• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

2. Стратегия развития университета: целевая модель и ее ключевые характеристики

2.1. Миссия и видение развития университета

Миссия НИУ ВШЭ — обеспечивать глобальную конкурентоспособность российской науки и образования по широкому спектру направлений своей деятельности; создавать и распространять новые интеллектуальные и образовательные продукты и технологии, обеспечивающие рост и устойчивость России в постоянно меняющемся мире; создавать пространство для реализации и развития талантов нового поколения.

2.2. Целевая модель развития университета

Целевая модель университета определяется с одной стороны приоритетами национального развития, с другой — влиянием глобальных трендов социально- экономического и инновационного развития стран. НИУ ВШЭ концентрирует усилия и ресурсы на реализации опережающей междисциплинарной исследовательской и технологической повестки в контексте глобальных вызовов и национальных интересов в соответствии с национальными целями развития страны и приоритетами, установленными в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», Указе Президента Российской Федерации от 18.06.2024 № 529 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий», Указе Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации от 28 февраля 2024 г. № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. № 4146-р «Стратегия пространственного развития» и в других стратегических документах.

Глобальные тренды свидетельствуют от том, что к 2036 г. университет будет работать в принципиально новых условиях. Продолжится и усилится активное внедрение цифровых технологий в образование и научно-исследовательскую деятельность вузов. При этом технологии позволят по-настоящему индивидуализировать обучение, построение научной карьеры.

Почти полностью будут исчерпаны возможности бюджетного стимулирования (софинансирования) экономики, в связи с чем встанет задача новой организации рынков, а также защиты собственности и бизнеса. Производство и рынок труда будут в большей степени переориентированы на частный спрос; спрос на инновации переместится из государственного в частный сектор.

В ответ на эти запросы национального развития и глобальные тренды НИУ ВШЭ рассматривает свою целевую модель как национального исследовательского университета мирового уровня, ориентированного на обеспечение технологического лидерства России. Для этого на новом этапе развития НИУ ВШЭ будет обеспечивать свое развитие в формате единого распределенного кампуса через реализацию сети географически распределенных центров академического и технологического превосходства (лидерства), характеризующихся значительным заделом в виде исследований международного уровня, наличием широкого спектра партнерств с зарубежными и российскими научно-образовательными центрами, объединенных единой культурой и стандартами кадрового развития, исследований, образования, экспертно-аналитической и проектной работы для обеспечения значительного вклада университета в социально-экономическое, научно- технологическое и инновационное развитие нашей страны и ее регионов, глобальную технологическую конкурентоспособность России.

Достаточно высокая неопределенность развития в 10-летнем периоде задает ориентацию на фундаментальные и поисковые исследования с высоким трансформационным или трансляционным потенциалом, глубокую аналитическую подготовку студентов и формирование гибкой системы организации науки и образования, способной быстро адаптировать свою структуру.

НИУ ВШЭ будет использовать свои стратегические преимущества в области социально-экономического анализа и научно-технологического прогнозирования на основе искусственного интеллекта. Анализ и прогноз предметного поля станут обязательным элементом всех новых научных и образовательных проектов НИУ ВШЭ.

Основной прирост результатов в рамках стратегических технологических проектов будет достигнут за счет работы на стыке наук, «бесшовной» трансляции результатов в образовательные программы, стартапы, экономические и социальные практики. В НИУ ВШЭ продолжат создаваться глобальные «центры превосходства» — инфраструктура концентрации выдающихся ученых, самых сильных аспирантов и постдоков, регулярных научных олимпиад и научных школ для талантов из разных стран.

2.3. Описание принципов осуществления деятельности университета

2.3.1. Научно-исследовательская политика

К 2025 г. НИУ ВШЭ сформировался как национальный исследовательский университет мирового уровня, деятельность которого направлена на усиление позиций России в обострившейся конкуренции за интеллектуальный капитал, научно-технологические результаты, эффективность и устойчивость экономики, государства и общества.

НИУ ВШЭ последовательно расширяет направления прикладных научных исследований и разработок, занимая лидирующие позиции не только в сфере социально-экономических исследований, но и в области искусственного интеллекта и машинного обучения, микроэлектроники и телекоммуникаций, современных систем связи, форсайта научно-технологического развития, когнитивных технологий и нейронаук, биологии и др.

Важнейший приоритет научно-исследовательской политики НИУ ВШЭ — организация системных долгосрочных партнерств с компаниями — лидерами рынка, федеральными и региональными органами власти, государственными корпорациями, ведущими вузами и научными организациями, международными компаниями; создание консорциумов по реализации масштабных проектов, направленных на достижение национальных целей развития.

Среди партнеров НИУ ВШЭ — ПАО «Сбербанк», ООО «Яндекс», ПАО «Банк ВТБ», ПАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», ПАО АФК «Система» (включая ПАО «МТС», ПАО «Элемент»), ПАО «Промсвязьбанк», АО «Российский Сельскохозяйственный банк», ГК по атомной энергии «Росатом», ПАО «Аэрофлот», АО «Газпромбанк», АО «ДОМ.РФ», ПАО «МегаФон», ООО «В Контакте» и др., а также университеты и научные центры, некоммерческие организации.

Университету предстоит обеспечить формирование системы управления партнерствами и ресурсами для научных исследований, разработок и трансфера технологий, включая приборную базу, информационные платформенные и цифровые ресурсы (сервисы) для науки.

