«Коммуникации — это все»: о работе выпускников по специальности и не только
Студенты РиСО начинают пробовать себя в индустрии уже с первого курса, однако нельзя с уверенностью сказать, где завершится путь каждого спустя четыре года. Узнали у бакалавров #incommhse-2021, как сложился их карьерный трек, и постарались дать максимально широкий ответ на неизбежный вопрос — а кем будешь после выпуска?
старший ассистент отдела аналитики Риалвеб
О веб-аналитике
На первом курсе у нас был великолепный преподаватель Андрей Николаевич Серегин, он вел аналитику — тогда я понял, что это то направление, куда я хочу двигаться. В какой-то момент на специализации по приглашению Саши Тесслера к нам пришли ребята из Риалвеб: Леня Енов и другие аналитики. Они рассказали, что из себя представляет веб-аналитика, что это сплав маркетинга, статистики, знания языков программирования. Мне показалось, что это идеально собирает все полученные мной знания.
По функционалу мы находимся, с одной стороны, между маркетингом и рекламистами, а с другой — с разработчиками, которые занимаются софтом и поддержанием работоспособности системы. Мы — связующий элемент, в наши задачи входит работа с данными, их анализ, визуализация.
Об A/B тестах и НИСе
Недавно я провел свои первые А/В-тесты. Мне пришла гипотеза от маркетологов (все как в вузе!) о том, что уведомления на главной страничке сайта позволят продавать лучше: то есть, повысится конверсия, увеличится количество заявок. Я провел тест, потом проанализировал выборку — все, как нас учили на НИСе (научно-исследовательский семинар — прим. ред.). Полученные значения были статистически значимыми, а значит, и тест успешным. Это была одна из самых интересных задач за последнее время!
О любимых преподавателях
Не знаю, как это работает, но я каждый день использую много знаний, которые получил на рекламе. И это несмотря на то, что я работаю с цифрами — казалось бы, при чем тут реклама?
Андрей Николаевич Серегин на первом курсе учил анализировать информацию, и я сейчас понимаю, что знания, которые я получил уже тогда, некоторые мои коллеги открывают для себя только на работе. В целом, коммуникация — это все. Четыре года я учился коммуницировать! Это возможность твоего персонального роста, возможность впитывать максимальное количество информации. На третьем и четвертом курсе у Александра Валерьевича Можаева был великолепный УИК: благодаря ему я научился работать над проектом в предельно сжатых сроках и выдавать результат, который будет нужен не мне, не какому-то третьему лицу, а клиенту .
Нереально важные навыки я получил благодаря специализации и Олегу Владимировичу Карасеву, который невероятно кропотливо, очень точно и научно нам рассказывал о маркетинге. Как я уже говорил, веб-аналитика находится на стыке маркетинга и программирования. Часто бывает, что бриф, который ты получаешь от клиента, не очень точен по целому ряду причин. Но я всегда понимаю, что от меня хотят: я сам дипломированный маркетолог, и прекрасно знаю, что человеку нужно. Даже если он поленился и составил расплывчатый бриф :) Это нереально ценный опыт и экономит десятки часов. Огромное спасибо Олегу Владимировичу!
digital media planner в OMD
О медиапланировании
В настоящее время я работаю ассистентом в отделе диджитал-медиапланирования, где каждый день получаю новую информацию о рекламном рынке, его функционировании и структуре. В мои задачи входит контроль за статистикой на рекламных платформах, установление трекинговых кодов и пикселей, планирование и прогноз выполнения объемов для реализации определенных целей, определение таргетов исходя из сегментирования аудитории клиента. Но вместе с этим, я обучаюсь всем премудростям планирования: как построить целую кампанию из разных блоков, форматов, площадок, таргетов, креативов, которая будет выполнять цель и задачи клиента.
Меня захватывает именно сам процесс поставки рекламы и отклик среди потребителей, как ведут себя разные таргеты и есть ли в них разница.
Как пригодилась учеба на РиСО
Я не сторонник мнения, что только некоторые предметы могут быть полезны: почти каждый предмет на протяжении всего обучения на РиСО является элементом или винтиком в полноценной структуре обучения. Студент после освоения одного предмета получает некие «ачивки», а после получения всех компонентов – человек уже специалист, по крайней мере, теоретически подготовленный. Подкрепляя примерами, из дисциплины «Управление интегрированными коммуникациями» приобрел знания о возможностях донесения необходимой информации для целевой аудитории, практически наблюдаю посыл каждого рекламного креатива клиента и понимаю, какую цель он преследует. Или из дисциплины «Performance-маркетинг» — все теоретические основы для понимания рынка digital и всех ключевых показателей для оценки эффективности и результатов рекламы.
