roller Coaster VR, Crazy Swing VR, VR Cinema, and Zombie Shooter VR. Now we already have 29 software products, and 13 million users have downloaded them around the world. All this and we never spent a ruble on advertising.

We were hoping to sell the headset by the millions, but we unfortunately didn’t understand that the Chinese make everything faster and for less money. Plus, the market wasn’t ready to accept our product; retail chains and online stores were scared of the new and revolutionary, which is what the Fibrum Pro was at the time. The market was only taking shape, but all players have problems with software and cheaper Chinese analogues. The Chinese market has a lot of cheap virtual reality hardware with our, Russian, software. We go to international exhibitions, walk up to our Chinese colleagues’ stands, and see our own products. Clothing designers will understand this very well.

We had an interesting project with Yandex.Taxi in Moscow and St. Petersburg. You put on the headset and while you’re riding in the cab, you are immersed into virtual landscapes without snow or dirt everywhere

What did the market look like when the Fibrum headset came out in 2015, and what has changed since? How did you prepare for the launch of the product?

There’s no market right now actually. This was a total experiment, and no one knew what would come of it. I’ve been able to create cool software many times before given my experience in the gaming industry, but as for the headset, we were going into uncharted territory. I studied different types of glass, production processes, capacities, certification problems, logistics, etc. Now we have other market players following in our footsteps, and there are other headsets out there, so we make money largely from our quality software. When a client buys a headset with the wrong software, this undermines his or her relationship with virtual reality as a whole. This is why it’s important to make an excellent first impression with the right emotions.

Is the headset essentially just a pair of glasses?

It is, and you can hook up any phone to it – iPhone, Android, Windows… Remember, virtual reality should be accessible to everyone. One of our apps is a virtual movie theatre where you can download any film to watch, and you get the feeling that you are actually there in the train, on the airplane, or at the house shown in the film. We give people personal space wherever they want to be for $50-$100.

Is the headset harmful? How does it affect the brain? Have you consulted any physiologists?

We worked out the physiological aspects on our own. The first product was reworked many times because you have to strike a balance, and it should be interesting and exciting, not scary. This is a very fine line. Virtual reality tricks your cerebellum, and I’ve seen how unpredictably people have reacted to this. In the headset’s two years of existence, our team has accumulated the expertise, knowledge, and experience with experimentation. As for literal physiology, we realised that we needed hypoallergenic silicone, which improves hygiene. We hired our own optician to develop lenses that don’t require different settings. They are made from high-quality glass, not plastic like the majority of headsets. Thanks to this, they don’t require adjusting. People with vision between -5 and +5 see the image clearly. With any other headset, you have to spend 10 minutes or so adjusting – who needs that? Pleasure here and now!

Photo by Mikhail Dmitriev

How is virtual reality used in the travel industry and at museums?

There are a lot of different areas within virtual reality – medicine, education, virtual theatres, tourism, architecture, entertainment… Taking into account the dollar’s exchange rate, not everyone is able to afford to travel around the world. Instead, there are several larger applications like VRSE and Jaunt VR. As for real estate, you can come to the sales office, put on a helmet, and see how your future apartment will be constructed. We also had an interesting project with Yandex.Taxi in Moscow and St. Petersburg. You put on the headset and while you’re riding in the cab, you are immersed into virtual landscapes, just without snow or dirt everywhere… The same thing is happening in education. Imagine taking physics, chemistry, or biology classes completely in virtual reality. The student puts on the headset right in the classroom, forgets about his or her out-dated textbook, and learns about anatomy in a 3D format, for example. We have released a charitable product about the history of World War II, Road to Victory, for children, and they were able to see the raising a flag over the Reichstag first-hand in virtual reality.

This will make kids no want to go to school...

On the contrary, this can take the education market to a new level and make learning more interesting. Electronic textbooks were unable to gain popularity, but virtual reality can help with students’ medical training, for example, since they will be able to practice with virtual operations in the same way that pilots do flight simulators.

Virtual reality gives you emotions that you are unable to allow yourself to experience in the here and now, and this in no way replaces friends, love, or your relationship with the outside world

How much does it cost to develop this sort of virtual software?

