• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ландер Юрий Александрович, доцент Школы лингвистики факультета гуманитарных наук, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории языковой конвергенции (Москва)

НОМИНАЦИЯ «Успех педагога»

Ландер Юрий Александрович

Номинируется за доброту, искренность, умение разобраться с любой сложной ситуацией и за то, что более подходящего руководителя программы бакалавриата просто не может быть

Кандидатуру предлагает инициативная группа сотрудников Школы лингвистикиОлег Волков, Алексей Козлов, Георгий Мороз

Юрий Александрович ведёт в Школе лингвистики много разных предметов. Это очень хорошо, потому что студенты любят его лекции и семинары: последние два года, например, он становился лучшим преподавателем. На некоторые его пары ходят не только те студенты, которые должны там присутствовать по расписанию, но и люди с других курсов, а то и преподаватели. Юрий Александрович руководит многими интересными курсовыми, дипломами, большой экспедицией, в которую мечтает попасть каждый. Этого уже хватило бы на то, чтобы быть успешным педагогом. Но это не главное.

Самое главное из того, чем Юрий Александрович руководит, — это программа бакалавриата. Кажется, что руководитель программы — это просто бумажная работа: писать стандарты, думать про конкурсы, РУПы, БУПы и всё такое. С бумагами Ю. А. справляется (и это уже очень много), но главное — люди. Ю. А. знает всех студентов и старается следить за их проблемами, конфликтами, спорами; за их успехами, за их падениями — за всем. Впрочем, успехи есть, падения и проблемы тоже (они неизбежны), а конфликты и споры для Школы лингвистики вещь диковинная: у нас есть Ландер, который впитывает их, как кусок активированного угля. Он не настырен, не читает нотаций — он же не контролёр в троллейбусе. Он вообще с первого взгляда не очень заметен — а ведь незаметность руководителя есть первый признак того, что всё организовано правильно. Он добрый и искренний. Он всё и всех понимает, он идёт на компромиссы, ищет решения, которые понравятся всем — и что самое замечательное, находит. При этом он держит бакалавриат в идеальном порядке — не строгостью, а как-то… как будто по волшебству. И понимаешь, что так оно и должно быть.

Как-то я заговорил про Ю. А. с одним из его собственных институтских преподавателей, и тот сказал такую фразу: «Это было лет двадцать назад, Ландер был тогда такой мягкий и пушистый». Двадцать лет назад я не знал Ю. А., но с уверенностью могу сказать, что он такой и сейчас.

Педагог — это не только мелом по доске и красной ручкой в тетрадке. Это когда смотришь на него и тут же понимаешь, как правильно. Это и источник помощи в трудную минуту. Ю. А. умеет это всё, и кажется, что это не просто профессия, которой он овладел, а это его суть.

Ю. А. недогматичен. Даже принципиально адогматичен. Это его излюбленный приём: главное для него — не втиснуть в бедную студенческую голову сотню-другую лингвистических теорий и гипотез, а научить студентов думать самих. Как блистательно он опровергает только что возведённые интеллектуальные построения, которые казались удобными и комфортными! Очень часто нежёсткость, континуальность и теорию прототипа используют для лингвистического мухлежа; у Ю. А. это всегда изящнейший и точнейший инструмент, позволяющий снять факты, на поверхности противоречащие друг другу.

В общем, Ю. А. педагог в прямом смысле — παιδα-γωγός, “детоводитель”. Важнее всего для него привести студента на вершину интеллектуальной самостоятельности, а там предоставить вдыхать горный воздух свободы.

Комментарии:

28 ноября 2017 18:42
Пользователь портала
Нестеренко Любовь Владимировна
У Юрия Александровича нельзя не учиться. Он рушит все шаблоны и стереотипы, волей-неволей начинаешь смотреть на вещи иначе, думать головой, искать нестандартные решения, открываешь для себя кучу нового. Сложно отрицать, что так становится еще и гораздо интереснее. На лекции ЮА по одной и той же теме можно ходить неоднократно, обязательно будет немного по-другому, какая-нибудь новая шутка, байка или "вот представьте себе, что ...", которое ты еще не слышал.
При всей своей загруженности ЮА никогда не откажет в помощи, он чрезвычайно заботливо и уважительно относится к своим студентам и не только студентам. Нельзя сказать, что ЮА -- преподаватель. ЮА больше, чем просто преподаватель, прежде всего он друг для всех.