О планах на будущее
Я выполняю план, который наметил себе после моего первого опыта работы – стать маркетинговым директором в компании из личного шорт-листа. В моем понимании, директор по маркетингу должен понимать все маркетинговые и коммуникационные процессы. Во-первых, исследовательскую часть, которая поможет находить ответы и отвечать правильно на важные вопросы (моя специализация и исследовательские проекты в Вышке). Во-вторых, медийную часть: особенно важно понимать диджитальную историю распространения рекламы (моя нынешняя работа). Наконец, маркетинговую часть, с помощью которой я узнаю, как коммуникация способствует продажам (магистратура в Вышке).
стратег в Possible
О работе мечты в Possible
Сейчас я работаю стратегом в креативном агентстве Possible, но также активно помогаю ребятам из креативного отдела. О Possible я узнала, когда в качестве дополнительной дисциплины выбрала «Коммуникации в Digital», где познакомилась с прекрасной Алисой Задорожной, которая не просто рассказала об агентстве, в котором она работает, но и бесповоротно влюбила нас всех в него. Тогда в ноябре работать в Possible казалось мечтой, но уже в марте произошёл невероятный мэтч, и я прошла собеседование в агентство. Стала частичкой креативного сердца индустрии, за что я несказанно благодарна моей фее-крестной Алисе и Вышке, которая нас познакомила.
О проектах, которые четверокурсники выполняли в рамках дисциплины «Коммуникации в Digital: новые каналы», читайте в нашем материале.
В основном работаю на тендерах, то есть, быстрых проектах, где задачу клиента нужно круто решить в режиме ограниченного времени, при этом находясь в конкуренции с другими агентствами за право дальнейшей реализации проекта. Анализируем рынок и конкурентов, придумываем креативные концепции, сюжеты роликов, key visual, спецпроекты и многое-многое другое. Интересно абсолютно все, потому что каждый клиент уникален, и каждый раз это целый челлендж — найти особый подход к задачам клиента, чтобы он выбрал для работы именно твоё агентство. Азарт, да и только :)
Подготовка к миру рекламы в Вышке
Могу сказать, что 90% знаний, полученных в университете, пригодились мне на работе. Я бы даже назвала выход на работу после университета некоторым бесшовным опытом, так как по сути я даже не почувствовала, что что-то сильно изменилось в моей жизни. Весь 4-й курс мы делали интегрированные кампании для приглашенных спикеров из крупных компаний. Теперь я делаю то же самое, только эти кампании в случае победы ещё и реализовываются, за чем безумно приятно наблюдать, как за настоящими плодами своего труда. Сейчас в работе особенно помогают знания по взаимодействию с клиентом, его брифом и составлению стратегической и тактической части рекламных кампаний.
По сути всё, что когда-либо разбиралось в университете относительно различных рекламных инструментов: анализа, креативного брейншторма, работы с digital-платформами, соцсетями и многого многого другого — все оказалось безумно полезным. И, конечно же, исследования! Без них в нашей отрасли никуда — даже без тех самых фокус-групп :)
О планах на будущее
Работать, работать и ещё раз работать! Наша сфера очень стремительно развивается, и чтобы успевать за ней, нужно непременно развиваться вместе с ней :) Хочется не терять ни минуты, продолжать получать ценные знания и опыт в индустрии, как говорят, «делая все своими ручками», чтобы как можно скорее стать настоящим профессионалом своего дела. В качестве guilty pleasure в будущем, конечно, очень хочется делиться своими знаниями с молодым поколением, что возможно когда-нибудь удастся осуществить в родной альма-матер.
Junior Project Programmatic Manager в MGCom
О выгорании и новых вызовах
Так получилось, что я работал в Бизнес-инкубаторе Вышки: я был там диджитал-маркетологом. Для рекламы их продуктов в соцсетях как-то прошел курс по таргетированной рекламе. На третьем курсе я хорошо освоил таргетинг и открыл ИП, вел клиентов. Обычно было так: учеба, 2-3 клиента и работы практически полный день. К началу четвертого курса я настолько выгорел, что ни работа, ни деньги меня не мотивировали, хотя уже многое мог себе позволить. В итоге я ушел из Бизнес-инкубатора и закрыл ИП: понял, что мне нужно отдохнуть и спокойно закончить четвертый курс. И уже во время написания диплома появились силы, захотелось работать.
