• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

 

Maxim Chernin

Graduated in 2000 with a BA in Management from the Higher School of Economics and in 2002 he completed his Master's degree in the same faculty.

After graduation he worked for the company 'ROSNO' leading expert in marketing research, and in March 2008 he became CEO of SK 'Allianz ROSNO Life.' In 2012 he became head of the insurance company 'Sberbank Insurance.'

«Life insurance – as a concept it's nothing new, it's just been forgotten»

Success Builder


About the project
«Success Builder»

How does one find one's niche in life and do what comes easily as well as bringing happiness? You need to put to proper use the knowledge that you have gained both from your studies and life experiences. In the project entitled 'Success Builder', we talk to graduates from the HSE working in an interesting business or unusual profession. These entrepreneurs share their experiences revealing the challenges they encountered and how they made the most of opportunities which came their way.

According to Maxim Chernin, director of Sberbank Insurance and HSE graduate, you need to be a good psychologist when proposing life insurance to a client. He tells us what it's like to work in the business of 'human life', whether creativity has any place in insurance work and how to inculcate a culture of medical check-ups.

After graduating from HSE your professional life took off. How much of this was thanks to your diploma?

I started working in the insurance industry while still at university, during the first year of my master's degree. On the recommendation of HSE lecturer, Efim Galitsky, I got an internship at a company called ROSNO, which was to last 11 years. One of the market research projects assigned to me at the time was life insurance. I was so enthused by this subject that my final master thesis was devoted to life insurance. It was called 'An analysis of the factors influencing consumer behaviour in the area of life insurance.' I completed my master's and continued to work at ROSNO - so my academic training and the start of my professional career were connected. I was really interested in sport and sports journalism. My first job was on the newspaper 'Soviet Sport', where I worked for a few months. I was also responsible for sports news in the HSE publications 'Vyshka' and 'Eidos'.

There is a particular mind-set where people don't like talking about what might happen tomorrow. They repeat superstitions like, 'If we make plans for tomorrow the worst will happen.'

You deal in life insurance. As I understand it, this is a new sector for the Russian market. Did you base it on a Western model, or come up with something of your own?

There is nothing new about life insurance in Russia:. In Soviet times, in the mid 1980s, life insurance for children was very popular - when a child reached 18 he would receive a sum of money. Then came the years of instability and hyper-inflation, when the idea of long-term accumulation or savings lost all meaning - so by the beginning of the 1990s the market was almost dead, and only began to revive in the 2000s. Moreover, before the 1917 revolution in Russia, life insurance was common practice, and the tradition goes back to the early nineteenth century. We at Sberbank Life Insurance are now trying to revive it so it forms a part of a client's personal financial planning.

Is there anything specific about the insurance industry in Russia as compared to that of the West?

In all countries, the needs of customers are more or less the same. The specifics arise from the differences in the tax system and aspects of market regulation. The basic need – the provision of financial protection for our loved ones in the event of unforeseen circumstances - remains the same. An esteemed mentor, James Heydema, defined the life insurance industry as a business which cares for families. Whatever happens to a family – whether good or bad, the life insurance company will be there to offer support. Should it be an adverse event (either a death or the inability to support the family), the insurance company will pay out. If nothing bad happens - and this occurs in 98% of cases – the money is refunded to the client along with a return on the profit of the invested funds. With car insurance the client receives a pay-out only in the case of an adverse event, whereas with long-term life insurance a pay-out is always made.

Photo: Mikhail Dmitriev

The life insurance sector is a mixture of asset management and insurance, so it is regulated separately. Here the requirements are higher and the capital involved is quite different, so there are about 40 life insurance companies on the market, while insurance firms not offering life cover make up about 350.

What is the competition like among these 40 firms?

Life insurance is a very long-term business that yields return only after seven years, so it only suits investors in for the long haul and not speculators who are out to make a quick profit on resale. Among the competitors there are not only banks, but also large holdings, including international ones, for whom insurance is the main line of business. Many international companies in this line have been around for 100-150 years, while in Russia it is more a case of rapid development than competition.