 
27 ноября 2017 00:44
Пользователь портала
Обаяние, чертовское обаяние. Каждый раз, когда встречаю Ю. А., мне жаль, что я уже отучился (и хотя бакалавриата у меня никогда не было, ему уже вряд ли быть). И конечно, он способен разрулить любые проблемы и повести за собой кого угодно.

 
25 ноября 2017 18:34
Пользователь портала
Юрий Александрович - чудо! Он много знает, читает самые разнообразные курсы, работает, кажется, 24 на 7, а ещё он всегда очень спокойный и добрый. Несмотря на все сложности, проблемы (студентов и преподавателей, которые он всегда помогает решать) и суету, в нём чувствуешь какое-то магическое спокойствие. Один раз посмотреть в сторону прекрасного ЮА, и уже не так страшно жить эту жизнь дальше!

 
22 ноября 2017 01:51
Пользователь портала
Герасименко Екатерина Андреевна
Юрий Александрович - удивительный. Преподаватель и руководитель академической программы.
Очень хорошо помню занятия - ЮА объясняет какое-то теоретическое построение, потом говорит "но это всё неправда" и объясняет этот же материал с другой точки зрения. Прекрасные адыгейские примеры и истории из поля. Его хочется слушать, над примерами из лекций хочется думать и задавать вопросы.
А что касается руководства академической программой - ЮА просто невероятно хорошо всё делает так, чтобы студенты бакалавриата получали максимум. И всегда всё решается и всегда с ним можно обсудить вопросы или проблемы.

 
15 ноября 2017 20:47
Пользователь портала
Чечуро Илья Юрьевич
Юрий Александрович Ландер — один из самых удивительных людей, что я знаю. Для меня он, во многом, несомненный нравственный ориентир. Удивительно, как в одном человеке совмещается такое феноменальное количество положительных качеств. Именно он читает одни из самых интересных и необычных лекций. Он всегда учит смотреть на вещи нестандартно, искать и находить неожиданные решения. Но таланты ЮА не ограничиваются преподаванием. Его способность разрешать конфликты и сложные ситуации действительно удивительна. Не раз и не два я видел, как Юрий Александрович помогает студентам выбраться из самых тяжёлых ситуаций. И каждый раз он подходит к этим проблемам серьёзно и с искренним участием. Я и сам регулярно обращаюсь к нему за советом, и никогда ещё не было такого, чтобы ЮА отказал. Всё это, безусловно, требует огромного количества сил и полной самоотдачи. Несмотря на это, ЮА остаётся серьёзным и уважаемым учёным, замечательным коллегой и отцом. Уже шестой год я задаюсь вопросом, когда же он спит и спит ли вообще, и как ему на всё хватает сил. Может, это звучит банально, но мало того, что ЮА больше, чем преподаватель, он ещё и больше, чем человек.

 
15 ноября 2017 13:38
Пользователь портала
При моем более чем 25-летнем стаже работы в вузах я никогда не встречала человека, НАСТОЛЬКО не затронутого бюрократической деформацией на своей должности. Если у студентов появляются трудности в жизни (и, соответственно, в учебе), я всегда могу спокойно порекомендовать им обратиться к Юрию Александровичу, зная, что они получат много советов, как справиться с учебой, и при этом еще вернутся просветленные. И он знает все положительные стороны студентов и будет защищать их при трудностях до последнего.

При этом Юрий Александрович еще и серьезный ученый (и отец:)), да право, может ли быть, чтобы все это сочеталось в одном человеке?

Оказывается, может.

 
14 ноября 2017 04:20
Пользователь портала
Змановский Никита Сергеевич
Без преувеличения могу сказать, что я очень многим обязан Юрию Александровичу. Без его тактичного участия, чуткого отношения к проблемам студентов, искреннего альтруизма в своей работе я бы вряд ли сейчас писал эти строки. Подумать только: я заходил к нему в кабинет, нервничая и сомневаясь, говорил о своём желании уйти с бакалаврской программы — и выходил через час с твёрдой уверенностью в том, что ещё не всё потеряно, что нужно спасать своё образование. Юрий Александрович помог разобраться со сложной жизненной ситуацией, замотивировал бороться за своё счастье, и я бесконечно благодарен ему за это как руководителю, как педагогу, как человеку.

Как по волшебству, незаметно, сами собой решались практически все проблемы, стоило только Юрию Александровичу обратить на них своё внимание. Я всегда поражался, как у него это получается, но, думаю, в этом и состоит секрет его успеха как педагога и как академического руководителя. Думаю, не будет преувеличением сказать, что все студенты и студентки бакалавриата Школы лингвистики знают: если есть сложная проблема — «иди к Ландеру, он поможет». И помогает, денно и нощно, каким бы сложным поначалу ни казался запрос.