Таргетинг я уже освоил, он легко мне давался, поэтому искал что-то новое. Мне посоветовали программатик: это самый сложный вид рекламы. Я закинул резюме нескольким друзьям, которые уже работали в агентствах, прошел собеседования, и вот — устроился Junior Project Programmatic менеджером в MGCom.
Я занимаюсь созданием стратегии, подбором релевантных каналов для клиента, подбором таргетинга, созданием и согласованием медиаплана. По сути, веду проект: например, есть банк, у него есть продукт Х — и я веду этот продукт. Слежу за ходом выполнения кампании, даю задачи людям, которые настраивают рекламу. И в итоге отчитываюсь за результат.
О главном за четыре года
Очень полезным было совместное написание курсовой работы с реальными кейсами и клиентами. Так получилось, что мне и еще двум моим друзьям, двум парням, достался бренд косметики Avon. Мы вообще не разбирались в косметике, и нам пришлось с нуля погружаться в продукт. На самом деле, это очень пригодилось: такая групповая работа отлично учит понимать бизнес-задачу клиента.
Владислав Коротуненко
Junior Project Programmatic Manager в MGCom
А самым полезным был четвертый курс, так как на нем началась история с performance-рекламой, которую вели ребята из ведущих агентств — MGCom, Риалвеб. Нас учили работать с Google.Analytics, мы защищали проект — для человека, который планирует уйти в диджитал, это маст-хэв.
маркетолог в Mail.ru
О первом оффере
Главное для меня событие — карьерный день в Сколково. Мы участвовали в разных активностях от компаний, и я приглянулась HR-менеджеру «МТС» (которая, кстати, тоже закончила Вышку и была удивлена такому количеству проектов в моем послужном списке резюме) и получила приглашение на первую стажировку в отделе маркетинга.
Любовь к креативу
Я продолжаю работать в маркетинге, охватывая его с разных сторон: комьюнити-менеджмент, контент-продюсирование, креатив, спецпроекты и многое другое. Очень многому я научилась в Mail.ru Group, откуда ушла буквально за неделю до сдачи диплома, чтобы всё успеть.
Самое интересное — сам рынок PR и маркетинга, который меняется каждый день! Сегодня набирает популярность ClubHouse, завтра её теряет ВкусВилл из-за провокационных действий. Только следи и следи за трендами. Но что я люблю больше всего в работе — это возможность создавать крутые проекты, которые могут повлиять на рынок в лучшую сторону, с не менее профессиональными людьми.
Свой диплом я писала про инновационные стартапы, брала интервью у предпринимателей и у сотрудников малых фирм. Некоторые интервьюируемые предложили поработать вместе, и один стартап твёрдо запал в душу, поэтому вот-вот реализую план по захвату сердечек моих будущих руководителей!
Анастасия Губанова
маркетолог в Mail.ru
Единственное, что мне не нравится, это огромное чувство ответственности за потенциальные ошибки, потому что одна из них может стоить репутации бренду. И с чем я ещё столкнулась в процессе поиска работы — как вообще можно определиться, кем ты хочешь стать в этом огромном мире маркетинга? Аккаунт, коммьюнити, PR, креативщик, стратег. FOMO (Fear of mising out — в пер. с англ. «синдром упущенной выгоды» — прим. ред,) развивается ещё как :)
О любимых учебных курсах
Мой самый любимый предмет за все 4 года, пусть он и не прикладной, — «Основы теории коммуникаций». Здесь, на втором курсе, я четко осознала, что хочу работать в этой среде и ещё глубже изучать все процессы, вкладывать смыслы в свои проекты. Тем не менее, ещё были прикладные курсы о создании презентаций, о конструировании собственных лендингов, управление проектами — все это пригодилось.
координатор сообщества Центра документального кино в Яндекс.Кью
Как рекламисту работать в культуре
Больше всего мне помогло волонтерство: я хотела пойти именно в культурную сферу и увлекалась кино. Начала волонтерить на Московском фестивале экспериментального кино MIEFF. Сложилось так, что мы заобщались с продюсером — потом она, видя мою работу и старание, предложила мне работать в специальном проекте MIEFF и Московской биеннале молодого искусства «Внеклассные практики».
На самом деле, очень важно понимать сферу культуры, потому что это довольно закрытое сообщество, в котором все близко друг друга знают и способны порекомендовать тебя другим людям. Именно рекомендация и привела меня сейчас в ЦДК. Конечно, особенно сложно из-за того, что ты не чувствуешь себя настоящим экспертом: нужно минимизировать ошибки, ведь люди тебя читают. Для этого важно коммуницировать с руководителем, честно говорить о том, что получается, а что нет. А еще — узнавать, читать, ходить на кинопоказы, погружаться в сферу.
