About Success Builder

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features HSE University graduates who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences and lessons learnt and talk about how they’ve made the most of the opportunities they were given.

This September, Rosatom announced that Russia would have its own gigafactory – a lithium-ion battery plant based at the Baltic Nuclear Power Plant. The project is run by the Rosatom subsidiary RENERA, whose CEO is HSE ICEF bachelor’s degree graduate Emin Askerov. In this interview with Success Builder, Mr. Askerov explained what it’s like to be one of the first ICEF graduates, how Rosatom is going green and why the transition to electric transportation is inevitable.

You were in the first ICEF graduating class. Wasn’t it risky applying to a brand new programme?

I studied at an international high school in Brighton as preparation for admission to a British university, and specifically, to the LSE (London School of Economics – Ed.). After taking the standard exams, I was accepted by five universities, but not by LSE. Then a friend told me that a joint HSE-LSE programme had appeared in Russia and I decided to enroll. I took preparatory courses over the summer and was admitted in September. My parents supported me in this: it had been their idea that I get an international education, but I chose the university myself. Studying in Russia also helped our family budget because it’s less expensive than living and studying in London.

In your experience, what is the difference between HSE and Western universities?

When I began classes here, I didn’t notice anything unusual. My previous three years of study had been in pretty much the same format. I think it was easier for me than for many students: I was familiar with the approach, took the academic requirements seriously and appreciated the teachers’ trust in the students. Most students hadn’t dealt with essays before, but I had become quite good at them back in London. In England, the most prevalent form of education is independent study in which you actually do mini-research, but in most educational institutions in Russia, students simply cram for exams.

‘I was glad that at ICEF I saw exactly what I had been looking for at LSE’

People from foreign universities and outstanding Russian scholars taught at ICEF and classes were conducted entirely in English. I was surprised at the level not only of special subjects such as mathematics, statistics, etc., but also the humanities because, in the international system, they are inseparable from economics.

Of course, it was easier for me than most thanks to my fluent English. In addition, I had taken an advanced course in economics while still in England, so the first year at ICEF seemed easy to me. On the other hand, unlike those who had studied in Russia, I had problems in math that I had to make up for with some difficulty.

Why didn’t you go into banking after graduation?

Like all my classmates, I was focused on banks, studied them and looked for internships. However, during my upper-level courses at ICEF, I completed an internship at one of the international banks and never went back. Everything was fine there, but I already wanted to work in the stock markets, and not just be a clerk, and I spent a long time looking for something suitable.

Russian employers were not really sure how to react to my international diploma, despite the prestige associated with it, and were more interested in my experience than in the reputation of my university. It was 2001 and the market had not yet recovered from the crisis and applicants in the field of finance were not exactly in high demand. I know very well how difficult it was for the students from the first graduating class to get jobs, how much work it took many of them to become successful and with what incredible efforts they paved the way into the industry for subsequent ICEF students and graduates.

How did you end up working in the energy field?

I got into it almost immediately because my first job was with the S&P consulting company where I worked on a corporate governance audit project at Lenenergo. After that, I went to work for the Institute of Urban Economics Foundation that dealt with municipal management, public utilities, etc. For almost seven years, I worked there on issues concerning the economics of energy consumption in housing and communal services. On the job I had to learn what a power grid is, how sewage drains are cleaned, how heating supply systems work and also figure out how other things work in this field.

The Institute for Urban Economics is a research organisation that advises the government and municipalities on attracting investments and relationships with banks. My department consulted on tariff regulations of natural monopolies and, as an economist, I found our job duties to be clear and interesting. I plunged into the specifics of regulatory norms and legislative issues in general. The jurisprudence that we studied for a year at ICEF and the philosophy came in handy. In all other areas, the specialised knowledge I gained at ICEF in the theory of the firm, natural monopolies, transaction costs and financial models fit the tasks almost perfectly.

Are there many specialists in state organisations with an education in finance and economics?

I’m afraid not. There’s a great need for people with an education in economics and with an understanding of various social phenomena. Financial experts deal more with trading options and futures and making decisions at the level of the firm. When you work for the government as a regulator, an understanding of micro- and macroeconomics is much more important than knowing how to use the tools of the banking system. I have done a lot of consulting work for the state and know how much it requires a global vision of both geopolitical and economic processes, as well as knowledge of how the world works in general. There is now a critical shortage of people working for government agencies who have this type of mindset and professional skill set. We deal with this deficit regularly when examining programmes that are not being implemented or that are already in place in various areas of the economy.

