• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наедине с детьми: с какими вызовами столкнулись родители в пандемию

Наедине с детьми: с какими вызовами столкнулись родители в пандемию

© iStock

Как государство может поддержать родителей с маленькими детьми? Что такое счастливое родительство? Кто помогает семье, в которой растет ребенок дошкольного возраста? Ответы на эти и другие вопросы были даны на вторничном семинаре Института образования Высшей школы экономики. Дискуссия была посвящена развитию сети консультационных центров для родителей детей раннего и дошкольного возраста в России.

«Наедине с детьми: как помочь современным родителям справиться с вызовами нового времени» — эта тема стала заглавной для очередного вторничного семинара Института образования НИУ ВШЭ. Эксперты обсудили, с какими проблемами сталкивались родители малышей во время пандемии и как консультационные центры помогали им находить решение в сложных ситуациях.

Ирина Абанкина
© Высшая школа экономики

Основным докладчиком семинара выступила Ирина Абанкина — профессор Института образования. Ее доклад содержал результаты социологического обследования родителей, руководителей и воспитателей российских детских садов. Данные были получены в ходе Мониторинга экономики образования, который Высшая школа экономики проводила на протяжении 2020 и 2021 годов.

«Родители в период пандемии, оставшись наедине с детьми, испытали чувство растерянности и непонимания современных детей. До этого мамы и папы в гораздо меньшей степени были вовлечены в развитие ребенка, очень многое доверяли дошкольным образовательным организациям. И одной из основных забот было устроить ребенка в детский сад, — отметила Ирина Абанкина. — Поэтому сегодня мы испытываем не только недостаток собственно развития инфраструктуры детских садов, но, конечно, и помощи родителям консультационными центрами. Они формируются по всей стране, но для нас было важно понять, что в них происходит, ведь новое поколение имеет как позитивные, так и негативные стороны в развитии».

Консультационные центры, открытые по всей стране, призваны помочь родителям справиться с трудностями воспитания ребенка, проконсультировать их по проблемным вопросам и оказать поддержку. Мониторинг экономики образования показал, насколько востребованы эти центры в регионах и какие родители туда обращаются.

«Есть регионы, в которых детям всех возрастов вне зависимости от того, ходят ли они в детский сад, родители уделяют внимание. В основном это происходит в Сибирском федеральном округе. Есть округа, в которых не посещающим дошкольные образовательные учреждения уделяется больше внимания», — подчеркнула спикер.

Однако в умении играть с детьми, умении разглядеть угрозы негативного развития в детях и, самое главное, умении счастливо прожить эти мгновения с детьми нуждаются все родители. Вся концепция well being нацелена на счастливое проживание родительства и счастливое проживание детства детьми. Это гуманитарный смысл деятельности консультантов

Также исследователи Института образования выяснили, за какой помощью российские родители обращаются к консультантам чаще всего. Оказалось, что в большей степени родителей интересует консультация на тему адаптации ребенка к детскому саду и социализации в коллективе. Совместные занятия с детьми, игры, тренинги, консультации по профилактике отклонений, диагностика развития ребенка при этом востребованы в два раза меньше, чем подготовка к детсаду.

Лидерами по количеству обращений в консультационные центры в первом квартале 2021 года стали Бурятия, Краснодарский край, Башкортостан, Тюменская область и Мордовия. Наименьшее количество обращений в Камчатском крае, Еврейской автономной области, Вологодской, Новосибирской и Ивановской областях.

По словам Ирины Абанкиной, в интервью родители признавались, что стесняются обращаться за помощью в консультационный центр и иногда, чтобы встретиться со специалистами, даже уезжают в другой населенный пункт. «Мы не сформировали еще некоторую традицию того, чтобы за такой помощью обращаться, для того чтобы она сопровождала нашу жизнь, чтобы она действительно была поддержкой семьям. Также мы до сих пор не решили вопросы стабильного финансирования этой деятельности», — подчеркнула наличие проблем эксперт.

Примерами успешной работы консультационных центров поделились коллеги из Москвы и Московской области.

