About Success Builder

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features HSE University graduates who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences and lessons learnt and talk about how they’ve made the most of the opportunities they were given.

For Okko platform users, the decision of what to watch is based on an ideal set of recommendations and an accurate search. The well-coordinated work of that search function is led by HSE graduate and Senior Data Scientist Shukhrat Khalilbekov. In this interview with Success Builder, he explains how he chose a master’s programme, studied and worked up to 16 hours a day, and what a senior data scientist in a major company actually does.

How did you make the move from St. Petersburg to Moscow?

I decided to move and begin studying for a master’s degree because I didn’t feel confident in the job market yet. I chose a master’s programme that had a balance between applied subjects and opportunities to try my hand at academic subjects. I was considering becoming a teacher and a researcher.

I had a chance to study abroad but was late submitting the necessary documents. In Russia, I had a choice between two majors—Applied Economics at the New Economic School (NES) or Financial Economics with the ICEF programme at HSE University. It seemed to me that NES was more focused on academia and more suitable for someone going into research. But ICEF gave me the balance I was looking for, in which I could communicate with industry professionals, study applied subjects, and at the same time prepare for a PhD. I opted for ICEF.

I think that after HSE University, it would be difficult to choose a different university for continued study in Russia

I think HSE is the best university in terms of strong disciplines, industry experts and great teaching staff. HSE University even helps you find a job: after defending my master’s degree, a teacher called me. He was a member of the examination board and invited me to work in his startup on very good terms, but I declined. By the time I graduated, I had two years’ experience in data science analytics and the job offer was for a starting position. It’s just that I had done well defending my master’s and the teacher thought I was a good candidate for his project.

What got you interested in data science?

It happened while I was getting my bachelor’s degree. During my second year, they began offering a minor in Data Science and they presented it really well: they talked about the analysis of the Dota 2 game and the relationship between the sale of an item and its monetisation. That got me very interested and I took the minor. I was hooked, although we programmed not in Python, but in R and did everything at a very serious level because there still wasn’t a lot of hype around data science. Because I studied as an exchange student for a year in Sweden, I only completed one of the course’s two years. So the knowledge I gained was fairly superficial and general. When I returned, I realised that I really wanted to develop professionally in data science, but that I didn’t have enough knowledge.

Photo: Daniil Prokofyev / HSE University

Before that, I wanted to go into consulting or try my hand in IB, but having already become interested in data science, I wanted to incorporate the technical aspect into my economics education. At that time, all the Big Three companies began setting up separate departments for advanced analytics that worked at the intersection of conventional consulting and data science. So I focused on preparing myself to work in this kind of technological consulting and paid attention to what the requirements were, as well as to who the large IT companies wanted to see.

How has the ICEF programme helped you develop in data science?

At that time, it was only the second year that ICEF was offering a new course on big data by Fabian Slonimczyk. The seminars were conducted by Stepan Zimin, senior analyst at McKinsey Advanced Analytics. This was a very useful and well-put-together course in addition to the programme’s fundamental disciplines. For me, it became one of the ways to structure everything I knew and learned about data science. I had picked up a lot of the information in the course on my own and some of it I learned at work. The course helped me to form a single picture and to mentor less experienced students in the course materials. I was already working in data analytics at the time. This course could prepare a beginner for a position as an intern or junior at an IT company. Of course, it is based on mathematics and econometrics—that are the core of the ICEF and computer science programmes at HSE University and very important when getting started in the profession.

Did you manage to combine work and study as a master’s student? Is that a good idea?

It is possible to combine them, but few students can manage it in practice. You need sufficient motivation and ambition for it because you’ll have to work hard and sleep little. For those 18 months of classes, you need to be prepared to devote 15-16 hours a day to work and study, and to keep yourself in shape at the same time. It seems to me that focusing only on studies, as apart from what’s happening in the industry, would not be as effective for a student’s development.

Photo: Daniil Prokofyev / HSE University

For example, I developed my technical skills such as coding at work. ICEF helped from the financial and economics standpoint, because now data scientists are very valuable on the market who can not only develop a model, but also find a solution to a business problem using analytics, and at the same time evaluate the economic effect. It was an effective combination of different types of activities: at work, I developed the technical side on my own, and at the same time I gained an understanding of what is happening in finance and economics and developed a business sense. This helps quite a bit and makes you a versatile individual who can deal with both financial and economic issues and develop a model at the same time.

What does a data scientist do in consulting? What exactly is technology consulting?

