• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте «Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Пока цифровая экономика России обретает силу, участникам стихийного рынка диджитал-услуг приходится прокладывать путь к успеху с помощью опыта, профессионального чутья и фундаментальных знаний. Директор диджитал-агентства CreativePeople Сергей Прокофьев рассказал, каково строить бизнес с выпускниками Вышки, как защищать дизайнеров, монетизировать креатив и чему учиться, чтобы найти работу в диджитал-сфере.

Мне казалось, что IT-специалисты учатся больше своими силами. Для чего в этой сфере нужна магистратура?

Когда я учился в Вышке, то толком еще не понимал, для чего я это делаю. Я с 1-го курса периодически фрилансил — например, подрабатывал фотографом в школе, а в 2004 году пришел в CreativePeople. На самом деле это единственное настоящее место работы за всю мою профессиональную жизнь. Но в начале пути это был студенческий бизнес, где мы позволяли себе многое, но только не работу. К 2008-му мы повзрослели вместе с компанией и стали делать серьезные проекты. Только к тому моменту я осознал, что бизнес-информатика — это именно тот факультет, на котором я всегда хотел учиться. И с этим пониманием я пришел на программу допобразования в ВШБИ, чтобы научиться работать с интернет-проектами не только со стороны IT, подходить к ним с пониманием разных экономических и маркетинговых задач. В 2010-м я получил диплом и закономерным образом скорректировал образование в направлении своей реальной сферы деятельности. Заодно несколько повысил качество разрабатываемых мной в CreativePeople проектов.

 

153 072

рублей — средняя цена изготовления сайта в России 

 

Что, по-вашему, означает слово «бизнес» в формате вашей работы?

Наверное, это когда ты относишься к любимому делу не только с позиции эмоций, но и связываешь с ним свои вполне материальные цели и можешь рационально управлять. Как раз на пятом курсе бизнес-информатики — а тогда это был специалитет — мне казалось, что я перехожу в некий бизнес-формат и начинаю по-настоящему работать. Стало понятно, что вся моя дальнейшая деятельность будет связана с интернетом, разработкой, дизайном и рекламой. Я перешел на новый уровень мышления — перестал управлять только собой и начал управлять людьми, что было связано с ростом самой компании. Мы и сейчас продолжаем расти: на начальном этапе нас было четверо, а когда я закончил ВШБИ — уже 12 человек, причем, часть работала удаленно. Сейчас нас уже 60, это новый и отнюдь не последний этап роста.

Управление людьми для айтишника, как я думаю, экстремальная фаза. Каких компетенций это потребовало от вас?

Да, это очень непросто, и прежде всего, мне кажется, эмоционально. Бизнес этого типа изначально дружественно-семейный, и мне тяжело выстраивать какие-то дистанцированные отношения с сотрудниками, я до сих пор со многими ребятами дружу, независимо от того, какое место они занимают в иерархии компании. Нужно сделать усилие, чтобы перейти от чисто человеческих, дружеских взаимоотношений с коллегами к рационально рабочим. Для меня это было и отчасти остается сложным.

Мы еще на заре компании приняли для себя правильное решение: минимизировать работу с друзьями как с клиентами, — и были правы. Потому что решения в работе с клиентами нужно принимать рационально, в какой-то мере даже иногда цинично. Еще одно переживание, которое пришло в момент роста компании — осознание, что много людей вокруг делают работу лучше, чем ты сам. С этим нужно смириться и начать это использовать, то есть научиться делегировать ответственность. Пока эти техники управления в совершенстве я не познал, но ставлю себе такие цели.

Фото: Михаил Дмитриев, Высшая школа экономики

Какую позицию вы сейчас занимаете в CreativePeople?

