• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

About the project «Success Builder»

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features graduates from the Higher School of Economics who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences, and talk about the big shots they’ve schmoozed and how they’ve made the most of the opportunities they were given.

Unexpectedly, one of last year’s trends was…mushrooms. Several startups have shown that mycelium is a suitable material for eco-friendly fabrics, fashionable foods and the manufacture of drugs to treat clinical depression. ‘Prototyping Future Cities’ Master’s Programme graduate Anna Budnikova took the mushroom trend one step further by inventing a building material she calls ‘mycokarst’. She tells Success Builder what the difference is between eco- and bio-materials, why to make water from air and design ‘passive homes’, and who urbanists are and how they are changing our cities.

How did you become interested in architecture?

I have been drawing since I was two. As a child, I first wanted to become an artist and, later, a fashion designer, but when I took some architecture courses, I became interested in volume and space. Before coming to HSE, I graduated with a degree in The Architecture of Residential and Public Buildings from the Kazan State University of Architecture and Engineering (KSUAE). Now I am developing my own company and learning from practical experience, including in the field of interior solutions.

Would you call yourself a designer of buildings?

That is essentially what I am. Architects don’t like to be called designers, but I am a designer of spaces. I am not very interested in technical details — you can find those in reference books or consult a professional engineer. I study materials, their physics and biology, and their ability to influence a person’s feelings in space — and, of course, on how much aesthetic pleasure they experience in that space. I want to discover something new and see something non-standard.

Is it possible to create a space that everyone will like?

When creating a public building, the criteria are, for the most part, obvious. It involves the creation of multi-storied open and accessible spaces that most people of all ages find psychologically and subconsciously attractive. It is something like an enclosed park with many different spaces inside. I was recently in Helsinki and was surprised at the number of public libraries where you could just go, drink coffee and read a book without having to register or show a pass. These are buildings with open atriums where people can find a cosy corner somewhere even though it is open to the public. Many European cities have one or more such buildings. But Russia still adheres to the paradigm of spatial restrictions that, in my opinion, is simply anti-humanistic and unwholesome.

Photo by Mikhail Dmitriev/ HSE University

It seems that you and the other graduates of the HSE Master’s Programme ‘Prototyping Future Cities’ are breaking that stereotype. How did you get into the university?

At KSUAE , I did my senior project on water management in architecture. I am interested in ecology and materials, and this gave rise to a Hydrological Cluster project for Kazan that I decided to develop further. For this, I received a grant to study at the Vysokovsky Graduate School of Urbanism at HSE.

I came to Moscow to work and bring my ideas to life, but I found just the opposite in practice: the architects building office space had vacant eyes, there was no communication with the authorities, and the whole field was so commercialized that it was impossible to build anything but shopping centres. My desire to go into science won out: drawing cookie-cutter buildings was not for me. The architectural bureaus wouldn’t let me speak with our clients because I wasn’t familiar enough with ‘how things are done in Moscow.’ I had done most of my interning abroad — in Berlin, London and Beijing. That taught me how things should be, but when I came to Russia, I understood that everything is done differently here.

I began wondering how and where I could implement the experience and innovations that matter most to me. That was when I learned about the Laboratory for Experimental Urban Design ‘Shukhov Lab’. The first time I went there and saw the prototype façade by architect Elena Mitrofanova, I immediately realized that the people here think the same way I do.

How did you get the grant?

For my Hydrological Cluster project, I received the first award of the D3 Natural Systems international competition in New York. When I found out that HSE and the Tatarstan authorities award a grant for the ‘Prototyping Future Cities’ Master’s Programme, I decided I would apply for it. I had something to show the professionals. I had to go through an extensive competitive process to win that grant, as well as bring my English up to the level the rules required.

As a result, I received a grant that allowed me to study at HSE and conduct research at the ‘Shukhov Lab’. Over time, the contrast between my studies and the office routine at the day job I still had became so great that I would run to the university to escape work at the end of the day. At first, I would leave a little earlier each day, and at one point I stopped going to work altogether. And even then, I never missed a project deadline.