 

70% 

of the working-age population of the RSFSR had long-term life insurance policies on their children.

 

What is special about working with a product as specific as 'human life'?

This is a huge responsibility – I'm not talking about insurance pay-outs for car repairs but about money to support a family if some adverse event occurs. This business is very socially oriented, and I am proud to be engaged in it. There are families who depend on you. This business is a complex one, as is the product itself. The life insurance sector is considered to be top division and those working in it should be highly qualified - first and foremost I'm talking about the technical specialists – the actuaries, the underwriters, etc.

Apart from the financial aspect, what other fields should the insurer have some knowledge in?In medicine, or anatomy?

First of all, you should be skilled in managing investments, since the insurers are in charge of their clients' money, and secondly, in medicine, because much attention is focused on the medical underwriting - you need to properly assess the client's state of health when the contract is being signed. Being good at maths and having the skills of an actuary are also essential. These are probably the core competencies.

You have to be a real psychologist when offering clients life insurance - emotionally it's difficult, and you have to be much more highly trained than a car insurance broker. During the conversation with the clients you have to raise issues such as health and social responsibility, to talk to them about how important their role is whether as a mother, father, or husband, but because of the peculiarities of our mentality people do not like talking about these matters neither do they wish to discuss the future. There is a particular mind-set where people don't like talking about what might happen tomorrow. They repeat superstitions like, 'If we make plans for tomorrow the worst will happen.' So our mission was clear: All the top management from the company conducted long talks and this is what we came up with: 'We are working to help people overcome their fear of planning for the future and to discourage the idea of living for today only. Thanks to the products we offer, a client's dreams, aspirations and promises made both to himself and his loved ones will be implemented no matter what.'

Photo: Mikhail Dmitriev

The main promise we give to our client is this: tomorrow is going to happen. On the one hand, it is a positive message, and on the other there is the suggestion of a certain level of responsibility - for maybe you won't be here tomorrow, but left behind will be those people whose fate is determined by the decisions you make today. I am very against the idea of forcing this product on a client – but there are certain things that a client needs to think about, and we can help with this.

Your line of business is connected to medical care, which in our country is not at the highest level. How does this affect your work with clients?

 

6,8 million

Russians in 2013 took out a life insurance policy. This is 10 % more than the previous year.

(Source: The Association of Life Insurers)

 

I am not an expert on health issues in Russia, so I am in no position to criticize or praise our level of medical care. As a company we insure people against certain events – this may be death, or disability, or being diagnosed with a critical illness. This can happen in any country irrespective of the level of medicine, because, as humans, we are vulnerable. For example, we will soon be launching a product that will focus on insurance in the event of a diagnosis of cancer. This means that if a person has, for the first time, received a diagnosis of a serious illness, he will receive payment for the treatment and the means to support his family during his treatment. We can also provide an additional feature such as the option of seeking a second medical opinion – so, if a person has been given a diagnosis of cancer, we can refer him with all his medical records to a good European clinic for confirmation of the diagnosis. If the diagnosis cannot be confirmed, we will send the client to a third clinic.

Where we are behind, in my opinion, is at the diagnostic stage. People tend to be referred to specialists when the disease has already developed. We do not yet have a culture of medical check-ups. By means of our products and new developments, we want to enable clients to undergo regular medical check-ups. So, if a person enters into a contract for a large insurance policy, but a serious illness is noted in the questionnaire, then we will send him for a medical examination at the expense of the company before the contract is signed- it is important for us to have the results, but at the same time we are getting a client used to the idea of regular check-ups. If this system were better developed, we would have fewer problems with mortality and serious diseases.

Last year we played against first-year students who were born the same year that we held the first championship, so we hurriedly changed the name to "Rusty Nails".

As the head of a large company in the rather conservative field of insurance, do you have any opportunity for self-expression or creativity?

