• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Американский прагматизм: забвение или возрождение

12 марта 2008 г. на факультете философии ГУ-ВШЭ состоялась лекция профессора Николаса Джорджа Фоушина, посвященная американскому прагматизму. Профессор Фоушин исследует вопросы этики войны и терроризма в университете Эмори в Атланте. Он известен книгами "Война и этика: новая теория справедливости войн"1 и "Терроризм: нарушение мирового порядка" 2. В ГУ-ВШЭ профессор прочитал две лекции. Первая лекция, посвященная толератности, состоялась 11 марта. На второй лекции профессор рассказал о том, как в США сформировалось философское направление, получившее название "прагматизм", и о том, какое влияние оно оказало на последующее развитие философии.

Николас Фоушин начал свое выступление с обращения к истории. Первая научная революция привела к появлению философской концепции рационализма. Рационалисты обосновывали исключительное значение разума как источника и средства познания. Они стремились найти и сформулировать универсальные правила, которые позволяли бы человеку всегда и везде постигать истину.

Американские мыслители XIX века принялись критиковать рационализм, указывая на то, что философы-рационалисты в своих трудах пришли к разным выводам, которые никак не согласовывались с их идеей универсальности принципов мироздания. Поскольку концепция рационализма явно была полна недостатков, американские философы решили начать все с начала — т.е. с вопроса методологии познания истины. Новаторы захотели приблизить философию к практике и конкретной жизнедеятельности людей.

Наука в то время переживала вторую революцию. Дарвиновская теория перевернула многое в умах ученых XIX века. Мир менялся с невиданной до того скоростью. Появились новые концепции в геометрии и физики, как самостоятельная наука возникла психология. Философы хотели идти в ногу с прогрессом и стали разрабатывать новую логику, отличную от аристотелевской. Одним из тех, кто оказал значительное влияние на формирование новой логики, был основоположник прагматизма Чарльз Сандерс Пирс. Он занимался логикой отношений. Согласно Пирсу, значение идеи состоит в ее практических последствиях. Его важным вкладом стало предложение определять объект путем эксперимента, сравнивая его свойства со свойствами других объектов. Также Пирс занимался поиском нового языка философии и стал одним из основателей семиотики.

Последователь Пирса Уильям Джеймс развил идеи прагматизма и сформулировал метод разрешения философских споров путем сравнения "практических последствий", вытекающих из той или иной теории. Согласно Джеймсу, истина является тем, во что верит каждый конкретный человек, и то, что позволяет ему чувствовать себя лучше в психологическом отношении. Иными словами, истина субъективна. Если человек верит, что существует 12 богов, и соответственно выстраивает свою жизнь, значит это истинно. Его теория, к сожалению, не была удобна в практическом применении, так как позволяла доказывать слишком много противоречивых фактов.

Третий виднейший представитель прагматизма — Джон Дьюи. Он считал, что истина определяется, прежде всего, как практическая эффективность, полезность. Цель философии по Дьюи — помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать её. Человеку необходимо экспериментировать и таким образом находить оптимальный инструмент разрешения индивидуальных и социальных проблем. Слабой стороной теории Дьюи является то, что опыт может привести человека к неправильным выводам. Опыт не универсален по своей сути.

Вторую часть доклада профессор Фоушин посвятил влиянию прагматизма на другие философские течения. Уильям Джеймс умер в 1910 году, Чарльз Пирс — в 1914, и влияние прагматизма в американской философии постепенно стало ослабевать. С иммиграцией ряда европейских философов получили распространение другие философские течения. Однако, утрачивая позиции ведущего философского направления, прагматизм продолжал оказывать влияние на решение многих методологических и логических проблем.

В конце 1920-х годов в Австрии несколько ученых объединились в так называемый Венский кружок. Они выступали за операциональный подход к определению. Например, интеллект человека они определяли через показатель IQ. С деятельностью Венского кружка связывают зарождение философского позитивизма. Методология позитивизма основывалась на наблюдениях. Согласно позитивистам, фундаментом знания должен быть проверенный опыт. Они полагали, что утверждение может быть не только правильным или неправильным, но и бессмысленным. Утверждение, что Бог существует, бессмысленно, поскольку мы не можем проверить его истинности. В 1930-е многие сторонники идей логического позитивизма эмигрировали в США. Среди них были такие философы, как Рейхенбах, Фейгль и Витгенштейн. И позитивизм начал вытеснять прагматизм — эмигрировавшие философы активно публиковались и привлекали к своей деятельности студентов.