I’d like to point out that no one needs to work eight hours in an office. Effectiveness comes not from how many hours you sit at your desk, but from your motivation and the results of your efforts. You need to listen to your body because it can create fantastic things. As our lives move increasingly online, I hope that even the most sceptical and ultraconservative employers recognize this.

Photo by Mikhail Dmitriev/ HSE University

Tell us about your ‘mycokarst’ master’s project. What is this material and how does it work?

Interestingly, this project also won an award in New York, albeit a different one — the Biodesign Challenge 2019 summit at MoMA. Throughout my studies, I maintained a focus on water, developing, among other things, ceramic surfaces that condense moisture as a response to a shortage of fresh water. But the ‘mycokarst’ project was a departure from this.

The rules of the grant stipulate that the proposed master’s project focus on Kazan. It happens that the city stands on karst sinkholes, which is a real problem. I saw it as an architectural task to strengthen this foundation and turned to biomaterials towards that end. I used mushroom spores, and the name ‘mycokarst’ refers to the mycelium of the mushrooms and the karst. Some researchers are studying ways to use bacteria to produce self-healing concrete, but only the Chinese are looking at mushroom spores. I realized that karst is similar to the structures that support these microorganisms. Spores deposit calcium, enabling the structure of the material to heal itself gradually.

My academic advisor, Elena Mitrofanova, supported this idea and now it has become a large-scale scientific project.

Traditional architects work with inanimate materials knowing that the structures they build will never go away, dissolve or disappear. What is it like working with living, moving materials?

Maintaining living materials within a given form is one of the tasks we have to solve now. Soil is a very fertile environment for mushrooms: it offers high aeration and many nutrients so, of course, today’s architects face the challenge of making biotechnology more aesthetic.

Progress has been made in the field of bioceramics that can produce a green façade and materials that absorb moisture for the growth of bacteria or green structures. But everything requires repeated testing and approvals for certain technological characteristics.

Biomaterials are our future: they could become a kind of infrastructure for buildings that replace such utilities as air conditioners and purifiers

Some biomaterials enrich the air with oxygen and provide natural ventilation. Such buildings can ‘breathe’ on their own.

Our architectural firm M-A SPACE currently specializes in designing energy-efficient buildings that, in particular, include supply and exhaust ventilation of premises that will help save energy — but in the future, this could be done with organic building materials. My research complements the work of the studio in this regard, but it takes a long time to put these ideas into practice.

Are builders in other countries already using biomaterials in construction?

Here and there, but definitely not in Russia. Eco-construction using wood and other natural, eco-friendly materials is a common phenomenon and still cutting-edge, but this is no longer very impressive. But building with living, ‘evolving’ materials that improve the ecology is something else entirely. It is a new and little-studied area. The challenge concerns not only the general mentality and the difficulty people have in accepting innovation, but also in the difficult climatic conditions for bacteria and other living systems. We have to carry out technical tests to ensure that the material has certain characteristics and then check it out at the engineering level. Climate change provides endless ground for experimentation and reflection, but implementation remains a question.

Prototypes of such materials are being made at the IAAC in Barcelona, MIT in the U.S., RMIT in Australia, the Bartlett School in London, and some others, but as far as I know, only the LafargeHolcim and Tegola companies have made any practical applications with them.

Do you have plans to create a business based on biomaterials?

Of course. Now I am working to overcome barriers to their acceptance and working on my patents. I am in talks with LargeHolcim, a major Swiss company that produces building materials, to run tests on ‘mycokarst’. I often speak at conferences and several foreign companies have approached me about putting our preliminary work into mass production.

The same applies to my ‘hydromatter’ that produces water from the air. The Moscow Department of Environmental Management has proposed implementing the project. The task now is to check all of the technical parameters and carry out thorough tests. Thus, two projects that hold great commercial promise are now in the final stages of development.

Why did you decide to create the M-A SPACE company?

After completing my master’s degree, I felt very frustrated at the prospect of working in an architectural office again. It turned out that a colleague who is an architect, engineer and designer of passive houses, was feeling pretty much the same way. So we decided to combine my interest in biomaterials with real-world innovative projects and began working for ourselves, maintaining control over copyrights and ideas. So far, we have found clients through connections and social contacts, but we are also developing our site and presenting our innovations at conferences.

