• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Надеюсь, новые проекты будут не менее успешны»

Игорь Томашов, выпускник бакалавриата и магистратуры Высшей школы экономики, а ныне аспирант факультета прикладной политологии ВШЭ, уверен, что создание социального капитала может приносить не меньшее удовлетворение, чем достижение материальных благ.

— Игорь, как давно вы учитесь в Вышке?

— Я поступил в университет в 2005 году и являюсь выпускником бакалавриата факультета прикладной политологии и магистерской программы факультета мировой экономики и мировой политики «Международные отношения и европейские исследования» (сейчас она изменилась и стала называться «Международные отношения: европейские и азиатские исследования»). А недавно я стал аспирантом факультета прикладной политологии.

— Какие факторы повлияли на ваш выбор вуза и факультета при поступлении?

— Меня всегда интересовали социально-гуманитарные дисциплины: литература, история, обществознание, и поэтому я выбирал между различными гуманитарными специальностями. На подготовительные курсы я ходил в Институт стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, но также интересовался существовавшими возможностями поступления в Вышку: тогда еще проводились апрельские олимпиады, а ЕГЭ можно было сдавать по желанию.

Выбор в пользу факультета прикладной политологии я сделал под влиянием двух впечатлений: во-первых, на дне открытых дверей удалось лично поговорить с деканом факультета Марком Юрьевичем Урновым, и меня приятно поразила его открытость и доброжелательность; во-вторых, на выставке «Образование и карьера» я познакомился с девушками, учившимися на первом курсе, — они подробно рассказали мне о жизни факультета, и я определенно захотел поступить в Вышку.

— Как вы думаете, в чем заключается специфика преподавания политологии в ВШЭ?

— Вспоминаю, как на одной из первых лекций Марк Юрьевич сказал, что постарается сделать нам «либеральную прививку» — и лично я никогда не был против этого. Свобода и независимость во взглядах и политических убеждениях, ориентация на демократические ценности являются одной из особенностей обучения в Вышке, и факультет прикладной политологии — не исключение.

Кроме того, залогом качества образования выступает профессионализм профессоров и преподавателей. На факультете прикладной политологии мне запомнились курсы, которые вели Святослав Каспэ, Евгения Альбац, Ростислав Туровский и Алла Черных. Во время обучения в магистратуре особенно интересным было общение с Андреем Суздальцевым, Олегом Барабановым и Андреем Загорским. В целом магистратура помогла мне структурировать знания в области международных отношений и освоить методологию проведения политологических исследований.

— Вместе с тем востребованность профессии изменилась за последнее десятилетие. Каковы карьерные перспективы выпускника-политолога в сегодняшних политических реалиях?

— Верно, сегодня поиск работы для политолога — непростая задача. После того, как в 2000-е годы в России сузилось пространство публичной политики и были отменены выборы губернаторов, спрос на политический консалтинг и аналитику снизился. Хотя у меня есть знакомые, которые работают в этой сфере.

Также всегда есть возможность продолжить академическую карьеру — кстати, ее выбрали многие мои сокурсники — или уйти в журналистику или в бизнес. Сам я в последнее время больше занимаюсь различной административной и организационной работой, она связана с взаимодействием с государственными органами, а также с политологическими исследованиями.

— Расскажите подробнее о проектах, в которых вы участвуете?

— Начиная с 2008 года, моя деятельность связана с двумя образовательными проектами. Во-первых, я помогаю профессору Сергею Медведеву в проведении цикла образовательных школ «Escapes from Modernity». Школы организуются совместно с зарубежными университетами и обычно проходят в некотором удалении от цивилизации, например, на биологической станции Хельсинкского университета в Лапландии или на вилле в окрестностях Барселоны. Также мы стремимся создавать такие условия, чтобы студенты могли совмещать обучение и активные занятия спортом.

В 2011 году мы провели целых четыре школы, и их подготовка и проведение стали для меня, по сути, полноценной работой. Сейчас мы планируем мероприятия на следующий год, уже определено, что с 11 по 17 февраля 2012 года состоится школа в Эстонии. Она пройдет в Центре спорта и отдыха Кярику Тартуского университета — это очень комфортное и приветливое место, где мы уже были прошлым летом.

Выпускной 2011
Выпускной 2011
Эта школа будет посвящена проблемам суверенитета, памяти и идентичности. Мы рассмотрим, как глобализация влияет на современную государственность, как страны отвечают на новые политические, экономические и социальные вызовы. С лекциями выступят профессор Свободного университета Берлина Андрей Макарычев и профессор Тартуского университета Вячеслав Морозов, а также наши эстонские коллеги. Ну а в свободное время студенты смогут покататься на лыжах по трассам, на которых в те же сроки пройдет Тартуский лыжный марафон, поиграть в мини-футбол и баскетбол или позаниматься в тренажерном зале.

Второй проект, которым я очень дорожу, — это Стэнфордский российско-американский форум (SURF). SURF возник как инициатива нескольких российских и американских студентов, но в течение последних трех лет стал полноценной международной молодежной организацией. В рамках проекта проходят международные конференции в Москве и Стэнфорде, а российские и американские студенты занимаются исследованиями по вопросам сотрудничества России и США. Одно из главных направлений моей работы в SURF — это как раз курирование научных работ студентов и коммуникация с российскими и американскими экспертами, которые являются научными руководителям исследовательских групп.

