• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиОбразованиеСоциологические методы и монетарная политика: о чем рассказывают на экономических направлениях в Лицее ВШЭ

Социологические методы и монетарная политика: о чем рассказывают на экономических направлениях в Лицее ВШЭ

В Лицее НИУ ВШЭ существуют два направления, в названии которых есть слово «экономика». Одно связывает экономику с социальными науками, другое — с математикой. О том, как сделать правильный выбор между ними и какую подготовку можно там получить, рассказывают руководители этих направлений и их ученики.

Направления «Экономика и социальные науки» и «Экономика и математика», выделившиеся когда-то в лицее из общего экономического, теперь довольно сильно различаются по учебному плану и своей нацеленности.

«Матэк» (так для краткости иногда называют экономико-математическое направление), руководит которым Виктория Лебедева, нацелен больше на тех, кто видит себя в дальнейшем на экономических или управленческих факультетах. И, конечно, сюда идут дети, которые получают большое удовольствие от математики. Здесь на углубленном уровне, по семь учебных часов в неделю, можно изучать, например, алгебру и математический анализ.

Такая глубокая математическая база позволяет ученикам хорошо подготовиться к олимпиадам по экономике, то есть повысить шансы на поступление на любой экономический факультет. Математика же нужна почти везде, и это — весомый мотив для выбора «матэка» для многих учеников.

На «соцэке» («Экономика и социальные науки») обязательным является изучение обществознания на углубленном уровне. По словам руководителя направления Марины Оганесян, обществознание является профилирующим предметом для всех факультетов, на которые потом поступают ребята: социологии, политологии, культурологии, экономических факультетов. На этом направлении есть факультатив, где ребят готовят к олимпиадам по обществознанию. Кстати, как и все прочие «олимпиадные» факультативы, посещать его могут лицеисты с любых направлений.

В обществознание входят четыре модуля: экономика, социология, политология, право. Все они читаются специалистами в конкретной сфере, а не одним учителем, как в обычной школе. Занятия ведут, например, такие известные преподаватели Вышки, как заместитель декана факультета социальных наук Кирилл Сорвин и доцент департамента социологии Наталия Иконникова. Один из этих модулей можно выбрать в качестве профильного.

И «матэк», и «соцэк» — это кузницы победителей и призеров всероссийских олимпиад по экономике и обществознанию. При этом оба направления не замыкаются только на своей специализации и предлагают ученикам выбрать для изучения еще и естественные науки — физику (она есть уже в 10 классе), химию или биологию (в 11 классе). В качестве дополнительного в 10 классе можно выбрать также информатику, бизнес или другой интересный предмет.

На «соцэке» много внимания уделяется еще и методам исследований, которые применяются в социологии и политологии, и академическому письму. Как считает Марина Оганесян, умение ребят написать эссе — это самое наглядное отражение качества образовательного процесса.

«Соцэк»: направление для социально активных

11-классница Ирина Терехова говорит, что поступила в лицей, потому что хотела изменить свой круг общения: «Я понимала, что здесь гораздо выше конкуренция, чем в обычных школах, и мне будет труднее учиться, но в то же время это будет гораздо интереснее и продуктивнее для моего развития».

Ирине интересны социальные науки, а на вопрос, какой бакалавриат она хотела бы выбрать в будущем, честно отвечает, что пока точно не знает и выбирает между государственным и муниципальным управлением, социологией и международными отношениями. Но факультетский день — раз в неделю лицеисты учатся в здании одного из факультетов ВШЭ — Ирина проводит именно в департаменте государственного и муниципального управления. «Мы обсуждаем там актуальные события социальной и политической жизни, там нам помогают готовиться к исследовательской работе», — рассказывает она.

Жизнь и учеба в лицее устроена так, что ребята могут проводить много времени как друг с другом, так и с преподавателями и студентами Вышки — выпускники лицея, успешно поступившие в университет, приходят делиться своим опытом.

«Такие встречи сближают, появляется больше знакомых, с которыми у тебя общие интересы, — говорит Ирина Терехова. — Также в лицее много дополнительных занятий, которые вы точно не найдете в обычной школе, например, изучение норвежского языка. У нас часто проходят и внеучебные мероприятия, мы постоянно участвуем в социальных проектах. К примеру, на Масленицу мы готовили блины в зданиях нашего лицея».

10-классник Сергей Банов, живший в Сочи, но имеющий московскую прописку, специально летал в Москву на день открытых дверей лицея, где окончательно утвердился в своем решении поступать сюда, на социально-экономическое направление. Его больше всего интересуют именно социальные предметы, и в качестве профильного он выбрал право, а вот для факультетского дня — департамент политической науки. Пока что в его планах поступление в бакалавриат именно по политологии.

«У меня шестидневка, но я считаю, что с расписанием мне повезло, — говорит Сергей. — От обычного школьного оно отличается факультетским днем и парами, а не обычными уроками. Но если бы меня попросили описать лицей Вышки одним словом, я бы сказал «возможности». Любая твоя активность будет поддержана, твои амбиции, если под ними есть основания и ты серьезно настроен — тоже. По крайней мере я в этом отношении ни с какими проблемами не сталкивался, всё решаемо».

В лицее самая большая ценность — индивидуальный выбор, но порой ученики допускают ошибки. Здесь дают возможность исправить их и сменить направление обучения или элементы учебного плана внутри направления. Хотя для этого лицеистам (еще одно сходство лицея с университетом) необходимо сдать академическую разницу. Это тоже может быть вызовом. Марина Оганесян вспоминает двух учениц, перешедших на ее направление с гуманитарного: им оказалось очень тяжело на «соцэке», и однажды они решили вернуться на прежнее направление, но по дороге передумали.

