• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

 

Polina Tonkikh

Graduated from the HSE Faculty of World Economy and International Affairs in 2010. Two years later, Polina Tonkikh began working at the Permanent Mission of the Russian Federation to the United Nations, where she focused on the World Trade Organization and  UNCTAD issues. She then became the attaché for the Permanent Mission of the Russian Federation to the WTO in 2014 before being named the Deputy Head of the Trade Negotiations Department at the Russian Ministry of Economic Development in 2016.

She has also received an HSE Alumni Award in the Government Service category for her contribution towards strengthening Russia’s image around the world.

«It’s nice having a diplomatic passport, but it comes with responsibility»

Success Builder


About the project
«Success Builder»

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features graduates from the Higher School of Economics who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences, and talk about the big shots they’ve schmoozed and how they’ve made the most of the opportunities they were given.

HSE alumna Polina Tonkikh is someone who was directly involve in one of the greatest moments in Russia’s history – the country’s accession to the World Trade Organisation. In the latest edition of Success Builder, Polina talks about what it’s like representing Russia at the WTO and how the country’s image has changed in the international arena.

When you were a student at HSE, you also worked at the Centre for Comprehensive European and International Studies (CCEIS). What impact did this have on your future career?

Correct – I worked for some time at the centre, which is headed by Timofey Bordachev. I always wanted to work there, and while I was at the centre I analysed the activities of export credit agencies. At the time, Russia did not yet have such an agency, and there were no such things as the Export Insurance Agency of Russia (EXIAR), which is a way of supporting our producers when they enter international markets, or the Russian Export Centre. It’s interesting that my work experience came in handy seven years later, when on the even of the 10th WTO Ministerial Conference we were formulating a solution to export competition that included regulations on export financing and crediting.

Electronic commerce is a key driver of economic growth and increases international trade volumes

Then I worked for two years on a research project under the supervision of Maxim Bratersky and Sergey Kortunov on the European Security Treaty. Participating in this project really helped me – on the one hand I constantly increased my knowledge in the international realm, and on the other I maintained ties to the Higher School of Economics, which I, like many of my fellow alumni, truly love, well after graduation.

What was your first professional experience, and what preceded your work in the international sphere?

I got my first job partially thanks to HSE. During my third year at the university, my business English instructor (Ekaterina Talalakina, Associate Professor in the School of Foreign Languages) recommended me for a simultaneous interpreter position for visiting foreign conductors at the Moscow State Symphony Orchestra. This was my first work experience of an international nature, you might say. I had to translate from the centre of the orchestra, and a bonus was getting to hear everything from somewhere other than the audience. I then got a job with the international concern Allianz for a specific project to integrate the Russian insurance company ROSNO into Allianz. I was on a team of 10, and two of us were HSE students. I got some experience and upon graduating from the university was offered a manager position in the international logistics division of Procter & Gamble. I worked in international economics and focused on product shipments from the U.S. and EU to Russia.

Photo by Mikhail Dmitriev

How did you come to work at the UN? What’s the overall process like? Do you go to a traditional interview?

It’s a rather interesting story. A few days before my state exams at HSE, I got a letter about openings at two trade missions and one permanent office in Geneva. As part of the competition, you had to write an essay on anti-dumping measures in the Doha Round. I thought that my exams were more important; if I didn’t pass them, I wouldn’t find a job at all. But then I remembered that I’d written a paper on global anti-dumping measures a year prior, and I just needed to apply this to the Doha negotiations.

I wrote the essay, and my classmate, Alyona Bulatnikova, and I ended up winning the competition. She actually works at the Permanent Mission to the WTO in Geneva now. She’s a real professional in her field.

We didn’t find out about the results of the competition right away. But next came the long paperwork process for the job; it’s government work, and they have to check everything about you. Only in March 2012 was I appointed to the Permanent Mission of the Russian Federation to the United Nations Office and other International Organizations in Geneva.