Особенность прикладных исследований университета — их междисциплинарный характер, опора на результаты собственных фундаментальных исследований и связь с индустриальными партнерами. Для системного роста результативности фундаментальных и поисковых исследований планируется ориентация на увеличение в их составе доли трансформационных работ (отодвигают горизонт и приводят к новым направлениям) и трансляционных исследований (быстрый трансфер в коммерческое применение или другие формы социального присвоения результатов). В целях встраивания НИУ ВШЭ в цепочки создания технологий доля фундаментальных проектов в области STEM увеличится с 25% в 2024 г. до более чем 45% уже в 2026 году.

Наряду с этим продолжится развитие продемонстрировавших свою эффективность конкурентных инструментов научно-исследовательской политики университета, ориентированных на поддержку инициативных исследований подтвержденного научного уровня. В первую очередь — конкурсных инструментов создания центров превосходства, поддержки региональных партнерств с российскими университетами и научными организациями, а также проектов международного академического сотрудничества в области науки, научно-учебных лабораторий и групп, поддержка академического «ядра» научных подразделений, проведение эмпирических исследований, закрепленных «научных фондов» факультетов, департаментов и школ и др., а также системы академических надбавок за высокие подтвержденные научные результаты, которые являются формой финансирования инициативных исследований ученых НИУ ВШЭ.

НИУ ВШЭ будет достраивать, при необходимости, инструменты выявления трансляционного потенциала результатов фундаментальных исследований.

В части прикладных исследований и разработок университет направит фокус на обеспечение практической значимости и востребованности результатов научных исследований путем вовлечения целевых бенефициаров и учета их потребностей на этапе планирования исследований, одновременно создавая сбалансированную систему трансфера, объединяющую механизмы коммерциализации РИД и трансляции общественных благ для государства, общества, бизнеса, граждан, университета.

Экспертно-аналитическая деятельность университета будет расширяться качественно за счет использования научных достижений университета и количественно вследствие повышения репутационных показателей НИУ ВШЭ.

Таким образом, НИУ ВШЭ нацелен на развитие исследовательских программ полного цикла — от фундаментального исследования до использования результатов потребителями, а также экспертно-аналитической поддержки принятия решений на государственном, региональном, отраслевом уровнях. Не отказываясь от развития традиционных для НИУ ВШЭ направлений — социогуманитарные, экономические, точные, нейрокогнитивные науки — университет продолжит развивать компьютерные науки, в первую очередь технологии искусственного интеллекта, машинного обучения и обработки «больших данных», признавая их самоценность, но предполагая их как основу для развития всех научных направлений в университете, формирования новых междисциплинарных областей исследований, прорывных проектов и новых, в т.ч. межкампусных, научных коллективов.

Для развития STEM-направлений и исследований по математическому моделированию физических процессов и явлений, инженерному проектированию, изучению информационно-управляющих систем, материалов электронной, микросистемной и космической техники, теоретической физики, химии, биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ, с учетом возможностей, будет стремиться к развитию собственной приборной базы и формированию сети консорциумов и партнерств, в т.ч. с институтами РАН.

С целью обеспечения устойчивого развития научных исследований и разработок НИУ ВШЭ, будучи участником всех крупных госпрограмм развития исследований и разработок, перейдет к инвестиционной модели финансирования научных исследований, дополнительно вкладывая на конкурсной основе до 30% средств, получаемых от внешних заказов на НИОКР, в поддержку традиционных и развитие новых, как правило, междисциплинарных, направлений.

Не менее важным представляется трансформация (в том числе цифровая) процессов управления и сопровождения НИОКТР, снижение административной нагрузки на исследователей, а также расширение инструментов поддержки и развития исследований и разработок и продвижения их результатов, в том числе через формирование гибкой финансовой модели стимулирования и развития НИОКТР.

На новом этапе развития к числу приоритетов добавляется открытость обществу. В части науки это всесторонняя поддержка открытого доступа к научным результатам университета, гарантирующая отсутствие барьеров для их внедрения в экономику и обогащения культуры России, влияние на развитие мировой науки. НИУ ВШЭ планирует активно участвовать в этом глобальном процессе, поддерживая доступность результатов исследований и наборов данных, открытого рецензирования, ориентируясь на новые открытые наукометрические источники, лишенные санкционных рисков. Ключевым компонентом процесса является дальнейшее развитие собственных научных журналов НИУ ВШЭ на принципах бесплатного открытого доступа, что особенно важно сегодня для российских ученых.

Университет выйдет на качественно новый уровень сотрудничества с международными партнерами при обеспечении лидерства НИУ ВШЭ на новых рынках образования и научных исследований, через формирование новых сетей академического обмена и центров академического притяжения, новых научных журналов и конференций совместно с партнерами из дружественных стран — Большого Евразийского партнерства, включая страны СНГ и ЕАЭС, БРИКС, ШОС, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки.

Создание собственных научных школ и исследовательских команд мирового уровня — приоритетная задача НИУ ВШЭ. Продолжится развитие глобально значимых центров превосходства (передовых исследований), призванных обеспечить лидерство в мировом научно-образовательном пространстве.

Программа поддержки деятельности центров превосходства будет развиваться в направлении создания естественно-научных кластеров и междисциплинарных центров компетенций для участия в совместных исследованиях, в том числе в проектах с российскими университетами и научными центрами.

