• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уникальные возможности от IREX

Осень — самая горячая пора для тех, кто ищет возможности продолжения образования в зарубежных университетах. Традиционно студенты ГУ-ВШЭ активно участвуют в различных грантовых конкурсах и пробуют свои силы во всевозможных программах. Мы взяли интервью у координаторов двух программ международной некоммерческой организации IREX, презентации которых в Вышке недавно организовало Управление обеспечения международной деятельности ГУ-ВШЭ. Речь идет о программе студенческого обмена для бакалавров Global UGRAD и стипендии Эдмунда Маски для магистров.

Global UGRAD — элитный клуб с пожизненным членством

Прежде всего, речь идет о предназначенной для бакалавров программе студенческого обмена (Global UGRAD). 11 ноября в здании ГУ-ВШЭ на Покровском бульваре прошла презентация конкурса. Причем студенты Вышки, которые пришли на мероприятие (а пришло их много, более 70 человек, и после презентации слушатели активно задавали вопросы), получили информацию о конкурсе буквально через несколько часов после того, как он был официально объявлен. Такое отношение к нашему вузу вполне объяснимо: ведь каждый год в программе обязательно участвуют студенты ГУ-ВШЭ. К примеру, в 2007 году — 2 человека, и пусть цифра кажется небольшой, но это 10% от всех участников по России.

После презентации конкурса мы взяли интервью у координатора программы международного студенческого обмена от IREX Марии Рушиной и выпускника Global UGRAD Станислава Будницкого, который продолжает учебу в ГУ-ВШЭ на 4 курсе факультета прикладной политологии, на отделении деловой и политической журналистики.

Мария Рушина
Мария Рушина
— Студенты Вышки отличаются от участников из других вузов, прежде всего, своей открытостью, — говорит Мария Рушина. — Это очень коммуникативные ребята. Кроме того, вышкинских студентов самых разных специальностей отличает достойный уровень знания английского языка. Мы всегда рады видеть их участниками наших программ.

— Какие возможности предоставляет программа?

— Это уникальный культурный опыт, профессиональный опыт, возможность сравнить системы обучения, завести новых друзей. Программа предоставляет возможность обучения в одном из 40 университетов США в течение академического года по очень широкому кругу специальностей: от геологии до массовых коммуникаций. Кроме того, в рамках программы студенты участвуют в волонтерском проекте, а также проходят стажировку по выбранной специальности в коммерческих и некоммерческих организациях США в течение второго семестра. Участники не получают степени, но им выдается сертификат от Госдепартамента США. Кроме того, они включаются в программы для выпускников программы Global Ugrad, то есть получают возможности для дальнейшего профессионального развития и трудоустройства.

Студенты-первокурсники будут жить в принимающих семьях или в общежитиях и учиться в двуxгодичных колледжах. Студенты, обучающиеся на 2 и 3 курсах на момент подачи заявки, будут жить в общежитиях и проходить обучение в четырехгодичных колледжах или университетах. В список вузов не входят самые престижные университеты Америки, однако, это достаточно сильные вузы, прошедшие отбор и готовые принять иностранных студентов. Собственно, на уровне бакалавра не так важно, куда ехать — это профессиональная стажировка и интересный культурный опыт. В 2003 году я сама была участницей программы Global Ugrad и считаю, что получила отличный опыт, который очень повлиял на мою дальнейшую жизнь.

— Какие преимущества в том, чтобы быть выпускником программы Global Ugrad?

— Программа создана в 1992 году для расширения возможностей международного обмена, для взаимопроникновения различных культур. В ней участвуют студенты из стран СНГ, Латинской Америки, Азии, Океании. Программа Global Ugrad проводится отделом образовательных и культурных программ Госдепартамента США и полностью финансируется США. Для американской стороны Global Ugrad — это не только возможность познакомить американских студентов с культурами других стран, но и инструмент выстраивания в этих странах благоприятной среды для дальнейшего сотрудничества, в том числе для создания пула выпускников, соответствующих бизнес-стандартам западных работодателей. В выпускниках программы заинтересованы и крупные российские и крупные западные работодатели, зачастую они сами обращаются в IREX.