«От того, как мы сопровождаем семью, как осуществляем психолого-педагогический патронат, зависит не только будущее ребенка, но и очень многие составляющие его успешной жизни, детско-родительские отношения и даже отношения взрослых внутри семьи, — отметила важность функционирования подобных учреждений Любовь Олтаржевская, директор ГБУ „Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы“. — Иногда правильно поставленные вопросы родителей и, самое главное, грамотные ответы помогают избежать многих негативных проявлений в жизни».

© iStock

Она рассказала, что в их психолого-педагогический центр родители обращаются не только по теме устройства ребенка в дошкольное учреждение, но и с вопросами воспитания. Особенно часто посетители спрашивают о возрастных кризисах. «Не все родители знают о кризисах, которые присущи абсолютно всем детям в тот или иной возрастной период. Им кажется, что какие-то капризы, особенности поведения, возникающие у ребенка, — это повод бить тревогу, но иногда такие трудности могут быть связаны с закономерностями развития ребенка, его психологическим состоянием», — поделилась Любовь Олтаржевская.

Особое внимание в центре уделяют раннему выявлению нарушений развития, а также консультированию граждан, желающих принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. По словам директора центра, иногда по итогам консультаций эксперты учреждения помогают родителям определиться с образовательной организацией и сопровождают общение родителей и детских садов.

Консультация дает лишь старт тому взаимодействию с семьями, которое дальше может очень конструктивно складываться

Пандемия, призналась Любовь Олтаржевская, внесла свои коррективы в работу центра. Теперь по желанию родителей консультации проводятся не только в очном формате, но и онлайн.

Элина Яковлева, проректор по научной работе Государственного гуманитарно-технологического университета, поделилась опытом создания распределенного консультационного центра в Московской области в 2019 году. За это время количество площадок учреждения увеличилось в 3,5 раза: в 2021 году центр оказывает помощь родителям на 135 площадках с привлечением более 500 консультантов.

«В 2021 году мы гарантированно окажем на территории Московской области 60 тысяч услуг. Это стало возможным за счет грамотного современного решения — использования платформы «1С:Предприятие». Мы очень правильно сделали этот выбор, так как это технологическое решение предоставляет удобный интерфейс, а самое главное — гарантированно сохраняет персональные данные обратившихся родителей Подмосковья, — отметила Элина Яковлева. — В основном к нам обращаются родители детей дошкольного возраста. Автоматизированная форма записи происходит через сайт, при записи родители могут выбрать тематику вопросов или обозначить свою тему консультации».

Кроме того, Государственный гуманитарно-технологический университет осуществляет серьезное научно-методическое сопровождение консультантов центра.

Юлия Сачко, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ

Юлия Сачко, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ

Данные мероприятия по созданию консультационных центров — составная часть государственной программы «Развитие образования», которая стартовала несколько лет назад. У нас есть понимание, что такая помощь (при всем ее, возможно, несовершенстве с научно-методической, финансовой и других точек зрения) очень актуальна и очень нужна, потому что дошкольное образование не является обязательным уровнем получения общего образования и далеко не все родители готовы отдать своего ребенка в детский сад. Вместе с тем, организовывая обучение и воспитание детей в семейных условиях, родители, безусловно, нуждаются в методической, консультативной и других видах помощи. В настоящее время в госпрограмму «Развитие образования» заложены средства для поддержания инфраструктуры созданных и создаваемых консультационных центров.

Кроме того, в рамках нацпроекта «Образование» третий год подряд реализуется еще одна история с созданием консультационных центров, в которые должны быть и будут вовлечены родители детей. Этот федеральный проект называется «Современная школа». В его рамках на базе существующих образовательных организаций создаются такие же консультационные центры, оказывающие помощь различным категориям родителей. Это еще один предмет нашей совместной работы [с Институтом образования НИУ ВШЭ].

Вам также может быть интересно:

В пандемию преподаватели вузов стали еще больше работать

Рабочая неделя ученых стала еще длиннее в период пандемии. Этот эффект коснулся исследователей из разных стран вне зависимости от их пола и специализации, выяснила международная команда с участием ученых из НИУ ВШЭ. Продолжительность рабочего времени в пандемию составила около 51 часа в неделю против обычных 40. Увеличение количества рабочих часов в неделю, по-видимому, часть новой нормы академической среды. Результаты исследования опубликованы в журнале Plos One.

