• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

 

Oleg Guskov

He is the owner of the confectionary factory Mixville and the agricultural company Amwell Group, which was created in 2015 and grows fruit and vegetables in locations spanning from Ecuador to Stavropol territory. Both businesses were created from the ground up and have combined monthly turnover of 19 million rubles. Mixville's overall 2014 turnover was just under 80 million rubles.

«It's important to know what you're better at and what you can be successful at»

Success Builder


About the project
«Success Builder»

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features graduates from the Higher School of Economics who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences, and talk about the big shots they’ve schmoozed and how they’ve made the most of the opportunities they were given.

Business is fashionable, but how do you know what your calling is? The ‘chocolate baron’ from the International College of Economics and Finance (ICEF), Oleg Guskov, told Success Builder how to build a business around sweets, whether a luxurious lifestyle can motivate you to open your business, whether it’s possible to recoup investments in just a month, and why you should lure in workers from women’s magazines.

How were you able to turn your dream of opening up a chocolate boutique (and 90% of my friends dream of this) into a reality?

 

3000 

macaroons are produced at Mixville’s plant each day

 

Entrepreneurs look at ideas not in terms of dreams, but in terms of profit. We understood that the chocolate market in Russia is underdeveloped. Now we’re filling it with breakfast cereals, macaroons, tea, coffee, and of course, chocolate, which is where everything started. Stores simply didn’t sell any chocolate with interesting additives – I went to the store and saw that there was chocolate with hazelnut and chocolate with raisins, but none with passion fruit or strawberries, meaning we’ve got to make it! We didn’t have any money for a plant at that time. My classmate and I literally started under makeshift conditions, but now we have an entire 3,000 square meters of space. We didn’t even carry out any research. We just wanted to create unique chocolate with spices, fruits, and other interesting ingredients so that it can finally be offered on store shelves.

The scariest part is getting started. How did you overcome this barrier?

That's a myth. From the side, everything seems difficult. It’s scary to lose money, but my first investments totalled 100,000 rubles, and I wasn’t worried about this amount. You need a hundred times more to open up a factory, which is why I found a restaurant in the centre of Moscow and agreed on production. We just ordered packaging and ingredients. With these investments we put our business model to use and saw whether people needed this or not.

This model has its pluses. With minimal investments you can start producing a product, but the downside is that it’s impossible to control production. The confectioner has now made a mistake – we go to them and ask, why? We change the ingredients, proportions, etc., but you can’t fix anything with outsourcing production. There were instances when you go to get an order in the morning, but they tell you, ‘Sorry we had a lot of customers and didn’t have enough time.’ After three months of torturing ourselves, we moved to a 30-square-foot location and rent cost 30,000 rubles a month.

We cursed HSE in our first year for the very things we’re now thankful for.

About the business project in London. How did this happen?

This happened in our third year. Information was posted on the ICEF site about an internship at London Business School. We filled out a bunch of documents and sent a request. Our business was around a year old at the time. We even sent product samples – everyone had boring IT projects, but we had chocolate! They tried it, and three weeks later I was invited to study in London. But the sad thing was that I had to take academic leave. You know how strict HSE is with attendance. It’s not the type of university where you can catch up when you miss something. HSE gave a start to my business career, and after I just had to chose.

How did you conclude that business was the path for you?

I have to admit that I started in business because it was fashionable. There is more business training and trainers than there are real businesses. But you have to understand that business isn’t for everyone. It’s important to know what you’re better at than others and what you can be successful at. It might sound banal, but business is freedom, and this appealing lifestyle is often shown in the media: a life of luxury, women, helicopters, martinis… Only a hundredth of those who try get to this level, but everyone is brainwashed.

How did studying in London help you?

I had a ton of ideas and unbridled creativity. In London, they taught me how to give this creativity a certain structure and proceed step-by-step. I was really inspired by the atmosphere. There are a lot of interesting people there, including 17- and 30-year-old businessmen with strong motivation. This also really drew me in. I myself am from Ukraine, and came to Moscow to study. For a long time, I wasn’t earning anything and my parents had to give me money. I thought, maybe I’m doing something wrong. But I returned from London knowing there are a lot of restless people like me. This is a common trait among those who want to march to the beat of their own drum. And risks aren’t scary.

How did HSE help in advancing and supporting your business experiences – directly or indirectly?