Несколько недель назад прошла очередная конференция SURF в Москве, которая собрала вместе более шестидесяти российских и американских студентов. На ее открытии выступил руководитель Администрации Президента России Сергей Нарышкин, а в дискуссиях приняли участие такие эксперты и бизнесмены, как директор Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов, один из основателей компании «Тройка Диалог» Бернард Сачер и другие. Ряд мероприятий конференции прошел в Вышке — в частности, состоялся мастер-класс директора Центра Transparency International — Russia и преподавателя факультета прикладной политологии Елены Панфиловой.

— Что привлекает вас в такой работе?

— Эти проекты позволяют мне работать с талантливыми людьми, которые стремятся проявить себя в разных сферах, — и в науке, и в творчестве, и в бизнесе. Совершенно особое чувство я испытываю, когда наблюдаю, как происходит знакомство и сближение студентов, участвующих в той или иной школе или в ежегодной программе SURF. За короткое время ребята становятся единой группой и продолжают общаться в дальнейшем. Формируются новые социальные связи, складывается доверительное отношение друг другу — всего этого остро не хватает современному российскому обществу. Таким образом, даже в некоммерческом секторе можно «сколачивать капитал» — только социальный.

— А удается ли вам сочетать организаторскую и научную работу?

— Такое совмещение, конечно, проблематично, приходится постоянно следить за балансом в распределении своего времени. Впрочем, и школы, и SURF дают возможности для академического развития: опыт выступлений с презентациями и докладами, контакты с исследователями по всему миру, умение налаживать работу исследовательских групп, навыки редактирования научных статей…

Что касается моих научных интересов, то и бакалаврский, и магистерский дипломы были посвящены внешней политике США после окончания «холодной войны». В ходе работы над ними мне очень помогло то, что я дважды был в Стэнфордском университете и общался с американскими экспертами в области международных отношений. А вот в своей кандидатской диссертации я планирую уйти от этой темы, и, скорее всего, сосредоточусь на исследовании экологической проблематики в современной политике.

— На ваш взгляд, можно ли говорить об экологии как факторе политике в России?

— В период распада СССР экологическое движение было довольно активным, однако затем внимание к экологическим вопросам снизилось до минимума. Сегодня можно говорить только о зачатках экологического мышления. Вместе с тем, можно ожидать, что по мере роста благосостояния люди будут уделять все большее внимание экологическим вопросам. Экологическая проблематика может стать объединяющим фактором, который будет стимулировать гражданскую активность населения, укоренение в сознании людей понятия общественного блага.

Если же говорить об экологии как факторе политики в зарубежных странах, то в Европе и США экологические движения уже давно приобрели политический вес, а «зеленые» партии регулярно представлены в парламентах многих стран. Как правило, их популярность вырастает после экологических или техногенных катастроф, и сейчас, после аварии на АЭС в Японии, наблюдается новая волна развития экологического движения. В своей работе я планирую сравнить особенности экологического дискурса в разных странах, чтобы понять, существует ли реальный потенциал для «зеленой» политической альтернативы.

— Свое будущее вы связываете с политической или академической деятельностью?

— В ближайшем будущем я хотел бы развиваться в тех сферах, с которыми связана моя сегодняшняя работа. Также мне было бы интересно попробовать себя в преподавании. Сейчас я в качестве учебного ассистента помогаю Сергею Медведеву в чтении курсов «Теории социально-политических трансформаций» и «Российское пространство и российское государство». Обе дисциплины идут на английском языке, их охотно посещают иностранные студенты, и это позволяет получить ценный преподавательский опыт.

Кроме того, у моих коллег по SURF есть перспективные идеи программ, ориентированных на стимулирование коммуникации между молодыми специалистами, работающими в разных областях. Чтобы удержать талантливую молодежь в России, нужно создавать условия для ее профессиональной и творческой самореализации и площадки для открытого общения людей между собой. Есть и соображения по проведению новых образовательных школ — я надеюсь, что они будут не менее успешны, чем уже существующие.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Демократия не для всех. Россияне принимают западные ценности, но видят их по-своему

Европа хочет жить при демократии. Больше всего желающих в северных странах, меньше — в бывших социалистических, особенно в России. Положительно к «народовластию» относятся практически все, но понимают его по-разному. Взаимосвязь отношения и понимания Алла Салмина изучила на данных 28 государств — участников European Social Survey (ESS). Результаты работы представил журнал «ПОЛИС. Политические исследования».

Отличники и двоечники на мировой арене. Государства сравнили по умению вести политику

Политологи ВШЭ оценили государственную состоятельность (способность государства воплощать решения во внутренней и внешней политике) 142 стран. На основе собранных данных исследователи создали и протестировали индекс госсостоятельности, определили восемь ее моделей и построили общий международный рейтинг.

Степной социализм. Как советские специалисты изменили жизнь в Монголии

«Мы создавали там светлое будущее», — говорят о годах в Монголии инженеры, строители, геологи, врачи из бывших союзных республик. Создание степного социализма началось с энтузиазма, продолжилось желанием заработать, а кончилось деконструкцией проекта. Больше сотни представителей сообщества дали интервью политологу Алексею Михалеву, рассказавшему IQ.HSE об их коллективной памяти.

Образовательные программы ВШЭ по политологии прошли международную аккредитацию

Бакалаврская программа «Политология» и магистерские программы «Прикладная политология» и «Политика. Экономика. Философия» получили пятилетнюю аккредитацию Центрального агентства по оценке и аккредитации (ZEvA), базирующегося в Ганновере.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»

28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.