• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стратегия развития России

3 апреля в Культурном центре ВШЭ открылась XIII Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества». Темой ее первого пленарного заседания стала стратегия развития России.

Как обеспечить экономический рост? Какого качества он должен быть? Кто будет за него платить? Эти вопросы стали, пожалуй, главными в выступлениях первых докладчиков конференции, среди которых были представители и российского правительства, и российской экономической науки, и международного экспертного сообщества.

Эльвира Набиуллина
Эльвира Набиуллина
Открыла конференцию министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, сразу отметившая, что хотя кризисное падение темпов роста ВВП к концу 2011 года удалось преодолеть, «факторы, определявшие восстановительный рост экономики, практически исчерпаны». Российской экономике необходимы вложения в новые источники роста, и одним лишь бюджетным маневром на этом пути не обойтись. На взгляд министра, необходимы также «структурный маневр и институциональные реформы». Только в этих условиях может реализоваться заявленный правительством переход к инновационной экономике.

Как известно, Минэкономразвития заканчивает разработку долгосрочного экономического прогноза до 2030 года. В своих оценках эксперты ведомства исходят из следующих посылок. Во-первых, «исчерпаны возможности роста за счет наращивания добычи углеводородов». Если с 2000 по 2007 год добыча нефти в России выросла в полтора раза, то в последующие двадцать лет ее объем, по словам Эльвиры Набиуллиной, «стабилизируется на уровне 2011 года».

Вполне вероятно, что нефтяной рынок сейчас находится на циклическом пике цен. Развитие технологий добычи сланцевого газа и нефти, а также альтернативной энергетики изменят структуру сырьевого рынка. На таком фоне затраты на добычу нефти на труднодоступных российских месторождениях могут оказаться слишком большими. Впрочем, в ближайшие два-три года катаклизмов на нефтяном рынке эксперты не ожидают. Так, прогнозы среднегодовой цены на нефть в 2013-2014 годах составляют около 100 долларов за баррель, а прогноз на текущий, 2012-й, год и вовсе был повышен до 115 долларов за баррель.

Тем не менее в перспективе стабильность торгового баланса «можно обеспечить только за счет несырьевого экспорта». Его объем к 2020 году правительство рассчитывает увеличить в 2,5 раза, а к 2030 году — в 7,5 раз. Доля несырьевого экспорта должна увеличиться с нынешних 15% до 30% к 2020 году. Альтернативой такому способу поддержания положительного сальдо торгового баланса является «порочный цикл периодических девальваций, который будет сбивать рост импорта — как потребительского, так и инновационного».

 

Амбициозная задача

Важнейшей задачей является «превращение России из страны, экспортирующей капитал в страну, его импортирующую». Предполагается, что в рейтинге инвестиционной привлекательности Россия поднимется со 120-го на 20-е место. «Это крайне амбициозная задача, но у нас есть для этого все макроэкономические предпосылки: наш рост выше, чем в среднем по миру, и бюджетная сфера, несмотря на проблемы, смотрится выигрышно на фоне кризиса суверенных долгов в еврозоне, — полагает Эльвира Набиуллина. — Дело за позитивными институциональными преобразованиями и созданием климата доверия путем защиты инвесторов и прав собственности».

Вырасти должна производительность труда, которая сейчас отстает от американской в три раза, а также уровень доходов на душу населения. Численность среднего класса в России к 2030 увеличится, как надеются в правительстве, вдвое.

Серьезным ограничителем экономического роста является фактор старения российского населения — рынок труда, на котором и сейчас безработица невелика, будет сталкиваться с сокращением (на 12% к 2030 году) численности трудоспособного населения. «Для компаний это означает необходимость дополнительных серьезных инвестиций, связанных с заменой труда капиталом, а для государства — необходимость финансировать мероприятия, смягчающие давление на рынке труда», — пояснила министр.

Однако при отсутствии преобразований и сохранении инерционной формы развития темпы роста экономики «быстро снизятся до 2-3 процентов в год, что будет означать потерю Россией нынешней доли на мировом рынке, сокращение доходов и снижение уровня жизни, — предупредила Эльвира Набиуллина. — Такой сценарий неприемлем».