Другим течением, составившим конкуренцию прагматизму, была Оксфордская школа философии, или философия лингвистического анализа. Известными представителями лингвистической философии являются Г. Райл, Дж. Остин и Дж. Уисдом. Это направление получило распространение в 1950-е годы. Тогда же (в 1952 г.) умер последний представитель философии прагматизма — Джон Дьюи.

В заключение профессор Николас Фоушин отметил, что философия прагматизма не канула в Лету. В 1970-е годы критики логики позитивизма разработали теорию относительного равновесия, который базировался на идеях, схожих с идеями прагматизма. В 1980-е годы философ Ричард Рорти связал основные идеи прагматизма с идеями аналитической философии и постмодернизма. Таким образом, американский прагматизм, видоизменяясь, дожил до наших дней.

Дмитрий Сигиневич, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Преподавать лингвистику российским студентам — одно удовольствие»

Создательница формальной семантики, профессор Университета Массачусетса (США) Барбара Парти отметила юбилей в Высшей школе экономики. Около 20 лет Барбара преподает в разных вузах России. В этом году она стала участником летней школы «Местоимения: синтаксис, семантика, обработка» (Pronouns: Syntax, Semantics, Processing), организованной Школой лингвистики НИУ ВШЭ. О том, почему она считает образовательную программу по лингвистике в Вышке одной из лучших в России, а также о разнице между российскимии американскими студентами Барбара Парти рассказала новостной службе ВШЭ.

Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России

18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.

Конвейерное обучение штучных специалистов

29 января на очередном семинаре серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ с докладом, посвященным проблемно-ориентированному подходу в образовании, выступил профессор университета Маастрихта (Нидерланды) Йерун ван Мериенбур.

«В Японии нет особых проблем с нарушением прав человека»

«Гражданское общество в Японии: своеобразие в международном сравнительном контексте» — с лекцией на эту тему на  семинаре Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ 24 января выступила Маки Кайта, аспирантка кафедры гуманитарных и социальных наук японского университета Цукуба.

Роберто Унгер: экономика против экономики

14 декабря в Высшей школе экономики с открытой лекцией выступил известный бразильский ученый, профессор Гарвардской школы права, экс-министр стратегического развития Бразилии Роберто Мангабейра Унгер.

Открытый урок преподавателя Сасаки

30 ноября на факультете мировой экономики и мировой политики ВШЭ состоялся открытый урок по японскому языку ведущего преподавателя школы «Интеркультура» (Токио) Сасаки Хаято. Своими впечатлениями от занятия поделились студенты факультета, изучающие японский язык.

Религия и гражданское общество: польский взгляд на Россию

Факультет философии ВШЭ организовал серию встреч с польским социологом религии профессором Енджеем Моравецким и провел научную конференцию «Модели религиозно-мифологического мировосприятия и гражданская идентичность».

Этика управления по Джентайл

27 сентября в ВШЭ состоялась встреча с Мэри Джентайл, старшим научным руководителем колледжа Babson (США) и автором книги «Дайте ценностям право голоса».

«Какая это странная идея — Большая Москва…»

25 июня в Высшей школе урбанистики ВШЭ с открытой лекцией «Планирование московской агломерации и принципы развития транспортного обслуживания» выступил американский урбанист, совладелец консалтинговой компании «Nelson\Nygaard» Джеффри Тумлин.

Информационный бюллетень «Окна роста». Сорок восьмой выпуск

Выходит новый, 48-й выпуск бюллетеня «Окна роста». Он посвящен программе поддержки визитов иностранных специалистов в Вышку для чтения лекций и участия в научных исследованиях. Подробной информацией о программе и своими советами по составлению заявок делится начальник управления международной академической мобильности Борис Железов.