Продолжится практика создания международных научных партнёрств, способствующих расширению и взаимному обогащению исследовательской повестки, а также вовлечению в совместную работу студентов и аспирантов университета. Инструмент предполагает конкурсный отбор совместных научных проектов с зарубежными партнерами — университетами и научными организациями — и поддержку реализации трехлетних проектов с возможностью продления. Международные команды проектов имеют все возможности для достижения выдающихся научных результатов. В предложенном формате с 2024 г. в НИУ ВШЭ уже поддержаны 7 проектов — с организациями Китая (3), Вьетнама, Бразилии, Узбекистана, Белоруссии — по направлениям исследований: математика, образование, физика, социология и междисциплинарные исследования.

2.3.2. Политика в области инноваций и коммерциализации

К приоритету политики в области коммерциализации и трансфера прорывных научных результатов исследований и разработок относится формирование механизма комплексного содействия в инициировании и реализации проектов, нацеленных на передачу в реальный сектор экономики результатов научной, образовательной, экспертно-аналитической и креативной деятельности университета, в том числе с использованием кооперационных форматов (консорциумов).

Такой механизм в НИУ ВШЭ реализуется на основе сетевой модели трансфера технологий, включающей:

  • многосторонние коммуникации между исследователями университета, представителями бизнеса и индустрии, а также конечными потребителями продуктов и услуг с целью выявления научных и технологических барьеров, преодоление которых позволит повышать их конкурентоспособность;
  • механизм инициирования проектов НИОКТР и проектов по коммерциализации, включающий комплексную оценку инициатив и проектных предложений с активным вовлечением отраслевых экспертов и индустриальных партнеров;
  • реализацию проектов НИОКТР и проектов по коммерциализации с использованием кооперационных форматов (консорциумов), предусматривающих, в том числе, закрепление прав на создаваемые РИД за НИУ ВШЭ, а также передачу прав на РИД, правообладателем которых является университет, для практического использования в рамках таких проектов;
  • активное сотрудничество с центрами трансфера технологий других университетов и индустриальных партнеров в целях обмена опытом, повышения квалификации и обеспечения лидерских позиций НИУ ВШЭ в сфере развития национальной сети трансфера технологий.

Реализация данной модели была начата в НИУ ВШЭ в 2022 г. и поддержана Минобрнауки России в рамках программы создания и развития в 2023-2024 гг. Центров трансфера технологий.

Это позволило за короткий срок:

  • более чем в 4 раза нарастить объем сделок по распоряжению правами на РИД;
  • в 10 раз увеличить число прав на РИД, вовлеченных в гражданский оборот;
  • в 7 раз увеличить число продуктов университета, продаваемых по лицензионной модели.

НИУ ВШЭ продолжит совершенствование собственных системных механизмов стимулирования и поддержки деятельности по коммерциализации РИД:

  • льготный режим «предпринимательской привилегии» (с 2023 г.) — отчислений от лицензионных доходов, который позволяет реинвестировать получаемые доходы в развитие продуктов и масштабирование продаж;
  • механизм финансовой поддержки проектов по коммерциализации (с 2024 г.), позволяющий поддержать активность подразделений на этапе тестовых продаж и развития кооперации;
  • систему оценки практико-ориентированной активности работников (ОПОРА), призванная сформировать персональные стимулы для участия в проектах по коммерциализации.

Для обеспечения вклада в технологическое лидерство и масштабирования доходов от коммерциализации НИУ ВШЭ при реализации политики в сфере коммерциализации и трансфера технологий сосредоточит усилия на решении следующих задач:

  • фокусировка исследований и разработок на востребованные прикладные задачи через взаимодействие с партнерами из реального сектора экономики;
  • формирование конкурентоспособных коллективов, объединяющих исследователей, разработчиков и предпринимателей, с учетом долгосрочного планирования и регулярной актуализации приоритетных направлений научных исследований и разработок;
  • формирование задела в виде результатов научных исследований и разработок высокого уровня готовности технологий для участия в государственных программах и кооперации с индустриальными партнёрами, в том числе с быстрорастущими технологическими компаниями;
  • развитие и масштабирование практических бизнес-моделей для коммерциализации продуктов, создаваемых на основе результатов исследований в области гуманитарных и социальных наук, образовательных и креативных проектов с широким применением лицензионной модели передачи прав на РИД.

Будет обеспечено целевое управление проектами, в том числе создана экспертная группа по взаимодействию с индустриальными партнерами и реализации крупных проектов с использованием кооперационных форматов.

В рамках развития сервисной модели комплексного содействия в инициировании и реализации проектов по созданию и коммерциализации продуктов, на базе Центра коммерциализации разработок и трансфера технологий будет создан пул экспертно- аналитических сервисов по маркетинговым исследованиям в целях продвижения продуктов НИУ ВШЭ.

НИУ ВШЭ продолжит развивать и совершенствовать механизмы целевой финансовой поддержки проектов технологического лидерства, реализуемых на базе результатов научной, образовательной, экспертно-аналитической и креативной деятельности работников:

  • по формированию технологий для кооперации с индустриальными партнерами;
  • по развитию перспективных технологических компетенций в формате совместных индустриальных лабораторий;
  • по тестированию технологических продуктов, создаваемых с использованием прав на РИД, правообладателем которых является университет.

Важным для достижения национальных целей развития страны является внедрение в экономику и социальную сферу высоких технологий. НИУ ВШЭ будет обеспечено создание и развитие экосистемы трансфера результатов научной, образовательной, экспертно-аналитической и креативной деятельности, учитывающей особенности социогуманитарных технологий, и предусматривающей комплекс средств управления РИД социогуманитарного профиля (включая передовые методические, организационные и технологические модели и инструменты), обеспечивающих их максимально полный охват, надежную идентификацию и проактивное доведение до заинтересованных потребителей с обеспечением защиты авторских и имущественных прав; предоставление университетам, научным организациям, институтам развития, компаниям открытого доступа к экосистеме и ее инструментам.

