1. Общие положения: анализ результатов и текущее состояние университета
1.1. Краткая характеристика
НИУ ВШЭ создан в 1992 г. как стартап (greenfield) и первым в России начал соответствующую общемировым тенденциям подготовку специалистов по целому ряду профессий, востребованных в рыночной экономике (экономистов, социологов, корпоративных финансистов, маркетологов, корпоративных юристов и менеджеров, бизнес-информатиков и т.д.).
В 2024-25 учебном году по программам высшего образования обучаются более 60,6 тыс. студентов и аспирантов, из которых 32,2% — магистры и аспиранты, 9,5% — иностранные студенты из 134 стран мира; реализуются 330 программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, 74 — аспирантуры по широкому спектру предметных направлений, 6 англоязычных программ бакалавриата и 30 программ магистратуры.
К текущему моменту НИУ ВШЭ стал одним из крупнейших в России научно- образовательных и инновационных центров. Завершен переход от модели социально-экономического университета к модели университета широкого профиля, в котором, обогащая друг друга, развиваются социальные и гуманитарные направления, математика, компьютерные, естественные и технические науки. В сотрудничестве с институтами Российской академии наук университет развивает принципиально новые для себя направления в области физики, химии и новых материалов, наук о жизни (в частности, биологии и биотехнологии), географии и геоинформационных технологий. На естественно-научных факультетах НИУ ВШЭ реализуется уникальный формат «обучения через участие в исследованиях», где институты-партнеры полностью отвечают за дизайн образовательной программы, работая со специально отобранными высокомотивированными студентами в собственных лабораториях. Исследования и разработки по естественно-научным и инженерным направлениям обеспечивают синергию с традиционными для НИУ ВШЭ областями знаний и отвечают интересам развития высокотехнологичных отраслей промышленности, здравоохранения, цифровой экономики, энергетики, агропромышленного комплекса, рационального природопользования.
НИУ ВШЭ проводит масштабные социогуманитарные и экономические исследования, используя наукоемкие технологии, основанные на применении математического моделирования и технологий искусственного интеллекта. Такие исследования служат основой для развития государства и общества, создавая необходимые предпосылки и условия для обоснованного сбалансированного и эффективного решения всего комплекса стоящих перед Российской Федерацией задач социокультурного и экономического развития, обеспечения безопасности и технологического суверенитета страны.
НИУ ВШЭ сформировался в качестве ведущего исследовательского университета. Объем НИОКР всего НИУ ВШЭ за 2024 г. составил более 8,5 млрд руб., по данному показателю университет устойчиво входит в топ-3 вузов страны. При текущем доминировании в структуре портфеля научных проектов по социально- экономическим и гуманитарным направлениям НИУ ВШЭ планомерно повышает долю исследований и разработок по инженерным и естественно-научным направлениям с целью обеспечения вклада в решение задач научно- технологической политики страны.
НИУ ВШЭ как национальный исследовательский университет мирового уровня уделяет большое внимание публикационной продуктивности сотрудников, обеспечивая вклад в глобальную научную конкурентоспособность России. Так, университет занимает второе место в России (после МГУ) по количеству статей 1 уровня «Белого списка», индексируемых в международных базах. НИУ ВШЭ обеспечил 39% докладов с российской аффилиацией на конференциях А* по тематике искусственного интеллекта.
1.2. Ключевые результаты развития в предыдущий период
В условиях быстрых изменений страны-лидеры развивают флагманские университеты, которые играют роль катализаторов инновационной деятельности и выполняют функцию институтов развития (в США — Массачусетский технологический университет, в Китае — университет Цинхуа, в Англии — Университет Уорик), обеспечивают технологическое и социально-экономическое прогнозирование, необходимое для развития государства и бизнеса. Такие университеты создают новые направления исследований и разработок, новые профессии. Для России в 1990-е годы, когда отсутствовали десятки профессий новой экономики, это было особенно важно, и такое место занял НИУ ВШЭ.
С первых лет НИУ ВШЭ создает и отрабатывает на себе новые методы и содержание обучения, управленческие технологии и организационные механизмы. При этом НИУ ВШЭ не повторяет чужие инновационные практики, а создает принципиально новые решения, отражающие исторические особенности и цели развития России. Начиная с 1999 г. уникальной характеристикой университета является его непосредственное участие в разработке национальных социально-экономических программ и проектов, ключевых решений государственной политики.
За 2010–2024 гг. НИУ ВШЭ сложился как современный многопрофильный университет, один из крупнейших в России, объединяющий социально- экономические, гуманитарные, точные и естественные науки, прикладные искусства и инженерное дело. За последние 10-15 лет включил в орбиту образовательных и исследовательских направлений физику, химию, биологию и биотехнологии, географию, электронику и средства связи, информатику и вычислительную технику, программную инженерию, компьютерную и информационную безопасность, медиа, коммуникации, лингвистику, когнитивные науки, образование, дизайн. По большинству этих направлений НИУ ВШЭ не просто находится в числе национальных лидеров, но и занимает высокие позиции в международных рейтингах, вносит значительный вклад в международную конкурентоспособность российской науки и образования.
Структурное развитие университета предполагает не только многопрофильность, но и принцип межпредметного взаимодействия. Около 60% научных проектов НИУ ВШЭ имеют межпредметные коллективы. Все образовательные программы НИУ ВШЭ взаимосвязаны друг с другом через общие модули (генеративные модели и работа с профессиональными данными, экономическая и правовая грамотность), майноры (обязательно выбираемые студентами двухгодичные модули дополнительной квалификации) и командную проектную работу. Треть выпускников бакалавриата выбирают магистерские программы нового для себя профиля. 60% cтудентов магистратуры в рамках модуля МагоЛего (аналог майнора) дополняют свою программу курсами других факультетов.