App development costs vary and can be between $10,000 and $50,000. It was much more expensive to develop the helmet because we had to carry out a lot of experimentation and make mistakes first. Good software is the focal point on the virtual reality market. Why are the Chinese analogues to our headset still not sold in Europe or the U.S.? Because they are simply pieces of plastic without the pretty packaging, certificates, annotations, logistics, and good software. Simply put, they’re not a complete product.

How do you see the future of your product’s success?

There was a virtual reality surge in the 1990s when the VPL headset came out. It was a failure, though, because it wasn’t in demand and didn’t have the hardware needed to give the user an instantaneous sense of euphoria. Now the technology becomes better and better with each version, and the industry is growing two- and threefold. Between 2014 and 2015, the market grew 100%, and between 2015 and 2016 – anywhere from 200% to 300%. Virtual reality is a market for big investments and big players who are powerful tech movers. The market has three large segments right now: computer VR, console VR, and mobile VR. The latter is the most progressive, and it’s the segment we prefer. Everyone has a smartphone and a large proportion of these phones are compatible with virtual reality apps.

My favorite aspect of this is the ethical question. Could real conventional values undermine VR as a whole?

I am against Skynet [an AI system and the made-up supercomputer of the U.S. Department of Defense in the movie Terminator] and I’m against terminators taking over our universe. Since I was in school, I’ve kept track of the lives of famous gamers. They were leaders in electronic reality and formed clans. It gave them experience and taught strategic thinking. Now they are bankers and cool businessmen who have been training in VR since their school days. I believe that virtual reality gives you emotions that you are unable to allow yourself to experience in the here and now, and this in no way replaces friends, love, or your relationship with the outside world. Virtual reality is the cherry on top that decorates, but does not replace, life.

Photo by Mikhail Dmitriev

You’ve never been tempted to ‘work for the man’ for your career’s sake?

Never. All of the projects I worked on were my own or in certain cases my partners’ and mine, such as IMMO GAMES. Experience with virtual reality gives you new emotions and sensations, and the rave reviews really motivate the team. I’m really inspired by working with the team and working around people I’m comfortable with and with whom everything just works out. This might be an important factor in my independence as well. I have a great team where energy and motivation, not quantity, are at the forefront. Fibrum’s headquarters now has 24 employees plus developers who work remotely.

Why have you stayed in Russia despite the allure of the innovations market? Why don’t you go to California, for example?

We are actually actively entering the global market right now. While last year we sold 15,000, or 90%, of our helmets in Russia and only 10% in Europe, this year 70% are already being sold abroad. We are in several stores in the U.S. – Fry’s Electronics, Bluwire, and Best Buy – and you can buy the headset at larger airports as well. We also participated in an official Emmys party (Doris Bergman's 7th Style Lounge & Party in Celebration of Emmy Season).

 

£5–10

is how much the Google Cardboard virtual reality headset costs

Source

 

Plus we almost never engage in PR activities. We give interviews, show our products, and participate in events, but if your product is truly good then you really don’t need PR. When people see the wonderful emotions users experience from our products, they want to write about it. We are currently opening up a company in the U.S., where the main VR team is concentrated and where this isn’t a special ‘know-how’ anymore like it is in Russia, but an everyday product. We have a company in Hong Kong that distributes the headsets and software around the world, and in Russia this is the Fibrum trading house. Additionally, 90% of our downloads happen not in Russia, but in the U.S., South Korea, Canada, and England. Our participation in various events is good advertising for us.

What were you missing after your first college degree? That is, why did you go to HSE?

I was invited to study at HSE on a grant, and I came to Moscow for a year to do an internship. HSE reformatted me – I came to the first lecture with a notebook and pen, but everyone was sitting there with laptops, which I wasn’t used to. I understood immediately what was happening, and as soon as the year was over I enrolled in HSE’s E-Business master’s programme. It was surprising that the teachers weren’t older academic scholars, but real businessmen who gave us a lot of practical things to do. At the time, several classmates were already working at my company, but HSE gave me new connections, resources, experiences, and viewpoints. It was very serious.

Can you talk a little more about connections?