Why do economics programmes devote so little attention to philosophy when it is directly connected to understanding the phenomena of social consciousness and behaviour?

This is more a shortcoming of Russian programmes. Western universities, and especially those focused on the liberal arts place a very strong emphasis on the humanities component of economics programmes.

Philosophy fosters thinking skills; the brain needs those like an athlete needs physical training

It develops your ability to reflect on different topics, look at ideas from different perspectives, find and correct inconsistencies in logic and convince others that you are right. Philosophy provides the tools to analyse any decision clearly, which is similar to how we use models to test hypotheses in economics.

After earning my bachelor’s, I thought about getting a master’s at LSE, but I started a family and my goals changed a bit. The most demanding of the entry requirements was a strong knowledge of philosophy, so it would be very difficult from someone who had not studied at an international university to get in. One of the most outstanding foreign teachers at ICEF was Amos Witztum, a philosophy professor who explained economics to us without ever glancing at a textbook. Professor Witztum’s mind perfectly grasped the logic of how the world works, along with the rationale for its paradoxes.

Why did you decide to become an entrepreneur? Was that a valuable experience?

After the 2008 crisis, I saw an opportunity to open my own business. This was when the strong interest in investing in infrastructure began. By that time, I already had a lot of experience in regulating communal infrastructure, I had participated in the drafting of laws and methods, I knew everyone in the ministries and I had traveled to many cities in Russia. I opened a company, hired a few people and started working: we did consulting for private companies that wanted to invest in public utilities, helped them draw up contracts, calculate models and communicate with municipalities. It was an interesting time; our staff grew and we had a lot of interesting things on our plate. The experience was invaluable; it’s a shame that we earned almost nothing from it. The last contract we worked on led me to Rosatom.

For one of the company’s contractors, we analysed the investment programme of a thermal power plant where, as usual, there were a lot of problems, to which we found some interesting solutions. We got together with the contractor to offer Rosatom the idea of an in-house startup and we wrote up a business plan that was eventually approved by Kiriyenko (former Rosatom CEO Sergey Kiriyenko – Ed.) As a result, we were given a six-month contract. My job title fell from CEO to analyst, but the project fully justified itself: after six months, I became the company’s director of development. When people tell me they are afraid of listing a position in their résumé that is lower than their previous one, I just laugh in their face knowing that this is plain nonsense if you have a goal.

Rosatom is a sprawling nuclear giant that is incomprehensible to the average person. How does the company work and what makes it remarkable?

I’ll start with the pros. This is one of those state-owned companies in Russia where something is actually happening and that is actually developing in some way – and not only in its own industry. Rosatom is also actively getting into other industries, and not with pie-in-the-sky predictions about what might happen there, but by implementing fresh ideas. All of the projects that I worked on at the company prove that you really can do something new there. For example, now Rosatom also produces composite materials, energy storage devices and catalytic converters for use in KAMAZ trucks. It has projects in the medical field, 3D printing and petrochemicals – things in which you would never think that the largest state corporation would be interested.

Now the cons. It is difficult to do all these things because it is a terribly bureaucratic structure. When I speak to colleagues from other state corporations they say, ‘You can at least accomplish something at Rosatom, but here it’s impossible’. You implement your ideas not thanks to the company culture, but in spite of it. Rosatom is huge and so, naturally, every step is accompanied by dozens of forms. And if you have talks with foreign partners, you have to draw up terms of reference and coordinate it with the security service.

Administrative issues turn life into a slog through deep water, but you learn to work with it by accepting the rules of the game at a whole new level

You hire additional specialists to deal with bureaucratic requirements and, eventually, you get something done. Of course, such a system does not have the best effect on your efficiency, but this is the ‘Zen of the state’ that you just have to accept.

Is it possible to make Russian state corporations more efficient?