Пары Юрия Александровича — это всегда отдельное событие, в ходе которого можно одновременно образовываться, и отдыхать душой, и получать эстетический опыт, и многое другое. Никогда не забуду семинар по синтаксису ближе к вечеру, когда, посмотрев на наши уставшие за день, измученные изгрызанием гранита науки студенческие лица, Юрий Александрович предложил послушать доклады в полумраке. Стоит ли говорить, что никому не хотелось уходить, когда закончилось отведённое на пару время: когда же ещё побываешь в кинотеатре, где вместо фильма — доклады по синтаксическим статьям?

Я считаю, что Юрий Александрович — отличная кандидатура для данной номинации, и желаю ему успеха!

 
14 ноября 2017 04:03
Пользователь портала
Шеянова Мария Викторовна
Сказать, что Юрий Александрович -- один из моих самых любимых преподавателей, будет банальностью, но это так. При мысли о Ю.А. я, в первую очередь, чувствую благодарность за потрясающий бакалавриат. Было всё как сказали в тексте: Юрий Александрович невероятный. Мне сложно понять, как ему удается находить личный подход к каждому студенту и преподавателю, стараться устроить всё так, чтобы никто не расстроился -- и при этом оставаться в здравом рассудке. Я не раз была свидетелем того, как Юрий Александрович решает конфликты. Меня бы не хватило на то, чтобы так внимательно, вежливо и _с_пониманием_ выслушивать вообще все недовольные стороны и пытаться их примирить. Я бы хлопнула мысленной дверью и аккуратно защищала тех, на чьей я стороне, оставив остальные стороны досадовать и возмущаться. Но Юрий Александрович на моей памяти так никогда не делал, а наоборот, стремился быть непредвзятым -- не судьей даже, а всеобщим примирителем.
Я знаю много потрясающих людей, умеющих кучу всего -- но этот скилл всё же за гранью моего понимания, и никто похожий на Ю.А. в этом мне в голову не приходит.

А ещё он, наверное, единственный человек, перед которым я чувствую вину за то, что ушла из теоретической лингвистики. На 1-2 курсе я мечтала стать великим теоретическим лингвистом, и в связи с этим ходила на каждую лингвистическую пару (иногда даже если пары не было в учебном плане), сидела там с маньячным выражением лица и улыбкой от уха до уха и задавала все вопросы, которые приходили мне в голову. Курсы, которые вёл Юрий Александрович, были среди моих любимых. (И я уверена, что так не только у меня!)
Он рассказывал понятно и живо, не давал заскучать и увлеченно отвечал на каждый вопрос юных лингвистят.
Потом мои интересы изменились, сейчас я занимаюсь совсем другим. Но до сих пор вспоминаю, как здорово было на парах Юрия Александровича, какой он классный преподаватель и как меня захватывало то, чему он нас учил.

А ещё я помню, как у нас на стажировке была пара студенток из другого кампуса -- и Юрий Александрович, лично для них, читал курс по теоретической лингвистике.

У Юрия Александровича было радостно и увлекательно учиться. С ним очень приятно и интересно разговаривать -- не только о лингвистике, а вообще обо всём. Он невероятный преподаватель, руководитель и человек. Иногда мне кажется, что Юрий Александрович -- это сверхчеловек, потому что люди так не умеют.

 
14 ноября 2017 00:43
Пользователь портала
Юрий Александрович удивительно, потрясающе тактичен. Как можно одновременно учесть интересы и пожелания нескольких сотен студентов и нескольких десятков преподавателей, всех вместе взятых и каждого в отдельности? У Ю.А. это получается. Так же, как получается совмещать роли недосягаемого идеала (как в науке, так и в жизни) и лучшего напарника в любой шалости вроде игры в пинг-понг мухой или приготовления жареных огурцов на экспедиционный ужин.

 
13 ноября 2017 23:57
Пользователь форума
Ekaterina
Педагог для Юрия Александровича -- слово узкое, слишком профессиональное. Раньше было слово воспитатель, а теперь как-то устарело и не смотрится. Но рядом с Ю.А. все немножко воспитываются -- или перевоспитываются, как угодно, не важно, дети, студенты или совсем взрослые. Не надо никаких лишних слов: все и так ясно: ясно как надо и как не надо. и в науке, и в экспедиции, и в дипломной работе, и в жизни. Кажется, большего успеха педагогу достичь невозможно.

 
Показать все комментарии (+8)