My team is an example of this. Ekaterina Krechetova, who is the marketing and PR director, and Daniil Shcherbakov, who is Fibrum’s development director, came to the company from HSE. For five years already, I’ve been leading the final stage of the Winter School of Economics for the School of Business Informatics, where I’m a judge for a project competition, and at the same time I look out for people to join my team. I periodically give lectures at the School of Business Informatics. I’d like to spend more time at HSE. To be honest, the company takes up so much time that I practically have no time to see my family and I haven’t had a vacation for two years.

Does Yaroslav Kuzminov have one of your headsets?

We gave him a headset in 2015. We can provide a proof pic. [laughs]

Other ‘Success Builder’ Stories

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

 

Илья Флакс

Основатель и генеральный директор компании Fibrum. В 2008 году окончил КНИТУ по специальности «Управление и автоматизация», в 2011 году факультет бизнес-информатики НИУ ВШЭ (сейчас Школа бизнес-информатики). В 2013 году основал компанию Fibrum и в 2015 году выпустил на рынок шлем Fibrum Pro. Также Fibrum занимается разработкой software- и hardware-решений на рынке мобильной виртуальной реальности. В 2016 году было продано более 30 тысяч штук Fibrum Pro, а мобильные приложения были загружены пользователями более 13 млн раз. Сейчас шлем Fibrum Pro продается в Европе, США, Азии, в Европе таких крупных сетях, как Saturn, Gravis, Müller, Media Markt, Rossellimac, Alza.

«Мы поставили цель: сделать виртуальную реальность доступной каждому»

Конструктор успеха


О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Выпускник Высшей школы экономики Илья Флакс выпустил на рынок Fibrum Pro — шлем виртуальной реальности и софт к нему, ставшие популярными во всем мире. В рубрике «Конструктор успеха» Илья рассказал, как можно заработать десятки тысяч долларов уже в школе, почему он никогда не работал «на дядю» и опасна ли на самом деле виртуальная реальность.

Начнем с того, как виртуальная реальность вошла в вашу жизнь, как появился интерес к этой теме?

Сначала был компьютер. Я родился в семье инженера и учителя, родители закончили Казанский авиационный институт, и с ранних лет у меня был компьютер БК. Потом Спектрум, потом ММС, потом уже 486. Тогда были популярны фильмы «Газонокосильщик», «Джонни-мнемоник», «Матрица», все это наводило на мысли о будущем виртуального мира. Первую игру я сделал в 15 лет, она называлась «Азартные гонки» с целой внутренней экономикой, и в нее играло 400 тыс. пользователей. Игру мы делали с партнером Ренатом Акмаловым — разработкой занимался Ренат, а маркетингом, продвижением, гейм-дизайном, общением с аудиторией — я. Первые два года нашего игрового бизнеса мы ни рубля не тратили на рекламу, я писал на разные сайты о программном обеспечении, что я «бедный школьник», просил поддержки — они нам помогали.

Вы что-то заработали на этом?

Десятки тысяч долларов, что равно нынешним 50-100 тыс. долларов. Это были одни из первых российских игр на гейм-арене СНГ. Для школьника — сумасшедшие деньги, я зарабатывал больше, чем родители всех моих одноклассников вместе взятые.

Люди надевали шлем и падали от неожиданной реалистичности софта

Как вас это не испортило?

Искушения были. Но тогда я понял простую истину: чем больше ты чем-то занимаешься, тем больше у тебя свободного времени. Это нарушает все физические и временные правила вселенной, но пока мои одноклассники гоняли во дворе мяч, я успевал учиться в художественной школе и в музыкальной, окончить школу с золотой медалью, а потом вуз с красным дипломом. Учеба дает важный этап роста и структуру мышления, с которой складывается идеальный тайм-менеджмент. В школе я основал компанию «Сокол», которая занималась предпринимательским образованием школьников, и был ее президентом. Мы даже создали мини-заводик, делали на уроках труда разные поделки и продавали на ярмарках. Просто я понял, что много задач организует и приводит в тонус — наверное, поэтому учиться потом в Вышке с ее темпом было легко. При этом я успел поиграть во все игры, которые существовали во время моего обучения в школе.

Как перешли к официальному бизнесу?