Университет проявляет себя в качестве лидера всех основных государственных программ поддержки университетов. Реализацию программы развития до 2020 г. НИУ ВШЭ завершил досрочно в 2018 г., превысив значения абсолютного большинства целевых показателей, успешно реализовал программу развития национального исследовательского университета, в 2020 г. завершил программу повышения глобальной конкурентоспособности (Проект 5-100). В ходе реализации Проекта 5-100 НИУ ВШЭ каждый год сохранял лидерство и получал высшую оценку Международного совета программы. За время участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» университет также занимает место в лидирующей группе университетов трека «Исследовательское лидерство». Участие в национальных проектах по развитию позволило НИУ ВШЭ стать одним из самых крупных российских университетов, конкурентоспособным не только на национальном, но и на глобальном рынке. За 2010–2020 гг. НИУ ВШЭ завершил свое формирование как глобальный исследовательский университет и получил международное признание, обеспечив к 2024 г. присутствие в топ-листах 44 глобальных предметных и отраслевых рейтингов QS, THE, ARWU (в том числе в топ-100 лучших университетов мира по 11 предметам).
Университет активно участвует в реализации национальных проектов в области науки и образования и проектов технологического лидерства. В 2020 г. по итогам конкурсного отбора в рамках нацпроекта «Наука» НИУ ВШЭ в консорциуме с РАНХиГС, МГИМО и Институтом этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо- Маклая РАН сформировал научный центр мирового уровня (далее — НЦМУ) по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», отобранный Правительством Российской Федерации как единственный в стране НЦМУ по социальным и гуманитарным наукам.
Университет занимает лидирующие положения в национальной системе образования в части подготовки специалистов и проведения фронтирных исследований в области искусственного интеллекта (далее — ИИ). Так, в 2021 году НИУ ВШЭ стал одним из победителей конкурса на получение гранта от Правительства Российской Федерации для создания Центра искусственного интеллекта. Также в НИУ ВШЭ по поручению Правительства России был создан Национальный центр развития искусственного интеллекта при Правительстве России — ключевая площадка для отбора эффективных ИИ-решений для бизнеса, науки и государства. На базе Дирекции по научным проектам НИУ ВШЭ проводится разработка и подготовка к утверждению стандартов в области искусственного интеллекта (в основных отраслях промышленности) и осуществляется экспертная поддержка Технического комитета по стандартизации № 164 «Искусственный интеллект», созданного с целью повышения эффективности работ в области искусственного интеллекта на национальном и международном уровнях, включающих 70 профильных организаций.
В 2024 г. в целях усиления компетенций НИУ ВШЭ в области научно- исследовательской, экспертно-аналитической, консультационной и образовательной деятельности в сфере технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики, социальной сферы (включая сферу общественной безопасности) и в органах публичной власти, определенных Указом Президента Российской Федерации от 18.06.2024 № 529 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий», в числе важнейших наукоемких сквозных технологий, в структуре Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ создана лаборатория теоретических основ моделей искусственного интеллекта.
НИУ ВШЭ в 2024 году первым из российских университетов разработал и утвердил Декларацию этических принципов создания и использования систем искусственного интеллекта, устанавливающую общие принципы, которыми следует руководствоваться преподавательскому и научному сообществу, администрации, обучающимся НИУ ВШЭ при создании и использовании систем искусственного интеллекта на всех этапах их жизненного цикла, а также при формировании правил регулирования и при разрешении конфликтов в указанной сфере. НИУ ВШЭ рассматривает искусственный интеллект как инструмент, обладающий потенциалом обогащения процессов учебной, научной, экспертно-аналитической и административной деятельности.
НИУ ВШЭ динамично трансформируется в части усиления инженерных и естественно-научных компетенций исследовательских команд. Так, к 2019 г. в университете было создано пять естественно-научных факультетов в партнерстве с академическими институтами РАН, в 2025 году было достигнуто соглашение о стратегическом партнерстве Московского института электроники и математики им. А.Н. Тихонова (далее — МИЭМ) НИУ ВШЭ и ПАО «Элемент» для разработки и реализации новой модели инженерного образования. Также в структуре МИЭМ НИУ ВШЭ был создан Научно-исследовательский институт телекоммуникаций, а в Институте когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ — Центр исследований интеллекта и когнитивного благополучия. Созданные подразделения являются частью перехода НИУ ВШЭ к реализации крупных междисциплинарных проектов полного цикла для обеспечения вклада в достижение целей технологического лидерства страны.
Университет уделяет большое внимание привлечению ведущих исследователей и обеспечению высокой академической продуктивности преподавателей и ученых. Последовательно повышаются базовые профессиональные требования к НПР: реорганизована (2013 г.) система конкурсного отбора ППС в соответствии с международными стандартами; внедрен (2016 г.) «единый контракт» НПР (научная и организационная работа, преподавание); повышены (2018 г.) требования к уровню публикационной активности НПР на основе автоматизированной системы оценки; при отборе ППС начат (2020 г.) переход к трем профессиональным траекториям (академической, образовательно-методической и практико- ориентированной) с дифференциацией требований. Действует (с 2013 г.) программа международных постдоков для привлечения перспективных исследователей со степенью PhD из ведущих университетов мира.