Oliver Wyman had its own internal startup—a banking platform where I began my path as a junior in a small team consisting of a product owner and another data scientist. (Subsequently, several other great guys joined our ranks.) We developed models for assessing the credit risk of legal entities using publicly available data and sold this service to banks on a subscription basis. As a result, the bank could simply go to our website, enter the taxpayer ID number of any organisation in Russia and receive an evaluation of whether or not it was a reliable borrower, as well as detailed analytics showing why the model reached this conclusion—and all within the framework of the IFRS 9. We performed detailed analytics and formulated conclusions that influenced decisions on whether or not to issue loans. As a result, several tens of billions of rubles were issued through our platform.

The consulting side was that we interacted with the client and then, using the bank’s numbers and portfolio, proved how much he could save, how well our model worked with his data, and why it was worth buying our solution.

At EY, I worked more on pricing projects—that are more like classic consulting projects—and did a little NLP (Natural Language Processing). Consulting starts where you and the client discuss your problem-solving methodology and his expectations, then put this in digital language (business value metrics) to green-light the project and, once it was completed, measure its effectiveness. The technological side concerns which tools to use and how effectively the problem can be solved. As practice shows, a powerful model is not always needed to help a business and this is worth considering. The data scientist must think through and form the infrastructure of where and how this technical solution will be supported.

Can a data scientist switch from a financial or consulting organisation to one that is strictly technological?

Yes, it is entirely possible and depends on the role. Looking at analysts, a data specialist with a financial background is in more demand in IT than in other areas.

There are plenty of capable techies in Russia, but many lack a structural approach and an understanding of the connection between technology and business values

In consulting and financial structures, a data scientist is able to accurately interpret the value of a particular solution and how it is predicted. Here, interpretation is very important and it is usually through practice that one develops the skill to understand the relationship between metrics. Generally speaking, IT companies always need such specialists.

Structural thinking plays a role here. This can be developed on the job, but it is better to do as a student, while going through the formative process. As time passes, it is difficult to relearn and change your thinking. But you can always pick up technical skills quickly, especially when there are many educational programmes available.

How and where can a person study structural thinking?

It’s really a mixture of university and work. At HSE University, lots of math analysis and case-based learning puts your head in the right place. It was thanks to a lot of both at ICEF that I learned to think properly. A big advantage of ICEF is that it teaches students to endure all the difficulties of an academic and applied workload. This really helps you develop while a student. At work, if you take an entry-level position with a top company with great specialists, their mentoring and your own observations help you develop many qualities.

How did you wind up working at Okko?

The job at Oliver Wyman focused more on finance and banking. In fact, I learned everything there that could be learned within the scope of my tasks and required competencies. Beyond that, I would have had to move up or horizontally, but all within the same sphere. At EY, I worked in metallurgy and NLP where the projects are very long and it got rather boring just spinning my wheels.

Photo: Daniil Prokofyev / HSE University

After that came City-Mobil where I was an all-around analyst who did everything and helped different product teams do projects. Unfortunately, though, they decided to close and I had to look for other options, although I wanted to stay at City-Mobil because they had interesting tasks and a cool team. At first, I started thinking about going abroad, but this happened just as there was a large exodus of candidates from Russia. Employers began lowering salaries, so it was no longer advantageous for me.

In Russia, I considered large companies such as Okko and Avito and received offers from both. It happened that part of my team from City-Mobil also received an offer from Okko, and this decided me in favor of that company.

As part of a team, it is easier to go from one company to another and to adapt to something new

The tasks at Okko are new for me because I had never worked with a streaming platform and online cinema like that. I work with the analysis and customisation of recommendations. It is interesting from the standpoint of both the user and the technical complexity. Globally, there are two main areas of focus in machine learning. Recommendations refers to offering personalised content to each user. The search function provides the most relevant responses to a query. I head the search division, and this is a new challenge.

Through which job gradations does a data scientist advance at this company?

As elsewhere: trainee, junior, middle, middle plus, and senior. The senior assumes maximum responsibility in making decisions, sets tasks for his team, and considers how to improve the accuracy of the recommendation/search function. Further, the task of the senior is to propose ideas, start implementing them himself or with a team, and delegating, controlling, and analysing the work.

What would you say is interesting about Okko?

The company’s business is interesting in itself. I myself use this platform, which makes me doubly inspired to do something: to see on the screen the changes I’ve made, to know that right now many people are evaluating my influence on how Okko works. The company has a very good team. These are ambitious, open-minded people, excellent specialists. In general, the company cares about its employees and offers many different perks.

