• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Творческий поиск или… противодействие ему?

4 июня 2008 г. в Общественной палате РФ состоялись общественные слушания "Одаренность в России: от феноменов к государственной политике". С сообщением "Помощь и противодействие исследовательскому поведению творческой личности" выступил Александр Поддьяков, доктор психологических наук, профессор факультета психологии ГУ-ВШЭ. О том, почему исследователю важно иметь представление не только о социальных факторах, способствующих творческому поиску, но и о противодействующих ему, Александр Николаевич рассказал читателям портала ГУ-ВШЭ.

Потребность в новой информации и знаниях является неотъемлемой составляющей личности человека и проявляется во всем — от обследования ребенком новой игрушки до изучения международными коллективами ученых устройства микромира с помощью сложнейших установок. Одаренность человека, осваивающего новую область, — это, прежде всего, одаренность исследователя. Но развитие исследовательского поведения происходит в чрезвычайно противоречивом социальном контексте. С одной стороны, обществу в целом, а не только научному сообществу, требуется способность к выдвижению оригинальных исследовательских идей и изобретению оригинальных исследовательских средств (например, на рынке новых продуктов) и т.д. Соответственно, возрастает доля педагогических концепций и учебных программ, ставящих своими целями развитие творчества и познавательной активности как качества личности,.

С другой стороны, осуществляется и противодействие исследовательскому поведению. По Г. Бейтсону, "избирательный запрет на передачу информации составляет один из важнейших законов внутрисистемного взаимодействия — от передачи генетической информации до религиозных таинств". Уже животные могут целенаправленно дезинформировать друг друга. Например, птица может притворяться, что у нее повреждено крыло, и убегать от хищника, отвлекая его от гнезда с птенцами. В человеческом обществе противодействие чужой нежелательной исследовательской деятельности, а также проведение своих исследований в условиях чужого противодействия становятся весьма сложными и многоуровневыми.

Во всех культурах имеются нормы личного поведения, регламентирующие проявления любопытства и требующие сообщения или сокрытия определенной части информации о своем физическом и социальном "Я", о физическом и социальном окружении. Эти нормы могут регламентировать сокрытие информации об уровне своих знаний и компетентности, о своем эмоциональном состоянии ("настоящий мужчина не подает вида, что он испуган или взволнован"), о материальном статусе и т.д. Специально разрабатываются разнообразные средства, позволяющие облегчить доступ к ценным объектам и информации, и средства, предотвращающие такой доступ, если он нежелателен. Даже в быту примеры таких средств бесчисленны: ширмы, шторы на окнах, затемненные и зеркальные окна, определители и "антиопределители" телефонных номеров, входные пароли в компьютерных программах, скринсейверы и т.д. На уровне государственных институтов противодействие нежелательной исследовательской активности выражается во введении понятия государственной тайны, различных уровней секретности и защиты этих тайн.

Противодействие исследовательской активности часто тесно связано и с противодействием обучению. В обществе знаний, по афористическому высказыванию Ари де Гиуса, способность учиться быстрее своих конкурентов является единственным надежным источником превосходства над ними. Но конкурентных преимуществ можно достигать двумя способами (по отдельности или одновременно): усиливая свой собственный потенциал и (или) ослабляя соперника. Соответственно, время от времени возникают ситуации, когда исследовательской деятельности (например, в новой перспективной области) препятствуют, исходя из конкурентных соображений, или даже осуществляют "троянское" обучение — скрытое обучение другого субъекта тому, что для него невыгодно, вредно, опасно, но соответствует интересам организатора обучения. В манию преследования и поиск заговорщиков впадать не следует — такие ситуации встречаются, скорее, редко, но иметь в виду их возможность в тех областях, где высоки конкуренция, с одной стороны, и значимость обучения, исследования, с другой стороны, стоит.

А средствами борьбы с необоснованным противодействием развитию исследовательской активности и обучению в новой высококонкурентной области являются, с одной стороны, учет и понимание целей разных участников социального взаимодействия, готовых не только помогать, но и мешать, а также самостоятельное исследовательское поведение. Забавно, что в некоторых случаях оно способно помочь человеку избежать эффектов противодействия его деятельности, даже если он сам не догадывается о развертывающемся конфликте.

Таким образом, одаренному исследователю надо быть одаренным не только в той предметной области, где он специализируется, но и одаренным в социальном отношении, иметь высокий социальный интеллект. Или, по крайней мере, входить в коллектив, где такие люди имеются и где содействие творческому поиску значительно доминирует над противодействием ему.

Вам также может быть интересно:

Сотрудники НИУ ВШЭ вошли в новый состав Общественной палаты Москвы

Мэр Москвы и Мосгордума утвердили списки членов нового созыва московской Общественной палаты. По их квоте в состав палаты вошли несколько сотрудников Высшей школы экономики.

Тема образования останется приоритетной для нового состава Общественной палаты

Владимир Путин утвердил «президентскую» часть нового состава Общественной палаты РФ. В нее включен и ряд представителей сферы образования, в том числе ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Ректор ВШЭ войдет в новый состав Общественной палаты

Президент РФ Владимир Путин предложил Ярославу Кузьминову войти в очередной состав Общественной палаты. Новые принципы ее формирования предусмотрены законом, подписанным в конце декабря 2013 года.

Кризис доверия в сфере образования должен быть преодолен

Ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении проекта ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в России.

Вернуть сочинение и ввести профильный ЕГЭ

Разделить Единый государственный экзамен на два уровня: базовый и профильный — с таким предложением выступили участники круглого стола в Общественной палате, который состоялся 22 июля по итогам сдачи ЕГЭ 2013 года. Во встрече принял участие ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Система образования: выгодно ли быть «котом в мешке»?

27 июня Комиссия по развитию образования Общественной палаты РФ провела в Высшей школе экономики общественные слушания, посвященные формальной и реальной открытости в сфере образования.

Михаил Блинкин вошел в состав общественной палаты Москвы

5 апреля указом мэра Москвы утверждена вторая треть состава общественной палаты города. В нее вошли директор Института экономики транспорта и транспортной политики В ШЭ Михаил Блинкин ,президент «Опоры России» Александр Бречалов, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, ректор Московского физико-технического института Николай Кудрявцев, председатель правления Банка Москвы Михаил Кузовлев, народный артист Денис Мацуев, гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова, главный редактор «Независимой газеты» Константин Ремчуков, режиссер Карен Шахназаров, телеведущий Максим Шевченко и глава экспертного совета Probok.net Александр Шумский.

Новый состав Общественной палаты РФ

28 сентября Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ «Об утверждении членов Общественной палаты Российской Федерации». В новый состав палаты вошел ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Инструмент стабилизации, но не развития

28 апреля в Общественной палате (ОП) РФ состоялся экспертный семинар, на котором обсуждался проект стандарта для старшей школы, подготовленный президиумом Российской академии образования. В семинаре приняли участие ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования ОП РФ Ярослав Кузьминов, научный руководитель Института развития образования (ИРО) ВШЭ Исак Фрумин и директор ИРО Ирина Абанкина.

Образовательный стандарт: не для жизни мы учимся?

16 декабря Комиссия по развитию образования Общественной палаты РФ совместно с Российским общественным советом по развитию образования (РОСРО) провела в Высшей школе экономики круглый стол, посвященный проекту нового федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.