После школы я начал заниматься IT-технологиями в гейм-индустрии, работая в компании «Информ-Мобил» (IMMO GAMES), это как раз было время бурного развития социальных сетей. Чуть больше, чем за год мы наработали пользовательскую базу в 65 млн. человек. Компания существовала с 2011 по 2013 год и входила в топ-5 по количеству пользователей среди всех российских соцсетей, тогда мы уже встречались с Павлом Дуровым. Могу сказать, что он не мифический персонаж, но в офис Вконтакте мало кто мог попасть — это правда.

Фото: Михаил Дмитриев

С чего началась компания Fibrum?

Я увидел шлем Oculus, который стоил 500-600 долларов. Проанализировав продукт, мы с коллегами поняли — внутренности шлема почти в том же комплекте есть в любом смартфоне, который еще и мобилен в перемещении. Телефон есть у каждого человека, сейчас в мире 1,9 млрд. телефонов, 700 млн. из которых пригодны к виртуальной реальности. Исходя из этой простой аналитики мы поставили цель: сделать виртуальную реальность доступной каждому. Ты можешь купить шлем стоимостью уже 50-100 долларов и запустить любой софт в любом месте, можешь здесь и сейчас испытать эмоции, которые в реале не в состоянии себе позволить, проще говоря — шлем воплощает мечту. Я основал компанию Fibrum, где был разработан шлем Fibrum Pro, совместимый со смартфоном, это было сделано полностью в России.

 

$21,8 млрд

составит cовокупный оборот VR-индустрии к 2020 год, согласно исследованию компании Tractica.

Источник

 

Мы повезли его на SEO Conference в Казани и произвели фурор, которого не ожидали. Люди надевали шлем и падали от неожиданной реалистичности софта. Купить шлем хотели все, но у нас тогда были лишь прототипы. Убедившись в спросе — мы начали делать больше софта и дорабатывать шлем. Так появилось четыре софт-продукта — Roller Coaster VR, Crazy Swing VR, VR Cinema, Zombie Shooter VR. Сейчас у нас уже 29 продуктов из софта и 13 млн. скачавших их пользователей по всему миру — все это без рубля, потраченного на рекламу.

Хотелось продавать шлем миллионами — к сожалению, мы не понимали, что китайцы делают все быстрее и дешевле. Кроме того, рынок не был готов принять наш продукт — ритейл-сети и интернет-магазины боялись нового и революционного, каким тогда во многом был Fibrum Pro. Рынок только формируется, но у всех игроков есть проблемы с софтом и дешевыми китайскими аналогами. На китайском рынке много дешевой виртуальной реальности с нашим, кстати сказать, софтом: мы едем на международную выставку, подходим к стендам китайских коллег и видим наши продукты. Дизайнеры одежды нас хорошо поймут.

У нас был интересный проект с «Яндекс.Такси» в Москве и в Питере, ты надеваешь шлем и пока едешь в такси, погружаешься в виртуальные пейзажи без снега и грязи

Как выглядел рынок в момент выхода шлема Fibrum в 2015 году и что изменилось сейчас? Как вы готовились к выпуску продукта?

Рынка никакого нет и сейчас. Это был абсолютный эксперимент, никто не знал, чем все закончится. Сделать классный софт с моим опытом в гейм-индустрии уже много раз удавалось, но в плане шлема мы шли непроторенной тропой — я изучал виды стекла, процессы производства, мощности, проблемы сертификации, логистики и т.д. Теперь уже за нами выстроились другие игроки рынка, появились другие шлемы, и мы в основном зарабатываем на качественном софте. Когда клиент покупает шлем с неправильным софтом, его отношение к виртуальной реальности подрывается. Поэтому важно совершить первое погружение качественно и с правильными эмоциями.

По сути шлем — это очки?

Да, в них вставляется любой телефон — iPhone, Android, Windows Phone. Помним: виртуальная реальность должна быть доступна каждому. Одно из наших приложений — виртуальный кинотеатр, где ты можешь загрузить любой фильм и смотреть, получая эффект присутствия, находясь при этом в поезде, самолете, дома. Мы даем человеку персональное пространство где угодно за 50-100 долларов.