Photo by Mikhail Dmitriev/ HSE University

How does all the ‘eco-hype’ influence architectural projects in general, and those in Russia in particular?

It is a major trend, and all kinds of architectural competitions are devoted to the fight against global warming. A popular focus right now is how architecture can help reduce CO2 emissions. Only a few entities in the world can afford to implement ecological experiments and very few specialists truly understand the finer points of energy efficiency.

However, M-A SPACE has implemented several projects in this field. These include a ‘passive house’ with zero energy consumption. Building such a structure requires what, for Russia, is an unusually high quality of construction. The idea that a passive building is much more expensive than a conventional one is a misconception. It’s just that in Russia, prices are inflated for the high-quality construction essential to energy-efficient buildings, whereas that level of work is the standard in Europe.

Because Russia has been subject to various destabilizing factors over its history, long-term thinking is not part of the general mentality. People here are used to looking at shorter periods and, therefore, show little interest in eco-trends — even though energy-efficient structures save money over the long term.

What architectural design problem do Russian cities face?

The problem is that Russian cities have no design: they are built to satisfy commercial goals and utilitarian functions. I could go on endlessly about Russia’s cockamamie urban spaces, roads and inexplicable buildings, although this problem is not as pronounced in Moscow as it is in many of the smaller cities. As someone who is extremely sensitive to air pollution, I can say that the environment is an even greater problem. Moscow has some large parks, but it would be good to have more public squares and green areas. I think we should have more people-friendly spaces of different sizes located throughout the city. It’s as if we can’t keep up with the Scandinavian countries that spend money on their citizens’ welfare and not on building new shopping centres.

In which parts of the world do you feel most comfortable?

I like Helsinki, Copenhagen and Berlin where literally every city space is made with people in mind. For example, there is access to water almost everywhere there. Not only can you relax, reflect and commune with nature, but also work outdoors in the fresh air. It’s one thing when you get off work and have to walk home along a dusty highway before collapsing in front of the TV, and quite another when you can go from work to the waterfront and just lose yourself in thought there.

What is an ‘urbanist’?

I first encountered the concept of ‘urbanism’ at the Shukhov Lab. Before that, I thought more in terms of a ‘designer of the architectural environment’ — that is, a person who is simply engaged in urban improvement.

At HSE, I began to see the city as an organism, to understand the environment and analyze its elements — from the ecology to public transport

Urbanism is a kind of global socio-architectural analytics. I mostly associate the profession of urbanist with the powers of the municipal authorities. Such major companies as Habidatum or Urbica essentially develop the technical mandate for the organization of the urban environment, and so on. But there is a real need for a link between architects, those who plan public spaces, analysts and the city officials who have the authority to implement well-thought-out solutions. At present, competitions are the only time they all come together. That is why it is an enormous challenge for specialists — and especially those who are not well known — to establish such communication with the authorities.

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Одним из трендов прошлого года неожиданно стали… грибы. Сразу несколько стартапов подтвердили актуальность мицелия как материала для экологичных тканей, модной бакалеи и производства лекарства для лечения клинической депрессии. Выпускница магистерской программы “Прототипирование городов будущего” Анна Будникова успешно поддержала грибной тренд изобретением строительного материала “Микокарст”. В “Конструкторе успеха” она рассказывает, как не путать эко- и биоматериалы, зачем производить воду из воздуха и проектировать “пассивные дома”, а также о том, кто такие урбанисты и как они меняют города.

Как вы заинтересовались архитектурой?

Я рисую с двух лет. В детстве думала – буду художником, потом – дизайнером одежды, но когда пошла на архитектурные курсы, мне стал интересен объем и пространство. До Вышки я закончила специалитет в Казанском государственном архитектурно-строительном университете (КГАСУ) по направлению “Архитектура жилых и общественных зданий”. Сейчас развиваю собственную компанию, продолжаю учиться уже на практике, в том числе в области интерьерных решений.

Можете ли вы назвать себя дизайнером зданий?

