• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Олимпиады для школьников: что нового?

Участников олимпиады Высшей школы экономики для школьников в 2011 году ожидают существенные перемены в порядке проведения олимпиадных состязаний. Об этом рассказывает директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ГУ-ВШЭ Тамара Протасевич.

Видео о Межрегиональной олимпиаде школьников ГУ-ВШЭ в 2010 году Видео о Межрегиональной олимпиаде школьников ГУ-ВШЭ в 2010 году

— Тамара Анатольевна, Межрегиональная многопрофильная олимпиада школьников ГУ-ВШЭ всегда была самым массовым интеллектуальным соревнованием нашего университета для школьников. Какого рода изменения ожидают в этом учебном году участников олимпиады?

— Прежде всего олимпиада потеряла в своем названии слово «многопрофильная». В последние годы состязания школьников проводились по олимпиадным профилям, которые коррелировали с образовательными программами ГУ-ВШЭ.  Например, ребята, увлеченные математикой и планировавшие занятие ею сделать своей профессией, должны были выбирать между профилями «Математика» и «Прикладная математика» в зависимости от того, на факультете математики или на отделении прикладной математики и информатики они хотели бы продолжить свое образование. Причем расписание олимпиады не позволяло школьникам принять участие в состязаниях по нескольким профилям. В 2011 году олимпиада школьников будет проводиться по отдельным общеобразовательным предметам — экономике, математике, праву и обществознанию, а формат и расписание состязаний позволит школьникам принять участие в нескольких олимпиадах. Естественным продолжением таких перемен будет предоставление победителям и призерам олимпиад по отдельным предметам преференций при поступлении в Вышку на образовательные программы нескольких факультетов и отделений. В частности, победителей и призеров олимпиады по математике будут ждать не только на факультете математики, но и на отделении прикладной математики и информатики, факультетах экономики, социологии, бизнес-информатики и других. Информация о соотнесении олимпиад и факультетов (отделений) ГУ-ВШЭ приведена на странице «Межрегиональная олимпиада школьников» портала Высшей школы экономики. Хотела бы предупредить, что к этой информации нужно относиться как к ориентиру, так как окончательное решение по вопросу предоставления льгот победителям и призерам олимпиад принимает Ученый совет ГУ-ВШЭ. И такое решение Ученому совету еще предстоит принять по окончании олимпиадных состязаний в мае 2011 года.

Утрата в названии слова «многопрофильная» компенсируется длинным перечнем в ее названии аббревиатур вузов, которые в 2011 году наравне с ГУ-ВШЭ примут участие в организации и проведении олимпиады. Нашими партнерами стали вузы занимающие лидирующие позиции в российском высшем профессиональном образовании, многие из них имеют статус национальных исследовательских университетов. Для участников олимпиады расширение количества организаторов оборачивается ростом ценности успешного выступления на олимпиаде: победители и призеры получат льготы при поступлении не только в ГУ-ВШЭ, но и в вузы, ставшие со-организаторами олимпиады.

— Складывается впечатление, что участникам олимпиады чаще придется сталкиваться с проблемой выбора. Так ли это?

— Да, это действительно так. Например, школьники, которые мечтают профессионально заниматься экономикой, могут получить льготы при поступлении на факультет экономики ГУ-ВШЭ, став победителями и призерами хотя бы одной из олимпиад — по математике или экономике. Уже сейчас многим предстоит определиться, в каком предмете они сильнее и в какой из олимпиад успех более достижим, на подготовке к этой олимпиаде и нужно сосредоточить свои усилия. Особенно трудно, полагаю, будет круглым отличникам, хотя возможность принять участие сразу в нескольких олимпиадах снижает остроту такого выбора.

Победители и призеры олимпиад вновь столкнутся и с другим выбором — выбором вуза и факультета. К примеру, высшее профессиональное экономическое образование можно получить и в Уральском федеральном университете имени Б.Н. Ельцина, и в ГУ-ВШЭ, и в Белгородском государственном университете (я еще не все вузы перечислила) — какой выбрать? Не избежать проблемы выбора и тем, кто ориентирован на обучение только в Вышке — факультет экономики или Международный институт экономики и финансов, а, может, факультет мировой экономики и мировой политики? Подготовку по направлению «Экономика» можно получить на любом из этих факультетов. Широкие возможности рождают проблему выбора. Ко мне на форум уже обращаются школьники с просьбой помочь определиться, в какой олимпиаде им лучше принять участие. Не могу дать определенного совета. Придется решать самим — взрослая жизнь требует самостоятельных решений.

— Вы упомянули о таких профилях, как журналистика, психология, история. Среди олимпиад, которые вы перечислили, нет тех, в которых могли бы участвовать школьники, интересующиеся этими олимпиадными профилями. То же самое можно сказать и об информатике. Как вы можете это прокомментировать?