Methods of expression are always available. Some say that it all depends on the person, others say that it depends on the circumstances. I obviously belong to the first category - yes, our industry is more conservative than the banking industry, but the elements of innovation and creativity which we have been applying are already yielding results and show that even in our industry you can think outside the box, and come up with a new product. The principle of innovation has become part of the company's core values. This does not mean that every employee has to be super-creative but does at least work at overcoming inefficiency and stagnation and is open to change. As the director I often introduce changes within the company, and for me it is important to fill it with people who are not resistant to change. So when we recruit people, we look to see how flexible a person is to changes.

You are currently conducting some research. Is it similar to the research that you were involved in at university?

In the field of insurance research does, of course, play an important role - we study the consumer, the clients, and conduct focus groups. My academic development, unfortunately, has taken a back seat for the moment, but in the near future I hope to close this gap. I am just wondering what I should choose – a postgraduate, an executive MBA or a DBA.

I understand that you have not entirely abandoned sport, and are somehow able to do this in your spare time?

Yes I do find the time, but unfortunately nowhere near as often as I would like.I still play in the HSE graduates team, which is one of the oldest teams in the HSE championship. In 1996, I was one of the three people who created this championship and our team is still there, although it has changed its name. It used to be "Juventus HSE" because we loved the Italian team and even wore striped shirts. But last year we played against first-year students who were born in the year when we held the first championship, so we hurriedly changed our name to "Rusty Nails ". I also always try to take part in other football tournaments with players from other insurance companies and financial institutions.

Photo: Mikhail Dmitriev

Last year, the life insurers' team won the first ever All-Russian Insurers Football Cup – there were a load of teams, but we got through to the final and pulled off a victory with the help of a penalty. Sometimes, I regret that I didn't become a professional, but I recently went to see a play and there was a really pertinent phrase in it: "I always dreamed of becoming a player for the Russian national team, and I imagined how I would score the last-minute goal, and do you know when I realized that this would not happen? When Zidane retired from football - he's younger than I am."

Now in addition to football do you feel a connection with your alma mater? Are you involved somehow in the life of the university?

I try to participate in some events if I find out about them, whether it's a graduates' reunion or something else. Very few graduates from my year attend these events, but nevertheless, I keep in contact with them and help out with the Association of Graduates. It so happens that many former HSE students work in insurance, or would like to work in insurance, due to the fact that there is now a Department of Risks and Insurance at the Faculty of Economics. The HSE has been a good source of recruitment – quite a few of my staff are HSE graduates and students and it helps that the campus is located across the street from our office. Working with HSE alumni is like the life insurance market: the potential is huge, the territory is unsoiled and there is room for great deeds, but we are still at the very first stage of development.

Other ‘Success Builder’ Stories

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

 

Максим Чернин

В 2000 году закончил бакалавриат факультета менеджмента Высшей школы экономики, в 2002 году – магистратуру того же факультета.

После окончания университета работал в компании «РОСНО» ведущим специалистом отдела маркетинговых исследований, а в марте 2008 года стал генеральным директором СК «Allianz РОСНО Жизнь». В 2012 году возглавил страховую компанию «Сбербанк Страхование».

«Страхование жизни – тема не новая, просто забытая»

Конструктор успеха


О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Нужно быть настоящим психологом, чтобы предложить клиенту застраховать жизнь, считает выпускник Высшей школы экономики, директор «Сбербанк Страхования» Максим Чернин. Он рассказал, в чем особенность работы с продуктом «человеческая жизнь», остается ли в страховании место для творчества и как привить людям культуру медосмотров.

После окончания вышки Ваш профессиональный пусть складывается очень успешно. Какую роль в этом сыграл диплом?