1.3. Анализ современного состояния университета
Образовательная деятельность
Университет регулярно обновляет портфель образовательных программ всех уровней образования и актуализирует их содержание в соответствии с новыми вызовами, национальными целями и потребностями рынка труда. В 2024 году, как и в 2023 году, основное внимание было уделено развитию образования, позволяющего интегрировать цифровые технологии и технологии искусственного интеллекта в различные направления подготовки. Так, в рамках обновления портфеля программ к набору 2024 года была открыта 21 новая программа по актуальным направлениям — 7 программ в бакалавриате и 14 в магистратуре во всех кампусах присутствия НИУ ВШЭ. Это позволило расширить охват рынка и общий спектр предлагаемых образовательных продуктов НИУ ВШЭ, нацеленных на востребованные бизнесом, индустрией и государственным сектором запросы.
Доля образовательных программ по профилю «Искусственный интеллект» и содержащих модули по искусственному интеллекту в портфеле образовательных программ бакалавриата и специалитета составляет 17%. На 10 программах бакалавриата и 20 программах магистратуры ведется подготовка студентов — разработчиков ИИ; 52 программы (15 — бакалавриат, 1 — специалитет, 36 — магистратуры) содержат обязательные модули, ориентированные на отдельные технологии ИИ, их разработку и продвинутое использование.
НИУ ВШЭ первым из российских университетов приступил к реализации программ высшего образования на двух уровнях, в том числе, ориентируясь на привлечение в магистратуру не менее половины абитуриентов из числа выпускников других университетов. Разработанные, апробированные и внедренные в НИУ ВШЭ образовательные инновации обеспечивают устойчиво высокий уровень освоения выпускниками аналитических и профессиональных компетенций, высокую репутацию университета как у абитуриентов, так и у работодателей: единая структура образовательных программ, предусматривающая разделы, гарантирующие приобретение основной и дополнительных квалификаций (мейджоры и майноры), интенсивная учеба с четырьмя сессиями в году с постоянной обратной связью и накопительной оценкой, нетерпимость к плагиату и проверка всех письменных работ на академическую честность, особая система независимой оценки владения английским языком и преподавание профессиональных предметов на английском языке (100% выпускников бакалавриата и специалитета владеют английским языком для целей профессионального общения), обязательное обучение и независимая оценка цифровых компетенций в рамках модуля Data Culture (100% выпускников бакалавриата и специалитета получают дополнительную квалификацию по анализу данных и использованию искусственного интеллекта в своей профессии), проектное обучение как основная форма практической подготовки, предусматривающей выполнение в смешанных командах задач, над которыми работают исследователи НИУ ВШЭ или в которых заинтересованы партнерские организации. Проектная работа студентов, в ходе которой наиболее эффективно развиваются профессиональные компетенции, наряду с мягкими навыками, а также приобретается важный опыт решения реальных задач от работодателей, стала отличительной чертой и основой образовательной модели. Инфраструктура и организационно-методическая рамка, созданная в НИУ ВШЭ для практико- ориентированного образования позволяет насыщать содержание образовательных программ новейшими технологическими задачами вне зависимости от направления подготовки.
В 2014 году в НИУ ВШЭ была начата реформа системы управления образовательными программами, которая наряду с изменением принципов академического управления (появление института академических руководителей и академических советов), позволила сформировать новый тип административных структур — учебные офисы образовательных программ высшего образования. Системный подход позволил выработать единые подходы к централизованным подбору и оценке эффективности работы менеджеров программ. Проведенные десять лет назад преобразования остаются основой для обновления и ускоренного развития образовательных продуктов и поддержки инновационной образовательной модели, отличающейся высокой долей вариативности и практикоориентированности.
НИУ ВШЭ использует преимущества более тесного взаимодействия с крупными индустриальными партнерами и создает новые образовательные программы высшего образования «под заказ» организаций. Апробированная годами устойчивая технология создания нового продукта позволяет в диалоге с партнером разработать и запустить новую программу высшего образования в течение 5-8 месяцев. Совместные программы НИУ ВШЭ создала с ООО «Яндекс», ООО «В Контакте», Банком России, ПАО «Сбербанк», АО «Альфа-банк», ГК «Самолет», ГК «Эконива» и другими партнерами.
Сформирован устойчивый бренд НИУ ВШЭ, привлекающий самых сильных абитуриентов как на национальном, так и на глобальном рынке образования: университет занимает 1-е место в стране по качеству бюджетного и внебюджетного приема (среди вузов с приемом более 2 000 человек).
НИУ ВШЭ традиционно является университетом первого выбора для победителей и призеров олимпиад школьников, в том числе проводимых другими организациями и государственными структурами. Так, в НИУ ВШЭ поступает наибольшее количество дипломантов Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) — главной олимпиады страны. Поступление без вступительных испытаний (БВИ) в любой университет для победителей и призеров ВсОШ гарантировано федеральным законом, но НИУ ВШЭ уверенно опережает по числу поступивших все остальные университеты России.
С учетом абитуриентов, которые использовали диплом ВсОШ для поступления БВИ, и тех, кто засчитал его в качестве 100 баллов по ЕГЭ, соответствующему профилю олимпиады, или индивидуального достижения, общее количество дипломантов, поступивших в НИУ ВШЭ в 2024 году, составило 511 человек (справочно: общее количество дипломов ВсОШ в 2024 году среди 11-х классов — 1 345 чел.).