— Дело в том, что в 2011 году Вышка в сотрудничестве с другими вузами проводит еще ряд олимпиад. Это межрегиональная олимпиада школьников по истории, которую мы проводим совместно с Уральским федеральным университетом имени Б.Н. Ельцина. Кстати, школьники, которые хотели бы продолжить изучение мировой политики, должны ориентироваться на участие именно в этой олимпиаде. Вместе с Санкт-Петербургским государственным университетом  информационных технологий, механики и оптики мы проводим открытую олимпиаду школьников «Информационные технологии», стали со-организатором олимпиады «Ломоносов» по психологии.

Для школьников, проявляющих интерес к филологии, ГУ-ВШЭ проводит олимпиаду по литературе, но эта олимпиада не входит в утвержденный Минобрнауки России Перечень олимпиад школьников в 2010–2011 учебном году. Олимпиадные состязания по литературе пройдут в один этап в марте 2011 года для школьников 9-х — 11-х классов.

— Не изменится ли сам порядок проведения вузовской олимпиады — количество этапов, условия участия в них школьников?

— Да, участников олимпиад здесь тоже ждут перемены: этапов будет, как и в прошлом году, два (причем, для всех параллелей классов, что тоже новое в сравнении с прошлым годом), а вот сроки и формат их проведения изменятся. Приказом Минобрнауки России №1006 12 октября 2010 года утверждены изменения, которые вносятся в Порядок проведения олимпиад школьников. Первый (отборочный) этап должен быть завершен не позднее 31 января, второй (заключительный) этап — не позднее 31 марта. Оргкомитет олимпиады, взвесив в сложившихся условиях все «за» и «против», принял решение проводить первый (отборочный) этап в заочной форме.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее как будут проходить состязания первого этапа?

— Школьники по итогам регистрации получат логины и пароли для доступа в систему проведения олимпиады. Состязания заочного этапа будут проводиться в соответствии с расписанием. В отведенное время участник, зарегистрировавшись в системе проведения олимпиады, получит доступ к заданиям случайным образом выбранного варианта. По истечении выделенного на выполнение заданий времени система автоматически прекратить доступ к заданиям и учтет ответы, которые даны. Принять участие в олимпиадных состязаниях участник может только один раз с любого компьютера, имеющего доступ в Интернет. В настоящее время уточняется порядок проведения состязаний заочного этапа, согласовывается расписание, разрабатывается регламент и прочее. По мере готовности информация будет публиковаться на сайте олимпиады. Чтобы участники могли познакомиться с системой проведения олимпиад, оргкомитет планирует в январе накануне состязаний заочного отборочного этапа провести тренировочную сессию.

— Каков принцип градации олимпиад, что значит олимпиады первого, второго и третьего уровней, в чем принципиальная разница в уровнях олимпиад?

— Олимпиады подразделяются на уровни в зависимости от качественных и количественных критериев, утверждаемых Минобрнауки России, с учетом результатов контроля проведения олимпиад. До сих пор немаловажным критерием было общее количество участников олимпиады: первый уровень — это свыше 3000 участников, второй уровень — более 1500 участников, и наконец, третий уровень — более 300 участников. С 2010–2011 учебного года уровень олимпиады будет определяться после проведения олимпиады на основе анализа результатов проведения олимпиады.

— Кто может стать участником заключительного этапа? Есть ли ограничения на количество победителей и призеров олимпиады?

— Участниками заключительного этапа становятся победители и призеры отборочного этапа. Причем, количество победителей и призеров на каждом этапе может быть не более 35% от количества участников олимпиады этого этапа, причем победителей — не более 10%. В прошлом году во второй этап выходили те, кто показал наилучшие результаты по сумме баллов, набранных в нескольких олимпиадных состязаниях. В этом году при определении участников, вышедших во второй этап, акцент будет сделан на результаты, которые участник покажет в состязаниях по профильному предмету при условии обязательного участия во всех олимпиадных состязаниях.

— Наверное, самый животрепещущий вопрос для школьников, каким образом эти изменения отразятся на льготах победителей и призеров олимпиады?

— Льготы победителям и призерам олимпиад, в этом году поступающим в высшие учебные заведения, остаются по сути прежними: зачисление без вступительных экзаменов или 100 баллов по предмету, соответствующему профилю олимпиады. Школьники 9-х и 10-х классов, ставшие победителями и призерами олимпиады, получают право в следующем учебном году участвовать сразу в заключительном этапе. Десятиклассников, которые стали победителями и призерами олимпиады в прошлом году, волнует вопрос, сохранилось ли за ними в «эпоху перемен» право участия сразу в заключительном этапе олимпиады, минуя отборочный. Спешу успокоить — все обещания будут выполнены, причем не только для тех, кто примет участие в нашей олимпиаде, где мы «первая скрипка», но и для тех, кто будет принимать участие в олимпиадах, в которых ГУ-ВШЭ выступает в качестве со-организатора.

