• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

 

Анастасия Карпова

Генеральный директор сети аптек «Доктор Столетов». Закончила факультет прикладной политологии НИУ ВШЭ (сейчас — факультет социальных наук) по специальности «Политический менеджмент и связи с общественностью» в 2003 году. С 2005 по 2009 год работала в группе компаний «Протек» (сеть аптек «Ригла»). С 2007 года возглавляла Департамент маркетинга и рекламы сети аптек «Ригла». В 2009 году пришла в ЗАО «ЭРКАФАРМ» на должность заместителя генерального директора по коммерческой деятельности, с 2012 года занимает пост генерального директора сети. Лауреат рейтинга «ТОП-1000 российских менеджеров» в 2009 и 2010 годах: топ-5 коммерческих директоров в категории «Розничная торговля».

«Проводить время дома — не мой случай, я не могу жить без работы»

Конструктор успеха


О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Если думать, что все женщины в кожаных креслах — деспотичные Миранды Пристли на шпильке Prada, можно всю жизнь простоять на бирже труда. За сто лет женской эмансипации мир изменился до неузнаваемости, и быть мамой, руководить крупнейшей компанией и отлично выглядеть — абсолютная норма ХХI века. Анастасия Карпова, генеральный директор сети аптек «Доктор Столетов» рассказала о том, как построила первый бизнес на Саддаме и Че Геваре, зачем гуманитарию математический анализ и почему в ее аптеках продается марганцовка.

В вашей компании интересная ситуация: почти все директора женщины, а их заместители — мужчины. Как вы справляетесь с гендерными стереотипами?

Надо понимать, что исторически фармбизнес — женский. Среди провизоров больше 80% — женщины: они выпускаются из института, идут работать в аптеки, вырастают до директоров аптек, а потом переходят в офисное кресло. Например, в нашем офисе мужчин всего около 10%, и это специфика не только нашей аптечной сети, но и многих других.

Среди студентов-фармацевтов мужчин действительно единицы, может быть, тут как раз и срабатывает гендерный стереотип. И может быть поэтому сетями чаще всего руководят не провизоры — я закончила факультет прикладной политологии Вышки, и мои коллеги-руководители в крупных сетях — финансисты, врачи, военные.

В этом и фишка Вышки — она со своим мультидисциплинарным подходом дает знания и умения не только в твоей специальности, но и в смежных областях, так что ты чувствуешь себя универсальным специалистом.

К профессиональным качествам. Почему вы выбрали именно фармбизнес, если могли заниматься политикой или руководить в каком-нибудь тресте?

После Вышки я активно пробовала себя в профессиональной сфере — поработала журналистом, в политическом консалтинге, в пиаре. В фармацевтике я оказалась тоже по специальности — пришла работать в крупную фармацевтическую компанию «ПРОТЕК» в PR-службу. Оттуда меня как пиарщика перевели в аптечную сеть, где я чудесным образом осталась и доросла до директора по маркетингу.

Что именно из ваших профессиональных знаний пригодилось в кресле руководителя: политика, менеджмент, пиар?

Я еще за два года до того, как пришла в Вышку, решила, что я — гуманитарий. Поступила, как мне казалось, на абсолютно гуманитарный факультет и первые три года была в полном недоумении — почему я изучаю микро- и макроэкономику, высшую математику и математический анализ и статистику? На самом деле мне все это искренне нравилось, иначе было бы крайне сложно учиться в таком режиме. Интересно, что мои одноклассники, которые тоже учились в Вышке, но на менеджменте и экономике, изучали те же предметы, что и я. Мне кажется в этом и фишка Вышки — она со своим мультидисциплинарным подходом дает знания и умения не только в твоей специальности, но и в смежных областях, так что ты чувствуешь себя универсальным специалистом.

И вот этот посыл, мол, если ты гуманитарий, то ты не должен уметь считать, анализировать и обрабатывать информацию, был абсолютно разрушен. Это и позволяет быть хорошим работником, мыслить не в рамках узкой специальности, а на серьезном управленческом уровне. Умение стратегически и логически мыслить, свободно оперировать цифрами — одни из ключевых навыков для руководителя.

Фото: Михаил Дмитриев

Каковы обязанности генерального директора — кроме безусловного удовольствия занимать самое мягкое кресло в компании?

Нет никаких стандартных должностных обязанностей для руководителя, кроме поддержания собственного авторитета. Каждый выбирает себе тот уровень погружения в бизнес, с которым справляется и который считает правильным. Я в компании работаю шесть лет, а должность директора занимаю три года. Одну из первых вещей, которые я сделала, перейдя из замов в директора — сильно упростила структуру компании. Теперь у меня нет посредников, и я лично погружаюсь в работу каждого из отделов компании.