Приемная кампания 2024 года показала значительное увеличение спроса на программы НИУ ВШЭ со стороны абитуриентов бакалавриата, специалитета и магистратуры. Это выражается в устойчивом росте числа абитуриентов во всех кампусах НИУ ВШЭ: 33 470 чел. всего в бакалавриате/специалитете (+10% к 2023 году), 14 284 чел. всего в магистратуре (+9% к 2023 году). Средний балл зачисленных на бюджетные места в бакалавриате во всех кампусах: 95,7 в Москве, +1 балл к 2023 году; 94,8 в Санкт-Петербурге, +0,5 балла к 2023 году; 88,8 в Нижнем Новгороде, +1,2 балла к 2023 году; 86,5 в Перми, +1,3 балла к 2023 году. В 2024 году увеличилась доля абитуриентов, поступающих без вступительных испытаний на бюджетные места, и составила 39% (1 525 чел.) по всему университету с учетом кампусов.
НИУ ВШЭ сохраняет лидерские позиции на рынке онлайн-образования, наращивает сетевое сотрудничество на основе сочетания онлайн-технологий, трансфера собственных стандартов обучения и совместной работы преподавателей университетов-партнеров. Университет рассматривает онлайн-образование и сетевые программы партнерства в качестве ключевых направлений увеличения масштаба и повышения эффективности образовательной деятельности с одновременным обеспечением доступности качественного российского высшего образования на всей территории нашей страны и за рубежом. НИУ ВШЭ в 2024 году реализовывал 27 программ двух дипломов с российскими университетами и выступал как организация-участник более чем в 250 образовательных программах других университетов страны. Суммарно обучая более 18 тысяч студентов других университетов в сетевом формате.
С 2022 года НИУ ВШЭ взял курс на суверенную модель онлайн-образования. Для этого запущен проект онлайн-кампуса НИУ ВШЭ, выпускниками которого стали уже более 1000 студентов, обучавшихся полностью в цифровом формате. На национальной платформе открытого образования НИУ ВШЭ реализуется 197 онлайн-курсов с аудиторией в 2,86 млн. регистраций. В 2024 году реализован набор студентов на 33 онлайн-программы (full online degree) и программы с онлайн- треком, в том числе 28 программ магистратуры и 5 программ бакалавриата. Всего на онлайн-программах обучаются более 4,7 тыс. студентов.
НИУ ВШЭ продолжает развивать отношения с китайской платформой «XuetangX». В 2024 году для слушателей были доступны пять курсов университета. В первом квартале 2025 года стартовал курс по изучению русского языка для иностранцев. В течение первой половины 2025 года планируется разместить еще шесть курсов.
Высокая эффективность онлайн-образования НИУ ВШЭ подтверждается тем, что университет стал победителем рейтинга Times Higher Education (THE) Online Learning Rankings 2024 наряду с 10 мировыми вузами, получив статус Gold (единственный из России).
В партнерствах с российскими и зарубежными университетами НИУ ВШЭ реализует трансфер апробированных практик и оригинальных образовательных программ и их модулей (в том числе онлайн-курсов) для российских университетов (около 50 университетов); программы двух дипломов (количество международных соглашений о студенческих обменах увеличилось в 5,7 раза, с 34 в 2013 г. до 194 в 2024 г., количество партнерских соглашений — в 1,9 раз, с 215 в 2013 г. до 399 в 2024 г.).
Университету удалось расширить международное присутствие в сфере образования и науки. Ключевым достижением является установление системных контактов и стратегического партнерства в приоритетных странах с университетами, входящих в топ-3 национального и регионального рейтингов, например, с Ханойским государственным университетом (Вьетнам), Университетом им. Джавахарлала Неру и Университетом Дели (Индия), Университетом ОАЭ (ОАЭ), Университетом короля Сауда (Саудовская Аравия), Университетом Индонезии (Индонезия), Университетом Фудань (КНР), Университетом Сан-Паулу и Государственным университетом Кампинаса (Бразилия), Тегеранским университетом (Иран). Университет стабильно присутствует в мероприятиях на высшем уровне в рамках встреч Президента России В.В. Путина с главами государств.
Впервые проведено исследование по выявлению приоритетных направлений развития партнерств и создана база информационно-аналитических материалов с рекомендациями по развитию международного сотрудничества. Открытое исследование и инструмент по сравнению рынков приоритетных стран облегчает доступ к данным, а также упрощает принятие решений сотрудниками НИУ ВШЭ о развитии международных партнерств.
Проводится системная работа с органами власти Российской Федерации по экспертному сопровождению политики в рамках международных организаций, в частности на базе НИУ ВШЭ был создан Экспертный совет по вопросам участия Российской Федерации в объединении БРИКС. НИУ ВШЭ является экспертно- аналитическим центром первого выбора не только для правительства РФ, но и для других стран. Например, Центром изучения Африки проводится Программа трансфера компетенций в области цифровизации государственного управления стран Африки, а Экспертный совет БРИКС — Россия провел обучающий семинар для госслужащих и бизнеса Ирана по теме науки, технологий и инноваций в БРИКС. НИУ ВШЭ становится инициатором крупнейших мировых объединений, учредив Консорциум юридических школ БРИКС, который поддержали ведущие университеты мира.