— Какова география проведения Межрегиональной олимпиады школьников ГУ-ВШЭ в этом году?

— При проведении отборочного этапа в заочном формате имеет смысл говорить только о географии проведения второго этапа. Сейчас с определенностью можно сказать, что второй этап пройдет во всех городах, где располагаются вузы — со-организаторы. Это Екатеринбург, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Москва, Нижний Новгород, Омск, Пермь, Санкт-Петербург, Томск. Как и в прошлом году, мы будем проводить олимпиаду в Армении, Белоруссии, Казахстане, Молдове, Украине. Управление по сотрудничеству со странами СНГ и Балтии ведет сейчас большую работу по поиску площадок для проведения олимпиад ГУ-ВШЭ в странах СНГ и Балтии. Окончательный перечень региональных площадок, где состоится второй заключительный этап, определится в феврале. Несмотря на то, что олимпиада имеет широкую географию, все состязания начнутся в одно и то же время по московскому времени. Возможно, будет сделано исключение для восточных регионов. В этом случае для региональных площадок на востоке России будет разработан другой, равноценный, комплект олимпиадных заданий.

— Ведется ли какая-то работа, чтобы помочь школьникам адаптироваться к новым условиях проведения олимпиады и успешно к ней подготовиться?

— Мы стараемся, как можем, помочь школьникам подготовиться к участию в  олимпиаде, причем и тем ребятам, кто живет территориально далеко от ГУ-ВШЭ. Методические комиссии разработали перечень и содержание тем олимпиадных состязаний, которые опубликованы на нашем сайте. Разработаны и опубликованы демонстрационные версии олимпиадных заданий, методические указания по подготовке к олимпиадным состязаниям. Работают две площадки интернет-консультаций по экономике и по информатике. Завершается разработка онлайн-ресурса для проведения интернет-консультаций по другим предметам. Приступили к записи видео-курса «Экономическая теория: вводный уровень». Лекции прочтут известные всем школьникам, интересующимся экономической теорией, преподаватели ГУ-ВШЭ Елена Владиславовна Савицкая и Татьяна Юрьевна Матвеева. Надеюсь, что в совокупности все эти возможности позволят школьникам, которые территориально удалены от Вышки, успешно подготовиться к олимпиадным состязаниям.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ  

Вам также может быть интересно:

В Санкт-Петербурге объявили победителей II Международной олимпиады школьников по экономике

Завершилась II Международная олимпиада школьников по экономике (International Economics Olympiad), открывшаяся в северной столице неделю назад. Золото в командном зачёте досталось команде из Бразилии. Серебро и бронза у участников из Китая. Россияне — на пятом месте.

В Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ открылась II Международная олимпиада школьников по экономике

Олимпиада, организованная по инициативе Вышки, собрала школьников из 24 стран мира. Генеральным спонсором олимпиады выступает ПАО Сбербанк. Соревнования продлятся неделю. Победители получат возможность бесплатно поступить на образовательные программы ВШЭ по экономике в 2020 году.

«У каждого из вас будет шанс внести новое в знание об обществе и политике»

100 учащихся 9-11 классов стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, заключительный этап которой проходил с 30 марта по 4 апреля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново».

224

учащихся из 63 регионов России собрались на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, который проводит НИУ ВШЭ.

«Буду делать всё, чтобы не опускаться ниже взятой планки»

Завершилась Всероссийская олимпиада школьников по экономике. Ее заключительный этап по традиции прошел в учебном центре ВШЭ «Вороново». Победителями и призерами олимпиады стали 126 учеников 8-11 классов из более чем тридцати регионов России.

283

учащихся из 61 региона России принимают участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике, который проводит НИУ ВШЭ.

270

учащихся 10-11 классов Лицея НИУ ВШЭ стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2019 году.

Началась регистрация на командную олимпиаду «Высшая проба» по программированию

К участию в олимпиаде приглашаются команды из трех человек — учеников 7-10 классов. Те потенциальные участники, которые еще не сформировали свою команду, могут это сделать на странице «Олимпиады школьников НИУ ВШЭ» социальной сети «ВКонтакте». Сразу после регистрации и до 25 марта можно будет решить онлайн задачи квалификационного этапа.

Командная олимпиада «Высшая проба» по программированию состоится впервые

К участию в олимпиаде приглашаются ученики 7–10 классов. Регистрация команд-участников начнется 25 февраля 2019 года, возможность решить задачи квалификационного этапа будет открыта до 25 марта. Приступать к формированию команд и подготовке к олимпиаде рекомендуется уже сегодня.

44726

школьников зарегистрировались на Межрегиональную олимпиаду «Высшая проба». Это на 3448 человек больше, чем в прошлом году. Поскольку один школьник может участвовать в олимпиаде сразу по нескольким профилям, то общее число регистраций – 177773. Этот показатель на 16104 превышает прошлогодний.