Подобный подход позволит сформировать в России новый — социогуманитарный — сегмент национального рынка интеллектуальных прав, тиражирование предлагаемых НИУ ВШЭ подходов к коммерциализации результатов социогуманитарных исследований и разработок на другие научно-образовательные организации. В перспективе будет увеличиваться доля коммерчески востребованных разработок, соответствующих перечню критических и сквозных технологий.

2.3.3. Образовательная политика

Главным драйвером образовательной модели НИУ ВШЭ будет изменяющийся запрос со стороны рынка труда (по крайней мере, его верхние сегменты, на которые ориентирован НИУ ВШЭ) и привязанное к нему содержание программ среднего общего, высшего образования и дополнительного профессионального образования (далее — ДПО), так и образовательные ресурсы, и методы обучения, включая повсеместное использования генеративных моделей и цифровых технологий.

НИУ ВШЭ продолжит свое развитие как университет современных прикладных проектных подходов и их носителей — выдающихся практиков в"неакадемических" сферах (бизнес, менеджмент, государственное управление, инжиниринг, разработка цифровых решений и ресурсов с использованием искусственного интеллекта, дизайн, коммуникации и медиа, прикладное искусство, социальные НКО).

НИУ ВШЭ в силу кадровых и инфраструктурных ограничений, а также чтобы не снижать достигнутый уровень качества образования, не имеет возможности продолжать экстенсивный рост численности обучающихся на программах высшего образования, реализуемых в очном формате в Москве. Рост контингента обучающихся будет осуществляться за счет: (а) расширения численности студентов, в т.ч. иностранных, в городах присутствия НИУ ВШЭ за пределами Москвы (Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Пермь); (б) студентов онлайн-программ высшего образования (в) сетевых программ НИУ ВШЭ в других российских и зарубежных вузах; (г) программ дополнительного образования, в том числе программ дополнительных квалификаций (MicroDegree). Такая политика сохранит от «размывания» бренд НИУ ВШЭ, усилит образовательное влияние университета и увеличит его доходы.

Ключевые направления развития НИУ ВШЭ в области образовательной политики:

  • обеспечение высокой скорости адаптации образовательных программ под новые задачи за счет кастомизации и индивидуализации образовательных траекторий студентов актуальными дополнительными квалификациями, в том числе разработка и внедрение образовательных модулей, нацеленных на развитие технологических навыков;
  • актуализация задач для проектной и исследовательской деятельности студентов: к 2036 году доля студентов, вовлеченных в решение актуальных исследовательских и проектных задач по заказу внешних партнеров, составит 60%, при этом в командные проекты, нацеленные на задачи технологического лидерства Российской Федерации, будут вовлекаться не менее 50 % студентов разных направлений подготовки;
  • развитие аспирантуры на основе включения аспирантов в масштабные научно-технологические проекты, повышения размера их финансового обеспечения, поддержки академической мобильности, развития партнерств с региональными университетами по подготовке исследовательских кадров;
  • широкое использование технологий ИИ для индивидуализации подготовки и самоподготовки студентов при одновременном снижении трудоемкости работы преподавателей по подготовке индивидуальных разъясняющих и оценочных материалов;
  • создание условий для привлечения иностранных студентов в изменившихся условиях глобального рынка за счет ускоренного развития образовательных программ, полностью реализуемых онлайн, и адаптационных программ, системы международных интеллектуальных соревнований для абитуриентов, расширения линейки программ входящей мобильности;
  • развитие и расширение модели дополнительных квалификаций (MicroDegree), включая возможность для студентов приобрести новые профессиональные квалификации в рамках изучения основной программы; доступ через цифровую платформу к выбору, обучению и прохождению итоговой аттестации; ведение публичного реестра квалификаций, подтверждающих сертификатов в партнерстве с Национальным советом профессиональных квалификаций, бизнес-партнерами и другими образовательными организациями;
  • развитие ДПО и всей системы непрерывного обучения как одного из ключевых видов деятельности университета;
  • опережающее развитие принципиально новых сервисов, дополняющих образовательные программы: независимой оценки компетенций выпускников программ ДПО, образовательного консалтинга и коучинга, расширение целевой аудитории, в том числе для групп 45+, 60+;
  • поддержка талантливых школьников и студентов, способных продолжить образование на следующем уровне в ведущих российских университетах: создание онлайн-платформы интеллектуальных состязаний для командного взаимодействия участников, развитие академических знаний и практических навыков, проектного мышления, независимой проверки работ и др.; расширение лицея НИУ ВШЭ за счет реализации программ очно-заочного и онлайн-образования; распространение его модели, опыта и образовательных инструментов в региональных системах образования, кампусах НИУ ВШЭ.

2.3.4. Политика управления человеческим капиталом

Политика управления человеческим капиталом НИУ ВШЭ базируется на принципе, при котором человеческий капитал является основным активом университета, и строится в контексте создания максимальных возможностей для самореализации и развития талантов сотрудников университета и стимулирования их труда, обеспечения их здоровья и благополучия, и ориентирована на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у молодежи.