Не случайно IREX раз в несколько месяцев проводит различные тренинги и встречи для выпускников программы международного студенческого обмена. Каждый участник Global Ugrad включается в международную сеть выпускников программы, то есть обрастает социальными связями, что немаловажно в глобальном мире и, кроме того, становится желанным работником для крупных международных и российских компаний. Быть выпускником программ IREX равноценно членству в элитном клубе.

Для выпускников IREX проводятся самые разные программы. В том числе: мероприятия, направленные на профессиональное развитие, различные тренинги по тайм-менеджменту, работе в команде, планированию карьеры, развлекательные, когда выпускники получают возможность общения и так далее. Также есть ярмарки вакансий, мы печатаем книги резюме наших выпускников и передаем их работодателям. Кроме того, есть грантовые программы, когда выпускники могут получить грант на реализацию социально значимых проектов.

— Как могут попасть на Global Ugrad бакалавры?

— Уникальность программы состоит в том, что участвовать в ней могут те, у кого еще нет диплома о высшем образовании, кто недавно поступил в вуз и учится на первом, втором или третьем курсе. Конкурс проходит в несколько туров: для участия в первом этапе, который проходит с 11 ноября до 10 декабря 2008 года необходимо:

  • быть студентом 1, 2 и 3 курса и проходить обучение либо по программе "специалист", либо "4+2", то есть бакалавриат плюс магистратура;
  • не иметь препятствий для получения американской учебной визы;
  • отослать по почте, принести в офис IREX или заполнить на сайте www.irex.ru заявку на участие в программе;
  • заполнить заявку на английском языке. Заявка включает в себя личную информацию (в том числе об академической успеваемости, опыте участия в различных проектах, внеучебной деятельности), три коротких эссе и два рекомендательных письма. В первом эссе конкурсант рассказывает, почему хотел бы участвовать в программе, во втором описывает свои представления о лидерстве, ну а третье представляет собой письмо в американскую семью с кратким рассказом о себе и своих интересах. Рекомендации предоставляются от преподавателя и из внеучебной сферы деятельности, например, от кураторов студенческих клубов.

Второй тур проходит в конце января — начале февраля и представляет собой интервью с комиссией, которая состоит из выпускников и американских экспертов. На этом этапе необходимо иметь языковой сертификат TOEFFEL (по старой системе нужно набрать 500 баллов из 680, по новой — 61 из 120). Ну а результаты конкурса будут объявлены в мае, сама же поездка состоится в августе-сентябре 2009 года.

Отбор на программу очень строгий — из 800—1000 претендентов из России едут на обучение всего 20—22 человека, а в полуфинал проходит около 40 человек. Однако для того, чтобы попасть на программу, не нужно учиться "только на отлично", главное — иметь активную жизненную позицию, креативность, лидерские задатки, интерес к другим культурам и традициям, способность и желание применять полученные знания, а также уметь адаптироваться к новым условиям и иметь уровень английского, достаточный для того, чтобы общаться и понимать прослушиваемые в США курсы.

Рассказывает выпускник Global Ugrad

Станислав Будницкий
Станислав Будницкий
— Я ездил в США в 2005—2006 учебном году, после первого курса, — говорит Станислав Будницкий. — Учился на факультете политологии в Иезуитском университете, который находится в Южном Коннектикуте (это примерно в часе езды от Нью-Йорка). Я проходил обучение не совсем по своей специальности, так как в ГУ-ВШЭ учусь на отделении журналистики. На этот год я брал в Вышке академический отпуск. Мне иногда говорят по поводу этого пропуска: "Какой кошмар, ты потерял год!". Но на самом деле, я не потерял, а, наоборот, многое приобрел. Я мог бы сейчас учиться на первом курсе магистратуры, но учусь на четвертом курсе, я общаюсь с теми же друзьями, что и перед поездкой, в университете все меня знают и помнят и оформление вовсе не проблема.