Фактически, так и есть. Архитекторы не любят, когда их называют дизайнерами, но про себя могу сказать: я – дизайнер пространства. Технические детали мне в целом неинтересны – такие подробности можно прочитать в справочнике или уточнить у профессионального инженера. Я же изучаю материалы, их физику и биологию, их возможности влиять на ощущения человека в пространстве. Ну и, конечно, на уровень эстетического удовольствия от пребывания в этом пространстве. Предпочитаю открывать нечто новое и видеть нетипичное.

Реально ли сделать пространство, которое понравится всем?

Когда мы создаем общественное здание, критерии в целом очевидны. Это создание открытых и доступных, многосветных пространств, что психологически и подсознательно притягивает большинство людей вне зависимости от возраста. Что-то подобное крытому парку с множеством разнообразных мест. Недавно я была в Хельсинки и удивилась, какое же там количество публичных библиотек, куда можно просто прийти, выпить кофе и почитать книжку, без всякой регистрации или пропуска. Это здания с открытыми атриумами, где люди находят свой уютный уголок, несмотря на общедоступность пространства. Во многих европейских городах есть такой объект или даже несколько. А в России еще жива парадигма пространственных ограничений, что, на мой взгляд, антигуманистично, да и просто неполезно.

Фото: Михаил Дмитриев

Видимо, эти стереотипы ломают выпускники магистерской программы “Прототипирование городов будущего”, которую вы заканчивали в Вышке. Как вы попали в университет?

В качестве дипломной работы в КГАСУ я создала проект, посвященный вопросам управления водными ресурсами в архитектуре. Экология и материалы – мои интересы, поэтому родился проект Гидрологического кластера для Казани, который я решила развивать дальше. Так я получила грант на обучение в магистратуре Высшей школы урбанистики им. А.А.Высоковского ВШЭ.

Я приехала в Москву работать и воплощать идеи в жизнь, но на практике увидела совсем другое. Пустые глаза офисных архитекторов, отсутствие коммуникации с властями, тотальная коммерциализация, невозможность реализовывать проект, если это не торговый центр. Желание уйти в науку победило, чертить типовые здания - не для меня. В архитектурных бюро мне не позволяли общаться с заказчиками, потому что у меня было недостаточно “московского опыта”, в основном зарубежные стажировки – я много работала в Берлине, Лондоне, Пекине. Увидела, как нужно, а приехав в Россию, поняла: здесь все по-другому.

Я стала думать, где и как реализовать опыт и наработки, в которые верила и верю сейчас. Тогда мне рассказали про международную проектно-учебную лабораторию экспериментального проектирования городов Шухов Лаб. Когда я первый раз пришла туда и увидела прототип фасада архитектора Елены Митрофановой, то сразу поняла: здесь люди думают как я.

Как вам удалось получить грант?

За проект Гидрологического кластера я получила первую премию международного конкурса D3 natural systems в Нью-Йорке. Узнав, что Вышка выдает грант, учрежденный совместно с властями Татарстана на обучение в магистратуре по направлению “Прототипирование городов будущего”, я однозначно решила подаваться. Мне было что показать профессионалам. Чтобы выиграть грант, пришлось пройти огромный конкурс, подтянуть английский язык, как того требовали правила участия.

В итоге я получила грант вместе с возможностью учиться в Вышке и вести исследования в Шухов Лаб. Со временем контраст между офисной рутиной (я продолжала работать) и учебой стал настолько очевиден, что я буквально сбегала с работы в университет. Сначала ускользала пораньше, потом перестала приходить вообще. И в таком режиме я ни разу не сорвала сроки сдачи проекта.

Хочу сделать акцент, что восемь часов в офисе никому не нужны. Эффективность не в том, чтобы сидеть на стуле в определенные часы, а в мотивации и результатах твоих усилий. Нужно слушать свой организм, ведь он может творить нереальные вещи. Надеюсь, с переводом нашей жизни в онлайн в этом убедятся даже самые недоверчивые и ультраконсервативные работодатели.

Фото: Михаил Дмитриев

Расскажите про ваш магистерский проект “Микокарст” – что это за материал и как он работает?

