• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы подумали, что было бы неплохо объединить усилия, и тут Вышка объявила конкурс проектов»

«Мы подумали, что было бы неплохо объединить усилия, и тут Вышка объявила конкурс проектов»

© iStock

В конце 2022 года были подведены итоги Конкурса проектов на выполнение фундаментальных научных исследований распределенными межкампусными научными подразделениями НИУ ВШЭ. Он проводился впервые, его целью стало появление в Вышке новых научных коллективов и развитие межкампусного сотрудничества в сфере фундаментальной науки. Рассказываем подробнее о четырех проектах — победителях конкурса.

«Нейроэкономические исследования потребительского поведения: нейрональные корреляты и поведенческие факторы»

Это проект Института когнитивных нейронаук, НИУ ВШЭ — Москва (руководитель проекта — Оксана Зинченко), и научного коллектива под руководством Софьи Куликовой, НИУ ВШЭ — Пермь.

Их объединяет научный интерес к изучению различных аспектов потребительского поведения — как собственно поведенческих, так и нейрональных, и на протяжении последних двух лет между ними строилось тесное академическое взаимодействие. В частности, были организованы гостевые презентации на научных семинарах, коллеги из Перми рецензировали ВКР студентов магистерской программы «Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию».

Оксана Зинченко

«Питание — одна из базовых потребностей человека, однако нейроэкономические механизмы, лежащие в основе процессов выбора продуктов и определения готовности индивида за них платить, остаются малоизученными. На этот процесс влияет множество факторов, включая органолептические свойства продуктов, индивидуальные особенности человека, а также различные информационные и социальные факторы, например информация об органическом происхождении ингредиентов или экологичности упаковки», — рассказывает Оксана Зинченко.

По ее оценке, для эффективного воздействия на пищевое потребительское поведение (например, с целью уменьшения потребления вредных продуктов питания) необходимо понимать, какой вклад и на каком этапе может вносить каждый из этих факторов в процесс выбора продуктов питания и какие структуры головного мозга человека задействованы в принятии соответствующих решений. Нейроэкономическая теория утверждает, что в процессе выбора человек стремится максимизировать субъективную ожидаемую полезность, однако до сих пор открыт вопрос о том, как соотносятся между собой гедонистическая составляющая еды и наши представления о ее полезных/вредных биологических свойствах.

Коллективы из московской и пермской Вышки приступают к реализации серии исследований с опорой на нейроэкономическую теорию для изучения данной проблематики. В рамках распределенного подразделения запланирована подготовка совместных публикаций, доклады на конференциях, предоставление доступа к оборудованию, программному обеспечению и базам данных, а также совместные семинары и иные мероприятия по тематике проекта.

Предусмотрено изучение нейрональных коррелятов различных факторов (органолептических, индивидуальных, информационных), влияющих на пищевое потребительское поведение, и определение их вклада в готовность платить. По мнению авторов, эти аспекты в перспективе можно будет использовать как в прикладных целях, так и для формирования стратегий информирования.

«Нейроанатомические корреляты языка»

Это проект Центра языка и мозга НИУ ВШЭ — Москва (руководитель проекта — Ольга Драгой) и Центра языка и мозга НИУ ВШЭ — Нижний Новгород (руководитель проекта — Мария Худякова). Он посвящен изучению нейроанатомических коррелятов языка в условиях нейрохирургической операции. Центры укомплектованы необходимым оборудованием, работа исследователей поддержана клиническими базами в обоих городах.

Ольга Драгой

«Удаление некоторых патологий мозга, например опухолей или очагов фармакорезистентной эпилепсии, сопряжено с потенциальной возможностью повредить те отделы, за счет которых реализуется речевая функция. Поэтому золотым стандартом современной нейрохирургии является картирование речи и других когнитивных функций во время операций в сознании. Хирург стимулирует отдельные участки головного мозга, а в это время мы, нейролингвисты или нейропсихологи, предъявляем задания пациенту. Если стимуляция совпадает по времени с остановкой речи или другим кратковременным когнитивным расстройством, данный участок мозга у пациента критичен для реализации этой функции», — рассказывает Ольга Драгой.

В проекте в значительной степени задействована структурная нейровизуализация. Точки, соответствующие функционально значимым зонам, которые выявлены во время операции, исследователи накладывают на МРТ пациентов, а затем формируют групповые карты. Эти карты позволяют определить, какие задания эффективно использовать для каких отделов головного мозга. Также по данным МРТ размечается локус резекции, чтобы сопоставить его топографию и объем с возможными речевыми изменениями после операции.

Исследователи из Москвы сосредоточатся на интракраниальной части исследования — разработают батарею интраоперационных тестов на различение фонем и понимание слов, создадут планшетное приложение. Программа будет предъявлять задания пациенту в автоматическом режиме, синхронизировать действия хирурга и нейролингвиста (нейропсихолога), а также фиксировать результаты.