When I was in Ukraine deciding on where to apply, I chose HSE in particular because it seemed like it offered the most prospects. I didn’t even apply anywhere else. Of course the finance faculty did not involve a business education, but as for the energy that a module-based system offers, this is a good school for people who seek success in everything they do. And from a business point of view, it’s an excellent school for time management. HSE taught me to focus on a huge number of things. When a shipment to a client is delayed or nut prices triple, you perform a marketing miracle and try not to panic. We cursed HSE in our first year for the very things we are now thankful for. HSE also offered a community for good connections and business partners, and there were marketing opportunities from the very start. One time, when we were shipping our products to the university’s cafeteria, we participated in ICEF charity auctions and hung announcements in the lobby.

How long was it before you understood that business is tenacious and will carry on?

 

14 mln rubles

were invested in Mixville equipment

 

We got back the small amount that we invested after just a month. Everyone came to class with laptops and backpacks, while we brought packages of chocolate. We sat through the most interesting lectures and then left to deliver orders. We did everything ourselves; we didn’t want to spend money on a courier. But we understood right away that the model works. There were times, though, when you would open the admin section of the site and it wouldn’t have any orders. It was hard to figure out that it’s not the product that’s crappy; it’s just that fame hadn’t come yet. We started developing several sales areas, and when the first wave of purchases through friends ended, the time came to invest in marketing and internet sales. But we didn’t have the skills or money for this. We started developing in corporate directions – we offered large orders for the 8th of March and things like that. This helped us tremendously. As for what to spend most of our efforts on, marketing or PR, we chose the first. We held workshops and degustation events at magazine publishing houses like Cosmopolitan. We went there, set up small stands, and let people try our product. Press publications helped, as did social networks, particularly Instagram. When your product looks good, it sells itself.

Do you have an experimental taste laboratory? Who thinks up the different taste combinations in the chocolate, and how does this process take place?

We of course don't have a lab with a bunch of tubes and extracts, but we are currently making our eighth new product, for example – cupcakes. And our confectioners create cupcakes using their own recipes, and each submits his or her cupcake to a board. We try the cupcakes with tea and issue a verdict. After that, we turn to our special clients who have loyalty cards and we ship them our experimental products for free and get their reviews. It’s a mutually beneficial focus group.

One executive from a large bank ordered a huge bar of chocolate from us with the message 'Happy Birthday, Yulia!' The confectioners made a mistake and wrote 'Happy Birthday, Olesya!' The girl was pretty cranky.

On your website you have an order form for different fillings. Can I order chocolate with bacon?

Only if it’s a large batch. We won’t run to the store to buy bacon for just one chocolate bar. We’re not going to cook it carefully, chop it up and cover it in chocolate. It’s simply not profitable. You have to find a balance between being client oriented and being efficient. For the 8th of March, we did make 1,200 chocolate bars with marmalade and liquorice. We’ll break a sweat for those kinds of amounts.

What have been some of your craziest orders?

Our nerves were tried by our first corporate order – 42,000 tiny chocolates. At our 30 square meters of production space we were up day and night wrapping chocolates and pouring more, wrapping and pouring. Almost all of our friends helped us. There was also a crazy misunderstanding once. One executive from a large bank ordered a huge bar of chocolate from us with the message 'Happy Birthday, Yulia!' The confectioners somehow made a mistake and wrote 'Happy Birthday, Olesya!' Imagine, the girl opens it up and sees that a huge piece of chocolate isn’t actually meant for her. It was a mess and the girl was pretty cranky. I called her myself and sorted out the conflict.

How did you organise offline sales?

We sell our products to partners, the first of which was Coffee House. We shipped them up to 2,000 macaroons per day. We received our first large order two weeks after opening. It was for Red Espresso Bar, which is next to HSE. We went to the café, made an offer, and held a degustation. We were sending out 150 proposals a day, and then we would go to businesses and bring our products with us. Couriers were there and established a common language at the location. While one out of 30 responds to a mailed proposal, one out of five gives a definite ‘yes’ when contact takes place face-to-face.

Understanding your audience is the main thing in business.

At the same time, we sought out investors. We had a fun slide for this that we would show investors: ‘Believe it or not, this 30-square-meter office can make 10,000 chocolates a month thanks to the efforts of two people and investments of 150,000 rubles. Imagine how much could be made on 100 square meters of space.’ And it worked. We began opening up our own sales locations in autumn 2014. We now have four of them.

What psychological factors exist when purchasing sweets? Do you take advantage of these factors?

There are three main factors that always work for us. Your store’s appearance is one – bright pink, cream, and chocolate colours are associated with taste and happiness. After colours draw you in, the packaging begins working. Beautiful, appetising, gold embossed packaging really impacts people. I was recently in Morocco with a girl and we went to Laduree, which has the best macaroons in the world. As soon as we walked in, she started taking pictures because it was all incredibly beautiful. But this made me angry even because I realised that we don’t have the type of product that you want to take pictures of, meaning it’s necessary to rework the design for the audience.