О творческой стороне: вы еще и профессиональный пиарщик — участвуете ли в креативной деятельности PR-отдела компании?

Я вполне доверяю директору по рекламе — но все, что связано с планами на промо или идеями кампаний, обсуждается совместно, потому что я с удовольствием в этом участвую и могу быть полезной. Мне это близко, поэтому с рекламой мне работать просто и приятно.

Насколько глубоко вам пришлось погрузиться в фармацевтику как науку и индустрию?

За 10 лет можно изучить проблематику индустрии досконально, тем более, если работа тебе нравится и тема интересна. Не могу сказать, что я буду особенно полезна в окне торгового зала как фармацевт, хотя у нас в сети два раза в год проводится мероприятие, когда руководители офисов выходят в зал и общаются с покупателями. Это что-то вроде соревнования, чья точка получит за счет нового «продавца» больший прирост дохода, а заодно и погружение в среду — если ты все время в офисе, сложно понять, как внедряются и проверяются на деле твои решения.

 

588

Такова сумма среднего чека в аптеках «Доктор Столетов&Озерки». Для сравнения: наибольший показатель среди аптечных сетей — 1460 руб. — у аптек «Самсон-Фрама».

Источник

 

С одной стороны, мы занимаемся розничной торговлей, с другой — товар у нас непростой. Помимо высокой социальной ответственности нашего бизнеса, есть масса регулирующих фарминдустрию правил и законов, большое количество ограничений. Поэтому у нас есть люди, которые отвечают за фармпорядок, за лицензирование аптек, и это, конечно, люди с профильным высшим образованием. Более того, провизорское образование и опыт работы в аптеке зачастую необходимы для принятия управленческих решений, поэтому мой заместитель — провизор.

Расскажите, чем «непрост» фармрынок?

Все игроки рынка сейчас сталкиваются с основной проблемой: усиливающаяся конкуренция на фоне снижения спроса. Рынок третий год не растет в натуральном выражении, при этом количество аптек увеличивается, продолжается серьезная консолидация. Все основные игроки продолжают развиваться, и это не может не сказываться на доходах участников рынка, так как выручка просто размывается между вновь открытыми и старыми точками. Кроме того, снижается маржинальность бизнеса, потому что сейчас многие уходят в дискаунт-формат, причем не только открывают новые точки в формате дискаунтера, но и переформатируют действующие традиционные аптеки и фарммаркеты.

Что такое аптеки-дискаунтеры?

Это аптеки, которые отличаются низкой розничной ценой, традиционно они были достаточно аскетичны с точки зрения оформления и обслуживания. Как правило, это закрытая форма торговли, через окно, и не всегда рядом с метро — в аптеки-дискаунтеры люди идут целенаправленно за дешевыми лекарствами и им не важен комфорт. За сервисом, акциями, ассортиментом, лечебной косметикой обычно ходят в фарммаркеты, классический пример — наша аптека «Доктор Столетов» на углу Маросейки. Сейчас все меняется. Дискаунтеры стали красивыми, расширили ассортимент — человек получает тот же сервис, но с отличной ценой, и рынок повернулся в сторону этого формата. Цены вынуждены снижать все. В нашу сеть входит крупнейший дискаунтер в северо-западном регионе — это аптеки «Озерки», которые занимают около 30% фармрынка Санкт-Петербурга и имеют самую высокую выручку на точку в России — более 35 млн рублей в месяц. Основная стратегия развития нашей сети на ближайшие три года — дальнейшее развитие именно формата «Озерки», потому что доходы населения стремительно падают и востребованность дешевых лекарств растет. В прошлом месяце «Озерки» появились и в Москве.

В наших дискаунтерах мы для максимального комфорта клиентов устанавливаем электронную очередь, скамейки, в этом году запустили проект «Забота о здоровье» — предоставляем на жизненно важные препараты скидки дополнительные до 20%.

Кому-то нравится заниматься своим бизнесом, у меня же отлично получается управлять чужими деньгами.

На рынке конкурируют только сети?