Photo: Daniil Prokofyev / HSE University

What are the prospects for a senior data scientist?

A data scientist can never stand still. Although there is an unchanging foundation in both university studies and at work, there are many other algorithms, approaches, and technical capabilities that are constantly being updated and applied everywhere. You also have to constantly update your own knowledge and take courses, and this is interesting. I am now taking two courses simultaneously and will take more later. There’s a lot going on in data science. You need to keep your finger on the pulse if you want to build a successful career. At the same time, I would like to be an all-around data scientist that can take on different tasks and areas of interest.

Going forward, I would like to do projects that have the greatest positive influence on society, to apply my knowledge while improving people’s lives. Such tasks are most often addressed at large companies, and to work at large companies, you need to be strong and develop.

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Вопрос, что посмотреть, для пользователей платформы Okko сводится к идеальной подборке рекомендаций и точному поиску. Слаженной работой поиска руководит выпускник Вышки, Senior Data Scientist Шухрат Халилбеков. В интервью «Конструктору успеха» он рассказал, как выбирал магистратуру, учился и работал по 16 часов в день и что делают Senior Data Scientists в крупных компаниях.

Как вы перебрались из Санкт-Петербурга в Москву?

Я принял решение переехать и начать учиться в магистратуре, потому что еще не чувствовал себя уверенно на рынке труда. Магистратуру выбирал таким образом, чтобы у программы был баланс между прикладными предметами и возможностью попробовать себя в академическом направлении. У меня возникла мысль стать преподавателем, пойти в науку.

Я мог бы поехать учиться за рубеж, но не успел подать документы. А в России выбирал из двух вариантов – либо «Прикладная экономика» РЭШ, либо «Финансовая экономика» МИЭФ Вышки. Мне показалось, что РЭШ – слишком про академию и больше подходит для карьеры в науке. А МИЭФ дал мне искомый баланс, когда можно общаться с практиками из индустрии, изучать прикладные предметы и при этом иметь возможность готовиться к PhD. Я остановил свой выбор на МИЭФ.

Думаю, что после Вышки сложно выбирать другой вуз, если хочется продолжить образование на территории России

С точки зрения сильных дисциплин, экспертов из индустрии, крутого состава преподавателей ВШЭ – лучший вуз. Вышка даже работу помогает найти: после защиты магистерского диплома мне позвонил преподаватель, он был членом экзаменационной комиссии, и предложил поработать в его стартапе с очень хорошими условиями, но я отказался. К моменту выпуска у меня было два года опыта в data-science-аналитике, а предложение было на стартовую позицию – просто по итогам удачной защиты преподаватель подумал, что я хороший кандидат для его проекта.

Чем вас заинтересовало направление Data Science?

Это произошло в бакалавриате. На 2-м курсе начался майнор по Data Science, который ребята отлично презентовали: рассказывали про анализ игры Dota 2, взаимосвязь между продажей предметов и ее монетизацией. Меня это очень заинтересовало, и я взял этот майнор. Меня затянуло, хотя мы программировали не на Python, а на R и делали все на верхнем уровне, потому что еще не было такого хайпа вокруг Data Science. Из двух лет курса я проучился только один год по причине отъезда по обмену в Швецию. Так что знания, которые я получил, были довольно поверхностными и общими. Когда я вернулся, то понял, что очень хочу развиваться профессионально в Data Science, но знаний мне не хватало.

Автор: Даниил Прокофьев/ НИУ ВШЭ

До этого я хотел идти в консалтинг либо попробовать себя в IB, но, уже заинтересовавшись Data Science, я захотел инкорпорировать техническое начало в экономическое образование. В тот момент все компании большой тройки начали создавать отдельные направления продвинутой аналитики на стыке обычного консалтинга и Data Science. Поэтому я сфокусировался на том, чтобы подготовить себя к работе в таком технологическом консалтинге, и обратил внимание на то, какие там требования, а также кого хотят видеть в больших IT-компаниях.

Какие возможности программа МИЭФ дала для развития в области Data Science?