We’ve now reached a crucial moment to a certain extent. Everyone is trying to be careful when it comes to the U.S.’ changing trade policy, the process of Britain leaving the EU, and other important events taking place in international trade

At the time, the Russian Permanent Mission to the UN included a division dealing with trade and political issues with the WTO, UNCTAD, and the WTC. This is where I started working. Russia got its own Permanent Mission to the WTO later in April 2014. While we were part of the Permanent Mission to the UN, we focused not only on the WTO, but on other trade and economic issues as well.

What were your responsibilities at that point?

At first it was a lot of grunt work, and I had to organise and complete clerical tasks. Since I had come from the corporate sector, the organisational side of things came easy to me, but I had to learn a lot from the ground up – things ranging from reviewing documents and agreements to attending WTO council meetings. The organisational structure of the WTO consists of different bodies, the highest being the WTO Ministerial Conference, while various trade committees make up the regular working bodies. The first committee I was put on was the Trade and Development Committee, which focuses on trade issues in developing countries. This includes things like offering trade concessions with such countries (this is called ‘special and differentiated treatment’), managing technical assistance programmes, dealing with problems associated with smaller economies, and much more. This is where I started learning to prepare speeches for committee meetings, answer WTO members’ questions, work with colleagues from offices around the world on join initiatives, and much more. Then I also became responsible for things on the WTO Committee on Regional Trade Agreements and started participating in APEC’s Geneva group, which Russia actually chaired in 2012.

Photo: Mikhail Dmitriev

What competencies does someone need in order to represent Russia at the international level?

The most important skill is an excellent knowledge of languages – at a level where you’re able to solve problems in English or French, which is the case for Geneva. Responsibility and diligence are what is valued most in government service though. This also includes the ability to suggest solutions to problems. Additionally, the young professional should pay attention to the fact that this kind of work puts you in a lot of unique situations that you have to take control of and resolve. Lastly, you’ll have to constantly work in a time crunch.

Did your responsibilities change with Russia’s accession to the WTO?

After it was decided that Russia would join the WTO – this took place at the WTO’s Eighth Ministerial Conference in December 2011 – the country had six months to carry out the ratification process. We had a lot of new things to do. It was a new experience and an opportunity to demonstrate new skills.

Ratification was completed in July 2012, with official notification going to the WTO on July 23, 2012. Then on August 22, 2012, Russia became a full-fledged member of the World Trade Organisation.

The next important step was creating a separate Permanent Mission of the Russian Federation to the WTO in the first half of 2014. By that point, new specialists had arrived, and the responsibilities of each employee had become clearer. For me this meant career growth, and I started participating in specific talks on access to markets, government subsidies, and support for agricultural exports. At the same time, I continued working on regional trade agreements. In particular, over the course of my time in Geneva, we were able to completely carry out our obligations as concerns the transparency of Russia’s existing trade agreements.

Is that when you became an attaché?

It is. This happened during the transition from Permanent Mission to the UN to Permanent Mission to the WTO. It was a logical appointment, considering the experience I’d amassed over the last two years.

Attend all lectures, conferences, and academic events, and meet people. You just might come across a person or idea that pushes you closer towards your calling

Did you spend all that time working in Geneva?

Yes – our employees are always based there. It’s called ‘long-term foreign travel’ and lasts several years. These kinds of employees take care of the work that takes abroad based on what happens here, within the Economic Development Ministry. The diplomats working in Geneva try to relay Russia’s position on relevant topics in international economics.

What is Russia’s current image, and what work is being done to change it?

Thanks to the media, Russia’s image abroad is not always positive. But in the international arena, especially within the WTO, there are unwritten rules for how nations communicate. Usually they try not to point the finger at those who aren’t fulfilling their obligations at the WTO. Indirect hints are often made at meetings though, and everything is of course discussed on the sidelines. This sort of mutual respect allows for diplomatic relations to develop among countries, which ultimately has a positive effect on talks and decision-making.