Я являюсь исполнительным директором, операционным директором, то есть беру на себя все, что связано с ежедневным функционированием компании. У меня двое партнеров по управлению — они тоже заканчивали ВШЭ. Саша Ковальский, выпускник юридического факультета, и Сергей Калюжный с факультета политологии. Если я больше менеджер, то Александр отвечает за дизайн, а Сергей — за креативную составляющую. Но все стратегические вопросы мы решаем сообща. Компания выросла из студенческого совета ВШЭ, который уже давно трансформировался в Инициативную группу СтС. Мы сейчас закончили пятнадцатилетку компании. Время ставить цели на 30 лет, и я спокойно воспринимаю тот факт, что к 50 годам я буду все еще участвовать в жизни CreativePeople.

Такое образование, как у вас, дает возможность работать из любой точки мира. Почему офис?

Сначала объясню, почему собственный бизнес. Были возможности уйти работать по найму и зарабатывать значительно больше того, чем мы зарабатывали тогда. Мы начали с нуля, нам никто денег не давал, и до сих пор мы полностью независимы. Отчасти поэтому у нас был сумасшедший интерес к тому, что мы делали, и он сохраняется. Работая в какой-то крупной структуре вроде «Газпрома», можно зарабатывать столько же, но при этом ты не сможешь сам определять свой вектор развития. Кроме того, бизнес — это определенный кураж, совершенно иной уровень ответственности. Представьте, когда на тебе — все 60 человек и их благополучие.

Мне хочется, чтобы дизайнеры в России были «прокаченными» в плане менеджмента

Теперь про работу в офисе. Это скорее про то, что тебе нравится. Я периодически позволяю себе уехать и поработать удаленно. При этом я не люблю быть в каком-нибудь отпуске и бездельничать, мне нравится именно работать, сменив декорации на время. Это позволяет взглянуть на какие-то процессы в работе иначе.

Для меня офис и работа вместе с другими людьми является тоже мотивирующим фактором. Как-то с семьей мы на два месяца поехали в Краснодар, через три дня я взвыл и поехал работать в офис к знакомым — оказалось, мне очень нужно, чтобы люди вокруг что-то делали.

Что, по-вашему, сейчас подразумевает слово, с позволения сказать, «креатив»?

В обывательском сознании слово «креатив» — это часто синоним выпендрежа. В действительности это не так — у нас есть креативный отдел, он занимается разработкой идей и рекламных концепций, но также у них много рутинной работы по решению творческих задач. Да, так бывает. Вообще мы «креатив» воспринимаем как решение задач нестандартным способом, не обязательно исключительно эмоциональным, но также вполне рациональным. Техники решения креативных задач сами по себе выглядят довольно рутинно, так что креативщик — это не тот человек, который использует химические средства, чтобы достичь состояния просветления. У процесса творчества есть четкие алгоритмы. То же могу сказать и о дизайне. Это не связано с искусством, и у нас не работают вольные художники. Даже если ты художник, то у нас в команде решаешь вполне конкретные задачи.

Фото: Михаил Дмитриев, Высшая школа экономики

В ваши обязанности входит этот самый креатив?

Я в компании всегда занимался упорядочиванием и организацией различных процессов, по традиции я обычно подхватываю начатые моими партнерами стратегические проекты или идеи и двигаю дальше. Однако мне самому нравится разрабатывать что-то совместно с дизайнерами, узнавать новое, чему-то учиться. А в свободную минуту я иду в отдел брендинга, где я вдохновляюсь и тоже пытаюсь что-то выдать. Но все «креативное» — это примерно 10% моего времени, а 90% — взаимодействие с финансовым директором, с юристами, с руководителями отделов, обсуждение конкретных проблем, наем сотрудников, планирование, пиар и т.п.

Еще одна творческая часть моей жизни — моя лекционная деятельность, в частности, в Вышке, когда готовишься к выступлению на конференции, семинаре или каком-то другом просветительско-образовательном мероприятии.

В чем вы считаете себя экспертом? Какие темы вас как спикера интересуют?

