• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

4. Цифровая кафедра университета

НИУ ВШЭ имеет многолетний (с 2017 г.) опыт реализации образовательного модуля формирования цифровых компетенций «Культура работы с данными» (Data Culture) для всех студентов бакалавриата и специалитета. Образовательный модуль включает дисциплины, формирующие цифровые компетенции создания алгоритмов и программ для практического применения, освоения новых цифровых технологий в рамках основных профессиональных образовательных программ по непрофильным для ИТ-сферы направлениям.

Дисциплины модуля Data Culture нацелены на получение студентами знаний в области наук о данных и приобретение умений использовать методы и инструменты анализа больших данных при решении профессиональных задач студентами любых направлений подготовки.

Результаты, достигнутые при реализации проекта «Цифровые кафедры» НИУ ВШЭ совместно с командами Университета «Иннополис», Министерства цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, заключаются в разработке новой модели подготовки студентов на ИТ-модулях, встроенных непосредственно в основные образовательные программы высшего образования. Такая модель подготовки кадров особенно важна для профессий, не относящихся к ИТ-профилю. Она позволяет перейти на следующий уровень в развитии проекта «Цифровые кафедры» и качественно изменить состав квалификаций выпускников по широкому спектру направлений подготовки, способных эффективно решать задачи обеспечения технологической суверенизации страны.

В рамках выбранной модели основные образовательные программы высшего образования, включающие ИТ-модуль, предусматривают формирование и оценивание дополнительной квалификации у всех студентов, завершивших обучение по таким программам. ИТ-модули НИУ ВШЭ выводят на дополнительные квалификации по ИТ профилю, осваиваются одновременно с получением высшего образования, не требуют дополнительного финансирования со стороны студентов. Студенты, обучающиеся по модели НИУ ВШЭ, проходят процедуру комплексной оценки (ассессмента) по определению уровня сформированности компетенций, предусмотренной проектом.

В соответствии с учебным планом основной образовательной программы в НИУ ВШЭ на первом курсе предусмотрено освоение дисциплин по цифровой грамотности, что является необходимым условием для перехода к освоению ИТ-модулей в рамках проекта «Цифровая кафедра», начиная со второго курса обучения.

В связи с развитием технологий ИИ и больших генеративных моделей проводится трансформация модулей Data Culture:

  1. В дисциплину «Цифровая грамотность» внедряется блок, посвященный промт-инжинирингу и контекст-инжинирингу, которые позволяют студентам с первых месяцев обучения в университете интегрировать инструменты генеративного ИИ в свою деятельность.
  2. Дисциплины по программированию и алгоритмическому мышлению будут включать в себя разделы по эффективному программированию в содружестве с искусственным интеллектом.
  3. Дисциплины по анализу данных и ИИ будут развивать компетенции, связанные с созданием ИИ-агентов, быстрому прототипированию с помощью ИИ-инструментов, а также адаптации больших генеративных моделей под собственные данные и задачи (включая вопросы сбора и подготовки данных для обучения генеративных моделей).

Результаты освоения цифровых компетенций студентами НИУ ВШЭ подлежат обязательной независимой оценке при участии представителей компаний цифровой экономики (ООО «Яндекс», ПАО «Сбербанк», АО «Лаборатория Касперского», АО «ТБанк» и др.), отдельно от процедур промежуточной аттестации в рамках дисциплин модуля. Независимая оценка верифицирует сформированность сквозных цифровых навыков, не зависящих от направления подготовки, на одном из уровней, описание которых присутствует в модели Data Culture, зафиксированной в авторской концепции НИУ ВШЭ.

Модуль поддерживается программами повышения квалификации и профессиональной переподготовки для преподавателей по непрофильным для ИТ-сферы предметам, направленным на формирование цифровых компетенций и навыков, с помощью которых могут быть преобразованы базовые и вариативные курсы.

Одновременно с обязательным модулем сквозных цифровых компетенций студенты имеют возможность достраивать свою индивидуальную образовательную траекторию за счет дисциплин по выбору, факультативов, майноров, научно-исследовательских семинаров, проектных или исследовательских работ. Доля выборных образовательных элементов, нацеленных на освоение цифровых компетенций, в 2020 г. составила не менее 15% в индивидуальном учебном плане студента, к 2024 г. их доля увеличилась до 25%, причем все студенты бакалавриата смогут формировать траекторию освоения цифровых компетенций самостоятельно.