«Матэк»: направление для прагматиков

«Я хотела поменять школу, потому что казалось, что получаемых знаний не хватает, хотелось развиваться и определяться с будущим, — рассказывает Дарья Ближевская, которая теперь учится в лицее на «Экономике и математике». — Несколько ребят из моей школы еще раньше поступили в лицей и были довольны обучением, это обстоятельство тоже помогло мне принять такое решение. Математика сейчас нужна в каждом вузе почти на каждом факультете, поэтому сомнений в выборе направления у меня не было. В то же время мне хотелось попробовать что-то новое, и сочетание математики и экономики было вполне подходящим».

«Сейчас я заканчиваю 11 класс и могу сказать, что два года совершенно отличаются, — рассказывает Дарья. — В 10 классе больше свободы, у нас, можно сказать, развязываются руки, мы учимся сами отвечать за свою учебу и за то, какие предметы нам нужны. При этом я принимала участие в социальных проектах, творческих вечерах, которых в лицее становится все больше и больше. А сейчас, ближе к экзаменам, наше расписание выстраивается так, чтобы мы могли лучше подготовиться к поступлению в вуз. Главное отличие лицея в том, что ты можешь выбрать траекторию: к чему ты больше хочешь готовиться — к олимпиадам или ЕГЭ? В обычных школах акцент все-таки делается на ЕГЭ».

11-классник Зия Юсифзаде о лицее Вышки узнал благодаря тому, что несколько раз посещал факультатив знакомого преподавателя. «Я видел, как занимаются ребята, как они готовятся к олимпиадам, и меня это зацепило, — говорит он. — Я понял, что есть место, где люди действительно учатся, и мне захотелось туда попасть».

Зия признается, что выбрал «матэк» из прагматических соображений: математика дает больше возможностей при поступлении в вуз. «А что касается экономики, то я просто подумал, чем мне было бы интересно заниматься в жизни? Экономика мне импонировала больше всего. Хотелось узнать, как работает вся эта система, и понимать наконец, о чем говорят в новостях, когда я слышу об инфляции, монетарной политике, Центробанке и прочем. Сейчас я это понимаю, и меня это радует», — говорит Зия.

По его словам, первое, что поражает ученика, поступившего в лицей, — это приближенная к университетской атмосфера занятий. «Начинаешь чувствовать себя более взрослым, появляется некоторая степень свободы», — замечает Зия Юсифзаде.

Прием в лицей идет до 15 марта. 

Читайте о других направлениях в лицее:

Как сделать классный пароль, или чему учат на направлении «Математика, информатика и инженерия» в Лицее ВШЭ

Трудовое право в «Сказке о попе и работнике его Балде»: как учатся лицеисты направления «Юриспруденция»

Тайны Востока, или как учатся лицеисты направления «Востоковедение»

Второй иностранный язык, лекции «Арзамаса» и совместные проекты: как учатся лицеисты-гуманитарии

Ламповая атмосфера, или как учатся лицеисты с направления «Дизайн»

Первопроходцы: как учатся психологии в Лицее НИУ ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Лицей ВШЭ занял 5-е место в рейтинге лучших школ России

Московский центр непрерывного математического образования при содействии Минобрнауки России подготовил перечень 500 лучших школ России, которые продемонстрировали высокие образовательные результаты в 2016–2017 учебном году. В общем рейтинге Лицей НИУ ВШЭ занял 5-е место, поднявшись на 5 пунктов вверх по сравнению с результатом прошлого года (10-е место).

127,8

тысяч рублей собрали ученики Лицея НИУ ВШЭ для фонда «Подари жизнь». Участие лицеистов в благотворительной акции «Дети вместо цветов» стало уже традицией.

Более половины выпускников лицея продолжат учиться в Вышке

Самыми популярными вузами у выпускников лицея этого года оказались Вышка, МГУ, МГИМО, Финансовый университет и РЭУ им. Плеханова. При этом практически каждый второй продолжает выбирать для дальнейшего обучения Вышку. В текущем году студентами этого университета стали 388 человек, или 54,7% от общего числа выпускников (709).

Школа № 2095 «Покровский квартал» заняла III место в рейтинге «Эксперт РА»

Рейтинг показывает, какие школы готовят больше всего студентов для лучших вузов России.

Лицей НИУ ВШЭ возглавил список лучших школ Москвы

Лицей НИУ ВШЭ занял первое место в рейтинге вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2016/2017 учебного года. Список опубликован на сайте Департамента образования столицы.

Подведены итоги конкурса «Школа навыков XXI века»

Конкурс был организован Институтом образования ВШЭ и Благотворительным фондом Сбербанка России «Вклад в будущее» при поддержке Агентства стратегических инициатив. 200 команд из 39 регионов представили идеи и практики школьного образования, благодаря которым дети смогут приобрести навыки XXI века.

«Эти два года были, несомненно, лучшими в моей жизни»: в Лицее Вышки прошел третий выпускной

В Московском дворце молодежи 23-го июня прошел третий выпускной Лицея НИУ ВШЭ. В этом году лицей окончили 710 человек. Среди них — призеры и победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, различных вузовских олимпиад и обладатели максимальных баллов ЕГЭ. 96 человек получили медаль «За особые успехи в учении» Минобрнауки РФ — это то, что принято называть «золотой медалью».

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

«Единого секрета успеха нет. Это всегда уникальные личные истории»

С заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников учащиеся Лицея НИУ ВШЭ привезли 10 дипломов победителей. Мы поговорили с победителями олимпиад по экономике и обществознанию о способах подготовки, рецептах успеха и необходимости иметь «план Б».

30%

тех, кто ушёл из школы после 9 класса, спустя четыре года сказали, что если бы сейчас у них была возможность поменять своё решение, они бы доучились до 11 класса. Такие данные получены в ходе очередной волны панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» осенью 2016 года.