В НИУ ВШЭ реализуется человекоцентричный подход при работе с иностранными обучающимися, предполагающий учет их индивидуальных потребностей, культурных особенностей, соблюдение их прав и свобод. НИУ ВШЭ обеспечивает различные меры поддержки и адаптации иностранных студентов в стране и университете. Происходит оптимизация процессов по адаптации международных студентов и специалистов, в частности для обеспечения соблюдения ими законодательства РФ в части визово-миграционных требований и прохождения процедуры обязательного медицинского освидетельствования. НИУ ВШЭ является одним из национальных лидеров в области дополнительного образования — доход на открытом рынке в 2024 г. составил 2,3 млрд руб. (рост на 21% к 2023 году). Университет обладает многопродуктовым портфелем программ ДПО с блочно-модульным построением (Lego-style) в очном, онлайн- и смешанном форматах (занимает около 1,33% российского рынка дополнительного образования и 3,9% рынка университетского ДПО).
НИУ ВШЭ является одной из ведущих площадок развития корпоративного обучения, совместно с крупнейшими корпоративными университетами ведущих компаний российского бизнеса. В 2024 году реализовано 285 корпоративных программ, в том числе для 16 заказчиков — представителей списка «Эксперт-400», таких как ПАО «Газпром нефть», ПАО «Ростелеком», ПАО «Росбанк», АО «Русал», ООО «Лента», ПАО «ТМК», ООО «Сибур» и др.
Университет первым в стране создан цифровую внутреннюю экосистему ДПО, позволившую не только оцифровать все базовые бизнес-процессы, но и повысить качество обучения, создать комфортные условия как для внешних клиентов, так и для сотрудников НИУ ВШЭ, в том числе через создание системы сопровождения и поддержки специалистов ДПО, повышения их квалификации в области проектирования программ ДПО, сопровождении обучения, оптимизации базовых процессов.
Научно-исследовательская деятельность и коммерциализация результатов исследований и разработок
В основе развития НИУ ВШЭ как исследовательского университета — сложившаяся научная культура, ориентированная на передовой глобальный уровень, сотрудничество и конкуренцию с ведущими мировыми научными центрами. Научная честность, компетентность и открытость новому в сочетании с демократическими и прозрачными методами управления и опорой на традиции отечественной науки позволили построить уникальную исследовательскую среду, сохранение и развитие которой является залогом успеха в науке и образовании, а также во влиянии университета на технологическое, культурное и экономическое развитие России.
В рамках реализации научно-исследовательской политики НИУ ВШЭ ориентирован на реализацию крупных междисциплинарных проектов полного цикла. НИУ ВШЭ сформировался в качестве научно-методического центра долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социально- экономического развития страны. В целях определения востребованных направлений исследований осуществляется форсайт перспективных рынков и областей прикладных научных исследований и разработок с использованием системы анализа больших данных iFORA.
Научно-исследовательская деятельность НИУ ВШЭ способствует развитию экономики данных Российской Федерации, вносит существенный вклад в обеспечение конкурентоспособности отечественной науки и технологического суверенитета страны, отвечает интересам высокотехнологичных отраслей промышленности, топливно-энергетического комплекса, отрасли ИТ, транспорта и связи.
Значительная часть проводимых в НИУ ВШЭ исследований относится к традиционным для университета направлениям: экономика и социальные науки, право, гуманитарные науки, компьютерные науки, математика; продолжается активное развитие исследований в области искусственного интеллекта, разработок в области когнитивных наук и нейротехнологий, а также по инженерно- техническим направлениям: математическому моделированию физических процессов и явлений, изучению информационно-управляющих систем, материалов электронной, микросистемной и космической техники, теоретической физики. В 2024 г. университетом реализовано 157 крупных проектов фундаментальных исследований; опубликованы более 2 100 статей и обзоров (по предварительным оценкам, индексация продолжается), входящих в 1-2 уровень текущей версии национального Белого списка.
Университет сформировал полную систему поддержки фундаментальной науки. Одним из ее ключевых элементов является система академических надбавок, поддерживающая индивидуальные научные достижения с постоянно повышающейся планкой международного признания результатов. Используются конкурсные механизмы поддержки различных видов проектов и подразделений. Подобный подход позволяет проводить систематический мониторинг реализации проектов и их оценку по показателям эффективности, а также оценивать вклад в достижения университета. В университете функционируют 42 Центра превосходства и 2 Центра передовых исследований НИУ ВШЭ. Более 70% работников Центров превосходства в возрасте до 40 лет. Каждый проект Центров превосходства открыт на 3 года, по итогам реализации трехлетнего проекта проводится оценка эффективности. Развитая система наукометрического мониторинга и обратной связи дополняет экспертизу и обеспечивает объективность и прозрачность управления.
В проектах Центров превосходства исследования проводятся на высокотехнологичном оборудовании, включая две уникальные научные установки (далее — УНУ): в Международной лаборатории квантовой оптоэлектроники факультета Санкт-Петербургской школы физико-математических и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург исследовательские работы выполняются на УНУ «Комплексный оптоэлектронный стенд»; в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ продолжились комплексные мультимодальные научные исследования механизмов работы мозга с использованием УНУ «Автоматизированная система неинвазивной стимуляции мозга с возможностью синхронной регистрации биотоков мозга и отслеживания фиксации глазодвижения».
В НИУ ВШЭ созданы объекты научной инфраструктуры мирового класса: Репозиторий социально-экономической информации НИУ ВШЭ — уникальная электронная коллекция, обеспечивающая открытый доступ к результатам эмпирических исследований в сфере наук об обществе; Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (RLMS-HSE) — уникальное лонгитюдное обследование домохозяйств с 1994 г.; Система интеллектуального анализа больших данных iFORA (на базе дата-кластера НИУ ВШЭ), отмеченная ОЭСР как значимый пример цифровизации науки.