В свою очередь, переход к инновационной и инвестиционно привлекательной экономике займет определенное время, макроэкономический эффект от него проявится в 2018-2020 годы, зато среднегодовой темп роста составит не ниже 4,4% ВВП. «Возможно, кому-то покажется, что и этот рост небольшой, но при сокращающемся трудоспособном населении таких темпов роста никто не демонстрировал», — отметила глава Минэкономразвития.

 

Как поднять производительность труда

Где же кроются источники качественного роста российской экономики? И сколько придется потратить на их активацию бюджету, бизнесу и частным лицам? По мнению Эльвиры Набиуллиной, общественные расходы на научные разработки нужно будет довести до 3%, создав при этом условия для финансирования науки частным сектором. Общественные расходы на образование предстоит увеличить до 7,5% ВВП к 2030 году, также увеличивая долю частного финансирования. До 7,3% ВВП необходимо увеличить общественные расходы на здравоохранение, причем государство в данном случае останется основным «инвестором». Предстоит значительно вложиться в развитие инфраструктуры и рост производительности труда.

Кроме того, «необходимо создать условия для формирования длинных денег в экономике». Министр экономического развития выступает против повышения с 2014 года страховых ставок. Налоговая система, по ее словам, «должна играть в том числе стимулирующую роль по привлечению инвестиций». Так, необходимо вывести из-под налога на имущество обновление оборудования предприятиями.

Поддерживая принцип эффективности государственных расходов и идею введения так называемого «бюджетного правила», устанавливающего рамки возможных бюджетных пересмотров, Эльвира Набиуллина полагает, что приоритет должен быть отдан расходам, которые «влияют на качество человеческого капитала и развитие». К расходам на работников бюджетной сферы часто относятся скептически, но, по мнению министра, без них нельзя будет говорить о создании привлекательных рабочих мест и развитии медицины и образования. Сэкономить можно на содержании чиновничьего аппарата, системе госзакупок и расходах на пенсионную систему.

Обратила внимание министр и на перспективы Таможенного союза и Единого экономического пространства. «Знаю, что у многих экспертов есть в их отношении скепсис, — сказала она, — но хочу заметить, что темпы роста Белоруссии и Казахстана будут опережать общемировые, и сложение усилий наших стран позволит увеличить вес нашего региона в мировой экономике».

Важно, однако, чтобы обсуждение стратегии развития и конкретных планов правительства происходило «на базе диалога с бизнесом и профессиональными сообществами». «Нужно развивать наработанные в этом плане практики и по-новому институционализировать работу с экспертами», — считает Эльвира Набиуллина. Примерами такого диалога является создание независимых налогового и бюджетного советов.

 

Переход к инфляционному таргетированию

Алексей Улюкаев
Алексей Улюкаев
Первый заместитель председателя Центрального банка РФ Алексей Улюкаев, заметив, что рынок ждет от нового правительства «оптимистичного сигнала» и выступление Эльвиры Набиуллиной можно таковым счесть, остановился на побочных эффектах некоторых, на первый взгляд, сугубо позитивных экономических событий. Так, вполне вероятно, что после утверждения нового состава правительства «мы увидим прилив иностранного капитала на российский рынок». «Мы можем столкнуться с ситуацией, похожей на 2006-2007 год, — пояснил Алексей Улюкаев. — Краткосрочные приливы капитала и ориентация экономического роста на иностранные инвестиции несет в себе известные риски. Именно такая модель роста сформировала ситуацию, когда в кризис 2008 года Россия вместе с Мексикой "упала" сильнее всех членов G20».

Вместо привычной борьбы с инфляцией ЦБ переходит к инфляционному таргетированию — внедрение этого подхода будет полностью завершено к 2014 году. «Мы не знаем, какой курс национальной валюты идеальный, наша задача — попытаться сгладить слишком большие скачки, пугающие инвесторов, — сказал Алексей Улюкаев. — Мы будем расширять границы валютного коридора, это будет означать свободное плавание национальной валюты. В этом смысле я совершенно не понимаю опасений девальвации рубля — давайте будем точными в определениях».