Политика управления человеческим капиталом НИУ ВШЭ базируется на следующих принципах:

  • люди университета — его высшая ценность;
  • гибкость и адаптивность;
  • достойное вознаграждение;
  • цифровизация рутинных процессов и дебюрократизация;
  • потенциал сотрудников и других участников образовательного процесса в университете — ресурс развития университета;
  • здоровье и благополучие сотрудников.

Данные принципы лежат в основе всех процессов по управлению человеческими ресурсами и отвечают задаче повышения конкурентоспособности университета на рынке труда.

Для достижения поставленных перед университетом целей будут реализовываться следующие направления деятельности:

1. обновление системы оплаты труда, разработка гибкой, прозрачной системы надбавок, а также мер нематериальной мотивации;

2. формирование системы удержания талантов и развития сотрудников университета посредством:

  • разработки профилей компетенций работников университета, формирования оценочных инструментов, внедрения индивидуальных планов развития (ИПР), формирования карьерных траекторий для всех категорий сотрудников;
  • формирования комплексной системы программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки с учетом:
    • профилей компетенций работников и их персональных результатов оценки потенциала;
    • актуальных междисциплинарных направлений; использования практик проектного подхода; результатов международных и российских исследований в области управления человеческим капиталом;
    • возможности развития надпрофессиональных компетенций через мероприятия социально-гуманитарной направленности и творческие инициативы;
  • разработки программ наставничества;
  • формирования корпоративных сообществ внутри университета для коммуникации и выстраивания горизонтальных связей, а также кросс-функциональных команд;
  • участия в развитии корпоративной культуры, трансляции ценностей и целей университета;

3. разработка и реализация программ привлечения сотрудников из других регионов, развитие практик академической мобильности и участия в исследованиях международного уровня; реализация программы привлечения международных и российских постдоков;

4. разработка комплексной системы кадровых резервов для всех категорий персонала и уровней должностей, включая программы привлечения обучающихся и программы для продуктивного завершения профессиональной деятельности для заслуженных сотрудников;

5. развитие партнерств, в том числе с федеральными органами государственной власти, региональными органами власти, образовательными организациями высшего образования, научными организациями, зарубежными организациями, международными коллаборациями, включая сетевое взаимодействие, а также представителями бизнеса и других организаций реального сектора экономики и социальной сферы;

6. разработка и внедрение новых цифровых решений для автоматизации рутинных процессов, снижения трудоемкости административных процессов и упрощения доступа к сервисам университета сотрудников.

Важным элементом реализации политики человеческого капитала является единое пространство (как физическое, так и социально-интеллектуальное), позволяющее аккумулировать достижения центров превосходства, научно-исследовательских лабораторий, образовательных программ, использовать уникальные базы данных и базы знаний, вычислительные мощности, уникальное лабораторное оборудование, транслировать ценности, цели и культуру университета среди талантов нового поколения, гибко реагировать на постоянно изменяющуюся среду.

Ожидаемые эффекты от реализации политики по управлению человеческим капиталом:

  • устойчивость коллектива университета в условиях неопределенности;
  • повышение уровня академической мобильности работников университета, привлечение талантливой молодежи;
  • наращивание кадрового потенциала, усиление бренда работодателя и поддержание репутации университета как лидера среди российских и международных образовательных организаций высшего образования;
  • увеличение лояльности и вовлеченности сотрудников.

2.3.5. Кампусная и инфраструктурная политика

Ключевым направлением развития в области инфраструктурной политики является преодоление инфраструктурного вызова. Для формирования среды национального исследовательского университета мирового уровня НИУ ВШЭ необходимо обеспечить введение новых учебно-лабораторных площадей, общежитий, спортивных и социальных объектов, арендных домов во всех кампусах НИУ ВШЭ. Цель политики — обеспечение международной конкурентоспособности университетской инфраструктуры; приближение мест размещения студентов к учебно-лабораторным зданиям с целью минимизации потерь времени на логистику; развитие материально-технической базы для обеспечения реализации целей и задач образовательной, научной и инновационной политик НИУ ВШЭ. Среди ключевых направлений реализации политики можно выделить:

  • повышение стандарта качества размещения студентов, аспирантов и слушателей университета (в том числе устойчивый доступ к научным и образовательным информационным ресурсам, коворкингам, фитнесу и спортивным сооружениям), развитие арендных домов повышенной комфортности в зависимости от платежеспособного спроса обучающихся;
  • переход от традиционных учебных аудиторий и библиотек к современным проектным, научным и образовательным пространствам, в том числе к аудиториям смешанного обучения, коворкингам и рекреационным пространствам;
  • развитие цифровых библиотек (расширение доступных цифровых ресурсов, система рекомендательных и консультативных сервисов, режим удаленного доступа) и переформатирование части библиотечных пространств в цифровые коворкинги и места индивидуальной работы;
  • обеспечение удаленно работающих сотрудников и студентов, обучающихся онлайн, равными с остальными возможностями взаимодействия и доступа к сервисам университета;
  • развитие студий для производства цифровых образовательных материалов, обеспечение свободного доступа к таким сервисам для преподавателей НИУ ВШЭ;
  • внедрение единого стандарта управленческих, информационных и инфраструктурных сервисов НИУ ВШЭ;
  • формирование социальной инфраструктуры, соответствующей университетам мирового уровня, в том числе за счет аренды, безвозмездного пользования;
  • развитие доступности университетской инфраструктуры для лиц с особыми потребностями здоровья;
  • развитие цифровых сервисов доступа к инфраструктуре;
  • распространение многоязычной среды на всю инфраструктуру университета (навигаторы, мультилингвальные административные и технические сотрудники);
  • обеспечение исследователей и разработчиков проектов НИУ ВШЭ возможностями суперкомпьютерного моделирования лабораторных и социальных экспериментов, теоретических и прогнозных моделей на основе больших данных.