Photo by Mikhail Dmitriev

Understanding your audience is the main thing in business. I recently saw an interview with Chichvarkin, and they asked him how his former business (Euroset) differs from his new one (Hedonism Wines), which opened in London. He said he has absolutely no understanding of his new customer. He didn’t study with them, didn’t drink or live on the same street as they did, didn’t watch football with them, whereas Chichvarkin knew Euroset’s customers like the back of his hand and understood what to offer them.

We also use smells. At two of our locations we have a machine that sprays confectionery scents. These small tricks help a lot with sales.

Does your team have a lot of people from HSE?

Our first investors were from HSE. At first you think that a business should be only your own, even if it develops at a snail’s pace. But then something clicks and you understand that it’s better to sacrifice a portion of revenue so that business can grow. This is much more interesting and a completely different experience. This is exactly what I wanted, and after a week, Misha from HSE called me (Mikhail Lobanov from Target Ventures, now a good friend). He and his friend (also from HSE) created a venture fund that was the first to invest in us. The university helped us indirectly yet again.

Other ‘Success Builder’ Stories

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

 

Олег Гуськов

Владелец кондитерской фабрики Mixville и созданной в 2015 году сельскохозяйственной компании Amwell Group, которая занимается выращиванием фруктов и овощей от Эквадора до Ставропольского края. Оба бизнеса созданы с нуля. Общий месячный оборот двух компаний — 19 млн руб, за 2014 год оборот Mixville составил чуть менее 80 млн рублей.

«Важно понять, чем ты лучше других и в чем можешь преуспеть»

Конструктор успеха


О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Бизнес — это модно, но как понять, чем заняться именно тебе? «Шоколадный барон» из МИЭФ Олег Гуськов в рубрике «Конструктор успеха» рассказал, как сделать бизнес на сладостях, может ли роскошная жизнь быть мотивацией для открытия своего дела, можно ли окупить вложения за месяц и зачем прикармливать сотрудниц женских журналов.

Как удалось от мечты об открытии шоколадного бутика (а об этом мечтают 90 % моих друзей) перейти к реальному делу?

 

3000 

макарунов в день производит Mixville

 

Предприниматель смотрит на идею не с точки зрения мечты, а с точки зрения прибыли. Мы поняли, что рынок шоколада в России не развит. Сейчас мы заполняем его сухими завтраками, макарунами, чаем и кофе и, конечно, шоколадом, с которого все и началось. Шоколада с добавками просто не было — я пошел в магазин и смотрю: вот шоколад с фундуком, вот с изюмом, а с маракуйей и клубникой не бывает — значит, надо делать! Денег на фабрику тогда не было, я и мой однокурсник начинали буквально с кустарных условий, а сейчас у нас целых 3000 квадратных метров. Даже никакого исследования не проводили, просто захотелось создать необычный шоколад со специями, фруктами и другими интересными ингредиентами, чтобы он наконец был.

Самое страшное — начать. Как вы преодолели этот барьер?

Это миф. Со стороны все кажется сложно, страшно потерять деньги, но мои первые вложения составили 100 тыс.рублей, и за них было не страшно. Для открытия фабрики нужно в сто раз больше — поэтому я нашел ресторан в центре Москвы и договорился о производстве, мы только заказали упаковку и ингредиенты. С таким вложениям мы обкатали бизнес-модель и поняли, нужно это людям или нет.

У этой модели есть и плюсы — с минимальными вложениями ты начинаешь производить продукт, но минус в том, что контролировать производство невозможно. Сейчас кондитер ошибся — мы к нему идем и спрашиваем: почему? Меняем ингредиенты, пропорции и т. п., а с аутсорс-производством ты ничего не можешь исправить. Были такие случаи, когда ты приходишь утром за заказом, а тебе говорят: извините, у нас было много посетителей и мы не успели. После трех месяцев мучений мы переехали на 30 квадратных метров своего производства, аренда стоила 30 тысяч рублей в месяц.

Мы проклинали Вышку с первого курса за то, за что теперь благодарны.

С этим бизнес-проектом в Лондон. Как это произошло?

Это случилось на третьем курсе, на портале ICEF появилась информация о стажировке в лондонской Школе бизнеса, мы заполнили кучу документов и отправили запрос — нашему бизнесу было около года. Мы даже послали туда образцы продукции: у всех какие-то скучные IT-проекты, а у нас шоколад! Его распробовали, и через три недели я был приглашен учиться в Лондон. Но печаль была в том, что пришлось брать академ — вы знаете, как строго в Вышке с посещаемостью, это не тот универ, где можно нагнать, что-то пропуская. Вышка дала старт моей бизнес-карьере, а дальше мне пришлось выбирать.

