• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чем занимается ЦеТИ и как попасть туда студенту

Основанный в 2001 году, Центр трудовых исследований (ЦеТИ) ВШЭ стал сегодня одним из лидеров в исследованиях рынков труда переходных экономик. В своем интервью стажеру новостной службы портала, студентке ВШЭ Юлии Забавиной директор ЦеТИ Владимир Гимпельсон рассказал о деятельности центра и о том, как студенты могут участвовать в исследованиях.

— Владимир Ефимович, Центр трудовых исследований ВШЭ занимается рынками труда переходных экономик, то есть основные исследования ведутся по странам — бывшим республикам СССР. А, например, страны Европы не изучаются?

— Основным «ареалом» наших исследований, конечно, является российский рынок. Собственно, все наши работы именно о нем. Но чтобы лучше понимать, что происходит у нас, надо смотреть шире и знать, что происходит в других странах. Поэтому наши «радары» следят по трем направлениям. Первое направление — это переходные экономики, как европейские, так и бывшие республики СССР. Второе — это страны развивающиеся, прежде всего, Латинской Америки, поскольку по этим странам есть много интересных работ. И, наконец, третье направление связано со странами с развитой экономикой, которые показывают нам, как могут функционировать рынки, более сложные в институциональном отношении.

— По каким направлениям сейчас ведутся исследования в ЦеТИ?

— Как всегда — по разным. Главная тема этого года — неформальность на рынке труда. Люди, которые работают на неформальном рынке труда (будем называть их неформалами), не защищены трудовым законодательством страны и, как правило, выполняют нелегкую работу, а также получают низкую заработную плату. На основе результатов наших исследований мы выпускаем не только статьи, но и книги. Например, есть книга «Заработная плата в России» (Издательский дом ВШЭ, 2007), есть книга про человеческий капитал («Российский работник: образование, профессия, квалификация», Издательский дом ВШЭ, 2011).

— Значит по неформальности тоже будет книга?

— Да, мы в процессе написания работы под пока условным названием «Неформальность на рынке труда».

— Но также выпускаются и статьи. Вот есть работа «Нормально ли быть неформальным?», опубликованная в серии препринтов «Проблемы рынка труда».

— Да, это одна работа из общего цикла, которая потом войдет в книгу. Прежде всего, необходимо объяснить, что такое неформальность и почему это может быть проблемой. Формальные работники работают полностью легально, и если их трудовые права будут нарушаться, то есть легальные способы восстановить справедливость. Ожидается, что по мере развития экономики страны неформальная занятость должна сокращаться. Однако мы видим, что с экономическим ростом неформальный сектор не снижается, а растет. Возникает целый ряд вопросов: какие характеристики типичны для данного сектора, что толкает человека в неформалы, как здесь оплачивается труд… Обычно неформальный сектор менее производителен, люди делают малоквалифицированную работу с использованием простейших технологий. Понятно, что эти вещи имеют прямое отношение и к эффективности экономики, и к проблемам распределения и благосостояния. Если у нас значительная часть людей работает неформально и имеет низкие доходы, то это влияет и на производительность, и на уровень жизни общества в целом.

— Почему это актуально?

— Одна из очевидных причин — рост неформальности в России. Если в 2000 году доля неформальных работников по разным оценкам составляла от 12 до 20 процентов, то сегодня — от 20 до 30 процентов. Это уже немало! С этой проблемой многие из нас знакомы и как потребители. Например, у вас есть дача?

— Есть…

— Вы, возможно, кого-нибудь приглашаете вскопать грядки или починить забор — что-нибудь, что сами не можете или не хотите делать. То есть приглашаете неформалов. Еще есть няни, репетиторы, таксисты, работники любого продуктового рынка и прочие — все это огромная армия людей, которая живет не по тем законам, которые принимает Государственная дума, а по своим. В связи с неформальностью на рынке труда возникает масса разных вопросов, и все они весьма интересные.

— А проекты с зарубежными коллегами есть?

— Да, конечно. Это очень важно, поскольку открывает и новые тематические горизонты, и дает возможность учиться у сильных партнеров.

— А как вы получаете данные для исследований?

 — Все зависит от темы и проблемы. Мы очень активно используем данные Российского мониторинга экономики и здоровья, проводимого исследовательской группой «Демоскоп» при участии НИУ ВШЭ. Какие-то исследования мы проводим сами. Есть разные международные базы данных, охватывающие многие страны. Мы также сотрудничаем с Росстатом, используя его данные. Всего не перечесть…

— И после завершения исследования можно применять полученные результаты на практике?

— Работа исследователя нацелена на получение нового знания, на объяснение до сих пор необъясненных явлений. Это — главное. Потом это знание может использоваться на практике, но может и не использоваться. Главное, что есть вопрос, на который, как нам кажется, важно дать ответ. Если кто-то хочет использовать результаты наших исследований, то здесь нет никаких ограничений, мы готовы и помочь. Результаты наших исследований использовались при подготовке Стратегии-2020. Мы активно сотрудничаем с Росстатом, помогая с методологией и аналитикой. Входим в разные рабочие группы Минэкономразвития, Минтруда.