2.3.6. Дополнительные направления развития

2.3.6.1. Молодёжная политика

НИУ ВШЭ является самым селективным университетом России из числа вузов с большим приемом. Абитуриенты, студенты и выпускники НИУ ВШЭ — будущая элита страны в интеллектуальной, деловой и других сферах. Поэтому задача университета — не только обеспечить развитие талантов всех молодых людей, которые оказываются в его стенах, но и укоренить их в истории и культуре России, содействовать их интеграции в различные сферы общества, формировать государственное самосознание и опыт ответственного социального дела. Ключевой запрос к НИУ ВШЭ со стороны основных стейкхолдеров — государства и общества — связан с формированием группы образованных людей, обладающих повышенным уровнем человеческого капитала и неразрывно связанных с проектами развития России.

Студенты университета — талантливые, амбициозные и творческие люди, которые проявляют инициативу, ведут активную социальную жизнь, трансформируют городскую среду через социальное предпринимательство и волонтёрство, вовлекаются в прикладные и научные исследования, технологические проекты, направленные на улучшение качества жизни в городах, регионах и в стране в целом.

Ключевые направления развития в области молодежной политики:

  • притяжение университета. Индивидуальная образовательная траектория обучающегося НИУ ВШЭ не ограничивается студенческим временем. Школьники лицеев НИУ ВШЭ и партнерских школ обучаются вместе со студентами, а программы дополнительного образования способствуют вовлечению выпускников в исследовательскую, проектную и образовательную деятельность на долгие годы;
  • опираясь на накопленный потенциал и развивая хорошо зарекомендовавшие себя инструменты выявления и развития талантов, а также создавая новые инструменты, университет будет расширять географию своего присутствия, применять гибкие подходы к отбору и привлечению абитуриентов — прежде всего, интеллектуальные состязания, онлайн- и смешанные формы коммуникации со школьниками и абитуриентами, предметные и межпредметные школы, научный клуб для старшеклассников, развитие сети партнерских школ и школ распределенного лицея, а также и учителей-партнеров в большинстве российских регионов;
  • вовлечение студентов в общегосударственные проекты через участие в проекте «ГосВышка» при взаимодействии с видными представителями госуправления (Администрация Президента, Федеральные органы исполнительной власти, Государственная Дума и Совет Федерации Российской Федерации, крупнейшие государственные корпорации и компании с государственным участием);
  • реализация проектов, направленных на сохранение традиционных духовно- нравственных ценностей: развитие патриотического движения в университете, поддержка студенческих инициатив, направленных на реализацию социальных проектов, поддержка студенческих семей, интеграция методики «Обучение служением» во все образовательные программы университета;
  • поддержка внеучебной траектории жизни студентов в университете и фиксация «цифрового следа» студентов через цифровизацию ранее считавшимися сугубо аналоговыми процессов: карьерные консультации, участие в выборах в органы студенческого самоуправления, бронирование аудиторий, пользование складом для студенческих организаций и др. — в едином личном кабинете с привязкой к сквозной учетной записи студента для формирования полноценного студенческого портфолио;
  • тиражирование лучших практик молодежной политики в университетах страны. НИУ ВШЭ является одним из ведущих методических центров в области новых технологий работы с молодежью. С 2023 года университет вместе с Минобрнауки внедряет образовательную методику «Обучение служением» в вузы России, организует деятельность по программе студенческих проектных экспедиций «Открываем Россию заново», оперативно выпускает методические материалы по работе со студентами в кризисных ситуациях, очно обучает преподавателей и административных работников других университетов;
  • поощрение студенческой взаимопомощи, в том числе, среди студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, при поддержке администрации, поддержание психологического благополучия студентов, развитие их психологической устойчивости и осознанности;
  • привлекая наиболее сильных и мотивированных студентов, НИУ ВШЭ ориентирован на создание условий для успешности каждого из них, воспитание профессиональной и гражданской этики, понимание и поддержку общенациональных и корпоративных интересов и ценностей, взаимопомощи. Университет будет расширять условия для вовлечения студентов в научные, образовательные и внеучебные проекты, развивать систему наставничества и студенческого добровольчества; обеспечивать возможности участия выпускников в жизни университета, в программах наставничества и лояльности;
  • вовлечение студентов в процесс соуправления университетом через органы студенческого самоуправления для обеспечения эффективной обратной связи при выработке и принятии управленческих решений, повышения качества и прозрачности управления, а также вовлечения студентов в университетскую жизнь.

2.4. Финансовая модель

НИУ ВШЭ продолжает оставаться самой крупной из нефинансовых некоммерческих организаций России по объему внебюджетных доходов — свыше 19 млрд руб. в 2024 г. Университет входит по этому показателю в топ-3 российских университетов, занимает 2-е место по совокупным доходам, 3-е — по объему внебюджетных доходов в абсолютном выражении. Около половины всех доходов университет формирует из внебюджетных источников. Это позволяет регулярно обеспечивать финансовыми ресурсами проекты развития университета. Бюджет развития университета составляет треть от всех совокупных доходов, из них — более 85% направлено на поддержку инициатив ученых, сотрудников и студентов, конкурсный отбор лучших предложений по утвержденным коллегиальными органами НИУ ВШЭ правилам. Увеличение масштабов НИУ ВШЭ проходило при сохранении структуры источников дохода за счет расширения традиционных форм оказания услуг, выполнения работ и последовательного расширения предметного профиля университета. Доля образования и науки в общих доходах по итогам 2024 года составили 65% и 21% соответственно.