Russia’s image has changed a lot since I started attending the committee meetings. It was a real event when we joined because the WTO was now getting the largest non-member economy in the world. Everyone was cautious towards us at first though. When China joined in 2001, the country had the status of ‘observer’ for the subsequent five years. China didn’t take any active steps, and on the sidelines the WTO called this the ‘honeymoon’ phase. Then China started actively advancing its policy, and the country now sets many of the rules that currently exist in world trade. For Russia, this honeymoon only lasted a year. We took a look at everything, observed, and developed certain approaches. Then, in 2014, Gennady Ovechko was appointed Permanent Representative of Russia to the WTO, and he is still the head of our office today. Our work at the WTO really took off after his appointment. Russia’s first Trade Policy Review came out in September 2016, which was also an interesting event for our image. The review promotes a multilateral assessment on WTO members’ impact on international trade. It was therefore critical that Russia’s active role at the WTO receive a positive assessment and that it be clear the country was making a substantial contribution to the development of a multilateral trade system.

Photo by Mikhail Dmitriev

I took part in the recent WTO negotiation session in June, and many WTO members supported a number of our proposals, noting how actively Russia had begun to participate in talks. I think this speaks to the fact that Russia’s image is changing for the better.

What are the most discussed trends at the WTO (if there are any at all)?

We’ve now reached a crucial moment to a certain extent. Everyone is trying to be careful when it comes to the U.S.’ changing trade policy, the process of Britain leaving the EU, and other important events taking place in international trade. Nevertheless, talks are still underway at the WTO on a fairly wide range of issues. In December of this year, the WTO’s 11th Ministerial Conference will take place in Argentina, and this is where the organisation’s key objectives are decided on. I expect that this next conference is where agricultural decisions will be made as well, as issues in food safety and agricultural support are extremely important for the majority of WTO members.

Another widely discussed trend is e-commerce, which is currently a key driver of economic growth and increasing international trade volumes. At the same time, the world does not have a single set of rules regulating this field. Meetings on e-commerce are taking place with representatives of the Russian IT industry who are able to say in advance what sorts of rules they find interesting.

In addition, the agenda includes the question of fishing subsidies, particularly as concerns the ban on providing subsidies that promote illegal, unreported, and unregulated fishing. Our intent to achieve progress in this area is evident in the UN’s Sustainable Development Goal to conserve and sustainably use the oceans, seas, and marine resources for sustainable development.

What does a day in the life of a WTO attaché look like?

Work is built around Moscow’s schedule because you need constant communication with the capital. Many countries adhere to a similar logic. Some countries opt for the Swiss calendar, but our calendar is required to correspond to the workday in Moscow. Because of the time difference, it has oftentimes been necessary to either start work earlier or leave later. At the same time though, people at the WTO love to schedule meetings on the 8th of March (International Women’s Day) or the 9th of May (Victory Day), and you have to go to work even though these are holidays on the Russian calendar.

 

For18years

from 1993 through 2011, talks took place on Russia’s accession to the WTO

 

Working as an attaché at a permanent mission is interesting, but you spend a lot of time running around. The week begins on Monday with the ambassador’s meeting with the mission’s diplomatic corps. Then the WTO’s schedule of events begins. This includes meetings of committees, councils, or special sessions that typically take place at the WTO, but that can also require you to travel to a different country’s mission. The most convenient is Brazil because our office is in the same building as theirs.

How do you combine working at the Economic Development Ministry with working at the WTO?

I don’t actually. I worked for the Economic Development Ministry overseas in Geneva for four and a half years, but now I’m with the Ministry’s central division. Here my work includes working with other government organisations and representatives from business circles to develop the country’s stance on trade issues as part of the WTO. This is all then presented at the organisation. That’s why there are sometimes short trips to Geneva to participate in different events at the WTO.

And what’s it like having a diplomatic passport?

It’s nice, of course. By representing Russia in a foreign country you get certain special perks, like taxes for example. There are definitely privileges when you go through passport control. But with those advantages come certain duties. Having a diplomatic passport comes with responsibility.

Still though, Geneva is one of the most expensive cities. Did the job entail any social privileges?

