• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследование ВШЭ: игрушки оказались лучшей инвестицией, чем золото, предметы искусства и ценные бумаги

Исследование ВШЭ: игрушки оказались лучшей инвестицией, чем золото, предметы искусства и ценные бумаги

© iStock

Необычные способы инвестирования, например коллекционирование игрушек, могут приносить хороший доход. Так, снятые с производства наборы LEGO растут в цене на 11% в год — быстрее, чем золото, акции и облигации, показали экономисты из ВШЭ. Статья опубликована в журнале Research in International Business and Finance.

Согласно опросу Barclays, богатые люди инвестируют примерно 10% средств в драгоценности, предметы искусства, антиквариат, коллекционные вина и автомобили (помимо традиционных вложений в ценные бумаги). Особенно высок спрос на такие товары (и рост цен на них) в развивающихся странах: Китае, России и государствах Ближнего Востока. Этот способ разнообразить вложения хорошо изучен, в отличие от более необычных предметов, покупка которых может показаться несерьезным занятием: наборов LEGO, кукол Барби, фигурок супергероев, моделей машин или поездов.

«Мы привыкли к тому, что если люди покупают какие-то вещи ради инвестиций, то это драгоценности, антиквариат или предметы искусства. Однако есть и другие варианты, например коллекционные игрушки. На вторичном рынке LEGO каждый день совершаются десятки тысяч сделок. Даже учитывая небольшую стоимость большинства наборов, это огромный рынок, который мало знаком традиционным инвесторам», — рассказала один из авторов исследования, доцент факультета экономических наук ВШЭ Виктория Добрынская. 

Виктория Добрынская

Наборы конструктора могут быстро расти в цене, и тому есть несколько причин. Во-первых, их производят в ограниченных объемах, особенно специальные коллекции, посвященные культовым фильмам, книгам или историческим событиям. Во-вторых, после завершения продаж количество игрушек, доступных на вторичном рынке, оказывается невелико: многие владельцы не видят в них ценности (и детали теряются или выбрасываются), другие же, наоборот, придают им большое значение и не хотят продавать. В-третьих, конструктор выпускается на протяжении нескольких десятилетий и имеет немало поклонников среди взрослых. Логично предположить, что чем больше времени проходит с момента выпуска набора, тем больше их будут ценить как классический образец или предмет ностальгии и тем меньше их останется на рынке. Однако полноценных исследований, в которых проверялось бы это предположение, до сих пор не проводилось.  

Авторы статьи изучили цены на 2322 набора LEGO за период 1987–2015 годов, в датасет вошли данные о продажах на первичном рынке и сделках на онлайн-аукционах (из них отбирались только продажи новых, неоткрытых наборов). Цены на вторичном рынке начинают расти через два-три года после выхода конструктора, но в целом меняются очень по-разному: от –50 до +600% в год. Маленькие и очень большие наборы дорожают быстрее, чем средние, — вероятно, потому, что маленькие наборы часто содержат уникальные детали или фигурки, а очень большие выпускаются реже и больше привлекают взрослых. Также хорошо прибавляют в цене наборы, посвященные известным зданиям, фильмам или популярным праздникам (самые дорогие из них: «Тысячелетний сокол», «Кафе на углу», «Тадж-Махал», «Звезда смерти II» и «Имперский звездный разрушитель»). Отдельную категорию составляют наборы, продававшиеся очень короткое время либо раздаваемые на промоакциях компании:  редкость добавляет им ценности в глазах коллекционеров.

В среднем наборы LEGO прибавляют в цене 10–11% в год (и выше, если новый набор был куплен на первичном рынке со скидкой) — это больше, чем дают акции и облигации, золото и многие предметы коллекционирования, такие как марки и вина. Кроме того, цены на наборы слабо зависят от ситуации на фондовом рынке (они росли даже в кризисном 2008 году) и относительно невысоки (по сравнению с предметами искусства, антиквариатом и автомобилями), что делает их надежным и доступным способом инвестиций. Однако, отмечают авторы работы, вложения в LEGO оправдывают себя лишь в долгосрочной перспективе, от трех лет, и связаны с бóльшими расходами (на доставку, хранение), чем вложения в ценные бумаги.

«Инвесторы в LEGO получают немалую доходность от перепродажи нераспакованных наборов, особенно редких наборов, выпущенных небольшим тиражом или давно ушедших с прилавков магазинов. Наборы, выпущенные 20–30 лет назад, вызывают чувство ностальгии у фанатов LEGO, и цены на них зашкаливают. Но несмотря на высокую доходность LEGO на вторичном рынке в целом, не все наборы одинаково успешны, и нужно быть поистине фанатом LEGO, чтобы разбираться в тонкостях рынка и увидеть инвестиционный потенциал определенного набора», — добавила Виктория Добрынская. 

Вам также может быть интересно:

Вышка оценила вклад Coca-Cola в развитие России

Coca-Cola инвестировала в экономику России свыше $6 миллиардов. Такие данные приводятся в новом исследовании Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ.

«Без права на ошибку невозможны инновации в экономике»

Первое пленарное заседание XX Апрельской Международной научной конференции ВШЭ продолжилось обсуждением источников экономического роста, приоритетов бюджетной политики и инвестиций в инфраструктуру и человеческий капитал. Доклад на эти темы представили в том числе эксперты Вышки.

500 млн

рублей инвестиций привлекли за последний год стартапы Бизнес-инкубатора Высшей школы экономики. Об этом на форуме «Технопром» в Новосибирске сообщил директор Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ Михаил Эрман.

Как привлечь людей и инвестиции в Тихоокеанскую Россию

Развитие Дальнего Востока стало темой одной из первых панельных сессий Петербургского международного экономического форума – 2018. В обсуждении перспектив этого региона принял участие декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Сергей Караганов.

Московское правительство ждет студентов с интересными проектами

16 апреля в НИУ ВШЭ прошла встреча руководителей московского правительства со студентами. Чиновники рассказали о перспективных направлениях развития Москвы, а студенты Вышки смогли узнать о возможностях стажировок в Правительстве Москвы.

Как побудить российский бизнес и граждан стать инвесторами

Одно из пленарных заседаний XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ было посвящено новым инструментам инвестиционной политики. Собравшиеся эксперты обсуждали, какие механизмы могут привести к активизации инвестиций в экономику России.

Как кризис отразился на «дочках» зарубежных корпораций в России

Экономические потрясения не помешали иностранным инвесторам в разы увеличить количество заводов.

«Для моего рынка Вышка — номер один по поставке кадров»

Выпускник Вышки Петр Жуков — владелец двух инвестиционных фондов, хотя диплом юриста, казалось бы, не предвещал такого поворота. В рубрике «Конструктор успеха» Петр рассказал о нервных расстройствах банкиров, о тех, кто рулит курсом доллара, и о том, почему он не дает денег хипстерам.

Инвесторы выбирают регионы с развитой экономикой

Даже недостаточно благоприятный деловой климат не является препятствием для инвесторов, если страна в целом является быстроразвивающейся. Инвестируя в страну с неразвитыми институтами, бизнесмены выбирают политически стабильные регионы с высоким спросом, квалифицированной рабочей силой и развитой инфраструктурой, отметила в докладе доцент департамента прикладной экономики, ведущий научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков (ИАПР) НИУ ВШЭ Ксения Гончар.

Промышленость без инвестиций не растет

Индекс интенсивности выпуска товаров и услуг, ежемесячно отслеживаемый Центром развития НИУ ВШЭ, в июне 2014 года снизился на 0,9%. Наибольший вклад в сокращение этого показателя внесли оптовая торговля и сельское хозяйство.