Но если есть «плавающий» валютный курс, то, по словам первого зампреда Центрального банка, «должен быть и "якорь" — процентная ставка». «В связи с этим мы предприняли шаги по сужению коридора процентных ставок, — добавил Алексей Улюкаев. — Еще недавно их разброс был в разы больше, чем в развитых странах, сейчас ширина коридора — 225 базисных пунктов. Мы считаем, что это комфортный коридор для участников рынка, и межбанковские ставки почти всегда гарантированно находятся в этом коридоре».

Но, помимо плавающего курса и ставки процента, третьим ключевым элементом концепции инфляционного таргетирования является доверие. «Инфляция — это психологический феномен, — отметил Алексей Улюкаев. — Если представитель Центробанка говорит одно, а вы через месяц видите своими глазами совершенно другое, то доверия к такого рода политике не бывает. Мы надеемся, что те меры по раскрытию информации о нашей деятельности, которые мы уже осуществили, в том числе публикация комментариев к нашим решениям и квартальных обзоров, способствуют формированию механизма доверия».

Кстати, текущий прогноз инфляции (5-6% по потребительским ценам) Центральный банк пока не меняет. В то же время Алексей Улюкаев признал, что во второй половине года вероятен рост инфляционного давления, связанный с отложенным ростом тарифов естественных монополий и высоким уровнем цен на сырьевых и товарных рынках.

 

Финансы: как обеспечить развитие

На пленарном заседании также выступили сразу два министра финансов — нынешний, Антон Силуанов, и бывший, Алексей Кудрин. Антон Силуанов, отметив, что «бюджет является инструментом обеспечения макроэкономической стабильности», подчеркнул, что Минфин будет стремится проводить контрциклическую политику для сохранения долгосрочной устойчивости бюджета. Иными словами, рост нефтяных доходов будет использоваться для накапливания резервов, а в случае падения цен на сырье эти резервы будут использоваться для поддержания внутреннего спроса. При этом нужно иметь в виду, что в кризис российский бюджет стал еще больше зависим от сырьевой конъюнктуры — докризисной величины ненефтегазового дефицита «в ближайшее время достигнуть не удастся, но введение бюджетного правила поможет его постепенно снижать».

Введение бюджетного правила также поможет создать «ориентиры оптимальных бюджетных расходов». Сейчас нет потолка увеличения расходов, поэтому Минфин вынужден занимать столь жесткую позицию в отношении расходных статей бюджета.

Другую задачу правительства Антон Силуанов видит в создании стимулов для развития бизнеса и инноваций. Свою роль в этом плане должно сыграть облегчение налогового администрирования. В настоящее время, по словам министра, налажен механизм урегулирования споров между предпринимателями и налоговыми органами, практика досудебных разбирательств будет развиваться и дальше. Одновременно предполагается «провести ряд налоговых новаций», связанных с налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налогами на алкоголь и табак.

Предстоит реформировать бюджетный сектор, перейти на адресную социальную поддержку, наделить полномочиями по налоговому администрированию и собственными источниками средств местные власти, перейти к построению и исполнению бюджета «по целям и целеполаганию».

Антон Силуанов высказался против механического увеличения бюджетных расходов. «У нас почему-то считается, что если увеличить финансирование какой-то сферы или отрасли, то она сразу станет эффективной, — заметил он. — Но так не бывает. Если мы говорим о бюджетном секторе, то, сколько ни направляй туда денег, эффективность его пропорционально вложенным средствам не возрастет. Поэтому мы считаем необходимым проведение структурных реформ в этих отраслях, в частности в здравоохранении. Это вполне рыночная отрасль, и она должна работать в рынке. Не важно, кто заказывает услуги лечения больных — государственная или частная организация. Важно, чтобы за бюджетные деньги и деньги потребителей была конкуренция, тогда и качество предоставляемых услуг будет совсем иным».

Затронул министр и долговую политику правительства. «Мы неплохо разместились на внешнем рынке, вышли на тридцатилетние обязательства, заняли на условиях лучших, чем страны с более высокими рейтингами, — прокомментировал он недавнее размещение евробондов на сумму в 7 миллиардов долларов. — Таким образом мы дали ориентир нашим компаниям по возможности «длинных» заимствований на внешнем рынке. Кроме того, мы создаем Российское финансовое агентство, которое позволит лучше управлять правительственным резервами и размещать средства в надежных, но более доходных инструментах».

