• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Благодаря объективным результатам ЕГЭ, проходные баллы в вузах в этом году будут ниже, чем в прошлом

Меры информационной безопасности, предпринятые Рособрнадзором, привели к тому, что ЕГЭ в этом году был проведен более объективно, чем в предыдущие годы. Пришлось даже снизить пороговые баллы по русскому языку и математике, необходимые для получения аттестата. Результаты ЕГЭ-2014 комментирует научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.

Меры информационной безопасности при проведении ЕГЭ, инициированные руководством Рособрнадзора, привели к тому, что средние баллы по сравнению с прошлым годом снизились — мы наконец-то получили объективную картину достижений выпускников школ. Эту картину можно было получить и раньше — все меры безопасности, которые внедряются сейчас (металлоискатели, видеонаблюдение и прочие), мы апробировали еще в начале 2000-х, когда ЕГЭ проводился в режиме эксперимента. Но хорошо, что хотя бы сейчас они стали повсеместными.

Чего ждать абитуриентам?

Благодаря объективным результатам ЕГЭ предстоит корректировка проходных баллов при поступлении в вузы по сравнению с прошлым годом, и это нормально. В прошлом году на ЕГЭ было гораздо больше высоких результатов, и проходные баллы в ведущих вузах зашкаливали. В этом году высокобалльников гораздо меньше. То есть если при поступлении на экономический факультет того или иного вуза в прошлом году нужно было набрать, условно говоря, 350 баллов на четырех экзаменах, то в этом году может оказаться достаточным 340 или даже 330.

Стоит ли беспокоиться из-за того, что результаты выпускников школ ухудшились?

С одной стороны, ничего ужасного не произошло. Большинство детей действительно демонстрируют средние результаты, есть небольшая доля тех, у кого результаты высокие или, напротив, низкие. Всегда будет определенная доля детей, не справляющихся с программой старшей школы. Результаты международных сравнительных исследований качества образования позволяют предположить, что таких детей - порядка 15 процентов и в России, и в других странах.

Результаты ЕГЭ-2014 — это повод задуматься о повышении качества образования, прежде всего по русскому языку и математике

С другой стороны, результаты ЕГЭ-2014 — это повод задуматься о повышении качества образования, прежде всего по русскому языку и математике. Но в связи с этим хотелось бы предостеречь наше экспертное сообщество от известных ошибок. Президент Владимир Путин на днях поставил вопрос о качестве преподавания русского языка в школах, и тут же появились инициативы о создании единой программы по русскому языку и о едином учебнике. Уверен, подобные меры не дадут желаемых эффектов, действовать нужно иначе.

Что можно сделать для улучшения качества школьного образования?

Несколько лет назад немецкие школьники продемонстрировали крайне низкие результаты в международном исследовании PISA. Резонанс был огромный. По инициативе правительства Германии были проведены исследования, в ходе которых удалось выявить несколько групп школьников, решивших задачи PISA хуже всех, — среди них были, например, дети из семей мигрантов. После этого были разработаны специальные программы обучения для разных групп детей — и для отстающих, и для мотивированных. Россия могла бы использовать этот опыт — сначала выявить проблемы, которые возникают при обучении русскому языку и другим предметам, а потом искать пути их решения.

Еще один вывод по результатам ЕГЭ-2014 заключается в том, что требования к результатам образования не должны быть едины для всех. Ведь все дети разные, кто-то не может освоить программу, а кто-то, наоборот, способен на большее, поэтому каждому нужно предлагать посильный объем учебной информации. Нужны разные требования к результатам образования разных групп детей и разные программы обучения. Например, нельзя учить детей из семей, где не говорят на русском, так же, как и остальных.

Вам также может быть интересно:

Инвестиции в школьное образование

Средства бизнеса на общее дело. Колонка ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

ВШЭ, МГСУ и «Просвещение» будут вместе разрабатывать проекты новых школ

24 мая на Петербургском международном экономическом форуме руководители НИУ ВШЭ, Московского государственного строительного университета и группы компаний «Просвещение» подписали соглашение о сотрудничестве. В его рамках два национальных исследовательских университета и крупнейшая российская компания, создающая образовательные ресурсы и сервисы, предложат оптимальные пространственные решения для школьных зданий.

Первоклассная галерея

Исследователи НИУ ВШЭ определили типы развития детей к моменту поступления в школу. Они позволяют спрогнозировать и улучшить будущие достижения учеников.

«Основной приоритет — это разработка высококлассных программ профессионального развития для учителей»

На Апрельской конференции был представлен экспертный доклад «12 решений для нового образования», подготовленный Высшей школой экономики и Центром стратегических разработок. Международные эксперты в области образования профессор Мартин Карной и профессор Томмазо Агасисти рассказали  новостной службе ВШЭ, как они оценивают основные положения доклада.

Переживания в социальном лифте

Учащиеся лицеев и гимназий могут разочароваться в школе, если в ней есть расслоение детей в зависимости от социального положения родителей, выяснили социологи НИУ ВШЭ.

1540

заявлений поступило от абитуриентов, которые хотят учиться в Лицее НИУ ВШЭ в 9-м классе. Прием заявок завершился 12 апреля.

ВШЭ увеличивает количество профилей в партнерской школе № 2107

В новом учебном году в этой школе, управляющий совет которой возглавляет проректор ВШЭ Вячеслав Башев, увеличится количество профильных направлений, разработанных при поддержке университета. Кроме того, старшеклассники, участвующие в проекте «Распределенный лицей ВШЭ», будут посещать факультетские дни в Вышке вместе с учениками Лицея ВШЭ и школы «Покровский квартал».

Ректор ВШЭ переизбран председателем управляющего совета школы «Покровский квартал»

В совет также вошел проректор ВШЭ Вячеслав Башев. Первое заседание управляющего совета в обновленном составе состоялось 15 февраля.

«Основной тренд в образовании — это цифровая революция»

В рамках Гайдаровского форума, организованного РАНХиГС, состоялся открытый диалог, участники которого обсудили главные тренды образования. О том, каким будет российское образование через 5-7 лет, как искусственный интеллект изменит школу и какие реформы необходимы уже сейчас, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Сильных вузов стало больше

В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».