Интересно, что этот проект также получил премию на конкурсе в Нью-Йорке, правда, уже другом – на саммите Biodesign Challenge 2019 в Музее современного искусства (MoMA). На протяжении всего обучения я занималась своей темой воды, разрабатывая в том числе керамические поверхности, которые конденсируют влагу в ответ на дефицит пресной воды. В “Микокарст” я немного отошла от этого.

По условиям гранта магистерский проект должен был разрабатываться для Казани, а там актуальная проблема – это карстовые провалы, на которых стоит город. Укрепить этот каркас органически стало для меня архитектурной задачей, и я стала искать способ ее решить с помощью биоматериалов. Я использовала споры грибов, отсюда и название проекта “Микокарст” – мицелий гриба и карст. Сейчас ведутся некоторые работы в области самовосстанавливающегося бетона при помощи бактерий, а споры грибов рассматривают только в Китае. Я же поняла, что карст аналогичен тому составу, который поддерживает эти микроорганизмы. Споры осаждают кальций, и структура материала постепенно самовосстанавливается.

Мой руководитель Елена Митрофанова поддержала эту идею, и в итоге у меня получилась масштабная научная работа.

Традиционно архитектор работает с неживыми материалами, будучи уверен: то, что он построил – никуда не уйдет, не растворится, не исчезнет. Как в этом смысле работать с живыми, подвижными материалами?

Пока это одна из задач, которую нужно решить – поддерживать состояние живых материалов в рамках заданных форм. Грунт – очень благодатная среда для грибов, там высокая аэрация и много питательных веществ, так что, безусловно, эстетизация биотехнологии – это вызов для современного архитектора.

Сейчас идут разработки в области биокерамики, которая может формировать зеленый фасад, или представлять материал, который абсорбирует влагу для роста бактерий или зеленых структур. Но все требует многократного тестирования и утверждения определенных технологических характеристик.

Биоматериалы – наше будущее, они могут формировать своего рода инфраструктуру здания, заменяя инженерные сети, кондиционеры, очистители воздуха

Некоторые биоматериалы обогащают воздух кислородом и организуют естественную вентиляцию. Такое здание дышит само.

Сейчас наша архитектурная фирма M-A SPACE специализируется на проектировании энергоэффективных зданий, подразумевающих включение, в частности, приточно-вытяжной вентиляции помещений, которая поможет экономить энергию – но в перспективе это могут делать органические стройматериалы. Так мои исследования дополняют работы студии в этом отношении, но выход на новый уровень практики – длительный процесс.

В мире уже строят из биоматериалов?

Пока это единичные случаи, в России такого точно нет. Экологическое строительство из дерева, природных, экологичных материалов – распространенное явление и до сих пор прогрессивное, но этим уже нельзя никого удивить. А строительство из живых, “эволюционирующих” материалов, которые работают на изменение экологии – это совсем другое, новое и малоизученное направление. Проблема не только в менталитете и в сложности принятия инноваций, но в непростых климатических условиях для жизни бактерий и других систем. Нужно провести технические испытания, чтобы закрепить за материалом определенные характеристики и проверить на инженерном уровне. Изменения климата дают бесконечную почву для экспериментов и размышлений, но как это реализовать – вопрос.

Прототипы таких материалов, например, создают в IAAC Барселоны, в американском MIT, в австралийском RMIT, в лондонском Bartlett School и др. Но практические кейсы, насколько я знаю, существуют только в компаниях Lafarge Holcim и Tegola.

Вы рассматриваете возможность создания бизнеса на биоматериалах?

Разумеется. Сейчас я борюсь с барьерами их восприятия и работаю над своими патентами. Веду переговоры со швейцарской компанией Lafarge Holcim, которая производит стройматериалы, мы обсуждали сотрудничество с ними для тестирования микокарста. Я часто выступаю на конференциях, и некоторые иностранные компании обращаются ко мне с тем, чтобы вывести наработки в масштабное производство.

То же касается моей разработки “Гидроматерия”, которая производит воду из воздуха. Департамент природопользования Москвы предложил реализацию проекта. Теперь задача в том, чтобы проверить все технические параметры и привести тщательное тестирование. Так, сейчас в доработке находятся целых два проекта, которые потенциально можно назвать очень перспективными с коммерческой точки зрения.

