• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиОбразованиеСоциологические методы и монетарная политика: о чем рассказывают на экономических направлениях в Лицее ВШЭ

Социологические методы и монетарная политика: о чем рассказывают на экономических направлениях в Лицее ВШЭ

В Лицее НИУ ВШЭ существуют два направления, в названии которых есть слово «экономика». Одно связывает экономику с социальными науками, другое — с математикой. О том, как сделать правильный выбор между ними и какую подготовку можно там получить, рассказывают руководители этих направлений и их ученики.

Направления «Экономика и социальные науки» и «Экономика и математика», выделившиеся когда-то в лицее из общего экономического, теперь довольно сильно различаются по учебному плану и своей нацеленности.

«Матэк» (так для краткости иногда называют экономико-математическое направление), руководит которым Виктория Лебедева, нацелен больше на тех, кто видит себя в дальнейшем на экономических или управленческих факультетах. И, конечно, сюда идут дети, которые получают большое удовольствие от математики. Здесь на углубленном уровне, по семь учебных часов в неделю, можно изучать, например, алгебру и математический анализ.

Такая глубокая математическая база позволяет ученикам хорошо подготовиться к олимпиадам по экономике, то есть повысить шансы на поступление на любой экономический факультет. Математика же нужна почти везде, и это — весомый мотив для выбора «матэка» для многих учеников.

На «соцэке» («Экономика и социальные науки») обязательным является изучение обществознания на углубленном уровне. По словам руководителя направления Марины Оганесян, обществознание является профилирующим предметом для всех факультетов, на которые потом поступают ребята: социологии, политологии, культурологии, экономических факультетов. На этом направлении есть факультатив, где ребят готовят к олимпиадам по обществознанию. Кстати, как и все прочие «олимпиадные» факультативы, посещать его могут лицеисты с любых направлений.

В обществознание входят четыре модуля: экономика, социология, политология, право. Все они читаются специалистами в конкретной сфере, а не одним учителем, как в обычной школе. Занятия ведут, например, такие известные преподаватели Вышки, как заместитель декана факультета социальных наук Кирилл Сорвин и доцент департамента социологии Наталия Иконникова. Один из этих модулей можно выбрать в качестве профильного.

И «матэк», и «соцэк» — это кузницы победителей и призеров всероссийских олимпиад по экономике и обществознанию. При этом оба направления не замыкаются только на своей специализации и предлагают ученикам выбрать для изучения еще и естественные науки — физику (она есть уже в 10 классе), химию или биологию (в 11 классе). В качестве дополнительного в 10 классе можно выбрать также информатику, бизнес или другой интересный предмет.

На «соцэке» много внимания уделяется еще и методам исследований, которые применяются в социологии и политологии, и академическому письму. Как считает Марина Оганесян, умение ребят написать эссе — это самое наглядное отражение качества образовательного процесса.

«Соцэк»: направление для социально активных

11-классница Ирина Терехова говорит, что поступила в лицей, потому что хотела изменить свой круг общения: «Я понимала, что здесь гораздо выше конкуренция, чем в обычных школах, и мне будет труднее учиться, но в то же время это будет гораздо интереснее и продуктивнее для моего развития».

Ирине интересны социальные науки, а на вопрос, какой бакалавриат она хотела бы выбрать в будущем, честно отвечает, что пока точно не знает и выбирает между государственным и муниципальным управлением, социологией и международными отношениями. Но факультетский день — раз в неделю лицеисты учатся в здании одного из факультетов ВШЭ — Ирина проводит именно в департаменте государственного и муниципального управления. «Мы обсуждаем там актуальные события социальной и политической жизни, там нам помогают готовиться к исследовательской работе», — рассказывает она.

Жизнь и учеба в лицее устроена так, что ребята могут проводить много времени как друг с другом, так и с преподавателями и студентами Вышки — выпускники лицея, успешно поступившие в университет, приходят делиться своим опытом.