Финансовая модель НИУ ВШЭ основана на принципах комбинирования ресурсов различных программ, проактивной позиции на всех уровнях управления, в том числе на факультетах как самостоятельных центрах финансовой ответственности.

В условиях перехода к экономике данных и современных вызовов, для решения задачи поиска ресурсов развития университет существенно повысит внутреннюю продуктивность за счет оптимизации портфеля образовательных программ и устранения дублирования в их наполнении, а также за счет цифровизации и автоматизации административных и образовательных процессов с использованием технологий ИИ, реинжиниринга бизнес-процессов и Process Mining. Дополнительно осуществляется перевод части сотрудников на удаленный и смешанный режимы работы, а также перевод возрастающей части образовательных программ, курсов и продуктов в цифровой, удаленный и смешанный форматы, что гармонично сочетается с принципами человекоцентричности и клиентоориентированности.

Применяется гибкая ценовая политика, сокращение непрофильных расходов и передача на аутсорсинг ряда обеспечивающих и даже основных сервисов. Одним из примеров является новая модель проживания студентов (см. подраздел «Кампусная и инфраструктурная политика»), которая будет учитывать современные цифровые технологии и подходы к организации комфортной образовательной среды.

Финансовое обеспечение программы развития будет осуществляться за счет всех видов доходов университета в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности. Основные параметры финансовой модели НИУ ВШЭ к 2036 г.:

  • совокупный прирост годовых доходов университета (без учета капитальных вложений) — более чем в 2 раза увеличится от 2020 г. (более 50 млрд руб.);
  • более чем в 2 раза увеличится объем средств, ежегодно получаемых университетом от доходов Фонда целевого капитала за счет пожертвований попечителей, бизнес-сообщества и выпускников;
  • на реализацию проектов развития университет направит не менее 25% совокупных доходов ежегодно; обеспечение стратегических проектов будет выделено самостоятельным признаком группировки расходов финансового плана университета, в том числе за счет средств, выделяемых на университетские программы и фонды, что позволит комплексно оценивать достигаемые эффекты и затрачиваемые ресурсы.

Софинансирование программы развития будет расширено в том числе за счет участия НИУ ВШЭ в федеральных конкурсах и программах поддержки научно-образовательного сектора: конкурс на предоставление грантов в форме субсидий на реализацию исследовательскими центрами в сфере искусственного интеллекта прорывных исследований в сфере искусственного интеллекта, конкурс на создание и развитие научных центров мирового уровня (НЦМУ), конкурс на создание и развитие передовых инженерных школ (ПИШ) и др.

Финансовые параметры и значения показателей программы определены в текущих институциональных условиях функционирования государственных учреждений в России. В случае усиления регулирующих воздействий, влекущих возможные ограничения экономической самостоятельности учреждений, могут возникать риски снижения маневренности ресурсов и университет, возможно, будет вынужден провести соответствующую корректировку параметров программы.

2.5. Система управления университетом

В части системы управления университетом НИУ ВШЭ завершил структурную трансформацию университета, стартовавшую в 2014 г., — переход к крупным факультетам, объединяющим группы наук и включающим научно- исследовательские и проектные подразделения; передача управления образовательными программами с уровня факультетов (отрыв от «монополии кафедр») на уровень академических советов программ.

Управление университетом осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Согласно Уставу университета, органами управления являются Наблюдательный совет, конференция работников и обучающихся НИУ ВШЭ, Ученый совет и президиум Ученого совета, ректор и Попечительский совет.

В НИУ ВШЭ действует система коллегиального управления, обеспечивающая принципы академического самоуправления, вовлечение в работу университета представителей внешних организаций и студенчества: свыше 70 действующих коллегиальных совещательных органов. Широкое вовлечение сотрудников в управление департаментом/школой, факультетом, университетом обеспечивается через ученые советы, академические советы образовательных программ, комиссии, рабочие и экспертные группы.

Постоянно совершенствуется система ключевых показателей эффективности, к которой привязаны ресурсы, поступающие в научных и преподавательских коллективов НИУ ВШЭ. Применение институциональных механизмов регулирования и управления стимулами для достижения поставленных целей и организации изменений через создание прозрачных и устойчивых внутренних правил и регламентов позволяет подразделениям и сотрудникам самостоятельно выстраивать индивидуальные стратегии достижения персональных и коллективных результатов для решения общеуниверситетских задач.

Механизм управления развитием реализуется через совокупность крупных стратегических инициатив и проектов, охватывает деятельность всего университета (проекты развития). Руководителем портфеля проектов развития является ректор.

Непосредственное руководство проектами развития университета осуществляют проректоры и иные уполномоченные руководители второго уровня согласно организационной структуре. Текущую координацию вопросов реализации программы развития университета, в том числе соответствующую внешнюю коммуникацию, обеспечивает проректор в соответствии с установленным в НИУ ВШЭ распределением обязанностей и полномочий, Дирекция программы развития НИУ ВШЭ и Дирекция по аналитике и управлению данными НИУ ВШЭ.