I don’t think so. In his bestselling book The Innovator’s Dilemma, renowned economist Clayton Christensen argues that a company’s behaviour is dictated by its client. In the case of Rosatom, the main client is the state, which is also the main shareholder. All processes are carried out to satisfy this client and shareholder. Therefore, from this point of view, Rosatom is undoubtedly focused on its main client. At the same time, Rosatom is working on its image and positioning itself as a company open to innovation. This is particularly noticeable when you wear a sweater and jeans to a meeting with Gazprom representatives who sit stone-faced and dressed in white shirts and blue ties.

You’re been with the RENERA project since 2019. What is this structure within Rosatom?

This is already my third successful startup within Rosatom. It actually continues work in the electric power industry that was already underway. There were plans as far back as 2011 to produce energy storage devices – namely, lithium-ion batteries – and only now have I managed to develop this area fairly effectively in the context of the new environmental agenda.

Startups are in full swing at Rosatom. If you know the technologies and the market well and have the skills to work with state regulators and contractors, there’s a very good chance you will see your idea come to fruition. On the other hand, as I’ve already said, everything is not so simple. Once, a company employee left after two months because he wasn’t given a computer. You have to obtain a dozen approvals just to get a workspace in the office, and not everyone is up for this. This is a very important thing to understand in working for certain types of institutions.

Why do you think the trend for lithium-ion batteries is interesting for Russia?

Russia can’t divorce itself from global environmental issues. The world is changing. China, Europe and the U.S. have unanimously declared their readiness to abandon the internal combustion engine and the only alternative currently available is electric cars powered by lithium-ion batteries.

It is this combination of price, quality and energy intensity per hour that makes the large-scale introduction of the electric motor possible. The fact is that lithium-ion is flexible and versatile enough that you can use an electric vehicle battery to, for example, compensate for the shifting cost of energy from the power grid. It not only charges while it is connected, but also performs many additional functions. Today, our portfolio company Enertech International supplies batteries for the Aurus hybrid car, and we use the same batteries at the plant in Podolsk, making it possible to save electricity: at peak electrical demand and expense, the plant draws power not from the grid, but from the batteries.

What results did you achieve in this area in 2021?

We have already done the most important thing – we acquired a technology that was not available in Russia. We bought a Korean company that had been producing lithium-ion batteries for 20 years and, in 2025 we will launch our own battery production at the Baltic Nuclear Power Plant site in the Kaliningrad region. By the time the state raised the question of clean transport, Russia already had the technology for producing batteries and all the means for its further development. Now, of course, we are in a crisis year for all manufacturers that rely on the semiconductors needed to make chips for controlling the batteries. But this is a temporary difficulty that we will get through.

Could your production facility also be called a gigafactory like the Tesla car battery production plant?

The term ‘gigafactory’ existed earlier; Tesla just popularised it. The gigafactory is manufacturing batteries with a capacity of more than 1 gigawatt-hour per year. The use of lithium-ion batteries is quite new. In 2001, maximum production capacity was 2 gigawatt-hours and the batteries were mainly used in laptops and mobile phones. Production has now reached 300 gigawatt-hours and the figure will grow to 2 terawatt-hours because electric vehicles are the main consumer of this capacity.

Global environmental regulation is aimed at making a smooth transition to lithium-ion batteries

The European Union has already instituted restrictions on entering this or that city in a vehicle that does not meet EU emission standards. At the state level in Russia, we are also discussing standards and requirements that stimulate the development of new programmes, but this is not an easy task because of the domestic oil and gas lobby.

How is Rosatom changing in response to environmental trends?

Rosatom is probably riding this wave more successfully than any other state-owned company. For example, two years ago we already had a director for sustainable development. Atomenergoprom has already issued green bonds. The Atomenergopromsbyt company now sells kilowatt-hours from our wind turbines and we at RENERA made the first Russian series of electric go-karts and held races for children. And last year, the company adopted the UN Sustainable Development Goals as the main criterion for production and logistics.

Rosatom is currently promoting the concept of the ‘green square’ – that is, four main sources of energy: wind, sun, water and the atom – including at the level of environmental education and information campaigns. We are currently launching a project to measure our carbon footprint in order to then develop a plan to reduce, and ideally, eliminate it entirely.

Why are careers in government agencies unpopular among students of economic universities?

