• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Общественным организациям сложно контролировать госзакупки

С вступлением в силу федерального закона № 44-ФЗ интерес к госзакупкам со стороны общественных организаций увеличился в разы. Однако из-за того, что процедурные нормы общественного контроля прописаны не четко, выявить и пресечь нарушения в тендерах оказывается весьма затруднительно. 1 августа в НИУ ВШЭ обсудили результаты общественного контроля госзаказа.

Общественные организации все активнее стремятся контролировать госсзакупки, однако отсутствие прописанных норм проверок мешает развитию этой инициативы. Такой вывод сделали эксперты Центра региональных программ ИГМУ НИУ ВШЭ, представляя 1 августа на экспертном совещании в НИУ ВШЭ результаты мониторинга общественного контроля в сфере госзакупок, презентация которого проводилась в рамках подготовки национального доклада «О практике осуществления закупок в 2014 году».

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 1 января 2014 года пришел на смену Федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Специфика 94-ФЗ заключалась в том, что регулирование касалось только стадии размещения заказа. При этом стадию планирования закупок, обоснование цен, обоснование бюджетов и качество исполнения заказов никто не контролировал, что приводило к неэффективному использованию бюджетных денег. По 44-ФЗ регулирование распространилось на весь цикл закупок – от запуска самой идеи до исполнения заказа. Это должно было изменить ситуацию

В ходе мониторинга исследовалась практика обжалования представителями общественности конкретных тендеров, а также информация о предпосылках осуществления и распространенности случаев обязательного общественного обсуждения закупок.

Исходные эмпирические данные для проведения мониторинга были получены на официальном сайте госзакупок и в справочной системе «Консультант+».

Нормы 102-й статьи закона о госзакупках расширяют возможности общественного контроля в сфере госзаказа, отметил эксперт Центра региональных программ ИГМУ НИУ ВШЭ Дмитрий Илюшин. Общественные организации и граждане вправе инициировать обсуждения тех или иных конкретных тендеров, направлять запросы в контролирующие и правоохранительные органы о процедурных нарушениях, а также совершенствовать законодательство на тему госзакупок.

Как выяснили эксперты ВШЭ, с января по июль 2014 года представителями общественности были поданы в ФАС порядка 216 жалоб. При этом больше половины из них — 118 — были признаны обоснованными.

«Это говорит о том, что качество осуществления общественного контроля вовсе не низкое, как ранее любили утверждать участники закупок и заказчики, и существует большой потенциал для развития в данной сфере», - отметила руководитель отдела реформирования законодательства Центра региональных программ ИГМУ НИУ ВШЭ Вероника Джужома.

В то же время реальные процедурные нормы, которые позволяют подавать жалобы в контролирующие органы и оспаривать законность тех или иных действий участников госзакупок, плохо работают. «Не ясно, каков порядок работы представителей власти с общественными организациями, какова процедура рассмотрения жалоб и на основании каких критериев выдается положительный или отрицательный ответ на запрос. Зачастую общественные организации получают формальный ответ: основания для  внеплановой проверки не установлены, но что за этим стоит, не понятно», — пояснила Джужома.

Причин сложившейся ситуации несколько. Во-первых, действующие административные регламенты органов контроля в сфере госзакупок не содержат специальных положений по взаимодействию с гражданами и общественными объединениями, в том числе механизмов принятия решений по таким обращениям. В подавляющем большинстве случаев административные регламенты устарели, не приведены в соответствие с 44-ФЗ, содержат общие указания на возможность рассмотрения обращения граждан и по сути не являются формальной инструкцией, позволяющей ясно отследить весь процесс обжалования.

Во-вторых, на сайте госзакупок невозможно найти полную информацию о том, в какой именно контролирующий орган и по какому вопросу можно подавать жалобу (поэтому, по словам Вероники Джужома, многие жалобы по сути адекватны, но направляются не по адресу), не представлена информация по обращениям - кто, на что и куда жалуется. 

Негативное влияние на ситуацию с общественным контролем оказывают и трудности с проведением обязательного общественного обсуждения закупок. Как выяснили эксперты ВШЭ, на региональном уровне из 85 субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения обсуждений, были приняты только в нескольких (в том числе в Москве, Республике Адыгее, Калмыкии, Вологодской области). При этом в ряде случаев обсуждения умышленно «срываются»: из-за нарушения сроков обсуждения, в связи со сложностью регистрации участника и пр.