Топ-100 крупнейших аптечных сетей занимают около 50% рынка, остальное — единичные аптеки и небольшие сетки. Сети разрастаются с каждым годом и поглощают мелких игроков. При этом нужно понимать, что у небольших компаний существуют серьезные налоговые преференции по сравнению с крупными сетями. Например, региональные аптеки имеют право применять режим ЕНВД и не платить НДС, налог на прибыль, у них пониженная ставка налогов на ФОТ. Если точка расположена в хорошем месте, может предложить конкурентоспособную цену, широкий ассортимент и качественное обслуживание, она будет успешна, независимо от того, входит она в сеть или нет.

Почему вы руководите чужим бизнесом вместо того, чтобы открыть свою сеть и не платить НДС?

Первый и, собственно, последний бизнес-опыт у меня был в Вышке. Студенты тогда были вовлечены в политическую жизнь мира. Мой школьный приятель работал в газете «Коммерсантъ», поехал в командировку в Ирак, увидел там портрет Саддама и понял, что он мучительно напоминает ему Че Гевару: в полоборота, в беретке, с горящими глазами...Тогда только прошла волна наклеек «Я — мишень НАТО», с которыми ходили многие студенты после американских бомбардировок Югославии, назревала иракская война. В общем, мы решили напечатать фуболки с Саддамом в образе Че Гевары и продавать их в университете. В итоге все мои родственники носили эти футболки, и до сих пор дома я время от времени их нахожу. Сама идея и ее воплощение нам нравилась гораздо больше прибыли.

Кому-то нравится заниматься своим бизнесом, у меня же отлично получается управлять чужими деньгами.  Наша сеть по итогам года занимает 3-е место в стране по объему продаж, в этом году у компании оборот больше 20 млрд. рублей и мы обслужим более 1,5 млн. покупателей.

Управление компанией, которая — лидер розничного фармрынка, которая растет с каждым годом по обороту и показывает один из лучших в отрасли финансовых результатов, дает мне чувство глубокой самореализации. И заниматься своим частным делом у меня нет интереса.

Насколько психологически и физически тяжела работа руководителя?

Очень важный и одновременно сложный аспект в работе генерального директора — общение с сотрудниками. Сотрудники приходят не только поделиться успехами, у людей бывают срывы, и ты должен найти силы их поддержать как руководитель или просто по-человечески подставить плечо. Умение быть буфером приходит с опытом — коллеги говорят, что я еще пять лет назад была более эмоциональна и резко реагировала на неприятные новости. Сейчас я сохраняю спокойствие почти в любой ситуации. Руководителю важно уметь переключаться, иначе голова может не выдержать, и у меня много дополнительных интересов в жизни.

Фото: Михаил Дмитриев

С пресловутым кризисом или санкциями что-то изменилось?

В общем объеме продаж лекарств в России более 70% — импортные. Как следствие, в среднем лекарства подорожали на 20% по отношению к прошлому году. При этом могу сказать, что большинство производителей старается сдерживать рост цен, практически никто не поднял цены в 2 раза — пропорционально падению курса рубля. Наценки аптек в кризис также только снижаются — многие уходят в дисконт-сегмент.

Почему в аптеках не продают марганец и другие простые и дешевые, но страшно нужные товары?

Марганцовка относится к прекурсорам наркотических средств, то есть может быть использована для изготовления наркотика. Поэтому она должна храниться в металлическом сейфовом шкафу, должен вестись журнал учета. С точки зрения выручки марганцовка не стоит того, чтобы так специально ей заниматься, поэтому многие аптеки ей не торгуют. Но мы вот создали условия и продаем, потому что я считаю, что это традиционный аптечный ассортимент, который востребован нашими покупателями, чаще всего — молодыми родителями.

Расскажите, как разгружает мозг генеральный директор?

Я плаваю. Вода — это лучшая эмоциональная разрядка. У меня сын, ему полтора года. Когда узнала, что стану мамой — не представляла, как совместить это с работой. Тем более что как раз к моменту материнства мы начали интегрировать сеть аптек «Озерки». В итоге вместе с полуторамесячным малышом и няней поехали в долгую командировку в Петербург, благо мой муж из Питера и сам давно жил на два города, что сильно упростило задачу. Не могу сказать, что испытала дискомфорт, наоборот, мне казалось, что так и должно быть.

Счастливый ребенок — это счастливая мама. Проводить время дома — не мой случай, я не могу жить без работы. Даже если бы не было «Озерков», я бы придумала что-то еще. И хоть я и не обустраивала детскую в офисе как президент YAHOO, все-таки я за западный образец материнства. Там женщины подходят к этому шагу в том возрасте, когда уже состоялись в жизни, в профессии. Мне кажется, это правильно и просто, именно такая установка всегда была у меня.

Все материалы рубрики