Because the pay is low. To go work as a government official, you need to have a specific goal – for example, to become a politician or to carry out a particular mission for yourself and for society. Otherwise, it simply doesn’t make sense for a recent graduate to work for a salary that is several times lower than what he earned as an intern. I left consulting at one point because I wanted to work with physical matter, to see the results of my work and to make a personal contribution to a cause of some sort. I can say that I have already played a role in the creation of two industries – wind energy and lithium-ion batteries. I recently drove with my children past the Kochubeevskaya Wind Farm. It’s great knowing that this landscape wouldn’t have changed without you. That’s worth any bonus you might get from IB or consulting.

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

В сентябре этого года «Росатом» заявил, что в России появится своя гигафабрика — на базе Балтийской АЭС откроют завод по производству литий-ионных батарей. Проект ведет дочерняя компания «Росатома» – «РЭНЕРА», гендиректором которой является выпускник бакалавриата МИЭФ НИУ ВШЭ Эмин Аскеров. В интервью «Конструктору успеха» он рассказал, каково быть первым выпускником МИЭФ, как «Росатом» становится зеленой компанией и почему переход на электротранспорт неизбежен.

Вы были в числе первых выпускников МИЭФ. Как рискнули поступить на только что открывшуюся программу?

В старших классах я учился в международной школе в Брайтоне, чтобы целенаправленно готовиться к поступлению в британский вуз, а точнее – в ЛШЭ (Лондонская школа экономики – Ред.). В итоге, сдав экзамены, я прошел в пять университетов, но не в ЛШЭ. Тогда через товарища, с которым учился в Англии, я узнал, что в России появилась совместная программа Вышки и ЛШЭ, и решил поступить на нее. Я за лето прошел подготовительные курсы и в сентябре поступил. Родители меня в этом поддержали: от них исходила идея, что нужно получить международное образование. Но вуз я уже выбирал осознанно и самостоятельно. Учеба в России стала плюсом и для нашего семейного бюджета: это дешевле, чем жить и учиться в Лондоне.

Какова была разница между Вышкой и западным учебным заведением? Вам было с чем сравнить.

Когда я поступил, то не заметил ничего необычного – до этого я три года учился примерно в таком же формате. Мне кажется, мне было легче, чем многим: я понимал подход, осознавал ответственность перед требованиями и ценил доверие к студентам. Большинство ребят впервые столкнулись тогда с такой формой работы, как эссе, я же в них сильно поднаторел еще в Лондоне. Там преобладал вид самостоятельного обучения, когда ты фактически занимаешься мини-исследованиями, но в большинстве учебных заведений России царила зубрежка.

Я был рад, что, оказавшись в МИЭФ, увидел ровно то же, что искал в ЛШЭ

В МИЭФ преподавали люди из зарубежных университетов и вместе с ними выдающиеся отечественные ученые, занятия полностью велись на английском. Меня удивил уровень не только специальных предметов – математики, статистики и т.п., но и гуманитарных наук, поскольку они в международной системе неотделимы от экономики.

Безусловно, мне было легче, чем большинству, благодаря свободному английскому. Кроме того, я еще в Англии прошел углубленный курс по экономике, так что первый год в МИЭФ показался мне легким. С другой стороны, в отличие от ребят, учившихся в России, у меня были проблемы с математикой, которую пришлось не без труда наверстывать.

Что вас удержало от работы в банкинге после выпуска?

Изначально я, как и все мои одногруппники, нацеливался на банки, изучал, искал стажировки. Однако на старших курсах МИЭФ я прошел стажировку в одном из международных банков и больше туда не вернулся. Там все было хорошо, но на этом этапе мне уже хотелось работать на фондовых рынках, а не просто быть клерком, и я довольно долго искал что-то подходящее.

Несмотря на престижность международного диплома, в России к нему были не очень готовы, смотрели скорее на опыт, чем на бренд университета. Был 2001 год, рынок еще не оправился от кризиса, и финансистов не то чтобы сметали. Я хорошо знаю, как нелегко было устроиться на работу ребятам из первого выпуска, поэтому многие из них добились успехов настоящим трудом и невероятными усилиями проложили путь в индустрию для последующих студентов и выпускников МИЭФ.

Как вы попали в энергетику?