Исследователи из Нижнего Новгорода, по словам Марии Худяковой, будут исследовать речь до и после операции по удалению опухоли мозга, сконцентрировавшись на формальном стандартизированном тестировании. Это позволит определить речевые профили пациентов до и после операции, а также прогресс их восстановления.

«В рамках проекта мы узнаем много нового об индивидуальной и атипичной карте речи в головном мозге, разовьем направление практической клинической лингвистики в России, усилим взаимодействие двух Центров языка и мозга НИУ ВШЭ. Благодаря созданному приложению проект можно будет масштабировать на многие клинические центры в России и, возможно, за рубежом», — подытоживает Ольга Драгой.

«Текст как Big Data: моделирование конвергентных процессов в языке и речи цифровыми методами»

Это проект Международной лаборатории языковой конвергенции, НИУ ВШЭ — Москва (руководитель проекта — Георгий Мороз), и научного коллектива под руководством Татьяны Шерстиновой, НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. В числе основных участников проекта также Борис Орехов (Москва) и Анастасия Колмогорова (Санкт-Петербург). Всех их объединяет интерес к компьютерной лингвистике и Digital Humanities, за каждым стоит коллектив исследователей и студентов, увлеченных наукой и связывающих с ней свое будущее.

Московская лаборатория занимается в первую очередь устной речью, разработкой инструментов для ее исследования, моделированием процессов взаимовлияния разных языков. Накоплен опыт полевой работы, сбора и обработки аутентичного звукового материала, создания на его основе баз данных. В Санкт-Петербургской школе гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ проводятся междисциплинарные исследования литературных текстов и повседневной речи на базе разработанных своими силами корпусов с привлечением современных технологий автоматической обработки текста и мультимедийных данных.

Георгий Мороз

Совместный проект московские и питерские лингвисты реализуют впервые. «Благодаря новым цифровым инструментам в обществе, с одной стороны, остается большой текстовый след, а с другой — появляется возможность быстро обрабатывать большие коллекции устной и письменной речи. Основная идея проекта в том, чтобы использовать доступные для обработки инструментами искусственного интеллекта большие текстовые данные, генерируемые разными группами носителей языка в разных ситуациях, как источник данных для моделирования процессов, происходящих сейчас в языке (языках) и обществе», — поясняет Георгий Мороз.

Татьяна Шерстинова

Целью проекта является моделирование соотнесенности различных речевых регистров на материале больших текстовых данных (повседневной устной речи, коммуникации в социальных сетях, текстов художественной литературы, корпуса субтитров к кинофильмам и сериалам). «Такая масштабная цель не могла быть поставлена на предыдущих этапах развития лингвистической науки, ведь только сейчас в доступе у исследователей оказались достаточные по объему коллекции текстов разной жанровой природы. Одновременно в распоряжении лингвистов и специалистов по искусственному интеллекту появились выдающие качественный результат нейросетевые архитектуры», — добавляет Татьяна Шерстинова.

В планах исследователей — создание филологических и лингвистических ресурсов, проведение совместных научных мероприятий, поездки в лингвистические экспедиции, полевая работа по сбору устного речевого материала, написание статей и другое. Своим научным кредо они называют «интерес к текстам в цифровой реальности, взаимную эмпатию и общие цели на три года».

В числе планируемых результатов — апробация современных компьютерных методов обработки больших данных к большим объемам информации, создание электронных ресурсов, на базе которых будут моделироваться конвергентные процессы, наблюдаемые на разных лингвистических уровнях между текстами разных жанров и разных социоречевых сфер. Проект позволит приблизиться к решению актуальных задач обработки и порождения текста, которые современные системы искусственного интеллекта еще не в состоянии выполнить.

«Развитие аналитических и численных методов исследования многомерных динамических систем»

Проект реализуется Международной лабораторией динамических систем и приложений, НИУ ВШЭ — Нижний Новгород (руководитель проекта — Алексей Казаков), и научным коллективом под руководством Марии Беловой, НИУ ВШЭ — Москва. Его основная задача — развитие новых аналитических и численных методов интегрирования, важных с прикладной точки зрения классов дифференциальных уравнений, к которым не применимы или ограниченно применимы известные методы.

Алексей Казаков

«Идея написать совместную заявку возникла спонтанно. Готовясь к защите докторской диссертации в диссовете по инженерным наукам и прикладной математике, я познакомился с коллегами из МИЭМ. Мы поняли, что в общем-то решаем схожие задачи, но применяем для этого совершенно разные подходы. Мы подумали, что было бы неплохо объединить усилия, и тут Вышка объявила конкурс проектов по сотрудничеству групп из различных кампусов. Мария предложила мне поучаствовать», — рассказывает Алексей Казаков.