«Такие встречи сближают, появляется больше знакомых, с которыми у тебя общие интересы, — говорит Ирина Терехова. — Также в лицее много дополнительных занятий, которые вы точно не найдете в обычной школе, например, изучение норвежского языка. У нас часто проходят и внеучебные мероприятия, мы постоянно участвуем в социальных проектах. К примеру, на Масленицу мы готовили блины в зданиях нашего лицея».

10-классник Сергей Банов, живший в Сочи, но имеющий московскую прописку, специально летал в Москву на день открытых дверей лицея, где окончательно утвердился в своем решении поступать сюда, на социально-экономическое направление. Его больше всего интересуют именно социальные предметы, и в качестве профильного он выбрал право, а вот для факультетского дня — департамент политической науки. Пока что в его планах поступление в бакалавриат именно по политологии.

«У меня шестидневка, но я считаю, что с расписанием мне повезло, — говорит Сергей. — От обычного школьного оно отличается факультетским днем и парами, а не обычными уроками. Но если бы меня попросили описать лицей Вышки одним словом, я бы сказал «возможности». Любая твоя активность будет поддержана, твои амбиции, если под ними есть основания и ты серьезно настроен — тоже. По крайней мере я в этом отношении ни с какими проблемами не сталкивался, всё решаемо».

В лицее самая большая ценность — индивидуальный выбор, но порой ученики допускают ошибки. Здесь дают возможность исправить их и сменить направление обучения или элементы учебного плана внутри направления. Хотя для этого лицеистам (еще одно сходство лицея с университетом) необходимо сдать академическую разницу. Это тоже может быть вызовом. Марина Оганесян вспоминает двух учениц, перешедших на ее направление с гуманитарного: им оказалось очень тяжело на «соцэке», и однажды они решили вернуться на прежнее направление, но по дороге передумали.

«Матэк»: направление для прагматиков

«Я хотела поменять школу, потому что казалось, что получаемых знаний не хватает, хотелось развиваться и определяться с будущим, — рассказывает Дарья Ближевская, которая теперь учится в лицее на «Экономике и математике». — Несколько ребят из моей школы еще раньше поступили в лицей и были довольны обучением, это обстоятельство тоже помогло мне принять такое решение. Математика сейчас нужна в каждом вузе почти на каждом факультете, поэтому сомнений в выборе направления у меня не было. В то же время мне хотелось попробовать что-то новое, и сочетание математики и экономики было вполне подходящим».

«Сейчас я заканчиваю 11 класс и могу сказать, что два года совершенно отличаются, — рассказывает Дарья. — В 10 классе больше свободы, у нас, можно сказать, развязываются руки, мы учимся сами отвечать за свою учебу и за то, какие предметы нам нужны. При этом я принимала участие в социальных проектах, творческих вечерах, которых в лицее становится все больше и больше. А сейчас, ближе к экзаменам, наше расписание выстраивается так, чтобы мы могли лучше подготовиться к поступлению в вуз. Главное отличие лицея в том, что ты можешь выбрать траекторию: к чему ты больше хочешь готовиться — к олимпиадам или ЕГЭ? В обычных школах акцент все-таки делается на ЕГЭ».

11-классник Зия Юсифзаде о лицее Вышки узнал благодаря тому, что несколько раз посещал факультатив знакомого преподавателя. «Я видел, как занимаются ребята, как они готовятся к олимпиадам, и меня это зацепило, — говорит он. — Я понял, что есть место, где люди действительно учатся, и мне захотелось туда попасть».

Зия признается, что выбрал «матэк» из прагматических соображений: математика дает больше возможностей при поступлении в вуз. «А что касается экономики, то я просто подумал, чем мне было бы интересно заниматься в жизни? Экономика мне импонировала больше всего. Хотелось узнать, как работает вся эта система, и понимать наконец, о чем говорят в новостях, когда я слышу об инфляции, монетарной политике, Центробанке и прочем. Сейчас я это понимаю, и меня это радует», — говорит Зия.

По его словам, первое, что поражает ученика, поступившего в лицей, — это приближенная к университетской атмосфера занятий. «Начинаешь чувствовать себя более взрослым, появляется некоторая степень свободы», — замечает Зия Юсифзаде.

Прием в лицей идет до 15 марта. 