Not in particular. Diplomats are exempt from paying taxes, and they get cheaper gas (the discounts are for the diplomatic corps of all offices in Geneva). Yes, the cost of living is rather high in Switzerland, but a diplomat is typically provided with accommodation and a car. Overall though, it depends on how you look at Switzerland. It can, for example, be very accessible when it comes to education or sport. The cost of a pool membership, for example, is only around 10 Swiss Franc a month, which is about 340 rubles.

You have extensive professional experience. Is there anything you can share with students?

Like Steve Jobs said in a commencement address: you cannot connect the dots looking forward, you can only connect the dots looking backwards. You never know what from the things you’re now learning will come in handy in the future. Attend all lectures, conferences, and academic events, and meet people. You just might come across a person or idea that pushes you closer towards your calling.

Other ‘Success Builder’ Stories

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

 

Полина Тонких

В 2010 году с отличием окончила специалитет факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ. В 2012 году начала работать в Постоянном представительстве России при ООН, где занималась вопросами ВТО и ЮНКТАД. В 2014 заняла должность атташе Постпредства России при ВТО. В 2016 году назначена заместителем руководителя отдела в департаменте торговых переговоров министерства экономического развития Российской Федерации.

Лауреат премии HSE Alumni Awards в номинации «Государственная служба» за вклад в укрепление имиджа России.

«Иметь дипломатический паспорт приятно, но он налагает ответственность»

Конструктор успеха


О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Выпускница ВШЭ Полина Тонких — одна из тех людей, при чьем непосредственном участии происходило важнейшее для России событие: вступление в ВТО. О том, каково представлять Россию во Всемирной торговой организации и как меняется имидж страны на международной арене, она рассказала в «Конструкторе успеха».

Обучаясь в Вышке, вы там же работали в Центре комплексных европейских и международных исследований. Какую роль это сыграло в вашей будущей профессии?

Да, некоторое время я работала в Центре, которым руководит Тимофей Вячеславович Бордачев. Работать в международной сфере мне хотелось всегда, а в Центре я занималась анализом деятельности экспортных кредитных агентств. На тот момент в России еще не существовало такого агентства, не было ЭКСАР (Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, способ поддержания наших производителей при выходе на международные рынки) и РЭЦ (Российский экспортный центр). Интересно, что этот опыт работы мне пригодился 7 лет спустя, когда в преддверии 10-й Министерской конференции ВТО мы согласовывали решение по экспортной конкуренции, которое включает в себя положения по экспортному финансированию и кредитованию.

Электронная торговля — один из ключевых двигателей экономического роста и увеличения объемов международной торговли

Затем я два года работала на научно-исследовательском проекте под руководством Максима Владимировича Братерского и Сергея Владимировича Кортунова по Договору о европейской безопасности. Участие в проекте мне очень помогло: с одной стороны, мои знания в международной сфере постоянно расширялись, а с другой — у меня и после окончания университета оставалась связь с Вышкой, которую я, как многие выпускники, действительно люблю.

Каков был ваш первый профессиональный опыт, и что предшествовало работе на международном уровне?

Первый опыт работы появился не без участия Вышки. На третьем курсе преподаватель по бизнес-английскому (доцент кафедры иностранных языков Департамента иностранных языков НИУ ВШЭ Екатерина Викторовна Талалакина) рекомендовала меня в качестве синхронного переводчика для приглашенных иностранных дирижеров в Московском государственном симфоническом оркестре. Это был первый рабочий опыт, который носил, если можно так сказать, международный характер. Переводить приходилось, сидя в центре оркестра, и было потрясающе, потому что бонусом я получала совершенно иное звучание, нежели привыкла слышать из зала. Дальше я устроилась на работу в компанию Allianz на конкретный проект по интеграции российской страховой компании РОСНО в состав международного концерна Allianz. На проекте работала команда из 10 человек, двое из нас были студентами Вышки. Я набралась опыта и по окончании университета получила должность менеджера в сфере международной логистики в компании Procter & Gamble. Я была связана с внешнеэкономической деятельностью и занималась поставкой продукции из США и ЕС в Россию.