С нижегородской стороны костяк коллектива, помимо руководителя, составили профессор Сергей Гонченко, ученик знаменитого нижегородского математика Л.П. Шильникова, выдающийся специалист в области качественных методов исследования динамических систем, и Наталия Станкевич, один из ведущих специалистов в области применения численных методов для исследования динамических систем.

В московской Вышке, наряду с Марией Беловой, в реализацию проекта включились такие специалисты в области применения аналитических методов исследования динамических систем, как Дмитрий Синельщиков и Сергей Аксенов, доценты МИЭМ. И московские, и нижегородские коллеги пригласили в проект своих учеников — студентов и аспирантов.

«Многие процессы и явления окружающего мира можно описать с помощью динамических систем. Математически динамические системы часто представляют собой дифференциальные уравнения и, возможно, набор некоторых дополнительных условий. Математики называют процесс решения дифференциального уравнения интегрированием, а уравнения, все решения которых можно описать математическим языком, — интегрируемыми», — поясняют руководители проекта.

Чтобы получить информацию о процессе, который описывается дифференциальными уравнениями, неинтегрируемыми известными методами, можно пойти тремя путями.

Аналитический подход предполагает разработку методов, позволяющих получить решения явными формулами, в которых фигурируют известные функции, и эти методы для сложных дифференциальных уравнений могут давать только некоторые решения. В рамках асимптотического подхода происходит или упрощение уравнения, или упрощение решений, и исследователи получают приближенные формулы для решений, которые хорошо описывают нелинейные процессы при выполнении определенных ограничений. Численный подход основан на применении численного моделирования, и одна из задач проекта связана с развитием численных методов для исследования многомерных динамических систем.

Результаты проекта планируется публиковать в ведущих журналах, апробировать на всероссийских и международных конференциях. Предполагается, что по его итогам будут защищены две кандидатские и две докторские диссертации.

Вам также может быть интересно:

12 проектов сотрудников НИУ ВШЭ поддержаны Российским научным фондом

Подведены итоги конкурсов 2023 года по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами». Поддержаны семь проектов сотрудников НИУ ВШЭ, реализовать которые предстоит в 2023–2025 годах, с плановым объемом финансирования от 15 до 21 млн рублей. Срок реализации еще пяти проектов продлен на 2023–2024 годы, их финансирование составит от 12 до 14 млн рублей.

«Наша задача — интегрировать результаты исследований в жизнь каждого человека»

10 апреля в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре состоялось открытие выставки «Антропологический и нейрокогнитивный кластеры — среда для прорывных научных исследований». Посетить экспозицию, организатором которой стал НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», можно до 14 апреля.

Как работает мозг билингвов: связь языков и общий лексикон

Международный коллектив исследователей под руководством ученых из ВШЭ изучил взаимодействие языков в мозге билингвов. С помощью метода электроэнцефалографии авторы впервые показали, что у билингвов слова из разных языков, связанные по смыслу или звучанию, могут активироваться одновременно и на самых ранних этапах распознавания слова. Это свидетельствует о том, что слова из разных языков объединены в мозге в общий лексикон. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Cortex.

13 проектов НИУ ВШЭ поддержано Российским научным фондом

РНФ подвел итоги конкурсов 2022 года на получение грантов по конкурсам «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» и «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых», а также конкурса продления проектов молодежных групп 2019 года Президентской программы исследовательских проектов. По итогам первого конкурса поддержано четыре проекта НИУ ВШЭ на два года, по итогам второго — шесть проектов на три года, по итогам третьего — три заявки на три года.

«Зеркальные лаборатории»: в НИУ ВШЭ стартует новый конкурс научных проектов

Принять участие в конкурсе смогут научные подразделения Вышки, планирующие совместные исследования с российскими вузами. Прием заявок начинается 15 мая и завершится 15 июня.

Молодые ученые Вышки получили гранты РНФ

16 исследовательских проектов, представленных учеными ВШЭ, стали победителями двух молодежных конкурсов Российского научного фонда. Среди них — пять проектов немосковских кампусов университета.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Как поступить в магистратуру факультета физики по результатам научных исследований

25 мая на факультете физики состоится конкурс студенческих научных работ. Его победители и призеры получат льготы при поступлении на магистерскую программу «Физика». Прием заявок на конкурс продолжается по 23 мая. Рассказываем, как он будет проходить.

10 научных проектов НИУ ВШЭ получили гранты РНФ

Они стали победителями конкурса 2019 года, направленного на поддержку фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых научными группами.

Заведующий лабораторией Вышки Александр Милкус возглавил общественный совет Министерства просвещения

При Министерстве просвещения РФ создан общественный совет по проведению независимой оценки качества условий образовательной деятельности. Его председателем единогласно избран заведующий проектно-учебной лабораторией образовательной и молодежной журналистики НИУ ВШЭ Александр Милкус.