— А как пройти конкурс? Что посоветуешь?

— Главное, что можно порекомендовать, — старайтесь при прохождении конкурсного отбора в хорошем смысле правильно продать себя. Надо показать организаторам свою активность: если ты возглавлял школьную команду по баскетболу, участвуешь в КВН, есть сайт, в ЖЖ ведешь публицистическую деятельность — это нужно указать, ведь ищут не отличников, а действительно "сбалансированных" людей. Я, например, в Вышке никогда не был круглым отличником и даже (как гуманитарий) имел удовлетворительные баллы по некоторым точным дисциплинам. Еще организаторы должны увидеть, что ты знаешь, зачем тебе участие в программе обмена и что ты будешь в дальнейшем делать с полученным опытом.

— Каковы условия проживания, обучения, практики?

— Я жил в общежитии со старшекурсниками. Там было здорово, как в квартире, у каждого своя комната плюс кухня и зала. В течение нескольких месяцев я проходил практику в местной мэрии — занимался административной работой, подготавливал доклады по истории города и теории самоуправления. Общался с очень интересными людьми, я думаю, что в России мне было бы трудно получить такой опыт.

Учиться было достаточно несложно, хотя требования к участникам программы были такими же, как и к остальным студентам: если специально не сказать преподавателю, то он и не узнает, что студент приехал из России.

Практика проходит параллельно с учебой, в ее организации помогает "adviser", местный преподаватель, который оказывает студентам всестороннюю помощь. И если практика измеряется месяцами, то предусмотренное программой волонтерство — часами. В качестве волонтера можно ходить месяц по часу каждый день, но я провел двое выходных на строительстве дома, в замечательной международной компании. Была группа студентов, в основном, иностранцы. Время провели весело и интересно.

Организаторы сами побуждают к активному участию во всех сторонах жизни, а не только к учебе: к поездкам, участию в студенческих клубах и активностях, профессиональной деятельности в рамках практики и так далее. Выдаваемой стипендии хватало с головой, тем более что деньги были нужны только на какие-то развлечения и экскурсии, все остальное — питание, проживание, обучение и прочее — оплачивалось.

— Наверняка ты общался там и с другими участниками?

— Общение с другими участниками программы началось еще до отъезда. Все ребята из России познакомились, подружились и в ходе программы даже вместе путешествовали по США. С выпускниками же Global Ugrad я общаюсь постоянно, в том числе на мероприятиях IREX. Многие стали для меня хорошими друзьями, с кем-то просто общаюсь на встречах выпускников, выпускники прошлых лет предлагают работу. Вообще, участие в такой программе — это определенный знак качества, выпускники достаточно хорошо устроены, работают в крупных компаниях и готовы взять на работу и рекомендовать другого выпускника Global Ugrad.

В целом, оценить участие в этой программе можно только позитивно. Одни сплошные плюсы. Ваше резюме раздувается вдвое, потому что вы ездили на программу, учились год в американском университете, у вас была практика по специальности, опыт волонтерства. Плюс, как я уже говорил, выпускники этой организации время от времени собираются, общаются и время от времени очень помогают. Работодатели видят, что имеют дело со взрослым человеком, способным не только пройти строгий отбор, но и провести год в новом окружении и адаптироваться к нему. Я планирую через год вернуться в США и продолжить обучение в магистратуре, тем более что участие в бакалаврской программе — это хорошее подспорье для таких планов.

Советы Марии Рушиной и Станислава Будницкого участникам программы Global Ugrad:

1) Если у Вас есть сомнение, подавать или не подавать документы, обязательно подавайте! Пусть даже в этом году не попадете на программу, но уже получите языковой сертификат, поймете, как нужно заполнять заявку, что включают в себя этапы конкурса, как проходит собеседование и так далее. Это повысит ваши шансы на то, чтобы поехать уже на магистерскую программу в США с помощью IREX или поехать куда-то еще. Нет психологическим барьерам!

