• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Концепция "социальных милье": мастер-классы Михаэля Фестера

В научно-учебной Лаборатории социологии образования и науки (рук. Д.А. Александров) Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ с 15 по 17 мая прошли лекции и мастер-классы известного немецкого социолога Михаэля Фестера (Ганновер), специалиста по политической социологии.

Фестер внес большой вклад в изучение социальной структуры и социальной стратификации, разработав оригинальную концепцию "социальных милье" (или "социальных сред") и методов их исследования. Эта концепция широко применяется в Германии для анализа неравенства в образовательной сфере. Социальная милье/среда — совокупность людей и их отношений, имеющих сходные условия и стили жизни. Работы Фестера и его коллег органично соединяют качественные и количественные методы: от герменевтики биографических интервью при построении социальных типологий до факторного и дискриминантного анализов при выделении социальных сред на больших репрезентативных выборках.

На лекциях и занятиях присутствовали не только студенты и сотрудники ГУ-ВШЭ, но и студенты СПбГУ, МГУ и Европейского университета в СПб. Первая лекция профессора Фестера была посвящена, прежде всего, происхождению концепции "soziale milieu" из работ Эмиля Дюркгейма и Пьера Бурдье. В ходе мастер-классов участники смогли непосредственно познакомиться с методикой выделения и исследования социальных милье. Участники анализировали биографические интервью со студентами немецких университетов, пытались самостоятельно выделить социальные милье и определить характеристики людей, которые могли бы относиться к определенным милье, а также познакомились с результатами многомерного статистического анализа, характеризующими различные социальные милье в Германии. Теория и методы, предлагаемые М. Фестером, открыты для новых эмпирических результатов, предполагая, что в разных странах в обществе формируются разные социальные милье. Контакты с немецкими социологами, работающими в этом направлении, дадут новый толчок к развитию российских исследований социальной стратификации.

Вам также может быть интересно:

«Преподавать лингвистику российским студентам — одно удовольствие»

Создательница формальной семантики, профессор Университета Массачусетса (США) Барбара Парти отметила юбилей в Высшей школе экономики. Около 20 лет Барбара преподает в разных вузах России. В этом году она стала участником летней школы «Местоимения: синтаксис, семантика, обработка» (Pronouns: Syntax, Semantics, Processing), организованной Школой лингвистики НИУ ВШЭ. О том, почему она считает образовательную программу по лингвистике в Вышке одной из лучших в России, а также о разнице между российскимии американскими студентами Барбара Парти рассказала новостной службе ВШЭ.

Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России

18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.

Конвейерное обучение штучных специалистов

29 января на очередном семинаре серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ с докладом, посвященным проблемно-ориентированному подходу в образовании, выступил профессор университета Маастрихта (Нидерланды) Йерун ван Мериенбур.

«В Японии нет особых проблем с нарушением прав человека»

«Гражданское общество в Японии: своеобразие в международном сравнительном контексте» — с лекцией на эту тему на  семинаре Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ 24 января выступила Маки Кайта, аспирантка кафедры гуманитарных и социальных наук японского университета Цукуба.

Роберто Унгер: экономика против экономики

14 декабря в Высшей школе экономики с открытой лекцией выступил известный бразильский ученый, профессор Гарвардской школы права, экс-министр стратегического развития Бразилии Роберто Мангабейра Унгер.

Открытый урок преподавателя Сасаки

30 ноября на факультете мировой экономики и мировой политики ВШЭ состоялся открытый урок по японскому языку ведущего преподавателя школы «Интеркультура» (Токио) Сасаки Хаято. Своими впечатлениями от занятия поделились студенты факультета, изучающие японский язык.

Религия и гражданское общество: польский взгляд на Россию

Факультет философии ВШЭ организовал серию встреч с польским социологом религии профессором Енджеем Моравецким и провел научную конференцию «Модели религиозно-мифологического мировосприятия и гражданская идентичность».

Этика управления по Джентайл

27 сентября в ВШЭ состоялась встреча с Мэри Джентайл, старшим научным руководителем колледжа Babson (США) и автором книги «Дайте ценностям право голоса».

«Какая это странная идея — Большая Москва…»

25 июня в Высшей школе урбанистики ВШЭ с открытой лекцией «Планирование московской агломерации и принципы развития транспортного обслуживания» выступил американский урбанист, совладелец консалтинговой компании «Nelson\Nygaard» Джеффри Тумлин.

Информационный бюллетень «Окна роста». Сорок восьмой выпуск

Выходит новый, 48-й выпуск бюллетеня «Окна роста». Он посвящен программе поддержки визитов иностранных специалистов в Вышку для чтения лекций и участия в научных исследованиях. Подробной информацией о программе и своими советами по составлению заявок делится начальник управления международной академической мобильности Борис Железов.