НИУ ВШЭ активно привлекает грантовое финансирование — входит в топ-10 организаций по количеству подаваемых заявок на конкурсы Российского научного фонда (далее — РНФ) и количеству выполняемых проектов. При этом по направлению «Гуманитарные и социальные науки» НИУ ВШЭ занимает 2-е место по числу грантов РНФ, полученных за все время работы фонда, и 3-е место по направлению «Математика, информатика и науки о системах».
При поддержке РНФ НИУ ВШЭ выполняет опытно-конструкторские и технологические работы, направленные на повышение научно-технологического потенциала в системообразующих отраслях экономики и внедрение современных отечественных наукоемких технологических решений, имеющих важнейшее значение для реализации стратегических инициатив в области научно- технологического развития Российской Федерации. В 2024 г. получен грант РНФ на выполнение ориентированных и прикладных научных исследований в рамках стратегических инициатив Президента России в научно-технологической сфере по направлению «Микроэлектроника» по теме «Разработка и внедрение модифицированных SPICE-моделей и программно-аппаратных средств для экстракции их параметров для компонентов ИС и полупроводниковых приборов гражданского и специального назначений», заказчиком выступает Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики им. Н.Л. Духова.
Всего в 2024 г. РНФ поддержал реализацию 55 новых проектов НИУ ВШЭ на выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований.
Для внутренней поддержки предпроектной деятельности при реализации работ в интересах заказчиков действует специальный фонд развития прикладных исследований НИУ ВШЭ, направленный на стимулирование исследовательской деятельности, включая предпроектную работу для создания научных заделов; развитие новых научных компетенций; анализ и прогнозирование рынков.
Фонд на конкурсной основе поддерживает также проекты стартового финансирования вновь формируемых, как правило междисциплинарных, научно- исследовательских коллективов, таких как Центр геоданных НИУ ВШЭ. Программа реализуется с 2019 г., в ней приняло участие более 70 коллективов. С 2021 г. поддерживаются проекты молодых ученых по отдельному конкурсу для НЦМУ «Потенциал человека». Объем привлеченных внебюджетных средств по тематикам поддержанных завершенных проектов к 2024 г. в 3 раза превысил выделенное финансирование.
НИУ ВШЭ является национально признанным экспертным центром: ежегодно университет выполняет проекты по заданиям Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации, работы по заказам Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных и региональных органов исполнительной власти, Счетной палаты России, реализуемые в интересах социально-экономического развития страны, государственного управления, социальной, образовательной и научной политики, внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности и др.; реализуются 25 крупномасштабных мониторинговых исследований по направлениям социально- экономического развития. Важное место в системе продвижения результатов научной деятельности НИУ ВШЭ занимает издание научных журналов: если к началу 2010-х годов в НИУ ВШЭ издавалось 13 журналов, то в 2024 г. их количество увеличилось до 29.
НИУ ВШЭ активно развивает систему коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (далее — РИД) и трансфера технологий с учетом технологических, экономических и социальных вызовов для России, инфраструктуру взаимодействия с индустриальными партнерами-лидерами рынка, механизмы их вовлечения в качестве заказчиков исследований и разработок, мониторинг перспективного спроса в развивающихся технологических областях, формирует систему оценки коммерческой значимости РИД.
В НИУ ВШЭ созданы меры поддержки коллективов, реализующих проекты по коммерциализации результатов научной, образовательной и креативной деятельности. Университет выделяет на конкурсной основе гранты, обеспечивающие развитие проекта до уровня, необходимого для тестовой продажи продукта/услуги (или их прототипа) по лицензионной модели и обязательного получения университетом в последующем соответствующего дохода от распоряжения правами на РИД. Действующий механизм «профессорской привилегии» дополнен новым режимом «предпринимательской привилегии», адресованным коллективам, активно использующим созданные РИД в проектах и сделках, приносящих доходы в форме лицензионных платежей.
В НИУ ВШЭ функционирует бизнес-инкубатор, который занял 1-е место в рейтинге лучших университетских акселераторов мира по версии UBI Global 2019- 2020; реализуется программа «Фонд поддержки инновационного предпринимательства» в формате конкурсов научно-технических бизнес-проектов HSE{Tech}Cup и студенческих проектов HSE{Business}Cup.
Глобальная конкурентоспособность
НИУ ВШЭ занимает высокие позиции в глобальных институциональных рейтингах: по состоянию на 2024 г. в QS World University Rankings — 410 позиция (6 место среди российских университетов), THE World University Rankings — 401-500 позиция (4 место среди российских университетов), ARWU Academic Ranking of World Universities — 701-800 позиция (5 место среди российских университетов), U.S.News & World Report — 584 позиция (5 место среди российских университетов), MosIUR «Три миссии университета» — 135 место (4 место среди российских университетов).
НИУ ВШЭ присутствует в 44 предметных/отраслевых мировых рейтингах QS, THE, ARWU, занимая второе место среди российских университетов по общему количеству позиций и по количеству позиций в топ-100. По 21 направлению НИУ ВШЭ лидирует в России, при этом по 6 предметам является единственным российским университетом, представленным в рейтингах. В топ-100 предметных и отраслевых рейтингах QS, THE и ARWU НИУ ВШЭ представлен 11 предметами/ отраслями, в топ-300 занимает 34 позиции. Кроме того, НИУ ВШЭ включен в 17 предметных рейтингов MosIUR «Три миссии университета».