Из чего вы сделали вывод, что заниматься бизнесом — ваша стезя?

Признаюсь, я занялся бизнесом, потому что это модно. Бизнес-тренингов и тренеров больше, чем реальных бизнесов. Но нужно понимать, что бизнес — не для всех. Важно понять: чем ты лучше других и в чем можешь преуспеть. Бизнес особенно важен для мужчины, чтобы строить на чем-то свой жизненный рост и преуспеть. Банально — это свобода, и за этот привлекательный образ в ответе отчасти СМИ: лакшери жизнь, девушки, вертолеты, мартини. Такого уровня достигает одна сотая, но мозги промыты у всех.

Какую пользу принесло обучение в Лондоне?

У меня была куча идей и необузданного креатива, и там меня научили придавать ему какую-то структуру и действовать пошагово. Меня реально зарядила среда — очень интересные ребята, среди которых были 17-летние и 30-летние бизнесмены с сильной мотивацией, меня она тоже очень подвинула. Я сам с Украины, приехал в Москву учиться, долго ничего не получалось с заработком, родители давили. Думал — может, я что-то не то делаю? Но из Лондона я вернулся со знанием, что таких неспокойных людей очень много, это такая община тех, кому хочется двигаться самому — и рисковать не страшно.

Как Вышка помогла в продвижении и поддержке ваших бизнес-опытов — косвенно и напрямую?

Когда я сидел у себя в Украине и выбирал, куда поступить, я не случайно выбрал Вышку, она мне показалась самой перспективной. Даже никуда больше документы не подавал. Конечно, на факультете финансов о бизнес-образовании речь не шла, но с точки зрения тонуса, который задает модульная система — это хорошая школа для тех, кто хочет все успевать в жизни, и с точки зрения бизнеса это отличная школа тайм-менеджмента. Вышка научила концентрироваться на огромном количестве вещей: когда поставка крупному клиенту вдруг задерживается или цены на орехи выросли в три раза — проявляешь чудеса маркетинга и при этом не впадаешь в панику. Мы проклинали Вышку с первого курса за то, за что теперь благодарны. Еще Вышка дала общество — хорошие знакомства и партнера по бизнесу, и маркетинговые возможности на старте: одно время мы поставляли в столовую универа нашу продукцию, участвовали в благотворительных аукционах ICEF и расклеивали объявления в фойе.

Сколько времени понадобилось на то, чтобы понять, что бизнес живуч и пойдет дальше?

 

14 млн руб.

было вложено в оборудование Mixville

 

Малую сумму, которую мы вложили, отбили сразу — за месяц. Все приходили на лекции с ноутом и рюкзачком, а мы притаскивали с собой пакеты шоколада, отсиживали самые интересные лекции, а потом уходили развозить заказы. Мы все делали сами — было жалко тратить деньги на курьера. Зато мы сразу поняли, что модель работает. Но были моменты, когда ты открываешь админку на сайте и не видишь никаких заказов, и было сложно разобраться, что не продукт фиговый, а просто слава еще не пришла. Мы начали осваивать несколько направлений продаж, и когда первая волна покупок через друзей закончилась, пора было вкладываться в маркетинг и интернет-продажи, но навыков и денег не было. Мы начали развивать корпоративные направления — предлагали большие заказы к 8 марта и т. п. Нам это сильно помогло. Из того, на что бросать больше усилий — в маркетинг или PR — мы выбрали первое. Устраивали мастер-классы, дегустации в таких девичьих местах, как издательства журналов типа Cosmopolitan: приходили, ставили стоечку и давали распробовать продукцию. Помогли публикации в прессе и работа в соцсетях, особенно Instagram. Когда продукт красивый — он сам себя продает.

У вас есть экспериментальная лаборатория вкусов — кто и как придумывает сочетания вкусов в шоколаде?

Лаборатории с кучей пробирок и вытяжек, конечно, нет — но мы, например, сейчас делаем новый восьмой продукт — капкейки. И наши кондитеры создают капкейки по своим рецептам, и каждый выносит свой капкейк на совет — мы пробуем и в формате чаепития выносим вердикт. Дальше мы обращаемся к нашим особым клиентам, у которых есть карты лояльности, и привозим нашу экспериментальную продукцию бесплатно, а потом получаем от них отзывы. Такая взаимовыгодная фокус-группа.