Читайте о других направлениях в лицее:

Как сделать классный пароль, или чему учат на направлении «Математика, информатика и инженерия» в Лицее ВШЭ

Трудовое право в «Сказке о попе и работнике его Балде»: как учатся лицеисты направления «Юриспруденция»

Тайны Востока, или как учатся лицеисты направления «Востоковедение»

Второй иностранный язык, лекции «Арзамаса» и совместные проекты: как учатся лицеисты-гуманитарии

Ламповая атмосфера, или как учатся лицеисты с направления «Дизайн»

Первопроходцы: как учатся психологии в Лицее НИУ ВШЭ

Вам также может быть интересно:

10 факторов успеха образовательных систем от автора исследования PISA

14 апреля на XVIII Апрельской конференции ВШЭ выступил Андреас Шляйхер, руководитель Директората по образованию и компетенциям ОЭСР, в 1999 году придумавший PISA — одно из самых масштабных международных сравнительных исследований качества образования. Его почетный доклад был посвящен глобальным тенденциям в трансформации национальных систем образования.

169

педагогов из московских школ, входящих в Распределенный лицей ВШЭ, прошли стажировку в Лицее ВШЭ и поучаствовали в семинарах по обществознанию, теории познания и проектной деятельности в 2016-2017 учебном году.

2792

заявки на поступление в 10-й класс Лицея НИУ ВШЭ были приняты от абитуриентов в 2017 году. Это почти в 1,5 раза больше, чем в прошлом году.

В чем обычные школы не уступают элитным

Учителя школ разного статуса имеют одинаковый уровень профессионализма и преданности работе.

Победители конкурса «Школа навыков XXI века» изменят российское образование

До 15 марта 2017 года (включительно) принимаются заявки на конкурс «Школа навыков XXI века», который проводят Институт образования ВШЭ и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Цель конкурса — поддержать лучшие идеи и практики общего образования, благодаря которым у детей формируются востребованные в современном обществе навыки. Среди призов — грант, зарубежная стажировка и приоритетное предложение по поступлению в магистратуру Института образования ВШЭ.

Как сделать классный пароль, или чему учат на направлении «Математика, информатика и инженерия» в Лицее ВШЭ

Несколько разновидностей информатики, совместные проекты со студентами и выпускниками Вышки, факультетские дни в четырех подразделениях университета — это и многое другое ждет тех, кто поступит в 10-й класс на направление подготовки «Математика, информатика и инженерия» Лицея ВШЭ. Документы принимаются до 15 марта, набрать планируется 125 человек.

Трудовое право в «Сказке о попе и работнике его Балде»: как учатся лицеисты направления «Юриспруденция»

Занятия с практикующими юристами, изучение социологии, политологии и даже криминалистики — все это ожидает лицеиста, поступившего на «Юриспруденцию». Продолжаем серию наших рассказов о направлениях подготовки Лицея ВШЭ.

Тайны Востока, или как учатся лицеисты направления «Востоковедение»

Этим ребятам говорят, что они необычные, да это и неудивительно: все-таки восточные языки изучают в школах пока редко. А в лицее ВШЭ есть не просто языки, но и настоящее востоковедение. Что, собственно, это значит?

Второй иностранный язык, лекции «Арзамаса» и совместные проекты: как учатся лицеисты-гуманитарии

Из всех направлений, которые сейчас есть в Лицее НИУ ВШЭ, самое вариативное — гуманитарное. После него можно поступить в университет на историю, рекламу и связи с общественностью, культурологию, философию и даже международные отношения. Продолжаем цикл материалов об образовательных направлениях лицея рассказом о направлении «Гуманитарные науки».

Тесно ли гимназии в детском саду и почему можно пропускать уроки в предуниверсарии

Сотрудничество екатеринбургской гимназии № 210 «Корифей» с Вышкой началось лет пятнадцать назад. Тогда она единственная в Свердловской области имела статус базовой школы. Недавно гимназия стала ресурсным центром ВШЭ в Уральском федеральном округе, а старшеклассники — участниками сетевого проекта «Предуниверсарий».