• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономика знаний — пока только пожелание, а не реальность

Университеты в России еще не стали драйверами регионального развития, а высшее образование остается «обслуживающей отраслью» экономики. 22 октября представлен доклад директора Института развития образования ВШЭ Ирины Абанкиной «Университеты в региональной экономике: новая конфигурация ресурсов».

Ирина Абанкина
Ирина Абанкина
Доклад на основе исследований экспертов Института развития образования (ИРО) ВШЭ Ирины Абанкиной, Татьяны Абанкиной, Елены Николаенко и Людмилы Филатовой состоялся в рамках регулярного семинара Института образования НИУ ВШЭ.

Образование в России «до сих пор умудряется работать в индустриальной логике», а на пути его перехода в креативную индустрию пока стоит «Берлинская стена», подчеркнула Ирина Абанкина. Экономика знаний, тем самым, оказывается для вузов, скорее, будущим, чем настоящим. По словам эксперта, в стране еще не созданы «институциональные условия для выхода университетов на новые рынки — глобального образования и региональной экономики». В итоге экономические успехи регионов стали скорее следствием их реиндустриализации, чем результатом развития системы высшего образования.

Образование поставляет кадры молодым отраслям экономики

Образование в стране оказалось единственной сферой экономической деятельности, которая не смогла преодолеть последствия финансового кризиса и воздействие демографического спада, отметила Абанкина. Численность занятых в этой сфере (включая высшее образование) ежегодно сокращается в среднем на 40 тысяч человек. Университеты и институты теряют в год 6,9 тысяч человек, общеобразовательные учреждения — 32,3 тысячи человек. Образование как отрасль не воспроизводится по численности занятых, имеющих вузовские дипломы, сделала вывод исследователь.

Образование в стране оказалось единственной сферой экономической деятельности, которая не смогла преодолеть последствия финансового кризиса и воздействие демографического спада.

Тем не менее, система высшего образования снабжает кадрами немало новых отраслей экономики и обеспечивает, так или иначе, развитие регионов.

По словам Ирины Абанкиной, среднегодовой приток работников с высшим образованием по всем видам профессиональной деятельности составляет примерно 526 тысяч человек. При этом наибольшие потоки специалистов, окончивших вуз, направились в такие новые ниши, как операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг (13,5%), а также в торговлю и ремонт автотранспортных средств (14,4%) и обрабатывающие производства (12,8%).

В системе образования потенциал занятых наибольший — 15,4%. Между тем, значения индексов физического объема валовой добавленной стоимости в сфере образования на протяжении четырех лет не имели положительной динамики и составляли в 2011 году 99,2%, отмечено в докладе. Ни увеличивающиеся инвестиции в основной капитал, ни возрастающий объем коммерческой деятельности учреждений не способствовали увеличению сальдированного финансового результата в сфере образования. В 2011 году он составил менее 50% относительно 2010 года.

Научная деятельность остается малодоходной

Одним из аспектов доклада стал вопрос внебюджетных доходов вузов. Большинство вузов «генерируют доходы, в первую очередь, за счет населения» и зарабатывают, таким образом, в основном за счет образовательной деятельности, подчеркнула Ирина Абанкина. Научная же деятельность приносит некоторый доход лишь техническим и технологическим вузам.

Ряд экспертов отметили сложности с коммерциализацией научных проектов вузов — сложности, которые во многом связаны с неразвитостью законодательной среды в сфере интеллектуальных разработок.

Большинство вузов «генерируют доходы, в первую очередь, за счет населения» и зарабатывают, таким образом, в основном за счет образовательной деятельности, подчеркнула Ирина Абанкина. Научная же деятельность приносит некоторый доход лишь техническим и технологическим вузам.

Также участники дискуссии констатировали инерционность экономики вузов в регионах, проблемы при переходе к новым моделям хозяйствования. Начальник департамента управления Президента РФ по научно-образовательной политике Александр Гордеев подчеркнул, что объединения вузов в регионах нередко настроены на лоббирование «предыдущих правил игры». Между тем, эти правила изменились.

По словам Гордеева, университеты не всегда успевают в развитии за регионами. «Раньше сильный регион продуцировал сильный университет», теперь эта логика работает не всегда, считает он. С другой стороны, и регионам нередко нужна «перезагрузка», сказал эксперт. Речь идет, прежде всего, о тех городах, жизнь в которых «не соответствует понятию нормальной». «Решать эти вопросы хотелось бы с площадки вузов», — добавил Гордеев.

Реконфигурация вузов будет непростой

Заместитель директора Института развития образования НИУ ВШЭ Кирилл Зиньковский отметил, что «ожидания экономической пользы от вузов есть, но они не сверхъестественные». Индустриализация «вела за собой университеты», и региональные вузы «сложились именно в такой модели», пояснил дискуссант.

Один из важных вопросов, по его мнению, — это предел инвестиционной емкости региональных университетов, развивающихся по индустриальному типу. Как считает Зиньковский, у этой модели может не быть особых перспектив. Так или иначе, нужны инструменты, которые позволят реконфигурировать модели региональных университетов. Однако преобразовать давно сложившиеся организации в любом случае непросто, добавил эксперт.

Ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов полагает, что нужно обратить внимание на концентрацию социальных общеобразовательных функций в высшей школе. Социальное значение вузов, возможно, не всегда «обсчитывается» математическими методами, однако, тем не менее, подразумевает выполнение весьма важной задачи — поддержания общей культуры общества, заключил он.

Ольга Соболевская, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

На поддержку региональных университетов НИУ ВШЭ выделит более 100 млн рублей

В новой программе поддержки региональных университетов НИУ ВШЭ, которую на пресс-конференции в ТАСС 26 марта представил ректор Ярослав Кузьминов, смогут принять участие научные сотрудники, преподаватели и административные работники вузов из любого региона, кроме Москвы и Санкт-Петербурга.

НИУ ВШЭ поддержит исследователей из регионов

В 2019/2020 учебном году в Высшей школе экономики стартует программа стажировок для научно-педагогических работников и аспирантов российских образовательных и научных организаций. Стажеры смогут провести в университете от двух недель до полугода, включившись в исследовательскую работу в выбранных подразделениях. Прием заявок начнется 25 марта.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.

«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ

Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.

«Международное сотрудничество — это дорога с двусторонним движением, которая способствует развитию общества в целом»

12–13 декабря пройдет ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Накануне заседания новостная служба поговорила с двумя новыми членами совета — ректором Университета Кампинаса (Бразилия) Марсело Кнобелем и ведущим специалистом по высшему образованию Всемирного банка Франциско Мармолехо.

Европейские университеты обсудили свое будущее на конференции в НИУ ВШЭ

Вышка впервые провела EduLAB — ежегодную конференцию руководителей университетов UNICA. Ее участники обсудили вызовы, с которыми сталкиваются вузы в цифровую эпоху, и перспективы межвузовского сотрудничества, в частности, в рамках проекта общеевропейских университетов.

Международный совет 5-100 в пятый раз подтвердил лидерство ВШЭ в проекте повышения конкурентоспособности

6 ноября были подведены итоги Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров, заседание которого прошло 26-27 октября в Калининграде. Университеты-участники проекта по повышению глобальной конкурентоспособности представили итоги своей работы и планы на следующий период реализации дорожных карт.