Неожиданный «эффект Вышки»
Я была удивлена, когда однажды собеседовалась на куратора образовательной программы, и руководитель обратил внимание даже не на мой опыт работы в Гараже или еще где-то, а на учебное ассистентство в Вышке.
Елизавета Кириченко
координатор сообщества Центра документального кино в Яндекс.Кью
Поняла, что не стоит преуменьшать полезность внутривышкинских проектов, потому что они могут дать базу и уверенность, что ты владеешь конкретными навыками. В целом, вся учеба слилась у меня в единое целое — копилка четырех лет, из которой я все время что-то выхватываю, огромный блок знаний.
О планах на будущее
Сначала я была менеджером образовательной программы, потом — координатором образовательной программы, а сейчас много работаю с текстами. Опыт в создании сообщества безумно мне понравился, даже больше, чем фестивальная работа, о которой я мечтала. Сейчас я бы хотела соединить коммуникативные навыки, полученные на учебе, и менеджерский опыт, чтобы заниматься культурно-просвещенческой деятельностью. В будущем надеюсь попробовать себя в качестве куратора образовательных программ не только отдельных проектов, но и крупных институций.
PR и маркетинг-менеджер Effectno.School
О запуске онлайн-школы с нуля
На втором курсе я пошла стажироваться в рекламное агентство Grey на позицию аккаунта, и немного помогала стратегическому отделу. Не так много ребят в моем окружении тогда работали, и было прикольно «нырнуть» в то, чем мы скоро должны были заниматься на практике. Сейчас я работаю в студии моушн-дизайна и анимации Effectno, в рамках которой мы запускаем школу. Я занимаюсь маркетингом, продвижением, делаю рекламу, контент, пишу блог и веду социальные сети. Также помогаю коммуницировать со студентами, курировать курс.
Этот продукт мы запускали с нуля, и было очень интересно посмотреть, как выстраивается коммуникация, разрабатывается позиционирование, tone of voice — я училась на специализации «Маркетинг», и мой диплом был посвящен этому. Полезными оказались навыки стратегического планирования, умение свысока, с вертолета посмотреть на ситуацию, происходящую в бизнесе. Помогли и исследовательские штуки: например, моя дипломная работа. Она пригодилась даже в разработке самого продукта.
Екатерина Романова
PR и маркетинг-менеджер Effectno.School
Я бы даже сказала, что помогли не какие-то практические навыки, а скорее модель мышления — общий стратегический, долгосрочный подход, разделение его на конкретные шаги A, B и C, которые вы реализуете.
куратор онлайн-магазина Skuratov Coffee
Из кофейни в диджитал
В 2019 году я устроилась работать бариста: я была постоянным гостем одной из своих любимых кофеен, мне очень нравилось то, что происходило внутри, и хотелось приблизиться к этой сфере, узнать, как в ней все устроено. Это безумно крутой опыт с точки зрения общения с людьми и развития многозадачности.
Затем случилась пандемия, кофейни были закрыты. Тогда я начала думать в сторону развития коммуникаций бренда, активно общалась с отделом маркетинга и предлагала свои идеи по контенту, делала исследования нашего присутствия в соцсетях и анализировала сайт. Так получилось, что зимой этого года понадобился человек в команду, который стал бы заниматься развитием онлайн-магазина — я была выбрана на эту роль.
О процессе
Я занимаюсь анализом наших продаж и конкурентной среды, просматриваю тренды, новинки и интересные продуктовые решения, которые появляются в кофейной сфере. Таким образом я даю ТЗ на продуктовую разработку: по сути, наполняю наш онлайн-каталог и расширяю ассортимент. Также важная задача — обеспечение комфорта пользования сайтом и налаживание user experience.
Напутствия рекламистам
Советую всем будущим выпускникам научиться отдыхать, потому что именно качественный отдых — залог успеха в работе и в учебе :) Важно грамотно планировать жизнь так, чтобы в ней было место для всего. Тогда и работа, и учеба будут в удовольствие. Сейчас я мечтаю выстроить свой день, свою неделю и свою жизнь так, чтобы я ее чувствовала и жила гармонично. И, конечно, делать то, что нравится!
Чтобы быть в курсе всех новостей Департамента интегрированных коммуникаций, подписывайтесь на нас в социальных сетях:
VK: https://vk.com/incommhse
Instagram: https://instagram.com/incommhse
FB: https://www.facebook.com/incommhse
Подача документов в бакалавриат завершается 29 июля!
Алина Алимова
стратег в Possible