Почти сразу, потому что первым местом работы для меня стала консалтинговая компания S&P, где я занимался проектом аудита корпоративного управления «Ленэнерго». После этого я перешел в Фонд «Институт экономики города», который занимался муниципальным управлением, коммунальным хозяйством и т.п. Там я проработал почти семь лет и разбирался в вопросах экономики потребления энергии на уровне ЖКХ. Пришлось в процессе работы усвоить, что такое электрическая сеть, как очищаются стоки, как работает теплоснабжение, а также разобраться в других особенностях функционирования этой сферы.

«Институт экономики города» – исследовательская организация, консультирующая правительство и муниципалитеты по вопросам привлечения инвестиций и взаимоотношений с банками. Непосредственно мой отдел занимался консультированием в сфере тарифного регулирования естественных монополий, и как экономисту мне были понятны и близки поставленные задачи. Я погрузился в специфику некоторых норм регулирования и в законодательные вопросы в целом, очень пригодилась юриспруденция, которую мы год изучали в МИЭФ, а также философия. В остальном я почти идеально имплементировал свои специальные знания, полученные в МИЭФ: теория фирмы, естественные монополии, транзакционные издержки, финансовые модели.

Много в госорганизациях специалистов с финансово-экономическим образованием?

Боюсь, что немного, там крайне нужны люди именно с экономическим образованием и с пониманием разных социальных феноменов. Финансист – больше про то, как торговать опционами и фьючерсами, принимая решения на уровне фирмы. Когда вы работаете в государстве как регулятор, понимание микро-, макроэкономики гораздо важнее умения пользоваться инструментами банковской системы. Я много работал в государстве как консультант и понимаю, насколько там необходимо глобальное видение процессов, геополитических и экономических, и знание того, как мир устроен вообще. Людей с таким мышлением, с подобной профессиональной оптикой сейчас критически мало в госструктурах. Мы сталкиваемся с этим дефицитом регулярно, наблюдая нерабочие программы, которые обсуждаются или уже реализуются в различных направлениях экономики.

Почему философии уделяется мало внимания в экономических программах, тогда как это напрямую связано с пониманием феноменов общественного сознания и поведения?

Это скорее специфика и минус российских программ. В западных вузах, особенно направления Liberal Arts, делают очень сильный акцент именно на гуманитарной составляющей программ для экономистов.

Философия прививает навыки мышления, она нужна мозгу, как гимнастика спортсмену

Она развивает вашу способность размышлять на разные темы, рассматривать идеи с разных точек зрения, находить логические нестыковки и работать с ними, а также убеждать в своей правоте других людей. Философия дает инструменты для того, чтобы уметь ясно анализировать любое решение, – это похоже на то, как мы проверяем гипотезы в экономике с помощью моделей.

После бакалавриата я думал о том, чтобы поступить в магистратуру ЛШЭ, но у меня появилась семья, и цели немного изменились. Из всех вступительных требований самые жесткие предъявлялись к знаниям по философии, поэтому студенту не из международной университетской среды поступить туда очень трудно. Одним из самых крутых преподавателей-иностранцев, читавших нам лекции в МИЭФ, был Амос Витцтум – профессор философии, который объяснял нам экономику, ни разу не заглянув в учебник. В голове профессора Витцтума была идеально уложена в своей логике система мироздания со всеми обоснованиями ее парадоксов.

Почему вы решили все же побыть предпринимателем? Это был ценный опыт?

Я открыл свой бизнес после кризиса 2008 года, увидев возможность для старта: начинался бурный интерес к инвестициям в инфраструктуру. К тому моменту у меня уже был большой опыт работы по регулированию коммунальной инфраструктуры, я участвовал в написании законов, методик, знал всех в министерствах, объехал много городов России. Я открыл компанию, нанял несколько человек и начал работать: мы консультировали частные компании, которые хотели инвестировать в коммуналку, помогали им делать договоры, считать модели, коммуницировать с муниципалитетами. Время было интересное, наш штат рос, было много интересных задач. Опыт получил бесценный, жаль, что почти ничего на этом не заработал. Последний контракт, над которым мы работали, вывел меня на «Росатом».

