• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социологические методы и монетарная политика: о чем рассказывают на экономических направлениях в Лицее ВШЭ

В Лицее НИУ ВШЭ существуют два направления, в названии которых есть слово «экономика». Одно связывает экономику с социальными науками, другое — с математикой. О том, как сделать правильный выбор между ними и какую подготовку можно там получить, рассказывают руководители этих направлений и их ученики.

Направления «Экономика и социальные науки» и «Экономика и математика», выделившиеся когда-то в лицее из общего экономического, теперь довольно сильно различаются по учебному плану и своей нацеленности.

«Матэк» (так для краткости иногда называют экономико-математическое направление), руководит которым Виктория Лебедева, нацелен больше на тех, кто видит себя в дальнейшем на экономических или управленческих факультетах. И, конечно, сюда идут дети, которые получают большое удовольствие от математики. Здесь на углубленном уровне, по семь учебных часов в неделю, можно изучать, например, алгебру и математический анализ.

Такая глубокая математическая база позволяет ученикам хорошо подготовиться к олимпиадам по экономике, то есть повысить шансы на поступление на любой экономический факультет. Математика же нужна почти везде, и это — весомый мотив для выбора «матэка» для многих учеников.

На «соцэке» («Экономика и социальные науки») обязательным является изучение обществознания на углубленном уровне. По словам руководителя направления Марины Оганесян, обществознание является профилирующим предметом для всех факультетов, на которые потом поступают ребята: социологии, политологии, культурологии, экономических факультетов. На этом направлении есть факультатив, где ребят готовят к олимпиадам по обществознанию. Кстати, как и все прочие «олимпиадные» факультативы, посещать его могут лицеисты с любых направлений.

В обществознание входят четыре модуля: экономика, социология, политология, право. Все они читаются специалистами в конкретной сфере, а не одним учителем, как в обычной школе. Занятия ведут, например, такие известные преподаватели Вышки, как заместитель декана факультета социальных наук Кирилл Сорвин и доцент департамента социологии Наталия Иконникова. Один из этих модулей можно выбрать в качестве профильного.

И «матэк», и «соцэк» — это кузницы победителей и призеров всероссийских олимпиад по экономике и обществознанию. При этом оба направления не замыкаются только на своей специализации и предлагают ученикам выбрать для изучения еще и естественные науки — физику (она есть уже в 10 классе), химию или биологию (в 11 классе). В качестве дополнительного в 10 классе можно выбрать также информатику, бизнес или другой интересный предмет.

На «соцэке» много внимания уделяется еще и методам исследований, которые применяются в социологии и политологии, и академическому письму. Как считает Марина Оганесян, умение ребят написать эссе — это самое наглядное отражение качества образовательного процесса.

«Соцэк»: направление для социально активных

11-классница Ирина Терехова говорит, что поступила в лицей, потому что хотела изменить свой круг общения: «Я понимала, что здесь гораздо выше конкуренция, чем в обычных школах, и мне будет труднее учиться, но в то же время это будет гораздо интереснее и продуктивнее для моего развития».

Ирине интересны социальные науки, а на вопрос, какой бакалавриат она хотела бы выбрать в будущем, честно отвечает, что пока точно не знает и выбирает между государственным и муниципальным управлением, социологией и международными отношениями. Но факультетский день — раз в неделю лицеисты учатся в здании одного из факультетов ВШЭ — Ирина проводит именно в департаменте государственного и муниципального управления. «Мы обсуждаем там актуальные события социальной и политической жизни, там нам помогают готовиться к исследовательской работе», — рассказывает она.

Жизнь и учеба в лицее устроена так, что ребята могут проводить много времени как друг с другом, так и с преподавателями и студентами Вышки — выпускники лицея, успешно поступившие в университет, приходят делиться своим опытом.

«Такие встречи сближают, появляется больше знакомых, с которыми у тебя общие интересы, — говорит Ирина Терехова. — Также в лицее много дополнительных занятий, которые вы точно не найдете в обычной школе, например, изучение норвежского языка. У нас часто проходят и внеучебные мероприятия, мы постоянно участвуем в социальных проектах. К примеру, на Масленицу мы готовили блины в зданиях нашего лицея».