«Задач, которые необходимо реализовать новому правительству, много, — резюмировал министр. — Главное, что есть понимание этих задач».

 

Бюджет на развилке

Алексей Кудрин свой комментарий начал с замечания о том, что «здесь во время выступления руководителей Минэкономразвития, Минфина и Центробанка для посвященного слушателя произошла настоящая схватка». Основная проблема, по которой в правительстве нет окончательного решения, по словам экс-министра, заключается в определении объема располагаемых ресурсов и источников финансирования заявленных программ.

Нефтяные сверхдоходы, полагает Алексей Кудрин, являются для российской экономики не только благом (созданная из них «подушка безопасности» помогла смягчить кризисный удар), но и сложной проблемой. С 1992 по 1999 год Россия получила от экспорта нефти всего 200 миллиардов долларов, за 2000-2007 годы — 850 миллиардов, а в 2011 году — в общей сложности 2 триллиона долларов от нефтегазового экспорта. «Когда вы располагаете такими ресурсами, может произойти два эффекта, — объяснил экс-министр. — С одной стороны, если
Центробанк не вмешивается в ситуацию, будет быстро укрепляться рубль. С другой, если ЦБ начнет скупать нефтедоллары за счет эмиссии, усилится инфляция. Наш Центробанк все предыдущие десять лет меж этих двух огней метался. Но инфляция-то у нас все-таки осталась высокой».

Алексей Кудрин отметил, что высокие цены на нефть, а следовательно, приток нефтедолларов, способствуют укреплению рубля. В прошлом году укрепление среднего эффективного курса российской валюты составило 4,7%, прогноз на нынешний год еще выше — 5,4%. При таком курсе очень привлекательным стал импорт. «Мы идем по пути риска, которое создает наше нефтегазовое богатство, — считает Алексей Кудрин. — Потому что как только цена нефти снизится, пойдет ослабление курса и изменение всех экспортно-импортных параметров. Это и есть эффект, называемый «голландской болезнью».

Алексей Кудрин по-прежнему уверен в том, что рост бюджетных расходов и направление части резервных средств на инвестиции не приведут к ожидаемым эффектам модернизации. Гораздо эффективнее, на его взгляд, «механизм создания стабильных фундаментальных показателей с низкой кредитной ставкой на рынке, с более стабильным валютным курсом. Это та развилка в стратегии страны, которая пока не разрешена».

Не добавляют Алексею Кудрину оптимизма и многочисленные и крайне дорогостоящие предвыборные обещания, а также заявленное увеличение расходов на оборону. «Основные параметры бюджета должны быть утверждены до середины июня, — напомнил бывший глава Минфина. — Это значит, что у нас есть два месяца, чтобы услышать от правительства, какие реформы будут проведены и как будет решена основная коллизия нашей экономики».

Ярослав Кузьминов
Ярослав Кузьминов
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, согласившись с тем, что «без долгосрочной бюджетной сбалансированности никакого развития не будет», отметил, что акцент должен быть сделан на «расходы развития», то есть инвестиции в человеческий капитал и инфраструктуру, «поскольку необходимо обеспечить информационную и транспортную связность страны, без которой никакие институты и бизнес работать не будут». По оценке экспертов Стратегии-2020, эти расходы составят примерно 4% ВВП.

Двигателем реформ должен стать растущий средний класс, который уже сейчас в принципе готов софинансировать такие проблемные, но ключевые для инновационной экономики секторы, как образование и здравоохранение. Другое дело, что сейчас большинство населения отказаться от принципа бесплатности этих услуг не хочет, и политическое руководство не может жестко игнорировать эту позицию большинства. «Поэтому очень хорошо, что вы, Алексей Леонидович, вышли на открытую политическую арену, — обратился к экс-министру Ярослав Кузьминов. — Нашим «правым» не хватает конструктивности. Мы как-то останавливаемся на том, что нужно обеспечивать политические права. Но позиция последовательного либерализма, позиция бюджетного консерватизма — то, что в США выражает Республиканская партия, — должна утвердиться и подталкивать общество к серьезному рассмотрению либеральной модели социального сектора».