НИУ ВШЭ единственный российский университет, который представлен в топ-100 рейтинга молодых университетов THE Young University Rankings. В 2024 году университет значительно улучшил свои позиции в данном рейтинге, поднявшись на 87 позицию (98 позиция в 2023 году).
НИУ ВШЭ вошел в топ-10 Пилотного рейтинга университетов стран БРИКС, публикация которого приурочена к проведению Форума ректоров университетов стран БРИКС в Москве. Данный рейтинг охватывает 600 университетов из 10 стран-участниц БРИКС, занимающих высокие позиции в мировых академических рейтингах и лидирующие в национальных списках университетов. В новом рейтинге НИУ ВШЭ занял 10-е место (4-е место среди российских университетов).
В рейтинге по устойчивому развитию QS Sustainability в 2024 году НИУ ВШЭ занимает 2 место среди российских университетов (560 позиция в мире).
Человеческий капитал
В 2024 г. численность работников НИУ ВШЭ составила 11 558 человек, из которых 9 045 — по основному месту работы, 2 513 — внешних совместителей. Численность НПР — 4 446 человека (по основному месту работы и внешние совместители), из них 45% — кандидаты наук, 17% — доктора наук, 5% — обладатели степеней PhD зарубежных университетов. Средний возраст НПР составляет 45 лет, 24% из них — до 35 лет, а 31% — от 36 до 45 лет.
Политика управления человеческим капиталом НИУ ВШЭ направлена на формирование и развитие глобально конкурентоспособных коллективов из опытных и молодых российских и зарубежных ученых, преподавателей. НИУ ВШЭ разработал и широко применяет систему инструментов кадрового развития, способствующих обеспечению качества научных исследований и разработок, повышению заработной платы НПР, ускоренному развитию молодых ученых, реализации инициативных научных проектов.
Система стимулирования сотрудников НИУ ВШЭ базируется на следующих принципах:
- каждый работник понимает, что его вознаграждение отражает его собственные усилия и то, что именно он должен сделать для увеличения своего вознаграждения;
- показатели, обеспечивающие получение надбавок, постепенно растут по мере роста научного потенциала работников;
- это массовая система, охватывающая всех штатных НПР НИУ ВШЭ.
Система управления человеческим капиталом органично встроена в систему управления университетом и в каждую из реализуемых политик в целях обеспечения открытости, этичности, эффективности, командной работы, приоритета результата над процессом. В структуре университета создана Корпоративная академия НИУ ВШЭ, задача которой обеспечить возможность для развития каждого работника НИУ ВШЭ, раскрыть его таланты, создать возможности для самореализации.
Инфраструктурные возможности
С точки зрения инфраструктуры НИУ ВШЭ развивается, опережая возможности своей имущественной базы. В настоящее время университет располагает 7,77 кв. м учебно-лабораторных площадей в расчете на студента в Москве, 5,57 кв. м — в Санкт-Петербург, 6,34 кв. м — в Нижнем Новгороде, 7,11 кв. м — в Перми, что примерно в 2 раза ниже средней обеспеченности российских университетов (и кратно меньше зарубежных вузов, с которыми НИУ ВШЭ конкурирует на международных рынках).
С точки зрения организации пространства университет НИУ ВШЭ во всех городах присутствия можно охарактеризовать как городской распределенный кампус, здания которого равномерно распределены по городу. Такой подход позволяет НИУ ВШЭ более эффективно использовать городскую инфраструктуру и ресурсы, а также повышает доступность образования для студентов, живущих в разных частях города.
Университет первым в России начал переходить к новому формату университетских пространств и университетской инфраструктуры, адаптированных для самостоятельной (проектной) работы студентов, поддержки удаленной работы (в том числе в межкампусном и межвузовском форматах), в том числе с партнерами из индустрии. В 2022-2024 гг. открыты коворкинги ООО «В Контакте», АО «Альфа-банк» в Москве и Санкт-Петербурге, готовятся к открытию коворкинги и аудитории партнеров, включая ПАО «Банк ВТБ», ПАО «Сбербанк» и др. НИУ ВШЭ осуществляет постепенное переформатирование традиционных учебных помещений в пространства для индивидуальной и групповой проектной работы, гибридные пространства; 100% зданий оснащены оборудованием для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Библиотека университета одной из первых среди российских вузов перешла на использование цифровых ресурсов. Университет предоставляет возможность удаленного доступа ко всем доступным глобальным библиотечным базам, соответствующим реализуемым направлениям науки и образования, для каждого обучающегося и каждого сотрудника, что соответствует университетам мирового уровня. В то же время библиотечные пространства обеспечивают работу в режиме коворкингов и самостоятельной подготовки с открытым доступом к источникам. Библиотека в корпусе на Покровском бульваре, д. 11, г. Москва работает в режиме доступа 24/7.
Высокопроизводительный вычислительный кластер «cHARISMa» НИУ ВШЭ занимает 10-е место в рейтинге топ-50 суперкомпьютеров СНГ. Для обеспечения эффективного доступа коллективов к ресурсам суперкомпьютера разработана уникальная система «HPC TaskMaster», которая позволяет отслеживать эффективность всех выполняемых на суперкомпьютере задач. Система внесена в реестр отечественного ПО. В НИУ ВШЭ создана собственная приборная база, также широко используются приборы и оборудование партнерских организаций, в том числе для лабораторных практикумов и проектной работы студентов естественно-научных факультетов.