Все это приводит к тому, что случаи общественного контроля и общественного участия сейчас по-прежнему не оказывают значительного влияния на процедуры и результат закупок, хотя этот институт имеет существенный потенциал развития.

Участники совещания, среди которых были представители Общероссийского народного фронта, Общественной организации «Безопасное отечество», Торгово-промышленной палаты России, Общественной палаты России, «ОПОРы РОССИИ», Росатома и другие, согласились с основными выводами доклада.

«У нас сейчас есть прекрасная теоретическая возможность контролировать ход исполнения контракта, — отметил исполнительный директор Ассоциации «Предприятия дорожной отрасли Урала» Алексей Обрезков. — Однако, как в реальности использовать этот механизм, непонятно. Нами был направлен запрос федеральному заказчику с просьбой предоставить документы, подтверждающие выполненные работы. Ответа мы не получили. Куда жаловаться в этом случае, непонятно».

Мария Денисова, специально для новостного портала ВШЭ

Фото Михаила Дмитриева

Вам также может быть интересно:

Высшая школа экономики представляет доклад «О системе закупок в Российской Федерации — 2014 год»

В течение 2014 года эксперты Высшей школы экономики совместно с группой специалистов и исследователей анализировали состояние системы госзакупок в России. По итогам проведенной работы впервые был подготовлен доклад, который впоследствии станет ежегодным.

Аукционы снижают цены при госзакупках

Во многих странах при организации государственных закупок предпочтение отдается конкурентным процедурам торгов, в первую очередь, аукционам. Замдиректора Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Елена Подколзина и младший научный сотрудник этого института Анна Бальсевич решили проверить, всегда ли аукционы являются оптимальной формой госзакупок. Доклад «Причины и последствия низкой конкуренции в государственных закупках в России» будет представлен на стартовавшей 7 апреля XVI Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Затраты на проведение госзакупок в России слишком высоки

Госзакупки в России — дорогое удовольствие. Пытаясь уменьшить коррупцию, власти пошли на усложнение технических процедур и документооборота для госзаказчиков и поставщиков. Но для простых недорогих контрактов эти процедуры оказываются неэффективны, утверждают директор Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Андрей Яковлев и старший научный сотрудник этого института Ольга Балаева в статье «Сколько стоят процедуры госзакупок? Эмпирическая оценка с позиций заказчика».

19%

стоимости мелких госзакупок — это издержки, связанные с проведением конкурсного отбора поставщиков.

Крымские чиновники повысят квалификацию в ВШЭ

Около тысячи государственных и муниципальных служащих Крыма и Севастополя пройдут в Вышке обучение по программе повышения квалификации в сфере госзакупок. Одним из основных направлений обучения станет противодействие коррупции.

Госзакупкам требуются общественные контролеры

13 февраля на совещании в ВШЭ члены рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ обсудили, что можно сделать для усиления общественного контроля в сфере госзакупок.

Высокая конкуренция снижает эффективность госзакупок

Вопреки ожиданиям, увеличение числа участников открытого аукциона не снижает цену контракта. Наоборот, цена ниже, если в тендере принимает участие только один игрок, как правило, лидер рынка. Доклад «Межрегиональное сравнение эффективности государственных закупок в России» был представлен Анной Бальсевич на международном семинаре «Устойчивые государственные закупки: тенденции развития и вызовы».

Система госзакупок станет более открытой

2 октября в ВШЭ прошел семинар «Новые возможности раскрытия информации в контрактной системе для общественного контроля закупок», в котором приняли участие эксперты университета и Открытого правительства.

Госзакупки: механизм расторжения контрактов должен стать прозрачным

Нормы о расторжении контрактов в сфере госзакупок плохо прописаны в законодательстве и оставляют заказчикам поле для злоупотреблений. 14 августа в НИУ ВШЭ прошло совещание рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам госрасходов и госзакупок.

Электронные аукционы не снижают цены закупок

Процедуры электронных аукционов оказываются неэффективными в сравнении с другими способами госзакупок. Исследование Андрея Яковлева, Александры Башиной и Ольги Демидовой показывает, что электронные торги сложнее традиционных и при этом ничуть не защищают от возможного сговора сторон.