10-классник Сергей Банов, живший в Сочи, но имеющий московскую прописку, специально летал в Москву на день открытых дверей лицея, где окончательно утвердился в своем решении поступать сюда, на социально-экономическое направление. Его больше всего интересуют именно социальные предметы, и в качестве профильного он выбрал право, а вот для факультетского дня — департамент политической науки. Пока что в его планах поступление в бакалавриат именно по политологии.

«У меня шестидневка, но я считаю, что с расписанием мне повезло, — говорит Сергей. — От обычного школьного оно отличается факультетским днем и парами, а не обычными уроками. Но если бы меня попросили описать лицей Вышки одним словом, я бы сказал «возможности». Любая твоя активность будет поддержана, твои амбиции, если под ними есть основания и ты серьезно настроен — тоже. По крайней мере я в этом отношении ни с какими проблемами не сталкивался, всё решаемо».

В лицее самая большая ценность — индивидуальный выбор, но порой ученики допускают ошибки. Здесь дают возможность исправить их и сменить направление обучения или элементы учебного плана внутри направления. Хотя для этого лицеистам (еще одно сходство лицея с университетом) необходимо сдать академическую разницу. Это тоже может быть вызовом. Марина Оганесян вспоминает двух учениц, перешедших на ее направление с гуманитарного: им оказалось очень тяжело на «соцэке», и однажды они решили вернуться на прежнее направление, но по дороге передумали.

«Матэк»: направление для прагматиков

«Я хотела поменять школу, потому что казалось, что получаемых знаний не хватает, хотелось развиваться и определяться с будущим, — рассказывает Дарья Ближевская, которая теперь учится в лицее на «Экономике и математике». — Несколько ребят из моей школы еще раньше поступили в лицей и были довольны обучением, это обстоятельство тоже помогло мне принять такое решение. Математика сейчас нужна в каждом вузе почти на каждом факультете, поэтому сомнений в выборе направления у меня не было. В то же время мне хотелось попробовать что-то новое, и сочетание математики и экономики было вполне подходящим».

«Сейчас я заканчиваю 11 класс и могу сказать, что два года совершенно отличаются, — рассказывает Дарья. — В 10 классе больше свободы, у нас, можно сказать, развязываются руки, мы учимся сами отвечать за свою учебу и за то, какие предметы нам нужны. При этом я принимала участие в социальных проектах, творческих вечерах, которых в лицее становится все больше и больше. А сейчас, ближе к экзаменам, наше расписание выстраивается так, чтобы мы могли лучше подготовиться к поступлению в вуз. Главное отличие лицея в том, что ты можешь выбрать траекторию: к чему ты больше хочешь готовиться — к олимпиадам или ЕГЭ? В обычных школах акцент все-таки делается на ЕГЭ».

11-классник Зия Юсифзаде о лицее Вышки узнал благодаря тому, что несколько раз посещал факультатив знакомого преподавателя. «Я видел, как занимаются ребята, как они готовятся к олимпиадам, и меня это зацепило, — говорит он. — Я понял, что есть место, где люди действительно учатся, и мне захотелось туда попасть».

Зия признается, что выбрал «матэк» из прагматических соображений: математика дает больше возможностей при поступлении в вуз. «А что касается экономики, то я просто подумал, чем мне было бы интересно заниматься в жизни? Экономика мне импонировала больше всего. Хотелось узнать, как работает вся эта система, и понимать наконец, о чем говорят в новостях, когда я слышу об инфляции, монетарной политике, Центробанке и прочем. Сейчас я это понимаю, и меня это радует», — говорит Зия.

По его словам, первое, что поражает ученика, поступившего в лицей, — это приближенная к университетской атмосфера занятий. «Начинаешь чувствовать себя более взрослым, появляется некоторая степень свободы», — замечает Зия Юсифзаде.

Прием в лицей идет до 15 марта. 