Для одного из подрядчиков компании мы занимались анализом инвестиционной программы теплоэлектростанции, где, как водится, была куча проблем, и нашли интересные решения. Вместе с подрядчиком мы подумали предложить «Росатому» идею внутрикорпоративного стартапа, написали бизнес-план, который в итоге одобрил Кириенко. Так мы получили контракт на полгода, из генерального директора я упал в аналитики, но проект себя полностью оправдал: через полгода я стал директором по развитию в новой компании. Когда люди мне говорят, что боятся записи в трудовой книжке с должностью ниже предыдущей, я просто смеюсь им в лицо и понимаю, какая это на самом деле ерунда, если есть цель.

«Росатом» – непостижимый ядерный гигант, в котором ничего не понятно обывателю. Как работает компания и чем она примечательна?

Начну с плюсов. Это одна из тех госкомпаний в России, где что-то происходит и как-то развивается, причем не только в своей отрасли. «Росатом» также активно идет в другие индустрии – не через формирование «новостей из будущего», которые когда-то там произойдут, а через реализацию свежих идей. Все проекты, над которыми я работал в компании, это доказывают: там реально можно сделать что-то новое. Например, сейчас «Росатом» также производит композитные материалы, накопители, автомобильные катализаторы, которые использует КамАЗ. Есть проекты по медицинским направлениям, по 3D-печати и нефтехимии – никогда не подумаешь, что крупнейшую госкорпорацию может это заинтересовать.

Теперь о минусах. Всем этим заниматься тяжело, потому что структура ужасно забюрократизированная. Когда я общаюсь с коллегами из других госкорпораций, мне говорят: «У вас еще что-то можно, вот у нас вообще нельзя». Вы реализуете идеи не благодаря, но вопреки. «Росатом» огромен. Естественно, каждый шаг сопровождается десятками бумаг, а если у вас переговоры с партнерами-иностранцами, то нужно составить техзадание и согласовать его со службой безопасности.

Административные вопросы превращают жизнь в бег в воде, но вы учитесь с этим работать, выходя на новые уровни принятия правил игры

Вы нанимаете дополнительных специалистов по решению бюрократических вопросов и что-то в итоге реализуете. В целом такая система, безусловно, не лучшим образом сказывается на вашей эффективности, но это такой государственный дзен, который просто надо принять.

Есть ли возможность оптимизировать российские госкорпорации?

Считаю, что нет. Известный экономист Клейтон Кристенсен, автор бестселлера «Дилемма инноватора», утверждал, что поведение компаний диктуется их клиентом. В случае «Росатома» главный клиент – это государство, оно же – главный акционер. Все процессы сделаны так, чтобы удовлетворить этих клиента и акционера. Поэтому с данной точки зрения «Росатом», безусловно, ориентирован на своего основного клиента. При этом ведется работа по формированию имиджа и позиционированию «Росатома» как открытой к инновациям структуры. Это действительно заметно, особенно когда ты в свитере и джинсах приходишь на совещание с «Газпромом», где все сидят с каменными лицами, одетые в белые рубашки и синие галстуки.

С 2019 года вы занимаетесь новым проектом «РЭНЕРА» – что это за структура внутри «Росатома»?

Это уже мой третий стартап, который успешно реализуется в «Росатоме». На самом деле он продолжает уже начатую работу в сфере электроэнергетики. Накопителями, а конкретно – производством литий-ионных батарей, планировали заняться еще в 2011 году, и только сейчас мне удалось развернуть это направление довольно эффективно в новом свете экологической повестки.

В «Росатоме» стартапы идут потоком. Если вы хорошо знаете технологии и рынок, имеете навыки работы с регуляторами и исполнителями внутри государства, то с большим процентом вероятности увидите свою идею в материи. С другой стороны, как я уже говорил, все не так просто. В компании были примеры, когда новый сотрудник уходил через два месяца, потому что ему не выдали компьютер. Даже чтобы получить рабочее место в офисе, нужно перепрыгнуть через десяток согласований, на что не каждый готов. Это очень важное обстоятельство для понимания того, как работать в таких специфических учреждениях.

Почему вы считаете тренд на литий-ионные батареи интересным для России?

России никуда не деться от мировых экологических вопросов. Мир меняется, Китай, Европа, США в один голос заявляют о том, что готовы отказаться от двигателя внутреннего сгорания, единственная альтернатива которому на сегодня – электромобиль на литий-ионных батареях.