В университете действует разветвленная система инструментов обратной связи: корпоративный сайт (портал) НИУ ВШЭ, система адресных рассылок для сотрудников и студентов о деятельности университета, регулярные выпуски внутриуниверситетских периодических изданий, форумы с представителями администрации НИУ ВШЭ, «Горячая линия», «Выразительная кнопка». Обратная связь с сотрудниками и обучающимися обеспечена регулярными исследованиями и опросами Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ. Результаты опросов используются при принятии управленческих решений, в т.ч. в части запуска проектов по развитию.

Базовыми единицами организационной структуры НИУ ВШЭ являются факультеты, реализующие в рамках своей предметной области все виды деятельности и интегрирующие департаменты, школы, научные лаборатории, центры. Основная часть исследований сконцентрирована в крупных научных институтах, обладающих высокой степенью автономии. Научные и экспертные коллективы объединены более узкой тематикой и специфической задачей (сеть центров превосходства под руководством ведущих мировых ученых, научно- учебные и проектно-учебные лаборатории и др.). Частичная децентрализация управления обеспечена посредством делегирования полномочий и ресурсов на уровень факультетов и структурных подразделений, с соблюдением общеуниверситетских принципов и стандартов, ответственности за достижение результатов и рациональное использование ресурсов.

Ключевые направления развития системы управления университетом:

  • человекоцентричное управление и исключение избыточных уровней администрирования за счет автоматизации и оптимизации бизнес-процессов;
  • совершенствование инструментов академического развития через формирование системы стимулов, основанных на единых правилах;
  • обеспечение высоких показателей операционной эффективности университета;
  • обеспечение необходимого уровня централизации доходов университета, обеспечивающего концентрацию ресурсов для обеспечения развития НИУ ВШЭ в сочетании с эффективными стимулами активности зарабатывающих подразделений;
  • концентрация ресурсов на решении крупных комплексных и междисциплинарных задач социально-экономического и технологического развития, обеспечение интеграции исследовательских коллективов различных масштабов и тематической направленности;
  • создание интегральных исследовательских платформ и новых форм проектной работы, создание системы проектного самоуправления с полным набором инструментов, введение модели поэтапной венчурной поддержки проектов и широкого коллегиального обсуждения их промежуточных и итоговых результатов;
  • интеграция системы управления в единое цифровое пространство университета, модернизация системы управления в направлении ее внутренней интеграции, повышение эффективности структуры управления образовательным процессом и академическими коллективами; обучение всех категорий сотрудников НИУ ВШЭ работе с корпоративными цифровыми сервисами;
  • формирование единого цифрового пространства университета, гармонизированного с сопряженными государственными цифровыми платформами/ сервисами, повышение удовлетворенности коллектива университета цифровой инфраструктурой;
  • совершенствование системы управления целевым капиталом университета.

По состоянию на 1 января 2025 г. стоимость активов Фонда целевого капитала НИУ ВШЭ составляет 1,765 млрд руб., уступая лишь Фонду развития МГИМО из всех эндаумент-фондов при российских государственных вузах.

Традиционно, с момента основания Фонда в 2007 году, основными жертвователями Фонда являлись партнеры университета из числа крупных корпоративных структур. В настоящее время указанные партнеры, как правило, финансируют университет напрямую в виде грантов и пожертвований на конкретные мероприятия, в связи с чем наблюдается отрицательная динамика в части объемов поступления средств в Фонд от внешних источников.

Основным вызовом, стоящим перед системой управления университетом и Фондом целевого капитала, является наполняемость эндаумента и необходимость привлечения новых жертвователей, в том числе за счет участия выпускников в деятельности Фонда, с целью получения как крупных пожертвований, так и небольших, но массовых и регулярных взносов.

Программа развития НИУ ВШЭ на 2025–2036 годы

1. Общие положения: анализ результатов и текущее состояние университета
1.1. Краткая характеристика
1.2. Ключевые результаты развития в предыдущий период
1.3. Анализ современного состояния университета
1.4. Вызовы, стоящие перед университетом

2. Стратегия развития университета: целевая модель и ее ключевые характеристики
2.1. Миссия и видение развития университета
2.2. Целевая модель развития университета
2.3. Описание принципов осуществления деятельности университета
2.3.1. Научно-исследовательская политика
2.3.2. Политика в области инноваций и коммерциализации
2.3.3. Образовательная политика
2.3.4. Политика управления человеческим капиталом
2.3.5. Кампусная и инфраструктурная политика
2.3.6. Дополнительные направления развития
2.4. Финансовая модель
2.5. Система управления университетом

3. Планируемые мероприятия по достижению целевой модели: стратегические цели развития университета и стратегия их достижения
3.1. Развитие НИУ ВШЭ как центра технологического лидерства, обеспечивающего глобальную конкурентоспособность России
3.2. Формирование благоприятной социальной среды НИУ ВШЭ, стимулирующей повышение продуктивности сотрудников и обучающихся и их вовлеченность в проактивную университетскую жизнь
3.3. Усиление позиций России в обострившейся глобальной конкуренции за интеллектуальный капитал, научно-технологические результаты, эффективность и устойчивое развитие экономики и общества

4. Цифровая кафедра университета

5. Стратегическое технологическое лидерство университета
5.1. Описание стратегических целей развития университета и стратегии их достижения
5.2. Стратегии технологического лидерства университета
5.3. Система управления стратегией достижения технологического лидерства университета
5.4. Описание стратегических технологических проектов
5.4.1. Национальный центр социально-экономического и научно-технологического прогнозирования
5.4.2. Комплекс технологий доверенных систем связи 6G
5.4.3. Мультиагентная платформа ИИ-решений для отраслевых задач