Я начал работать в сфере страхования еще во время учебы в университете, на первом курсе магистратуры. По рекомендации преподавателя ВШЭ Ефима Борисовича Галицкого я попал на стажировку в компанию РОСНО, которая впоследствии затянулась на 11 лет. Одно из маркетинговых исследований, которым мне поручили заниматься в то время, касалось страхования жизни. И эта тема сразу затронула меня настолько, что моя заключительная магистерская работа была посвящена именно страхованию жизни. Она называлась «Анализ факторов, влияющих на потребительское поведение на рынке накопительного страхования жизни». Я успешно защитил диссертацию и продолжил работу в компании РОСНО — такая вот связка моего обучения и профессионального старта. Хотя на самом деле единственная строчка, которая тогда стояла в моем резюме, была никак не связана со страховой тематикой — меня в свое время очень интересовала тема спорта и спортивная журналистика. Первым моим местом работы стала газета «Советский спорт», где я проработал несколько месяцев. Я также отвечал за спортивные новости в университетских изданиях «Вышка» и «Эйдос».

Из-за особенностей нашего менталитета люди не любят говорить о том, что может произойти завтра. Некоторые даже ссылаются на суеверия вроде «не будем про завтра, а то накаркаем»

Вы занимаетесь страхованием жизни. Как я понимаю, это новый сегмент для российского рынка. Вы воспользовались западными образцами или придумали что-то свое?

Тема страхования жизни для России совсем не новая, просто забытая. В советское время, в середине 1980-х годов страхование детей было очень популярным — так, ребенок при достижении 18 лет получал определенную сумму денег. Потом пришли годы нестабильности и гиперинфляции, когда долгосрочные накопления теряли смысл, поэтому с начала 1990-х рынок почти умер и начал возрождаться только в 2000-х. Более того, до революции 1917 года страхование жизни в России было весьма развито, а сама традиция уходит корнями в начало ХIХ века. Сейчас мы в «Сбербанк страхование жизни» просто пытаемся ее возродить как часть концепции личного финансового планирования.

Существует ли особая специфика ведения страхового бизнеса на Западе и в России?

Во всех странах потребности клиентов примерно одинаковые. Особенности вызваны только режимом налогообложения и другими аспектами регулирования рынка. В центре внимания остается базовая потребность — обеспечить финансовую защиту своих близких и родных на случай непредвиденных обстоятельств. Один замечательный тренер Джеймс Хейдема дал определение отрасли страхования жизни как бизнеса по сохранению семей. Что бы ни произошло в семье — страшное или позитивное, компания по страхованию жизни поддержит. В случае наступления неблагоприятного события (уход из жизни либо невозможность содержать семью) компания производит страховую выплату. Если ничего плохого не происходит — а это 98 % случаев — клиенту возвращаются деньги вместе с инвестиционным доходом. В КАСКО клиент получает выплату только при наступлении негативных событий, в долгосрочном страховании жизни выплата производится всегда.

Фото: Михаил Дмитриев

Сегмент страхования жизни — некий микс между управлением активами и страхованием, поэтому регулируется отдельно. Здесь требования выше и капиталы совсем другие, поэтому компаний по страхованию жизни на рынке всего около 40, тогда как на страховании «не жизни» работают около 350.

Как проявляется конкуренция среди этих 40?

Страхование жизни это очень длинный бизнес, который имеет выход на окупаемость через семь лет после старта, и заниматься им могут только долгосрочные инвесторы с долгой перспективой, а не спекулянты, которым важно быстро заработать на перепродаже. Среди конкурентов могут быть не только банки, но и крупные холдинги, в том числе международные, для которых страхование  это такой корневой бизнес. Многим компаниям на этом рынке в мире по 100-150 лет, и в России это скорее похоже на бурное развитие, чем на конкуренцию.

 

70% 

трудоспособного населения РСФСР имели полисы накопительного страхования жизни на детей.

 

В чем особенность работы с таким специфическим продуктом, как человеческая жизнь?

Это большая ответственность — ты отвечаешь не за деньги, которые человек получит на ремонт авто, а за деньги, на которые семья будет жить при наступлении негативного события. Это очень социально ориентированный бизнес, и я горжусь тем, что занимаюсь страхованием жизни. Ведь существует некая этика в том, что ты можешь и не можешь делать. От тебя зависят семьи. Этот бизнес сложный, так же как сам продукт. На рынке страхование жизни считается «голубой кровью», но и квалификация сотрудников должна быть выше, в первую очередь я говорю о технических специалистах — актуариях, андеррайтерах и т.д.