Именно эта комбинация цены, качества и энергоемкости в час дает основания к масштабному внедрению электродвигателя. Дело в том, что литий-ион достаточно гибок и универсален, вы можете использовать батарею электромобиля, чтобы, например, компенсировать режимы работы энергосети. Во время подключения он не только заряжается, но и выполняет много дополнительных функций. Сегодня наша портфельная компания Enertech International поставляет батарейки для гибридного автомобиля Aurus, и эти же батарейки используем на заводе в Подольске, что позволяет ему экономить электричество: когда энергия становится дороже, они берут ее не из сети, а из накопителя.

Каких результатов к 2021 году вы достигли в этом направлении?

Самое главное мы уже сделали – получили технологию, которой не было в России. Мы купили корейскую компанию, которая уже 20 лет производит литий-ионные батареи, а в 2025 году откроем собственное производство батарей на площадке Балтийской АЭС в Калининградской области. Когда вопрос экологичного транспорта был поднят на государственном уровне, в России уже существовала технология производства батарей и все возможности для ее дальнейшего развития. Сейчас, безусловно, кризисный год у всех производителей, связанных с потреблением полупроводников, из которых делают чипы, необходимые для управления батареями. Но это временная трудность, которую мы переживем.

Ваше производство тоже можно будет называть гигафабрикой по аналогии с заводом по производству батарей для Tesla?

Термин «гигафабрика» существовал и раньше, просто компания Tesla его популяризировала. Gigafactory – это производство батарей емкостью больше чем 1 гигаватт-час в год. Тема литий-иона достаточно новая, в 2001 году мощность производств максимально составляла 2 гигаватт-часа, батареи преимущественно использовались в ноутбуках и мобильных телефонах. Сейчас производится 300 гигаватт-часов, цифра будет расти до 2 тераватт-часов, поскольку основной потребитель этого объема – электротранспорт.

Регулирование экологических вопросов в мире направлено на то, чтобы мягко переводить транспортные средства на литий-ионные батареи

Уже сейчас в Европе действуют определенные ограничения на въезд в тот или иной город на машине, которая не соответствует нормам выбросов, установленным Евросоюзом. В России мы также на государственном уровне обсуждаем нормативы и требования, стимулирующие разработку новых программ, однако это непростая задача в силу того, что есть внутреннее нефтегазовое лобби.

Как «Росатом» меняется в связи с экологическими трендами?

«Росатом», наверное, быстрее всех госкомпаний оседлал этот тренд. Так, например, два года назад у нас появился директор по устойчивому развитию. «Атомэнергопром» уже выпустил зеленые облигации. Компания «Атомэнергопромсбыт» сейчас продает киловатт-часы с наших ветряков, ну а мы в «РЭНЕРА» сделали первую российскую серию электрического спортивного картинга и провели гонки среди детей. Еще в прошлом году компания приняла цели устойчивого развития ООН как основной производственно-логистический критерий.

В данный момент «Росатом» продвигает концепцию «зеленого квадрата», то есть четырех основных источников энергии: ветер, солнце, вода и атом, в том числе на уровне экологического образования и агитирования. Мы сейчас запускаем проект по оценке углеродного следа, чтобы потом выработать план по его снижению и в идеале – обнулению.

Почему среди студентов экономических вузов карьера в госструктурах не так популярна?

Потому что денег там не платят. Нужно иметь конкретную цель – например, стать политиком, – чтобы идти работать чиновником. Или выполнять определенную миссию для себя и для общества. Потому что свежему выпускнику просто так идти на зарплату в несколько раз меньшую, чем он получал на стажировке, просто нерационально. В свое время я ушел из консалтинга, потому что хотел работать с материей – видеть результаты своей работы и сделать свой личный вклад в какое-то дело. Могу сказать, что я уже поучаствовал в создании двух индустрий – ветроэнергетики и литий-ионных накопителей. Недавно мы с детьми проезжали мимо Кочубеевской ветроэлектростанции. Здорово, когда знаешь, что без тебя этот пейзаж не изменился бы. Это стоит любых бонусов, которые ты мог бы получить в IB или консалтинге.