На тот момент только второй год в МИЭФ шел новый курс по большим данным Фабиана Слонимчика. Семинары читал Степан Зимин, старший аналитик из McKinsey Advanced Analytics. В целом это очень полезный и сильный курс в дополнение к фундаментальным дисциплинам программы. Для меня он стал одним из способов структурировать все, что я знал и узнавал о Data Science. Многое из курса я знал как самоучка, чему-то учился уже на работе, и курс помог мне собрать единую картину и позволил менторить менее опытных ребят по материалам курса. Тогда я уже работал в дата-аналитике. Новичка этот курс может довести до оффера на позицию стажера или джуниора в IT-компании. Конечно, базой здесь служат математика и эконометрика, которые составляют суть программ МИЭФ и ФКН. Для начала вступления в профессию это очень важно.

Получалось ли совмещать работу и учебу в магистратуре? И надо ли это делать?

Совмещать можно, хотя в действительности мало студентов, которые справляются в таком режиме. Тут важно иметь достаточную мотивацию и амбиции, потому что придется много работать и мало спать. Нужно быть готовым в течение этих полутора лет, когда идут курсы, уделять работе и учебе по 15–16 часов в день и при этом держать себя в тонусе. Мне кажется, что сфокусироваться только на учебе в отрыве от того, что происходит в индустрии, будет не так эффективно для развития студента.

Автор: Даниил Прокофьев/ НИУ ВШЭ

Например, технические навыки, такие как кодинг, я подтягивал именно на работе. МИЭФ помог с финансовой и экономической точки зрения, потому что сейчас на рынке очень ценны дата-сайентисты, которые могут не только разработать модель, но также через аналитику найти решение поставленной бизнес-задачи и при этом оценить экономический эффект. Это было эффективным сочетанием разных видов деятельности: на работе я самостоятельно развивался в технической части, а параллельно получал знания по тому, что происходит в финансах и экономике, развивал business sense. Это довольно сильно помогает и делает тебя таким универсальным бойцом, который может заниматься и финансовыми, и экономическими вопросами и в то же время разработать модель.

Что делает дата-сайентист в консалтинге? Что вообще такое — технологический консалтинг?

В Oliver Wyman был свой внутренний стартап – банковская платформа, где я начинал свой путь на позиции джуниора в маленькой команде из продакт-оунера и еще одного дата-сайентиста (впоследствии наши ряды пополнили еще несколько крутых ребят). Мы занимались тем, что разрабатывали модели по оценке кредитного риска юридических лиц на открытых данных и продавали банкам эту услугу по подписке. В итоге банк просто мог зайти на наш сайт, ввести ИНН любой организации в России и на выходе получить вероятность того, надежен заемщик или нет, а также подробную аналитику, почему модель так посчитала, и все в рамках МСФО-9. Мы делали подробную аналитику и формулировали выводы, которые влияли на принятие решения, стоит выдавать кредит или нет. В итоге через нашу платформу было выдано несколько десятков миллиардов рублей.

Консалтинговая сторона была в том, что мы взаимодействовали с клиентом, а потом доказывали на цифрах и портфеле банка, сколько ему можно сэкономить, как хорошо отработала наша модель на его данных и почему стоит покупать наше решение.

В EY я больше занимался проектами ценообразования, что скорее близко к классическому консалтинговому проекту, и немного NLP (Natural Language Processing). Консалтинг начинается там, где вы с клиентом обсуждаете вашу методологию решения проблемы, его ожидания и дальше переносите это на цифровой язык (метрики оценки пользы для бизнеса), чтобы дать зеленый свет проекту и измерять эффективность по завершении. Технологическая сторона – это про то, какими инструментами и с какой эффективностью можно решить проблему. Как показывает практика, не всегда нужна мощная модель, чтобы принести пользу бизнесу, и поэтому стоит принимать это во внимание. Здесь дата-сайентист должен выступить как человек, который сможет продумать и сформировать инфраструктуру того, где и как это техническое решение будет поддерживаться.

Может ли дата-сайентист из финансовой или консалтинговой структуры перейти в сугубо технологическую?

Да, это вполне возможно и будет зависеть от роли. Если брать позицию аналитика, то специалист по данным с финансовым бэкграундом в IT больше востребован, чем в других направлениях.

Сильных технарей в России достаточно, но многим не хватает структурного подхода и понимания связи между техникой и бизнес-ценностями

В консалтинге и финансовых структурах дата-сайентист умеет четко интерпретировать то, какую ценность несет определенное решение и как оно предсказывается. Здесь очень важным оказывается вопрос интерпретации, а навыки понимания взаимосвязи между метриками нарабатываются, как правило, на практике. В целом в IT-компаниях такие специалисты всегда очень нужны.