Пандемия способствовала обустройству офисов на дому

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует изменение спроса работающего населения на цифровые устройства в связи с расширением практик удаленной занятости и дистанционного обучения на фоне пандемии COVID-19.

Как борьба с пандемией повлияла на интерес к пособию по безработице и на уважение прав работников

Почему службы занятости до введения карантинных мер не пользовались популярностью, что в дальнейшем привлекло в них даже работающих, с какими нарушениями трудовых прав можно столкнуться — исследования по этим темам были представлены на одной из сессий XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Пришли зелеными студентами, трудились «в огне»: как пандемия отразилась на молодых медиках

Пандемия коронавируса оказала положительное влияние на самочувствие молодых медиков, получивших боевое крещение в ковидных госпиталях. Они приобрели уникальный опыт и ощутили значимость своей работы. Кроме того, «красные зоны» сплотили коллективы и способствовали развитию наставничества. Об этом шла речь на сессии XXIII Ясинской международной научной конференции, посвященной социологии медицины. Также обсуждались мифы об онкологии, страх обращения за психологической помощью и судебные иски против врачей.

Пандемия спровоцировала рост стрессовых расстройств среди врачей

Психологи из НИУ ВШЭ совместно с коллегами из Екатеринбурга провели исследование о влиянии пандемии на психологическое здоровье российских врачей: оказалось, что медицинские работники чаще стали страдать от стресса, тревоги и депрессии. Результаты работы опубликованы в журнале International Journal of Environmental Research and Public Health.

Пандемия COVID-19 приблизила человечество к следующему этапу технологической революции

С началом пандемии мир столкнулся с серьезными вызовами, которые потребовали концентрации усилий многих людей и привлечения новейших технологий. Это привело к мощному технологическому рывку, особенно в области медицины. Ученые НИУ ВШЭ и МГУ Леонид Гринин, Антон Гринин и Андрей Коротаев опубликовали статью, в которой оценили влияние COVID-19 на развитие общества. Авторы пришли к выводу, что пандемия значительно ускорит переход человечества на новый этап развития, но вместе с тем может вызвать сильную социальную напряженность.

Укрощение «черных лебедей»: как отрасли отечественной экономики ответили на коронакризис

Российский бизнес смог быстрее адаптироваться к коронакризису, чем предполагалось, а правительство оперативно реагировало на новые вызовы. В то же время эффективность мер поддержки была разной для разных отраслей и во многом зависела от качества взаимодействия бизнеса с профильными ведомствами. Об этом рассказали эксперты ВШЭ — авторы коллективной монографии «Ответ российского бизнеса на пандемию COVID-19. На примере шести отраслевых кейсов», выпущенной Издательским домом ВШЭ. Презентация работы прошла на днях в Вышке.

Эксперты о последствиях COVID-19: пандемия дала импульс к развитию науки и технологий

Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала и Высшая школа экономики провели совместно со Всемирным банком конференцию «Новые вызовы демографического, эпидемиологического и медико-технологического развития: поиск новых моделей развития здравоохранения». Ее участники обсудили, было ли здравоохранение готово к пандемии, как она повлияла на продолжительность жизни и избыточную смертность, насколько достоверна статистика и что нужно делать, чтобы увидеть «конец пандемии».

Сетевой город: эксперты рассказали, как меняется жизнь горожан под влиянием цифровых технологий

В НИУ ВШЭ была презентована монография «Сети города: Люди. Технологии. Власти». Работы авторов объединены идеей об утрате влияния и трансформации концепции умного города, развивающейся под патронажем IT-гигантов.

Кредиты и соцвыплаты: как россияне приспосабливаются к жизни в условиях пандемии

Население России привыкло к жизни в условиях пандемии, при этом доходы россиян, работающих в разных секторах экономики, демонстрируют разную динамику. Государство в этом году вновь выделило средства на масштабные соцвыплаты, доля которых стала рекордной в доходах граждан в третьем квартале. Об этом говорится в новом выпуске Мониторинга социально-экономического положения и социального самочувствия населения, подготовленного Центром анализа доходов и уровня жизни Института социальной политики ВШЭ.