2) При заполнении заявок главное, как ни странно, внимательно читать инструкцию: 10% заявок не проходят отбор из-за неправильного оформления. Все написано в инструкции. Но если что-то, тем не менее, непонятно, обязательно обращайтесь к координаторам программы, задавайте им вопросы, они помогут.

3) Поездка для обучения в другую страну, с иной культурой и языком — это все-таки не столь простое дело, ведь целый год вы будете вдали от друзей и родных. Словом, следует иметь в виду, что адаптационный период неизбежен (длится до месяца), но именно после него вы по-настоящему включаетесь в новую жизнь и получаете бесценный опыт.

Еще одной частью работы IREX является программа предоставления стипендий Эдмунда Маски (Muskie) для магистров. Об особенностях программы Маски мы побеседовали с координатором программ IREX Товой Пертман.

— Что отличает программу Маски?

Това Пертман
Това Пертман
— Одной из важнейших особенностей программы Маски является то, что она позволяет получить не только стипендию, покрывающую все затраты на обучение в университете, но и приобрести социальный капитал и профессиональные навыки. Участники программы Маски — это студенты очной формы обучения, которые помимо прочего участвуют в общественных проектах на протяжении первого года обучения, а также проходят стажировку по профессии. Кроме того, участники программы по возвращении в Россию становятся частью значительной по размерам социальной сети выпускников.

— Какие выгоды российские студенты могут извлечь из участия в программе Маски?

— Как я уже отметила, участники программы смогут не только работать над написанием своей магистерской диссертации, но и получить опыт участия в волонтерских проектах, в которые интегрирована программа Маски. Это позволит участникам укрепить в себе ценности социальной ответственности, которые в дальнейшем помогут им, когда они вернуться и будут работать в российском обществе. Не менее важным преимуществом участия в программе является культурный опыт, который участники получат на протяжении обучения в США и своего общения с коллегами из Америки и других стран мира. Конечно, это будет ценно не только для них самих, но и для тех с кем они будут общаться.

— Как выпускники программы могут поддерживать связь между собой и фондом IREX?

— Во-первых, фонд IREX предлагает множество грантов для выпускников программы Маски. Также помимо возможностей получить грант выпускники могут участвовать в специальных мероприятиях и профессиональных тренингах фонда.

Рассказывает выпускница программы Эдмунда Маски (Muskie)

Елена Гуселетова, начальник отдела международного сотрудничества факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ:

— Я получила стипендию Маски на обучение в США в 1999 году и поступила в магистратуру по государственному управлению университета Восточной Каролины (East Carolina University), штат Северная Каролина. Обучение в университете дало мне возможность познакомиться с системой высшего и послевузовского образования в США, а также изучить систему государственного управления и получить степень магистра. За два года программы я получила не только опыт обучения, но также уникальный социально-культурный опыт проживания в другой стране с ее инфраструктурой, общественными нормами и традициями и своеобразным культурным наследием.

Постоянное нахождение в англоязычной среде в течение двух лет способствовало тому, что я не только стала свободно говорить на английском языке, но и думать на нем. Проникнуть в тонкости языка и понять его структуру можно, лишь постоянно общаясь с носителями языка.

Участие в программе — это не только обучение, но также и участие в общественной и деловой жизни того штата и населенного пункта, где находится университет. При хорошей успеваемости студенты имеют право работать 20 часов в неделю. Я работала в государственном агентстве по развитию штата Северная Каролина. Моя работа дала мне возможность познакомиться с тем, как хорошо отрегулированное частно-государственное партнерство способствует развитию региона и решению многих проблем.

По окончании программы я решила продолжить работу по формированию академических партнерств между высшими учебными заведениями России и других стран. В настоящее время я работаю над созданием совместной программы магистратуры по государственному управлению с университетом Бирмингема. Эта программа направлена на совершенствование учебного процесса и предоставление студентам возможности получить сразу два диплома (один российский и один английский) по окончании двухлетней программы.

Моя работа в качестве начальника отдела международного сотрудничества факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ дает мне возможность использовать знания и опыт, приобретенные в рамках программы стипендий сенатора Эдмунда Маски и развивать международные связи факультета, привлекая новых партнеров из зарубежных университетов для участия в совместных проектах и программах.