Фото: Михаил Дмитриев

Как вы попали на работу в системе ООН, как вообще это происходит? С помощью традиционного собеседования?

История достаточно интересная. За несколько дней до госэкзамена в Вышке я получила письмо о том, что проводится конкурс на замещение вакантных должностей в двух торгпредствах и в одном постоянном представительстве в Женеве. В рамках конкурса нужно было написать эссе на тему «Антидемпинговые меры в рамках Дохийского раунда». Подумала: госэкзамен важнее, если не сдам — вообще не буду работать. А потом я вспомнила, что год назад писала про антидемпинговые меры в мире, и мне оставалось только привязать это к Дохийскому раунду переговоров.

Я написала эссе — и все получилось, вместе с однокурсницей Алёной Булатниковой мы выиграли конкурс, она как раз сейчас работает в Женеве в Постпредстве при ВТО. Настоящий профессионал своего дела.

Результаты конкурса стали известны не сразу. Затем начался долгий процесс оформления на выигранную должность — это госслужба, где вас должны всячески проверить. Только в марте 2012 года я получила назначение в постоянное представительство Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве.

Сейчас в определенной степени переломный момент, все стремятся быть острожными в связи с меняющейся торговой политикой США, процессом выхода Великобритании из ЕС и другими важными для международной торговли событиями

Тогда в составе Постпредства России при ООН была референтура торгово-политических проблем, которая занималась вопросами ВТО, ЮНКТАД и МТЦ (Международный торговый центр — прим.). Там я и начала свою работу. Отдельное Постоянное представительство при ВТО у России появилось позднее, в апреле 2014 года. Пока мы были в составе Постпредства России при ООН, мы занимались не только ВТО, но и другими торгово-экономическими вопросами.

Каковы были ваши обязанности на этом этапе?

Вначале было много черновой работы, пришлось организовать делопроизводство, вести его. Поскольку я пришла из корпоративного сектора, организация далась легко, но многим вещам пришлось учиться с нуля, начиная с визирования документов, согласований, заканчивая посещением комитетов в ВТО. Организационная структура ВТО состоит из различных органов, при этом высшим органом организации является Министерская конференция ВТО. Комитеты по отдельным направлениям торговой повестки являются регулярными рабочими органами. Первый комитет, которым мне поручили заниматься, был Комитет ВТО по торговле и развитию, который занимается вопросами торговли развивающихся стран, например: предоставление льготного режима в торговле с такими странами (т.н. специальный и дифференцированный режим), программы технического содействия, проблемы малых экономик и многое другое. Там я начала учиться готовить выступления к заседаниям Комитета и ответы на вопросы членов ВТО, работать с коллегами из представительств других стран над совместными инициативами и др. Затем я также стала отвечать за Комитет ВТО по региональным торговым соглашениям, участвовать в Женевской группе АТЭС, где Россия как раз председательствовала в 2012 году.


Фото: Михаил Дмитриев

Какими компетенциями должен обладать специалист, чтобы представлять Россию на международном уровне?

Важнейшая компетенция — великолепное знание языков, до такой степени, чтобы было возможно решать вопросы на английском или французском, как и происходит в Женеве. Ответственность и исполнительность — то, что ценится на государственной службе. Умение предлагать решение проблемы тоже. Молодому специалисту еще нужно обратить внимание на то, что в такой работе возникает много нестандартных ситуаций, за которые нужно браться, решать. При этом работать приходится в постоянном цейтноте.

Со вступлением России в ВТО у вас обновились обязанности?

После принятия решения о присоединении России к ВТО, что произошло в ходе 8-й Министерской конференции ВТО в декабре 2011 года, стране предстояло в течение полугода провести процедуру ратификации. Появилось очень много новых задач, это был новый опыт и способ проявить новые компетенции.

Ратификация завершилась в июле 2012 года, о чем мы официально уведомили ВТО 23 июля 2012 года, и 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации.

