О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Легко ли быть русским дизайнером одежды, когда фабрики стоят, Китай шьет, а скидки в стоках дешевых зарубежных марок доходят до 70%? Все дело в авторстве — и выпускница Вышки Люда Никишина в рубрике «Конструктор успеха» рассказывает, почему бизнес нужно делать в Москве, чем русский дизайнер лучше H&M и как делать вещи, которые обязательно купят.

Ваш бренд родился в Петербурге, а потом переехал в Москву — почему так произошло?

Отчасти это произошло по личным обстоятельствам и еще потому, что Питер — это особенный город, там проще позволить себе долгие размышления и творческий поиск. Он вдохновляет, он потрясающе красив, и чтобы зарядиться, наполниться — нужно именно такое место. Но бизнес-возможности там ограничены: не такой большой рынок сбыта и неразвитая инфраструктура, невысокая покупательская способность. Но несмотря на это через полтора года я поняла, что некую базу я для своего бизнеса создала — и теперь хочется пойти дальше и основательно расти там, где для этого есть возможности.

В смысле первых инвестиций — в Питере было дешевле начинать?

Вначале я так предполагала. Но сэкономить не получилось, даже если издержки и были меньше процентов на 20, то компенсировать их все равно в Питере было сложнее, а в Москве при больших затратах ты можешь легко покрыть это за счет увеличения оборота и цен. Ничего нового: Питер для творчества, Москва для бизнеса. Хотя и здесь я, конечно, никогда не стремилась только зарабатывать деньги. Мое дело для меня — это в первую очередь удовольствие и возможность вырасти как профессионал.

Понимание, что русское — значит, качественное, и есть самый ценный и позитивный тренд, который появился за последние пять лет.

С чего лучше начинать швейный бизнес?

Это очень индивидуальная история, у меня был свой путь, и он был оптимален для меня. Наверное, это хорошо, когда есть бизнес-план и инвестиции, еще лучше, если к этому прилагаются звездное имя и опытные партнеры. Но для меня главным было — просто желание. И оказалось, что и этого достаточно. Просто, чтобы начать свой бизнес в индустрии моды, нужно хорошенько подумать: как вы будете производить одежду и как ее продавать, кому и зачем это нужно. Но самое смешное, что даже и это не обязательно знать сразу, понимание может прийти с опытом, возможно, даже с негативным. Главное, просто любить то, что делаешь, быть готовым к трудностям и постоянно учиться. Честно, бизнес-планы у меня тоже были, но ни один из них не был реализован, а все вложения в дело были сделаны лично мной. Я создаю красивую одежду для красивых женщин, и потом, я верю в рынок — тем, кто производит востребованный товар, не нужны инвестиции и дотации.

Из чего складывается цена вашей одежды? Основной единицей бизнеса у вас является шуба, а они стоят не дешево.

Цена шуб всегда связана с ценой на сырье, а она высока. Если сравнивать с китайским ширпотребом — мои цены несколько выше, но если посмотреть на другой качественный продукт, то цена очень конкурентная и даже низкая. Шуба — дорогостоящая вещь по своей сути, потому что требует кропотливой работы со сложным и неоднородным материалом. Здесь требуется индивидуальный подход: каждую шкурку надо подобрать по фактуре, оттенкам, качеству, размеру. Это как складывать мозаику, решать хитроумный ребус. Мех мы красим в розовые, голубые, фиолетовые цвета, ворс у шкурок разный, и чтобы покраска прошла успешно, их тоже нужно долго и тщательно подбирать. Как видите, дороговизна шубы вполне естественна.

Фото: Михаил Дмитриев

Почему выбрали такой непростой материал? Проще нашить юбок из дешевой ткани.

Дело не только в том, что дешевле шить — но и в том, что дороже продавать. Мы бы могли шить трикотажные майки сотнями. Это ходовой товар, но усилия на продажу сотни маек или одной шубы несравнимы. Фокус тут смещается с производства на продажу, логистику и дистрибуцию — то, чем я никогда не хотела заниматься и не занимаюсь. Мне по душе высококачественные индивидуальные изделия, поэтому я выбрала ту нишу, где к вещам можно прикладывать большое количество усилий на этапе производства, а не реализации. И где это того стоит и окупается.

Если говорить о продаже — как позиционируют себя русские дизайнеры наряду с дешевым мейнстримом вроде Zara, H&M?

Мы абсолютно не конкуренты — наш продукт лежит в другой ценовой категории. Рынок одежды таков, что нет прямой зависимости цена-продажа, это дифференцированный продукт, и в стоимость заложена масса других факторов: подача, бренд, даже личность дизайнера и умение выстраивать вокруг себя аудиторию. Причины успеха часто невидимы на первый взгляд. То нематериальное, что витает над каждой вещью, и создает ее ценность для покупателя. Моей целью изначально было создание марки, которая была бы ориентирована на средний класс, поэтому мы в доступной категории. Мы не стремимся в люкс, мне нравится думать, что мои вещи при желании может позволить себе любая девушка, если она ей нравится. Для меня важно, чтобы цена была адекватной и разумной, но с другой стороны, я не выстраиваю стратегию на конкуренции по цене.