А в чем еще кроме денег должен разбираться страховщик? В медицине, анатомии?

Во-первых, в управлении инвестициями, так как страховщики распоряжаются деньгами клиента, во-вторых, в медицине, поскольку идет серьезный медицинский андеррайтинг — нужно правильно оценить состояние клиента на момент заключения договора, это еще и глубокие математические знания и актуарные расчеты. Наверное, это основные компетенции.

Еще нужно быть настоящим психологом, чтобы предлагать клиенту страхование жизни — это эмоционально непросто, и нужно иметь гораздо более высокую подготовку, чем, например, при страховании авто. В ходе разговора с клиентом ты должен затронуть такие аспекты, как здоровье и социальная ответственность, то есть поговорить с ним о том, насколько ему важно выполнить свою социальную роль матери/отца/супруга, а из-за особенностей нашего менталитета люди не любят об этом говорить, и вообще не любят говорить о том, что может произойти завтра. Некоторые даже ссылаются на суеверия вроде «не будем про завтра, а то накаркаем». Отсюда появилась наша миссия. Всем топ-менеджментом компании мы долго ее обсуждали, спорили, в итоге она выглядит так: «Мы работаем для того, чтобы помочь людям не бояться планировать свое будущее и перестать жить только сегодняшним днем. Благодаря нашим продуктам ваши мечты, устремления и обещания, данные самому себе и своим близким, будут реализованы несмотря ни на что».

Фото: Михаил Дмитриев

Наше главное обещание клиенту: завтра — будет. С одной стороны, это позитив, а с другой в нем скрыт некий уровень ответственности — может, тебя завтра не будет, но будут те люди, судьба которых определяется твоими сегодняшними решениями. Я категорически против навязывания продукта, человек должен осознать, что есть вещи, о которых он обязан подумать, и мы даем ему такую возможность.

Ваш бизнес связан с медициной, которая в нашей стране не на самом высоком уровне, как это влияет на вашу работу с клиентами?

 

6,8 млн

россиян в 2013 году приобрели полисы страхования жизни. Это на 10% больше, чем годом ранее

(Источник: Ассоциация страховщиков жизни)

 

Я не являюсь экспертом по вопросам здравоохранения в России, чтобы критиковать или хвалить нашу медицину. Как компания мы страхуем человека от определенных событий — будь то уход из жизни или инвалидность, или диагностирование критического заболевания. Это может произойти в любой стране с любым уровнем медицины, потому что человек — существо живое, а значит, уязвимое. Например, мы скоро запустим продукт, который будет нацелен на страхование на случай диагностирования онкологических заболеваний. Суть в том, что если у человека впервые выявлено тяжелое заболевание, он получает выплату на лечение и средства, чтобы поддержать семью во время его лечения. Одновременно в этот продукт мы будем добавлять такую опцию, как second medical opinion — если у человека диагностировали онкологию, мы берем весь его анамнез и отправляем в хорошую европейскую клинику. Там внимательно изучают и подтверждают или не подтверждают диагноз. Если нет — мы отправляет в третью, и таким образом у человека будет возможность уточнить свой диагноз.

В чем мы, на мой взгляд, точно уступаем — так это диагностика состояния здоровья. Люди, как правило, обращаются к специалистам тогда, когда заболевание уже развилось. У нас нет пока культуры медицинских check-up(ов)/осмотров. Нашими продуктами и разработками мы хотим посодействовать тому, чтобы человек регулярно проходил медицинский осмотр. Так, в случае если человек заключает договор на крупную страховую сумму, и если у него в анкете имеются серьезные заболевания, то мы обязательно направляем его на медосмотр до заключения договора за счет компании — результаты в первую очередь нужны нам, но при этом мы прививаем человеку культуру медосмотров. Если бы у нас эта система была развита, то проблем со смертностью и тяжестью заболеваний было бы меньше.

