• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

10 факторов успеха образовательных систем от автора исследования PISA

14 апреля на XVIII Апрельской конференции ВШЭ выступил Андреас Шляйхер, руководитель Директората по образованию и компетенциям ОЭСР, в 1999 году придумавший PISA — одно из самых масштабных международных сравнительных исследований качества образования. Его почетный доклад был посвящен глобальным тенденциям в трансформации национальных систем образования.

Полное название доклада Андреаса Шляйхера — «Глобальные тенденции в трансформации национальных систем образования: каким будет образование в 2035 году?». Предупредив об условности заявленной темы, — ведь иногда мы не знаем, что произойдет через десять минут, а прошлое предсказываем лучше, чем будущее, — он охарактеризовал ключевые факторы, которые будут определять успешность развития национальных систем образования на ближайшие два десятилетия.

1. Информационная грамотность

Образование вступает в цифровую эпоху, когда недостаточно уметь только читать и писать. Необходима также информационная грамотность — способность «не утонуть» в мире информации и извлекать из нее смыслы. Школьники должны учиться видеть мир с разных ракурсов, с помощью разных ресурсов и через призму разных идей, уметь выбрать правильные ответы из 20 тысяч, предложенных в поиске Google.

2. Применение талантов

В России хорошо поставлена работа с одаренными детьми — например, качество математического образования выше, чем в США. Однако эффективность применения знаний, производительность труда, качество жизни в США выше, чем в России. Это означает, что таланты и способности — лишь часть уравнения, и нужно уметь их использовать во благо обществу. Изменить существующие институции в государстве так, чтобы талант человека работал во благо его самого и во благо общества, гораздо проще, чем научиться выращивать таланты.

3. Лучше меньше, да глубже

Содержание школьного образования — это маленькая «коробочка», в которую мы хотим впихнуть как можно больше информации. Поэтому глубина образования в большинстве стран уменьшается, а широта растет. В результате школьники хорошо воспроизводят данные, но не умеют мыслить как ученые, анализировать процессы и факты, проводить эксперименты. Исключение составляют страны лидеры исследования PISA — Сингапур, Япония, Китай, Финляндия.

4. Равный доступ к образованию

Во всех странах благополучие семьи является предиктором успеха ребенка в школе. Однако велик разрыв в качестве образования между странами — например, в Доминиканской республике дети из богатых семей, скорее всего, получат образование более низкого качества, нежели их сверстники из бедных семей в развитых странах Европы. Бедность страны для ребенка не должна быть судьбой, которую невозможно преодолеть, — возможность получения высоких результатов должна быть во всем мире. Для повсеместного решения этой проблемы к 2035 году потребуются усилия.

5. Обмен опытом между учителями

В большинстве школ учителя сегодня преподают в соответствии со «спущенными сверху» образовательными программами, но это устаревшая модель. В современном обществе учитель должен не просто быть самостоятельным, но и перенимать опыт лучших коллег. Результаты исследования TALIS показывают, что чем больше учителя взаимодействуют друг с другом, тем эффективнее они работают. Обмен опытом между учителями обязателен, например, в Китае. Этот элемент педагогической культуры характерен для стран, где в учительскую профессию удается привлекать молодежь.

6. Отказ от системного контроля

К 2035 году во всем мире должно произойти «раскрепощение» образования — государства должны отказаться от системного контроля за работой педагогов. При этом сохраняется необходимость оценки качества работы учителей — прежде всего на предмет наличия у них необходимых навыков. Педагоги должны быть заинтересованы в саморазвитии, повышении собственной квалификации — развитие дистанционных форм образования позволяет добиваться более высоких результатов при минимуме затраченного времени.

7. Индивидуализация образования

Врач не может выписывать всем пациентам одно и то же лекарство. Так и учитель должен персонифицировать преподавание, ориентируясь на потребности конкретного ребенка. Для этого нужно иначе проектировать курсы, не требовать учителей стандартизации и соблюдения единых подходов. В обучении должен в большей степени использоваться проектный подход, в меньшей — дисциплинарный.

8. Высокая продуктивность учебы

Казалось бы, чем больше времени тратится на изучение предмета, тем выше будет результат. Однако исследования показывают обратное: чем больше времени отводится на обучение школьников в той или иной стране, тем зачастую хуже их результаты в PISA. Больше всего времени в школах дети проводят в Объединенных Арабских Эмиратах, однако результаты выше в европейских странах, где учебного времени меньше, а продуктивность его использования — выше.

9. Новая оценка качества

Разрыв между достижениями педагогической науки и тем, что происходит в классах, по-прежнему велик. Например, в Великобритании даже в большей степени, чем в Китае, используется механическое заучивание, при этом все говорят про творческий подход, самостоятельность и прочее. Можно сколько угодно говорить про интегральное обучение и творческое мышление, но если студенту на экзамене предлагаются тесты с выбором ответов, смысла в таких разговорах нет.

10. Заимствование лучшего

Проводя реформы в образовании, не стоит ориентироваться на опыт той или иной страны — ведь что-то из этого годится для национальной системы, а что-то, напротив, противопоказано. Оптимальная модель заимствования лучшего создана в Сингапуре, где ничего не изобретают и не уделяют особого внимания образовательным исследованиям. Зато там научились конфигурировать факторы успеха разных стран, создав одну из самых передовых систем образования в мире.

Вам также может быть интересно:

Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%

Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.