Топ-менеджер одного крупного банка заказал у нас огромную шоколадку с надписью «С днем рождения, Юля!». Кондитеры ошиблись и написали: «С днем рождения, Олеся!». Девушка попалась стервозная.

На сайте у вас есть форма заказа на наполнители — я могу заказать шоколад с беконом?

Только если партия будет большая. Ради одной плитки мы не побежим в магазин за беконом, не будем его старательно жарить, измельчать и заливать шоколадом. Это просто невыгодно — нужно находить баланс между клиентоориентированностью и эффективностью. На 8 марта мы сделали 1200 плиток шоколад с мармеладом и лакрицей — ради такого количества мы попотели.

Какие были самые безумные заказы?

Первый корпоративный заказ — 42 тысячи крошечных шоколадок — был испытанием наших нервов. На 30 квадратных метрах нашего производства мы, не спавши, упаковывали и отливали, упаковывали и опять отливали — нам помогали почти все наши друзья. Еще как-то случился безумный конфуз. Топ-менеджер одного крупного банка заказал у нас огромную шоколадку с надписью «С днем рождения, Юля!». Почему-то кондитеры ошиблись и написали: «С днем рождения, Олеся!». Представьте, девушка открывает шоколад и понимает, что огромная сладость предназначается не ей. В общем, было некрасиво, и девушка попалась стервозная. Я сам позвонил ей и долго улаживал конфликт.

Как организовали продажи офлайн?

Мы продаем продукцию партнерам, первым таким заказчиком был «Кофе Хауз» — в день им поставляли до 2 тысяч макарунов. Первый крупный заказ мы получили через 2 недели после старта в Red Espresso Bar, что рядом с Вышкой — ходили сами в кафе, делали предложения и проводили дегустации. В день рассылали по 150 штук предложений, а потом приезжали и привозили продукцию с собой, представлялись курьерами и на месте налаживали общий язык. Если на предложение рассылки ответит 1 из 30, то при личном контакте один из пяти точно говорил «да».

Понимание своей аудитории — главное, что есть в бизнесе.

Параллельно мы искали инвестора — для этого у нас был веселый слайд, с которым мы ходили к инвестору: «Верьте или нет, но вот в этом офисе 30 квадратных метров можно сделать 10 тысяч шоколадок в месяц усилиями двух людей и с вложениями 150 тысяч рублей. Представьте, сколько можно сделать на 100 квадратных метрах». Это работало. И с осени 2014-го мы начали открывать собственные торговые точки, их сейчас четыре.

Какие существуют психологические факторы покупки кондитерской продукции? Вы ими пользуетесь?

Три основных фактора у нас работают всегда. Внешний вид торговой точки — яркое розовое, кремовое, шоколадное, связанное со вкусом и радостью. Когда человек подходит, привлеченный цветом, начинает работать упаковка: очень красивая, аппетитная, с тиснением золотом, это реально влияет на людей. Недавно я был в Марокко с девушкой, мы зашли в Laduree — это лучшие макаруны в мире. Стоило порог переступить, девушка начала все фотографировать, потому что это безумно красиво. Меня это даже разозлило, я понял — у нас не тот продукт, который хочется снимать, а значит, надо перерабатывать дизайн в сторону нашей аудитории.

Фото: Михаил Дмитриев

Понимание своей аудитории — главное, что есть в бизнесе. Недавно смотрел интервью с Чичваркиным, его спросили: в чем отличие вашего прошлого бизнеса («Евросеть») и нового («Hedonism Wines»), который открылся в Лондоне? И он сказал, что совершенно не понимает своего нового покупателя, он не учился, не пил с ними, не жил на одной улице, не ходил на футбол в Лужники, тогда как покупателя Евросети знал как облупленного и понимал, что ему предложить.

Еще используем запахи. На двух точках у нас есть аппарат, который распыляет кондитерские ароматы. Такие небольшие уловки хорошо помогают в торговле.

У вас в команде много людей из Вышки?

Наши первые инвесторы были из Вышки. Сначала ты думаешь, что бизнес должен быть только твой, пусть даже развивается черепашьими шагами. Но потом происходит щелчок — и ты понимаешь, что лучше отдавать часть выручки, чтобы бизнес рос. Это гораздо интереснее и вообще другой опыт. Захотелось именно этого — и в течение недели мне позвонил Миша из Вышки (теперь уже мой друг Михаил Лобанов из Target Ventures), который со своим другом (тоже из Вышки) создал венчурный фонд, который нас первым проинвестировал. Универ снова нам косвенно помог.

Все материалы рубрики