Следующим важным шагом стало создание отдельного Постоянного представительства Российской Федерации при ВТО в первой половине 2014 года. В этот момент приехали новые специалисты, четче очертился круг обязанностей каждого сотрудника. Для меня это означало карьерный рост, и я стала заниматься конкретно переговорами по доступу на рынки, по государственным субсидиям и экспортной поддержке в отношении сельскохозяйственных товаров. Параллельно продолжала заниматься региональными торговыми соглашениями. В частности, за время моего пребывания в Женеве удалось полностью выполнить все обязательства в сфере транспарентности действующих торговых соглашений Российской Федерации.

Вы тогда приняли должность атташе?

Да, это случилось в момент перехода из Постоянного представительства при ООН в Постоянное представительство при ВТО, это было логичное назначение, учитывая опыт, полученный мной в течение двух лет.

Ходите на все лекции, конференции, научные мероприятия, знакомьтесь с людьми. Возможно, именно на них вы встретите человека или идею, которые подтолкнут вас к вашему делу жизни

Все это время приходилось работать в Женеве?

Да, наши сотрудники постоянно находятся там, это называется «долгосрочная загранкомандировка», которая обычно длится несколько лет. Такие сотрудники обеспечивают внешнюю работу на основе того, что проводится вот здесь, в Минэкономразвития, в качестве внутренней работы. Работающие в Женеве дипломаты стараются донести позицию России по актуальным вопросам международной экономической повестки.

Каков имидж России сейчас, какая работа над ним проводится?

Благодаря СМИ, возможно, имидж России в мире не всегда трактуется положительно. Но на международной арене, и особенно в рамках ВТО, есть неписаные правила взаимного общения стран. Обычно страны стараются «не указывать пальцем» на тех, кто не исполняет своих обязательств в ВТО. Намеки на заседаниях зачастую делаются косвенно. Конечно, в кулуарах все обсуждается. Но такое взаимное уважение способствует развитию дипломатических отношений между странами, что, в конечном счете, играет очень позитивную роль на переговорах и при принятии решений.

Имидж России очень изменился за то время, что я присутствовала на заседаниях. Когда мы только присоединились, это было действительно событие, потому что пришла большая экономика, самая крупная из еще не присоединившихся к ВТО экономик в мире. К нам относились настороженно. Когда в 2001 году присоединился Китай, то пять последующих лет он занимал наблюдательную позицию, не предпринимая активных действий, и в кулуарах ВТО этот период называли «медовый месяц». А затем Китай резко начал продвигать свою политику и теперь формулирует многие правила мировой торговли. У России же этот «медовый месяц» занял всего около года — мы присматривались, наблюдали, вырабатывали подходы. В 2014 году Постоянным представителем Российской Федерации при ВТО был назначен Геннадий Алексеевич Овечко, который и сейчас возглавляет наше Постпредство, и сразу началась более активная работа. В сентябре 2016 года прошел первый после присоединения к ВТО Обзор торговой политики России, тоже очень интересное и имиджевое для нас мероприятие. Механизм обзора торговой политики дает возможность проведения многосторонней оценки влияния политики членов ВТО на международную торговлю. Поэтому очень важно, что в ходе Обзора была дана высокая оценка активной позиции России в ВТО, отмечен значительный вклад страны в развитие многосторонней торговой системы.

Фото: Михаил Дмитриев

Вот и на недавней переговорной сессии в ВТО в июне, в которой я приняла участие, многие члены ВТО поддержали ряд наших предложений и отметили, насколько активнее Россия стала вести себя на переговорах. Полагаю, это говорит о том, что имидж России меняется в лучшую сторону.

Каковы наиболее обсуждаемые тренды в ВТО (и есть ли они вообще)?

Сейчас в определенной степени переломный момент, все стремятся быть острожными в связи с меняющейся торговой политикой США, процессом выхода Великобритании из ЕС и другими, не менее значимыми для международной торговли событиями. Тем не менее, в ВТО продолжаются переговоры по достаточно широкому кругу вопросов. В декабре этого года в Аргентине состоится 11-я Министерская конференция ВТО, где решаются ключевые задачи организации. Предполагаю, что на Конференции не обойдется без решений в области сельского хозяйства. Вопросы продовольственной безопасности и сельскохозяйственной поддержки являются очень важными для большинства членов ВТО.