Система управления университетом
Повышение эффективности системы управления в контексте поддержания внутренней интеллектуальной и креативной среды, необходимой для обеспечения задач национального технологического лидерства, является одним из приоритетов НИУ ВШЭ. В 2024 году запущен проект человекоцентричного подхода к осуществлению централизованных функций, обеспечивающих основную деятельность университета и каждого члена его коллектива. Подход основан на принципах открытости, этичности, эффективности, командной работы, приоритета результата над процессом. Создан Центр сервиса «Служба заботы» в качестве связующего звена между сотрудниками, участвующими в реализации основной деятельности, и обеспечивающим блоком. В 2025 году планируется трансформация Единой и Финансовой приемных в качестве элемента «Службы заботы».
В целях оптимизации процессов и повышения операционной эффективности управления, а также снижения правовых рисков в НИУ ВШЭ сформированы структурные подразделения, на которые возложены задачи по:
- реализации проектов модернизации административных процессов НИУ ВШЭ, нацеленных на повышение эффективности, прозрачности и оперативности работы структурных подразделений, обеспечивающих и сопровождающих основные виды деятельности университета (Управление модернизации системы административного обеспечения, лаборатория человекоцентричности и лидерских практик Института государственного и муниципального управления);
- совершенствованию системы управления данными (Дирекция по аналитике и управлению данными);
- формированию системы внутреннего контроля, аудита и управления рисками (Центр комплаенс);
- формированию социальных компетенций и гражданских установок у обучающихся, в том числе в рамках реализации образовательного подхода «обучение служением», популяризации благотворительной и волонтерской деятельности внутри и за пределами НИУ ВШЭ, укреплению духовно-нравственных ценностей обучающихся НИУ ВШЭ (Дирекция по развитию социальных проектов и взаимодействию с НКО).
1.4. Вызовы, стоящие перед университетом
На данном этапе развития университет сталкивается с рядом внешних и внутренних вызовов, к которым можно отнести следующие:
- необходимость обеспечения технологического развития критически важных для устойчивости экономики и общества отраслей науки и техники России;
- изменение технологического ландшафта в стране и запрос со стороны государства на максимально быстрый трансфер результатов исследований и разработок в практику применения для обеспечения технологического суверенитета России;
- необходимость сохранения и устойчивого развития фронтирного уровня фундаментальных исследований с целью обеспечения конкурентоспособности университета на академическом рынке и обеспечения задела для прикладных исследований и разработок;
- рост конкуренции за лучших исследователей на национальном и глобальном академическом рынке за счет спроса со стороны как ведущих российских университетов, так и бизнеса;
- высокие издержки, связанные с содержанием и развитием приборной базы и суперкомпьютерных кластеров, фактор постоянного морального устаревания ИТ- инфраструктуры по отношению к актуальным уровням цифровых сервисов;
- санкционное давление, ограничивающее ресурсную базу исследований и образования: разрушение или замораживание международных научных связей и устойчивых коллабораций, ограничение доступа к зарубежным базам данных, невозможность приобретения иностранного программного обеспечения и научного оборудования, изменение производственно-логистических связей;
- неопределенность в обеспечении присутствия университета в топ-листах международных рейтингов в условиях неустойчивой геополитической ситуации;
- сложившиеся на академическом рынке ограничения инструментов трансфера знаний и технологий и связанные с этим проблемы трансляционного потенциала исследований;
- значительные ограничения имущественной инфраструктуры университета (практически 50% от средней обеспеченности российских вузов по учебно- лабораторным площадям и общежитиям), создающие препятствия для развития образовательных программ, расширения контингента, включая привлечение иностранных студентов.
Программа развития НИУ ВШЭ на 2025–2036 годы
1. Общие положения: анализ результатов и текущее состояние университета
1.1. Краткая характеристика
1.2. Ключевые результаты развития в предыдущий период
1.3. Анализ современного состояния университета
1.4. Вызовы, стоящие перед университетом
2. Стратегия развития университета: целевая модель и ее ключевые характеристики
2.1. Миссия и видение развития университета
2.2. Целевая модель развития университета
2.3. Описание принципов осуществления деятельности университета
2.3.1. Научно-исследовательская политика
2.3.2. Политика в области инноваций и коммерциализации
2.3.3. Образовательная политика
2.3.4. Политика управления человеческим капиталом
2.3.5. Кампусная и инфраструктурная политика
2.3.6. Дополнительные направления развития
2.4. Финансовая модель
2.5. Система управления университетом
3. Планируемые мероприятия по достижению целевой модели: стратегические цели развития университета и стратегия их достижения
3.1. Развитие НИУ ВШЭ как центра технологического лидерства, обеспечивающего глобальную конкурентоспособность России
3.2. Формирование благоприятной социальной среды НИУ ВШЭ, стимулирующей повышение продуктивности сотрудников и обучающихся и их вовлеченность в проактивную университетскую жизнь
3.3. Усиление позиций России в обострившейся глобальной конкуренции за интеллектуальный капитал, научно-технологические результаты, эффективность и устойчивое развитие экономики и общества
4. Цифровая кафедра университета
5. Стратегическое технологическое лидерство университета
5.1. Описание стратегических целей развития университета и стратегии их достижения
5.2. Стратегии технологического лидерства университета
5.3. Система управления стратегией достижения технологического лидерства университета
5.4. Описание стратегических технологических проектов
5.4.1. Национальный центр социально-экономического и научно-технологического прогнозирования
5.4.2. Комплекс технологий доверенных систем связи 6G
5.4.3. Мультиагентная платформа ИИ-решений для отраслевых задач