Читайте о других направлениях в лицее:

Как сделать классный пароль, или чему учат на направлении «Математика, информатика и инженерия» в Лицее ВШЭ

Трудовое право в «Сказке о попе и работнике его Балде»: как учатся лицеисты направления «Юриспруденция»

Тайны Востока, или как учатся лицеисты направления «Востоковедение»

Второй иностранный язык, лекции «Арзамаса» и совместные проекты: как учатся лицеисты-гуманитарии

Ламповая атмосфера, или как учатся лицеисты с направления «Дизайн»

Первопроходцы: как учатся психологии в Лицее НИУ ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Наука с тысячью лиц»: Лицей ВШЭ проводит III открытую конференцию

Конференция на тему «Вызовы времени: от изобретения колеса до искусственного интеллекта» состоится 22–23 марта 2024. К участию приглашаются школьники, студенты, учителя и преподаватели вузов. Среди своих главных задач организаторы форума называют формирование интереса к исследованиям, сотрудничество на разных уровнях владения исследуемого материала, профессиональное общение на разных уровнях владения научными знаниями. Подать заявку можно до 15 февраля.

«Площадка для коммуникации и пополнения банка идей»: состоялся форум «Стань выше с Вышкой!»

В конце октября в Москве прошел образовательный форум «Стань выше с Вышкой!», основными целями которого стали обмен лучшими образовательными практиками и развитие сотрудничества между университетом и общеобразовательными организациями. В нем приняли участие школьные педагоги и администраторы из 76 регионов, в том числе новоприсоединенных территорий РФ, и 16 зарубежных стран. На форум зарегистрировалось более 3,5 тыс. человек. Но к мероприятиям подключилось гораздо больше заинтересованных коллег — только пленарную дискуссию посмотрели онлайн больше 15 тыс. человек.

«31.5 августа»: как прошло учебно-неучебное 1 сентября в Лицее ВШЭ

В День знаний в Лицее ВШЭ традиционная НЕлинейка состоялась на трех площадках сразу: в Культурном центре Вышки и в двух зданиях Лицея — на Большом Харитоньевском и Солянке. Участие принимали более 2000 учащихся всех классов и направлений, а родители могли подключиться к онлайн-трансляции. Тонкой нитью в сценариях прослеживалась сюжетная линия сказки «Мэри Поппинс».

От «Площади Объединения» до станции «Студенческая»: Лицей НИУ ВШЭ отмечает юбилей

Вышкинскому лицею исполнилось 10 лет. Юбилей собрал под крышей Центра культур Высшей школы экономики разные выпуски лицеистов. Конкурсы, викторины, насыщенная концертная программа в формате путешествия по специальной ветке метро, угощение и встреча одноклассников создавали неповторимую атмосферу домашнего праздника. Поздравить лицеистов пришли ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, президент Вышки Александр Шохин, первый директор лицея Наталья Любомирская и нынешний руководитель лицея Дмитрий Фишбейн.

«Наша школа — место проб собственных решений, нового уровня сложности и коммуникации»

1 февраля стартует прием в Лицей НИУ ВШЭ. Впервые состоится набор в 8-й класс, причем по тем же специализациям, что и в 9-й класс, — «Универсальная» и «Математика и физика». При поступлении в 10-й класс можно выбирать из десяти направлений — от «Востоковедения» до «Юриспруденции».

Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%

Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

«Мы готовы всесторонне поддержать каждого нашего студента»

В День знаний ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов встретился со студентами, зачисленными в университет в рамках специальной квоты, и первокурсниками из ЛНР, ДНР и Украины. Суммарно таких абитуриентов зачислено в ВШЭ более ста.

Лицей НИУ ВШЭ организует новую научную конференцию

21-22 апреля Лицей Вышки проведет первую конференцию «Наука с тысячью лиц». В этом году ее тема — «От Юстиниановой чумы до “омикрона” — пандемии и их роль в жизни общества». Целью нового форума станет создание единого пространства коммуникации, в котором и школьники, и преподаватели, и профессиональные исследователи могли бы делиться своими идеями.

«В университете мы готовимся к будущему и учимся создавать будущее»

В День знаний ректор ВШЭ Никита Анисимов открыл новый учебный год в Лицее ВШЭ и провел встречу со старшеклассниками в московской школе № 2086. Он рассказал о новых возможностях, которые открываются перед современными молодыми людьми, об университетском образовании и академической карьере.

Лицей НИУ ВШЭ занял первое место в олимпиадном навигаторе по двум профилям

Опубликован олимпиадный навигатор по школам Москвы-2021: Лицей занял первое место по социально-экономическому и социально-гуманитарному профилю и высокие позиции по ряду других направлений.