Почему вы решили создать свою компанию – M-A SPACE?

По окончании магистратуры у меня случилась сильная фрустрация, я не хотела снова работать в архитектурном офисе. Оказалось, что мой коллега – архитектор, инженер и проектировщик пассивных домов – испытывает примерно те же чувства. Так мы решили объединить мой интерес к биоматериалам с реальными инновационными проектами и стали работать на себя, сохраняя авторские права и идеи. Пока мы находим клиентов благодаря связям и социальным контактам, но в целом продолжаем развивать сайт, презентуем разработки на конференциях.

Фото: Михаил Дмитриев

Как эко-хайп влияет на архитектурные проекты, в частности в России?

Это сильный тренд, всевозможные архитектурные конкурсы посвящены борьбе с глобальным потеплением. Как снизить уровень выброса СО2 в атмосферу с помощью архитектуры – сейчас одна из популярных задач. Глобально реализацию экспериментов в экологии могут себе позволить только единицы. Специалистов, действительно разбирающихся в нюансах энергоэффективности, крайне мало.

В M-A SPACE у нас есть несколько реализованных проектов в этом направлении. В частности это “пассивные дома” – здания с нулевым энергопотреблением. Реализация зданий в стандарте пассивного дома требует высокого качества строительства, к которому в России не привыкли. Мнение о том, что пассивное здание намного дороже обычного – заблуждение. Просто в России завышают цены на качественное строительство, которое является ключевым для энергосбережения. В Европе же это просто является стандартом.

Не все в России способны мыслить в перспективе, этого в принципе не предполагает наша традиционная ментальность в виду разного рода нестабильности. Здесь общество привыкло мыслить более короткими временными отрезками. Именно поэтому в России эко-трендами мало интересуются, хотя в коммерческом плане это наоборот выгодно, если учитывать все затраты на эксплуатацию здания в долгосрочном периоде.

В чем главная проблема архитектурного дизайна российских городов?

У российских городов нет дизайна – вот в чем проблема. Они отвечают коммерческим целям, утилитарным функциям. Говорить про нелепые городские пространства, дороги и непонятные здания можно бесконечно. Хотя в Москве это не так выражено, как во многих малых российских городах. У нас более очевидна проблема экологии – могу сказать как человек, крайне чувствительный к загрязнению воздуха. В Москве есть большие парки, но хотелось бы больше скверов, зеленых уголков. Лично мне не хватает «гуманных» пространств различных масштабов, регулярно расположенных по городу. Мы как будто не можем идти в ногу со скандинавскими странами, которые тратят деньги на благосостояние горожан, а не на строительство нового ТЦ.

В каком уголке мира вам комфортно находиться?

Хельсинки, Копенгаген, Берлин, где буквально каждое городское пространство сделано для человека. Например, почти везде есть выход к воде. Есть возможность не просто расслабляться, созерцать и общаться с природой, но и поработать на свежем воздухе. Одно дело, когда ты после работы можешь выйти на набережную и подумать над чем-то своим – и совсем другое, когда тебе приходится совершаешь трип из офиса вдоль пыльной магистрали, чтобы потом просто лечь у телевизора.

В чем же суть профессии “урбанист”?

С понятием “урбанизм” я напрямую столкнулась именно в Шухов Лаб. До этого я скорее пользовалась понятием “дизайнер архитектурной среды”, то есть человек, который просто занимается городским благоустройством.

В Вышке я стала понимать город как организм, осмысливать среду и анализировать ее элементы – от экологии до общественного транспорта

Урбанистика – своего рода глобальная социально-архитектурная аналитика. Я во многом связываю профессию урбаниста с полномочиями городских властей. Крупные компании, например, Habidatum или Urbica, по сути разрабатывают техническое задание на организацию городской среды и т.п. У нас очень не хватает связующего звена между архитекторами, создателями идей пространства, аналитиками и властями, в полномочии которых реализовать адекватные продуманные решения. Единственная возможность – конкурсы. Поэтому налаживание такой коммуникации с властями – огромный вызов для специалистов, особенно малоизвестных.