Консультационная поддержка при подаче заявок на участие в международных грантовых программах — Лариса Дмитриевна Тарадина, зам. начальника управления обеспечения международной деятельности ГУ-ВШЭ — (495) 624-20-86 или e-mail: ltaradina@hse.ru.

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фотографии Виктории Силаевой

Полезная информация:

Вам также может быть интересно:

Студенты факультета компьютерных наук прошли практику в Facebook

Cтуденты бакалавриата факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Илона Папава, Роман Александров и Павел Белов в течение трех месяцев проходили стажировку в штаб-квартире компании Facebook (Менло-Парк, США). Как они получили эту возможность, в чем заключались их обязанности в компании и какое впечатление на них произвел Марк Цукерберг, они рассказали новостной службе ВШЭ.

«Вы можете подать на рассмотрение любой свой проект»

18 сентября Высшую школу экономики посетила делегация Европейского исследовательского совета (ERC). Представители ERC рассказали о том, как российские ученые могут получить доступ к обширной грантовой программе совета.

Master in European Business, или Бизнес как искусство

15-17 мая в ВШЭ побывал признанный эксперт международного рынка бизнес-образования, заслуженный профессор Европейской школы бизнеса ESCP EUROPE (№1 в Рейтинге Financial Times)  Жером Бон. Он рассказывает о запуске в НИУ ВШЭ уникальной в мире по формату программы бизнес-образования Master in European Business.

Два бренда, две страны и два диплома

В Международном институте управления и бизнеса (МИУБ) ВШЭ запускается уникальная годичная программа Master in European Business, открытая для выпускников Вышки, других российских вузов и стран СНГ. О ее особенностях, преимуществах и процедуре подачи заявок на программу рассказывает директор МИУБ Ирина Мальцева.

«Лучший способ начать сотрудничество — организовать совместные программы PhD»

19 октября Высшую школу экономики посетила делегация Университета Гронингена (Нидерланды) во главе с его президентом, профессором Сибрандом Поппемой. В интервью новостной службе портала он рассказал о своем университете и целях визита в ВШЭ.

Study tours: дорога с двухсторонним движением

Недавно Высшая школа менеджмента (ВШМ) ВШЭ принимала группу студентов из Школы менеджмента Корнельского университета (Cornell University, USA), которая специализируется на МВА программах. О программе study tour рассказывают старший преподаватель по международному бизнесу Корнельского университета и руководитель группы Елена Янкова и декан ВШМ Сергей Филонович.

«Я выбирал не профессию скорее, а вуз»

В рамках программы «Вектор взлета» компания Росгосстрах организует регулярные стажировки для студентов Высшей школы экономики. О том, как попасть на подобную стажировку, что она дает для адаптации к условиям реальной работы, рассказывает студент выпускного, четвертого, курса факультета менеджмента ВШЭ Юрий Доброхотов.

Программы Фулбрайта: настойчивость будет вознаграждена

10 марта в Высшей школе экономики прошла презентация стипендиальных программ Фулбрайта 2012-2013 годов. Своими впечатлениями от участия в программе с собравшимися студентами и сотрудниками ВШЭ поделилась участница программы Фулбрайта прошлого года Лариса Тарадина.

Руководители вузов США посетили ВШЭ

28 февраля прошла встреча руководства Высшей школы экономики с делегацией ректоров американских университетов, ведущих сотрудников Института международного образования (США) и отдела образования Государственного департамента США.

Сезон исследовательской практики открыт!

В феврале 2011 года Ассоциация независимых центров экономического анализа приступает к реализации пятого этапа университетского проекта АНЦЭА — программы научно-исследовательских стажировок и семинаров для студентов старших курсов социально-экономических специальностей. Об особенностях проекта рассказывают исполнительный директор АНЦЭА Антон Золотов и студентка второго курса магистратуры факультета менеджмента ВШЭ Ксения Левыкина, участница университетского проекта прошлого года.