— А если я как молодой исследователь захочу вместе с вами чем-то другим заниматься?

— Приходите и поговорим. Конечно, просто по желанию некоего студента мы вряд ли возьмемся за какую-то новую тему. Но в рамках того, что делаем, инициативным и активным студентам готовы дать фронт работы. Вот, скажем, следующая большая тема будет связана с мобильностью на рынке труда. Люди достаточно подвижны, они часто меняют работу, профессии, вид деятельности, место жительства… Как это происходит, к чему ведет? Масса интересных вопросов возникает. Этим нам предстоит заниматься.

— Вы потом ваши исследования обсуждаете на семинарах?

— Да, конечно. Это важная стадия в исследовательской работе. Нужно представить то, что мы сделали, коллегам и услышать замечания и комментарии. Кроме того, сам процесс подготовки презентации и выступление перед аудиторией помогают лучше оценить сделанное. Есть, например, семинары ЛИРТ — Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ. Часто мы проводим совместные семинары. Все интересующиеся тематикой, связанной с трудом, приглашаются!

— Туда можно любому желающему попасть?

— Конечно. Имеющие пропуск ВШЭ могут просто прийти в аудиторию, где проходит семинар. Человеку не из университета нужна предварительная регистрация.

— Представим, что я отучилась у вас на кафедре, написала дипломную работу. Куда мне потом с такой специализацией податься, чтобы у меня было преимущество перед другими кандидатами на должность?

— Это слишком узкий подход. Мы же учим не просто изучать рынок труда, мы даем студенту навык аналитической работы, работы с большими массивами данных. Учим не просто считать регрессии, а учим применять эконометрику для описания происходящего вокруг. Мне кажется, что студенты, которые с нами сотрудничают, становятся более зрелыми аналитиками. Далее они могут работать как экономисты практически везде. Кто-то становится исследователем, кто-то преподавателем. Есть специализированные министерства и ведомства, где такие специалисты нужны. Все крупные компании имеют свои HR-департаменты. Знание того, что происходит на рынке труда, важно и для аналитиков, работающих в банках. В общем, достаточно широкое поле.

— Студенты младших курсов могут использовать исследования в своих курсовых?

— Конечно. Если кто-то из студентов этим заинтересуется, то выбор тем очень большой. Но важная составляющая нашей работы — это работа с данными. Мы ожидаем, что это будут не просто абстрактные теории или некоторые теории высокого уровня, а модели, которые можно протестировать «своими руками». Для студентов тут может быть много интересной практики.

— Как вообще студенту попасть к вам в ЦеТИ?

— Прежде всего, нужно посещать регулярные семинары ЛИРТ и ЦеТИ. Нужно проявить интерес к этой тематике, обратиться к нам или на кафедру экономики труда. Конечно, нужно знать экономику труда, эконометрику, иметь хороший английский язык… Но главное — это желание заниматься серьезной исследовательской работой.

 

Юлия Забавина, студентка первого курса магистерской программы «Менеджмент в СМИ», специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Зеркальные лаборатории»: в НИУ ВШЭ стартует новый конкурс научных проектов

Принять участие в конкурсе смогут научные подразделения Вышки, планирующие совместные исследования с российскими вузами. Прием заявок начинается 15 мая и завершится 15 июня.

Молодые ученые Вышки получили гранты РНФ

16 исследовательских проектов, представленных учеными ВШЭ, стали победителями двух молодежных конкурсов Российского научного фонда. Среди них — пять проектов немосковских кампусов университета.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Как поступить в магистратуру факультета физики по результатам научных исследований

25 мая на факультете физики состоится конкурс студенческих научных работ. Его победители и призеры получат льготы при поступлении на магистерскую программу «Физика». Прием заявок на конкурс продолжается по 23 мая. Рассказываем, как он будет проходить.

10 научных проектов НИУ ВШЭ получили гранты РНФ

Они стали победителями конкурса 2019 года, направленного на поддержку фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых научными группами.

Заведующий лабораторией Вышки Александр Милкус возглавил общественный совет Министерства просвещения

При Министерстве просвещения РФ создан общественный совет по проведению независимой оценки качества условий образовательной деятельности. Его председателем единогласно избран заведующий проектно-учебной лабораторией образовательной и молодежной журналистики НИУ ВШЭ Александр Милкус.

Вышка получила грант РНФ на проект по моделированию поведения сложных систем

В реализации проекта под руководством Андрея Устюжанина будут участвовать сразу три лаборатории факультета компьютерных наук в сотрудничестве с исследователями ЦЕРН. Результаты их работы смогут найти применение в физике частиц, астрофизике и при прогнозировании погоды.

Молодые ученые Вышки получили президентские гранты

Российский научный фонд объявил победителей конкурсов молодых ученых 2018 года по Президентской программе исследовательских проектов. Среди них несколько исследователей из ВШЭ.

Ученые из Вышки получили новые гранты РНФ

Российский научный фонд подвел итоги очередного конкурса трехлетних грантов для научных групп. Среди его победителей ряд проектов, реализуемых учеными НИУ ВШЭ.

630

человек посетило лекционный марафон «Идеи 2020. Путешествие в мир будущего».