Модуль Data Culture может передаваться другим университетам в виде «коробочного» решения, что будет способствовать академической мобильности по непрофильным для ИТ-сферы направлениям.

Планирование и подготовка специалистов происходит на основе использования данных анализа и мониторинга востребованности кадров, данных о кадрах и их компетенциях на профильных платформах. НИУ ВШЭ обеспечивает вклад в подготовку специалистов для цифровой экономики и подготовку преподавателей как для НИУ ВШЭ, так и для других российских университетов.

В университете большое внимание уделено независимому измерению результатов обучения студентов на Цифровой кафедре, организованному силами административных структур НИУ ВШЭ. Независимые экзамены проводятся онлайн при наблюдении проктора для каждого студента. К измерению результатов обучения не имеют отношения преподаватели, которые ведут занятия и проверяют текущие результаты учебы. Так, в 2024 году измерение цифровой грамотности на русском и английском языках прошли 9 884 студента 1 курса бакалавриата и специалитета, из них результат «отлично» получили 29% студентов, «хорошо» — 39%, «удовлетворительно» — 22,2% студентов. Также было проведено измерение по компетенции «Алгоритмическое мышление и программирование» на начальном, базовом и продвинутом уровнях на русском и английском языках. Всего в нем приняли участие 9 340 студентов, из них с результатом «отлично» — 27,4%, «хорошо» — 25,2%, «удовлетворительно» — 31,7% студентов. В 2024 году студенты ряда образовательных программ также проходили измерение по компетенции «Анализ данных, искусственный интеллект и генеративные модели» начального, базового и продвинутого уровней на русском и английском языках. Всего в измерении приняло участие 6 559 студентов, из них результат «отлично» получили 47,9% студентов, «хорошо» — 31,4%, «удовлетворительно» — 13%.

Для освоения цифровых навыков, особенно в части инженерии ИИ, крайне важна практическая подготовка студентов. К 2027 году у каждого студента в индивидуальном учебном плане обязательно будет присутствовать элемент практической подготовки, включающий применение цифровых  инструментов для решения прикладных задач, непосредственно связанных с предметной областью. Также независимое измерение по компетенции «Анализ данных, искусственный интеллект и генеративные модели» будет постепенно переходить в формат защиты проекта, что позволит углублять соответствующие навыки студентов в прикладной и предметной плоскостях. Для данного перехода будут создаваться образовательные модули, посвящённые отраслевым применениям искусственного интеллекта,  а также вместе с индустриальными партнёрами будет формироваться библиотека кейсов, на основании которых студенты могут выбирать проектные задачи.

Программа развития НИУ ВШЭ на 2025–2036 годы

1. Общие положения: анализ результатов и текущее состояние университета
1.1. Краткая характеристика
1.2. Ключевые результаты развития в предыдущий период
1.3. Анализ современного состояния университета
1.4. Вызовы, стоящие перед университетом

2. Стратегия развития университета: целевая модель и ее ключевые характеристики
2.1. Миссия и видение развития университета
2.2. Целевая модель развития университета
2.3. Описание принципов осуществления деятельности университета
2.3.1. Научно-исследовательская политика
2.3.2. Политика в области инноваций и коммерциализации
2.3.3. Образовательная политика
2.3.4. Политика управления человеческим капиталом
2.3.5. Кампусная и инфраструктурная политика
2.3.6. Дополнительные направления развития
2.4. Финансовая модель
2.5. Система управления университетом

3. Планируемые мероприятия по достижению целевой модели: стратегические цели развития университета и стратегия их достижения
3.1. Развитие НИУ ВШЭ как центра технологического лидерства, обеспечивающего глобальную конкурентоспособность России
3.2. Формирование благоприятной социальной среды НИУ ВШЭ, стимулирующей повышение продуктивности сотрудников и обучающихся и их вовлеченность в проактивную университетскую жизнь
3.3. Усиление позиций России в обострившейся глобальной конкуренции за интеллектуальный капитал, научно-технологические результаты, эффективность и устойчивое развитие экономики и общества

4. Цифровая кафедра университета

5. Стратегическое технологическое лидерство университета
5.1. Описание стратегических целей развития университета и стратегии их достижения
5.2. Стратегии технологического лидерства университета
5.3. Система управления стратегией достижения технологического лидерства университета
5.4. Описание стратегических технологических проектов
5.4.1. Национальный центр социально-экономического и научно-технологического прогнозирования
5.4.2. Комплекс технологий доверенных систем связи 6G
5.4.3. Мультиагентная платформа ИИ-решений для отраслевых задач