В прошлом году мы играли против первокурсников, которые родились в тот год, когда мы проводили первый чемпионат, поэтому мы поспешили сменить название на «Ржавые гвозди»

Вы, будучи руководителем крупной компании в такой консервативной сфере, как страхование, имеете возможность для самовыражения, творчества?

Способы и источники самовыражения есть всегда. Все зависит от человека — есть разные люди, одни говорят, что все зависит от человека, другие — от обстоятельств. Я, очевидно, отношусь к первой категории — да, наша отрасль еще более консервативная, чем банковская, но элементы инноваций и креативности, которые мы применили, уже дают результаты, показывают, что даже в такой отрасли можно думать out of box, и делать продукт, до которого другие не додумались. Принцип инновационности у нас входит в основные ценности компании. Это не значит, что каждый сотрудник должен быть суперкреативным, просто все должны бороться с неэффективностью и застойностью и быть открытыми к изменениям. Я как руководитель часто вношу изменения внутри компании, и для меня важно наполнить ее людьми, которые не сопротивляются изменениям. Поэтому, когда мы набираем людей, смотрим, насколько человек гибок в отношении принятия изменений.

Вы сейчас проводите какую-то исследовательскую работу? Подобную той, которой занимались в университете.

В страховании исследования, конечно, играют большую роль — мы изучаем потребителя, клиентов, проводим фокус-группы. Мое академическое развитие, к сожалению, сейчас идет не так интенсивно, но в ближайшем будущем я надеюсь закрыть этот пробел. Просто думаю, что выбрать — аспирантуру, executive MBA или DBA.

Я так понимаю, спорт вы полностью не забросили и как-то с ним соприкасаетесь в свободное время?

Мы с ним даже встречаемся. К сожалению, спорта в жизни гораздо меньше, чем того хотелось бы, но он есть. Это футбол, я до сих пор играю в команде выпускников Вышки, которая является старейшей командой Чемпионата ВШЭ по футболу. В 1996 году я был в числе трех человек, которые создавали этот чемпионат, и наша команда до сих пор существует, правда сменила название. Раньше были «Ювентус ВШЭ», потому как очень любили эту итальянскую команду и даже футболки носили полосатые, а в прошлом году мы играли против первокурсников, которые родились в тот год, когда мы проводили первый чемпионат, поэтому мы поспешили сменить название на «Ржавые гвозди». Я стараюсь всегда участвовать и в других турнирах по футболу среди страховых и финансовых организаций.

Фото: Михаил Дмитриев

В прошлом году сборная страховщиков жизни выиграла первый в истории кубок Всероссийского союза страховщиков по футболу — была куча команд, но в финале мы, сломив сопротивление нашего соперника, вырвали победу с помощью пенальти. Иногда жалею, что не профессионал в этом, но, знаете, недавно ходил на спектакль «Квартета И» и там прозвучала очень насущная для меня фраза: «Я всегда мечтал стать футболистом сборной России, представлял, как на последней минуте забиваю гол, и знаете, когда я понял, что этого не произойдет? Когда Зидан ушел из футбола, он ведь младше меня».

Сейчас помимо футбола чувствуете связь с alma mater, участвуете как-то в жизни университета?

Стараюсь принимать участие в каких-то мероприятиях, если о них узнаю, будь то вечер встречи выпускников или что-то другое. Выпускников моего года на такие мероприятия ходит мало, но тем не менее я поддерживаю с ними связь и сотрудничаю с ассоциацией выпускников. Так сложилось, что многие вышкинцы работают в страховании, или хотят работать в страховании, благодаря тому, что есть кафедра рисков и страхования на экономическом факультете. Мне нравится Вышка как источник кадров, у меня в штате действительно много людей оттуда, выпускников и учащихся, тем более, что кампус находится через дорогу от нашего офиса. Работа с выпускниками ВШЭ это как рынок страхования жизни: потенциал огромен, территория не испорченная, и можно сделать много хорошего, но мы находимся на самой первой стадии развития.

Все материалы рубрики