Еще один широко обсуждаемый тренд — это электронная коммерция. Сейчас электронная торговля — один из ключевых двигателей экономического роста и увеличения объемов международной торговли. При этом единых правил регулирования этой области во всем мире не существует. По вопросу электронной коммерции проводятся встречи с представителями российской ИТ-индустрии, которые могут подсказать, какие правила были бы для них интересны.

Кроме того, на повестке дня — вопрос предоставления рыбных субсидий, особенно о запрете на предоставление субсидий, которые способствуют незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу. Намерение достичь прогресса в этом направлении зафиксировано в рамках одной из Целей устойчивого развития ООН о сохранении и рациональном использовании океанов, морей и морских ресурсов.

Как выглядит рабочий день атташе при ВТО?

Работы построена по графику Москвы, потому что постоянно нужна связь со столицей, и многие страны придерживаются такой же логики. Некоторые страны выбирают швейцарский производственный календарь. Наш график вынужденно запараллелен с рабочим днем в Москве. Из-за разницы во времени очень часто приходилось либо начинать работу раньше, либо задерживаться. В то же время, в ВТО любят назначать заседания рабочих органов на 8 марта или 9 мая, и приходится идти, несмотря на праздничный день по российскому производственному календарю.

 

18 лет

с 1993 по 2011 год, велись переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию

 

Работать атташе в постпредстве интересно, но нужно много бегать. Понедельник начинается с совещания у посла с дипломатическим корпусом представительства, потом мероприятия ВТО по графику: участие в заседаниях комитетов, советов или специальных сессиях, в рамках которых происходят переговоры, двусторонние встречи, которые зачастую для удобства проводят в ВТО, но иногда приходится ездить и в представительство другой страны. Самые комфортные — переговоры с Бразилией, потому что наше представительство и бразильское находятся в одном здании.

Как совмещаете работу в Минэкономе и в ВТО?

Как такового совмещения нет. Я работала в загранаппарате Минэкономразвития в Женеве в течение 4,5 лет. Сейчас я работаю в центральном аппарате Министерства. Здесь моя работа включает совместную с другими ведомствами и представителями деловых кругов выработку позиции страны по вопросам торговой повестки в рамках ВТО, которая затем должна быть представлена в организации. Поэтому зачастую бывают краткосрочные командировки в Женеву для участия в мероприятиях в рамках ВТО.

Каково иметь дипломатический паспорт?

Конечно, это приятно. В стране, в которой ты находишься, представляя Россию, ты получаешь определенные поблажки, например, налоговые. На паспортном контроле, безусловно, есть привилегии. Но наряду с преимуществами есть и обязанности. Дипломатический паспорт налагает определенную ответственность.

В любом случае, Женева — один из самых дорогих городов. Есть ли у представителя социальные привилегии?

Как таковых социальных привилегий не было. Дипломаты освобождены от уплаты налогов, у них более дешевый бензин (скидки для дипломатического корпуса всех представительств в Женеве). Да, стоимость жизни в Швейцарии достаточно высокая, но, как правило, дипломату предоставляется служебное жилье и автомобиль. Да и вообще, это зависит от того, как посмотреть на Швейцарию: она, например, может быть достаточно доступной в том, что касается образования или спорта. Например, посещение бассейна в течение месяца стоило около 10 франков, то есть примерно 340 рублей (на момент моей работы там).

У вас большой профессиональный опыт, есть чем поделиться со студентами?

Как говорит в известном обращении к выпускникам Стив Джобс: you cannot connect the dots looking forward, you can only connect the dots looking backwards. Продолжая эту мысль: ты никогда не знаешь, что из того, что ты учишь сейчас, тебе пригодится в будущем. Ходите на все лекции, конференции, научные мероприятия, знакомьтесь с людьми. Возможно, именно на них вы встретите человека или идею, которые подтолкнут вас к вашему делу жизни.

Все материалы рубрики