• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиОбразованиеБлагодаря объективным результатам ЕГЭ, проходные баллы в вузах в этом году будут ниже, чем в прошлом

Благодаря объективным результатам ЕГЭ, проходные баллы в вузах в этом году будут ниже, чем в прошлом

Меры информационной безопасности, предпринятые Рособрнадзором, привели к тому, что ЕГЭ в этом году был проведен более объективно, чем в предыдущие годы. Пришлось даже снизить пороговые баллы по русскому языку и математике, необходимые для получения аттестата. Результаты ЕГЭ-2014 комментирует научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

Меры информационной безопасности при проведении ЕГЭ, инициированные руководством Рособрнадзора, привели к тому, что средние баллы по сравнению с прошлым годом снизились — мы наконец-то получили объективную картину достижений выпускников школ. Эту картину можно было получить и раньше — все меры безопасности, которые внедряются сейчас (металлоискатели, видеонаблюдение и прочие), мы апробировали еще в начале 2000-х, когда ЕГЭ проводился в режиме эксперимента. Но хорошо, что хотя бы сейчас они стали повсеместными.

Чего ждать абитуриентам?

Благодаря объективным результатам ЕГЭ предстоит корректировка проходных баллов при поступлении в вузы по сравнению с прошлым годом, и это нормально. В прошлом году на ЕГЭ было гораздо больше высоких результатов, и проходные баллы в ведущих вузах зашкаливали. В этом году высокобалльников гораздо меньше. То есть если при поступлении на экономический факультет того или иного вуза в прошлом году нужно было набрать, условно говоря, 350 баллов на четырех экзаменах, то в этом году может оказаться достаточным 340 или даже 330.

Стоит ли беспокоиться из-за того, что результаты выпускников школ ухудшились?

С одной стороны, ничего ужасного не произошло. Большинство детей действительно демонстрируют средние результаты, есть небольшая доля тех, у кого результаты высокие или, напротив, низкие. Всегда будет определенная доля детей, не справляющихся с программой старшей школы. Результаты международных сравнительных исследований качества образования позволяют предположить, что таких детей - порядка 15 процентов и в России, и в других странах.

Результаты ЕГЭ-2014 — это повод задуматься о повышении качества образования, прежде всего по русскому языку и математике

С другой стороны, результаты ЕГЭ-2014 — это повод задуматься о повышении качества образования, прежде всего по русскому языку и математике. Но в связи с этим хотелось бы предостеречь наше экспертное сообщество от известных ошибок. Президент Владимир Путин на днях поставил вопрос о качестве преподавания русского языка в школах, и тут же появились инициативы о создании единой программы по русскому языку и о едином учебнике. Уверен, подобные меры не дадут желаемых эффектов, действовать нужно иначе.

Что можно сделать для улучшения качества школьного образования?

Несколько лет назад немецкие школьники продемонстрировали крайне низкие результаты в международном исследовании PISA. Резонанс был огромный. По инициативе правительства Германии были проведены исследования, в ходе которых удалось выявить несколько групп школьников, решивших задачи PISA хуже всех, — среди них были, например, дети из семей мигрантов. После этого были разработаны специальные программы обучения для разных групп детей — и для отстающих, и для мотивированных. Россия могла бы использовать этот опыт — сначала выявить проблемы, которые возникают при обучении русскому языку и другим предметам, а потом искать пути их решения.

Еще один вывод по результатам ЕГЭ-2014 заключается в том, что требования к результатам образования не должны быть едины для всех. Ведь все дети разные, кто-то не может освоить программу, а кто-то, наоборот, способен на большее, поэтому каждому нужно предлагать посильный объем учебной информации. Нужны разные требования к результатам образования разных групп детей и разные программы обучения. Например, нельзя учить детей из семей, где не говорят на русском, так же, как и остальных.

Вам также может быть интересно:

Сильных вузов стало больше

В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».

Лицей ВШЭ занял 5-е место в рейтинге лучших школ России

Московский центр непрерывного математического образования при содействии Минобрнауки России подготовил перечень 500 лучших школ России, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты в 2016–2017 учебном году. В общем рейтинге Лицей НИУ ВШЭ занял 5-е место, поднявшись на 5 пунктов вверх по сравнению с результатом прошлого года (10-е место).

Более половины выпускников лицея продолжат учиться в Вышке

Самыми популярными вузами у выпускников лицея этого года оказались Вышка, МГУ, МГИМО, Финансовый университет и РЭУ им. Плеханова. При этом практически каждый второй продолжает выбирать для дальнейшего обучения Вышку. В текущем году студентами этого университета стали 388 человек, или 54,7% от общего числа выпускников (709).

Школа № 2095 «Покровский квартал» заняла III место в рейтинге «Эксперт РА»

Рейтинг показывает, какие школы готовят больше всего студентов для лучших вузов России.

Подведены итоги конкурса «Школа навыков XXI века»

Конкурс был организован Институтом образования ВШЭ и Благотворительным фондом Сбербанка России «Вклад в будущее» при поддержке Агентства стратегических инициатив. 200 команд из 39 регионов представили идеи и практики школьного образования, благодаря которым дети смогут приобрести навыки XXI века.

30%

тех, кто ушёл из школы после 9 класса, спустя четыре года сказали, что если бы сейчас у них была возможность поменять своё решение, они бы доучились до 11 класса. Такие данные получены в ходе очередной волны панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» осенью 2016 года.

10 факторов успеха образовательных систем от автора исследования PISA

14 апреля на XVIII Апрельской конференции ВШЭ выступил Андреас Шляйхер, руководитель Директората по образованию и компетенциям ОЭСР, в 1999 году придумавший PISA — одно из самых масштабных международных сравнительных исследований качества образования. Его почетный доклад был посвящен глобальным тенденциям в трансформации национальных систем образования.

169

педагогов из московских школ, входящих в Распределенный лицей ВШЭ, прошли стажировку в Лицее ВШЭ и поучаствовали в семинарах по обществознанию, теории познания и проектной деятельности в 2016-2017 учебном году.

2792

заявки на поступление в 10-й класс Лицея НИУ ВШЭ были приняты от абитуриентов в 2017 году. Это почти в 1,5 раза больше, чем в прошлом году.

В чем обычные школы не уступают элитным

Учителя школ разного статуса имеют одинаковый уровень профессионализма и преданности работе.