• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблемы школы в России и США можно решать схожими методами

В Институте образования ВШЭ на традиционном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» выступила профессор педагогики Стэнфордского университета Сюзанна Лоеб. Ее доклад был посвящен оценке и повышению эффективности работы учителя.

Работа в неблагополучных школах должна стать престижной

В российском и американском образовании много общих проблем, считает Сюзанна Лоеб. Одна из них связана с доступностью качественного образования. И в России, и в США есть школы, где учатся слабо мотивированные и не имеющие возможности даже выполнять домашние задания дети. В своих работах Сюзанна Лоеб показывает, как можно обеспечить приемлемое качество образования в таких учебных заведениях.

Вместе с коллегами из Стэнфорда она провела ряд исследований, посвященных педагогическим кадрам школ. Оказалось, что чем выше результаты школы в целом, тем устойчивее там педагогический коллектив. А в школах, где дети плохо учатся и хулиганят, педагоги и директора постоянно меняются: лучшие переходят в благополучные школы, а остальные уходят из профессии. Это осложняет работу по улучшению результатов: долгосрочное планирование невозможно при постоянной смене кадров.

Исследователи предложили увеличить финансирование школ, работающих с проблемными детьми, в расчете на то, что в эти школы придут молодые перспективные учителя. Но для них в школах должна быть создана система профессиональной поддержки, они должны иметь возможность консультироваться со старшими коллегами и делиться опытом друг с другом. Кроме того, нужно менять ценностные установки педагогического сообщества — работа в неблагополучной школе должна стать престижной. Эти методы, по мнению Сюзанны Лоеб, можно использовать и в России.

Как оценить качество работы учителя?

Другая тема, актуальная сейчас и для России, и для США, связана с оценкой качества труда учителей. Ей посвящено исследование, результаты которого Сюзанна Лоеб представила на семинаре Института образования ВШЭ.

Исследователи предложили два дополняющих друг друга способа оценки качества работы учителя.

Первый связан с оценкой динамики успеваемости школьника. Были проанализированы оценки каждого ученика в ряде школ (в США органы управления образованием имеют доступ ко всей информации об успеваемости), затем с помощью математических методов был сделан прогноз динамики результатов к концу учебного года. Реальные результаты были сопоставлены с прогнозными, что послужило основанием для выводов о качестве работы учителя. Если реальная оценка выше прогнозной, учитель поработал хорошо. Понятно, что этот метод нельзя назвать абсолютно точным (оценки не всегда свидетельствуют о приросте знаний), но его можно использовать наряду с другими, считает Сюзанна Лоеб.

Второй способ — это попытка оценить, удается ли педагогу сформировать у своих учеников базу для усвоения знаний в последующие годы обучения.

Усвоение школьного материала во многом зависит от того, какие знания у ученика уже есть, хорошо ли он учился в предыдущих классах. Был придуман метод (очень сложный, затратный и, по мнению самих исследователей, еще нуждающийся в доработке), позволяющий рассчитать, удалось ли учителю сформировать у ребенка базу для освоения новых знаний. Для этого исследователи анализировали учебные программы, опрашивали учителей, проводили сложные расчеты.

Учителя-«зануды» более эффективны

В своей работе учителя используют разные методы. В одном из исследований Сюзанна Лоеб проанализировала эти методы и соотнесла их с результатами учеников.

Оказалось, что харизматичные, яркие, популярные педагоги очень здорово увлекают учеников на первых порах, заинтересовывают их своей дисциплиной. У них, как правило, улучшения сразу видны — оценки детей улучшаются в течение года. Однако учителя не столь яркие, даже «нудные» нередко лучше помогают учащимся сформировать хорошую основу для освоения программы. Так что, по мнению Сюзанны Лоеб, школе нужны разные педагоги, и для измерения качества их труда нужны разные способы. Учительская работа очень многогранна, и оценивать ее нужно с разных сторон.

Хорошие директора школ везде одинаковы

Исследования Сюзанны Лоеб, посвященные директорам школ, свидетельствуют о том, что хорошие директора всегда и везде одинаковы.

В США работа директора школы связана с огромным количеством рутины — ему приходится постоянно общаться с родителями, с органами управления образованием, с учителями, заполнять массу документов. В этой ситуации хороший директор отличается от плохого тем, что способен ставить перед своей школой стратегические цели и добиваться их, несмотря на то, что рутина его постоянно отвлекает.

Другое важное качество хорошего директора состоит в том, что он всегда следит за работой своих учителей, помогает им справиться с недостатками и хвалит за достижения. Нередко это даже важнее, чем много им платить.

По мнению Сюзанны Лоеб, эти особенности хороших директоров школ характерны для любой страны, в том числе для России.

Екатерина Рылько, специально для Новостной службы ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.

«Общество не следит за тем, что происходит в школе, оно придирчиво следит за результатами школы»

В интервью «Учительской газете» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, как цифровизация должна изменить учебный процесс для учителей, детей и родителей, почему красивая pdf-ка — это еще не цифровой учебник и зачем все-таки ходить в класс, если технологии позволяют учиться удаленно.