 

Взгляд со стороны

Свои доклады на пленарном заседании представили также два зарубежных эксперта — главный экономист и вице-президент Всемирного банка Джастин Ифу Лин и профессор Стэнфордского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике Кеннет Эрроу. Господин Лин отметил, что мировому сообществу для сохранения устойчивого развития «необходимо переосмысление подходов к развитию экономики», в частности необходимы структурные реформы в финансовом секторе. Что касается российской экономики, то Джастин Ифу Лин достаточно высоко оценил ее потенциал при условии диверсификации экспорта, сокращения транзакционных издержек, снижения инвестиционных рисков, развития конкуренции и модернизации инфраструктуры. Он также отметил, что страны, осуществлявшие в последние десятилетия догоняющее развитие, делали это на основе рыночной экономики, но при активных усилиях со стороны государства, способного «исправить» огрехи несовершенного рыночного механизма.

Кеннет Эрроу, в свою очередь, затронул вечный вопрос «Кто виноват?» в приложении к последнему финансово-экономическому кризису. Кризис 2007-2008 года — это провал государства или рынка? У экспертного сообщества четкого ответа на этот вопрос нет. Но господин Эрроу особо указал на то, как неожиданно легкомысленно вели себя в преддверии кризиса многие американские кредиторы при том, что последствия их действий, а также государственная политика на финансовом и ипотечном рынке вполне поддавались прогнозированию.

 

Три сценария

Евгений Ясин
Евгений Ясин
Завершал пленарное заседание Апрельской конференции доклад научного руководителя НИУ ВШЭ Евгения Ясина, который обрисовал три сценария развития российской экономики.

Первый, «модернизация сверху», означает сохранение текущих экономических и социальных процессов, в том числе ориентацию на нефтегазовый сектор. Темпы роста при таком инерционном сценарии окажутся сопоставимы с темпами роста развитых экономик (0,5-1,5% ВВП), и к 2050 году Россия достигнет уровня 32-37% подушевого ВВП от показателей развитых стран, то есть ни о какой модернизации экономики говорить не придется.

Второй сценарий, «быстрый рывок», предполагающий кардинальную либерализацию и демократизацию общественно-политической и экономической жизни, Евгений Ясин вынужден «отбросить» как нереалистичный. Большинство российского общества, что показали и результаты президентских выборов, прошедших на фоне митинговой и гражданской активности в Москве и некоторых крупных городах, остается конформистским.

Третий, умеренно-оптимистический сценарий, означает постепенную либерализацию экономики и пробуждение гражданской активности. Одним из первых шагов на этом пути может стать участие в новых выборах по измененному законодательству. Этот сценарий предполагает также расширение местного самоуправления и постепенный рост деловой активности. Результаты исполнения такого сценария зависят от сроков его запуска. Если начать его реализацию в 2024 году, российский подушевой ВВП может вырасти к 2050 году до 40% от показателей развитых стран. Если же сценарий начнет воплощаться в жизнь в течение ближайших шести лет, то это значение может достичь 54%. В этом случае, полагает Евгений Ясин, можно будет считать, что модернизация по-русски состоялась.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Как увеличить российский экспорт продовольствия

На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.

«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»

Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.

«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»

Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.

«Изоляционизм — путь к технологической деградации»

XX Апрельская Международная научная конференция ВШЭ продолжилась обсуждением цифровизации экономики и государственного управления. О цифровых бизнес-моделях, государственном управлении, цифровизации промышленности, науки и влиянии цифровых технологий на рынок труда рассказал Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ, куратор национальной программы «Цифровая экономика».

Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе

Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.

«Новая система кадрового отбора начала работать во всех регионах страны»

Созданная по инициативе президента РФ Владимира Путина система социальных лифтов начинается с поиска талантливых детей, а завершается подготовкой и отбором высших управленцев. Ее особенности и перспективы развития 10 апреля обсудили участники пленарного заседания XX Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на тему «Новая система социальных лифтов в России как способ обновления элит».