Не вреден ли шлем? Как он воздействует на мозг? У вас были консультации с физиологами?

С физиологией разбирались на собственном опыте. Первый продукт переделывался много раз, потому что нужен баланс и не должно быть очень страшно. Скорее интересно и волнующе. Это очень сложная грань. Виртуальная реальность обманывает мозжечок, я видел, как непредсказуемо люди на это реагируют. За два года существования шлема мы накопили экспертизу, знания, опыт экспериментов в команде. Если говорить о буквальной физиологии, то мы, например, поняли, что нужен гипоаллергенный силикон, который улучшает гигиену. Мы наняли своего оптика, который разработал линзы, не требующие настройки — их сделали из высококачественного стекла, а не из пластмассы, как в большинстве шлемов. Благодаря этому они не требуют настройки, люди со зрением от −5 до +5 видят картинку достаточно четко. В любом другом шлеме нужно потратить на настройку 10 минут — кому это нужно? Удовольствие здесь и сейчас!

Фото: Михаил Дмитриев

Как виртуальная реальность используется в индустрии путешествий и в музейных институциях?

Существует много направлений виртуальной реальности — медицина, образование, виртуальный кинотеатр, туризм, архитектура, развлечения. Учитывая курс доллара, не каждый может позволить себе путешествовать по миру — вместо этого есть несколько больших приложений, таких как VRSE и Jaunt VR. В торговле недвижимостью — можно прийти в офис продаж, надеть шлем, и посмотреть, как будет построена твоя будущая квартира. У нас был интересный проект с «Яндекс.Такси» в Москве и в Питере, ты надеваешь шлем и пока едешь в такси, погружаешься в виртуальные пейзажи без снега и грязи. То же происходит в образовательном сегменте, представьте — уроки физики, химии, биологии полностью в виртуальной реальности, прямо в классе школьник надевает шлем, забывает про учебник из прошлого века, и изучает анатомию, к примеру, в 3D формате. Мы выпускали благотворительный продукт об истории Второй мировой войны «Путь к победе» для детей, которые могли в дополненной реальности увидеть захват Рейхстага от первого лица.

Так дети в школу ходить не захотят.

Наоборот, это может вывести рынок образования на новый уровень и сделать учебу более интересной. Электронные учебники не смогли набрать популярность, а виртуальная реальность, например, может поспособствовать медицинской практике у студентов, можно будет тренироваться на виртуальных операциях, как пилоты тренируются на симуляторах полета.

Виртуальная реальность дает тебе эмоции, которые ты здесь и сейчас не можешь себе позволить, и это никак не отменяет встречи с друзьями, любовь, отношения с окружающим миром.

Сколько стоит разработка такого виртуального софта?

Стоимость разработки приложений разная, от 10 до 50 тыс. долларов. Разработка шлема обошлась гораздо дороже, потому что было много ошибок и экспериментов. Классный софт на рынке виртуальной реальности стоит во главе угла. Почему китайские аналоги нашего шлема до сих пор не представлены в ритейле Европы или США? Потому что это просто кусок пластика, без красивой упаковки, сертификата, аннотаций, логистики, хорошего софта — короче, нет целостного продукта.

Как вы видите перспективу популярности своего продукта?

В 90-е уже был всплеск виртуальной реальности, когда вышел шлем VPL, но провалился, потому что не был востребован и не имел такого аппаратного обеспечения, которое позволило бы сиюминутно дать юзеру эйфорию. Сейчас же техника с каждой версией все совершеннее, и индустрия вырастет в 2-3 раза. С 2014 по 2015 год рынок вырос в два раза, с 2015 на 2016 — в 3-4 раза. Виртуальная реальность — рынок больших инвестиций и больших игроков, которые мощно двигают техническую сторону. Сейчас на рынке три больших сегмента: компьютерный vr (virtual reality — прим.), консольный vr и мобильный vr. Последнее направление наиболее прогрессивно, и мы его предпочли — смартфоны есть уже у всех, и подавляющее количество телефонов совместимы с приложениями виртуальной реальности.

Мой любимый момент — этический. Не грозит ли vr подрывом привычных реальных ценностей?