Тут работает такая штука, как структурное мышление. Его можно развить на работе, но лучше это делать, пока человек еще учится, проходит процесс становления. Со временем трудно переквалифицироваться, изменить свое мышление. А вот техническим навыкам всегда можно быстро научиться, тем более когда много образовательных программ.

Как и где учиться структурному мышлению?

Это как раз смесь университета и работы. В Вышке голову ставит на место большое количество матанализа, а также обучение на основе кейсов. В МИЭФ было много того и другого, благодаря чему я научился правильно думать. Большой плюс МИЭФ в том, что он учит стойко переносить все сложности академической и прикладной нагрузки. Эти направления сильно развивают тебя в процессе учебы. На работе же, если ты идешь на начальные позиции в топовые компании, где крутые специалисты, многие качества нарабатывается с помощью их менторства и твоих собственных наблюдений.

Как сложилось, что вы начали работать в компании Okko?

Работа в Oliver Wyman была больше про финансы и банки. По сути, я научился там всему, что было можно узнать в пределах моих задач и требуемых компетенций. Дальше нужно было идти вверх или по горизонтали, но все в той же сфере. В EY я занимался металлургией и NLP, где слишком длинные проекты, и стало довольно скучно топтаться на месте.

Автор: Даниил Прокофьев/ НИУ ВШЭ

После был «Ситимобил», там я являлся универсальным аналитиком, который занимался всем и помогал разным продуктовым командам делать проекты. Но, к сожалению, они решили закрыться, и я был вынужден искать варианты, хотя хотел остаться в «Ситимобил», поскольку там были интересные задачи и крутая команда. Сначала я начал думать о том, чтобы уехать за границу, но это совпало с тем, что случился большой поток кандидатов из России. Работодатели начали демпинговать зарплатные вилки, и для меня это уже не было выгодно.

В России я рассматривал крупные компании, такие как Okko и «Авито». В обеих я получил оффер. Вышло так, что часть моей команды из «Ситимобил» тоже получила оффер в Okko, и этот фактор сыграл в пользу данной компании.

С командой легче переходить из компании в компанию и адаптироваться к чему-то новому

В целом задачи в Okko для меня новые, поскольку я еще не работал с такой стриминговой платформой, онлайн-кинотеатром. Я занимаюсь анализом и настройкой рекомендаций. Делать это интересно как с точки зрения пользователя, так и с точки зрения технической сложности. Глобально там два основных направления по ML. Рекомендации – это предлагать персонализированный контент каждому пользователю. И поиск – выдавать самые релевантные ответы по запросу. Я возглавляю направление поиска, и это новый вызов.

Какие градации в развитии дата-сайентиста есть в компании?

Как и везде: стажер, джуниор, мидл, мидл плюс, сеньор. Сеньор берет на себя максимум ответственности в принятии решений, ставит задачи для своей команды, как улучшить точность рекомендации/поиска. Дальше уже задача сеньора – предлагать идеи, начинать делать это самому либо с командой, делегировать, контролировать и анализировать работу.

Чем вообще интересна компания Okko?

Бизнес компании сам по себе интересен, я сам пользуюсь этой платформой, отчего вдвойне вдохновляешься что-то делать: видеть свои изменения на экране, знать, что многие люди сейчас оценивают твое влияние на работу Okko. В компании очень хороший коллектив. Это амбициозные, открытые люди, отличные специалисты, в целом компания заботится о своих сотрудниках, и есть много разных плюшек.

Автор: Даниил Прокофьев/ НИУ ВШЭ

Какое будущее у Senior Data Scientist?

В профессии дата-сайентиста никогда нельзя останавливаться. Да, в обучении в университете и на работе есть неизменный фундамент. Но возникает и повсеместно применяется много других алгоритмов, подходов, технических возможностей, которые постоянно обновляются. Приходится тоже постоянно обновляться, проходить курсы, и это интересно. Я сейчас учусь параллельно на двух курсах, дальше перейду на другие. В Data Science происходит много всего. Необходимо держать руку на пульсе, если заинтересован в том, чтобы построить успешную карьеру. При этом хотелось бы быть сильным универсальным бойцом в Data Science и браться за разные задачи и направления.

Мне хотелось бы в дальнейшем делать такие проекты, которые оказывают наибольшее положительное влияние на общество, иметь возможность применить знания и при этом сделать жизнь людей лучше. Такие задачи чаще всего можно решать в больших компаниях. А чтобы работать в больших компаниях, нужно быть сильным и развиваться.