Я против Скайнета (искусственный интеллект, вымышленный суперкомпьютер министерства обороны США из фильма «Терминатор» — прим.) и против того, чтобы терминаторы захватили нашу вселенную. Еще со школы я следил за жизнью знакомых геймеров — они в электронной реальности руководили, образовывали кланы, это давало опыт и стратегическое мышление, сейчас они банкиры, крутые бизнесмены, которые со школьной скамьи тренировались в виртуале. Я считаю, что виртуальная реальность дает тебе эмоции, которые ты здесь и сейчас не можешь себе позволить, и это никак не отменяет встречи с друзьями, любовь, отношения с окружающим миром. Виртуальная реальность — это вишенка на тортике, которая украшает, но не заменяет жизнь.

Фото: Михаил Дмитриев

Вы никогда не испытывали соблазна поработать «на дядю» карьеры ради?

Никогда. Все проекты были мои и в некоторых случаях — мои и партнеров, как IMMO GAMES. Опыт виртуальной реальности дает новые эмоции, ощущения, восторженные отзывы — это очень мотивирует команду. Вообще меня очень вдохновляет работа с командой, то, что я работаю с теми людьми, с которыми мне комфортно и все получается. Может, это важный фактор моей самостоятельности. У меня отличная команда, где ключевую роль играет не количество, а энергия и мотивация. В штате Fibrum сейчас 24 человека + разработчики, работающие удаленно.

Почему остаетесь в России при всех соблазнах рынка инноваций и, к примеру, не едете в Калифорнию?

Мы сейчас как раз активно выходим на мировой рынок. Если в прошлом году 15 тыс., или 90% шлемов мы продали в России и только 10% в Европе, то в этом году уже 70% шлемов продается за рубежом. У нас есть несколько магазинов в США — в Fry’s Electronics, Bluwire и Best Buy, шлем также можно купить в крупных аэропортах. Мы участвовали в официальной вечеринке, приуроченной к вручению «Эмми» (Doris Bergman's 7th Style Lounge & Party in Celebration of Emmy Season — прим.)

 

£5–10

Cтоит шлем виртуальной реальности Google Cardboard, сделанный из картона.

Источник

 

При этом пиаром мы почти не занимаемся. Даем интервью, показываем, участвуем в мероприятиях, если продукт действительно хорош — никакой пиар не нужен. Когда люди видят прекрасную эмоцию, которую мы даем пользователям, им хочется об этом написать. Мы сейчас открываем компанию в США, где сосредоточена главная vr-тусовка, и где это уже не ноу-хау, как в России, а будничный продукт. У нас есть компания в Гонконге, которая занимается дистрибуцией шлемов и софта по всему миру, в России это торговый дом Fibrum. 90% скачивания нашего продукта происходит не в России, а в США, Южной Корее, Канаде, Англии. Хорошую рекламу нам делает участие в мероприятиях.

Чего вам не хватило в первом образовании, зачем пошли в Вышку?

В Вышку меня пригласили учиться по гранту, и я поехал на год в Москву на стажировку. Вышка меня переформатировала — на первую лекцию я пришел с тетрадкой и ручкой, а все сидели с ноутбуками, это было непривычно. Я сразу все понял, и как только год закончился, я поступил в Вышку на «Электронный бизнес». Удивило, что преподаватели — не академические старцы, а бизнесмены, которые многое давали из практики. На тот момент несколько однокурсников уже работали в моей компании, но Вышка дала новые связи, ресурсы, опыт, взгляды — это было очень серьезно.

Можно поподробнее о связях?

Например, моя команда. Екатерина Кречетова, директор по маркетингу и PR, и Даниил Щербаков, директор по развитию Fibrum, пришли ко мне из Вышки. Я уже пять лет веду заключительный этап Зимней школы экономики для факультета бизнес-информатики, где судействую в конкурсе проектов, а заодно присматриваю людей себе в команду. Периодически читаю лекции на факультете бизнес-информатики, хотелось бы проводить время с Вышкой больше — честно, фирма отнимает столько времени, что я практически не вижу семью и два года не был в отпуске.

Ярослав Иванович носит ваш шлем?

Мы подарили шлем в 2015 году. Пруфпик прилагаем. (смеется)

Все материалы рубрики