Я много рассказываю дизайнерам или начинающим предпринимателям про менеджмент, про управление агентством и продажи. Но я не считаю себя гуру, и вообще — дизайнерам легко рассказывать про менеджмент, они не так много про это знают. Просто у меня есть опыт работы с дизайнерами, и я могу помочь определить приоритетные для них направления. Мне хочется, чтобы дизайнеры в России были «прокаченными» в плане менеджмента. Часто они оказываются беззащитными, теряют в качестве работы и в самооценке, потому что часто работают индивидуально, сталкиваются с не очень профессиональными заказчиками, и вообще им приходится постоянно дрейфовать на рынке, который находится в бурном этапе роста и не сформировал пока четких стандартов для специалистов.

Любую страницу мы делаем так, чтобы ее можно было пролистать и по заголовкам быстро понять смысл

В последнее время я общаюсь с ними в рамках проекта «Дизайн-выходные», недавно меня позвали почитать небольшой курс лекций про управление агентством в ВШБИ, и теперь я осваиваю преподавательскую работу, пишу учебный план и с еще большим уважением начинаю относиться к учителям.

Фундаментальное образование может хотя бы не отставать от того, что сейчас происходит в IT-индустрии?

Думаю, попытка в рамках фундаментального образования рассказывать о самых передовых технологиях практически невозможна. Слишком изменчива эта сфера. Поэтому есть задача научить человека разбираться во всем, связанным с основами, и дать ориентиры — где в дальнейшем искать нужные знания. Если мы говорим о языках веб-программирования и самых новых фреймворках, которые сейчас в тренде, то их невозможно своевременно интегрировать в учебную программу, иначе ее придется переделывать каждые полгода. Мне кажется, что здесь можно решать проблему интеграцией фундаментального образования с дальнейшими специализированными интенсивами, приглашением практиков с актуальным опытом или работой в рамках ученической практики. В ВШБИ, например, есть это объединение фундаментальной части с современными практиками за счет того, что часть предметов преподают люди из IT-индустрии и рассказывают о том, что они делают прямо сейчас.

Что такое креативное агентство как бизнес? Как оно функционирует, каких людей принимает на работу?

Креативными мы всегда хотели быть, но по сути мы все же больше диджитал-агентство. Например, мы берем совершенно новый бренд, делаем для него брендинг, разрабатываем стратегию продвижения в digital, разрабатываем для него сайты, лендинги, баннеры и т.п. На первом этапе в CreativePeople делали в основном простые продукты: корпоративные сайты, сайты-визитки, промо-сайты. Сейчас у нас много сервисного дизайна. Мы проектируем продукты и услуги компаний в диджитал-среде, делаем для них инструменты для ведения бизнеса и участвуем в продвижении. Это называется сервис-дизайн.

У нас очень широкий спектр задач, которые мы разделяем на 4 направления и 4 команды, у каждого есть руководитель, менеджмент, собственные дизайнеры иногда собственные технические специалисты — получается агентство в агентстве. При этом все команды встречаются на одном клиенте и работают сообща. Есть отдел брендинга, который делает айдентику, логотип и фирменный стиль, и есть отдел создания и развития сайтов, который делает сайт, а затем занимается его дальнейшей поддержкой и развитием. Передавая клиента из отдела в отдел, мы обеспечиваем целостный результат.

Фото: Михаил Дмитриев, Высшая школа экономики

В каких специалистах сейчас особо нуждаются диджитал-агентства?

Кстати, до сих пор на рынке нет точного определения того, что же такое диджитал. Есть канал цифровых коммуникаций — это может быть сайт, мобильное приложение, например, с технологией дополненной или виртуальной реальности, интернет вещей. Все это диджитал. Любой из этих рынков является растущим, и там всегда не хватает специалистов. Лучше всего решена проблема нехватки дизайнеров, но и там происходит разделение по наиболее востребованным специализациям — например, очень нужны UX (User Experience) и UI (User Interface) дизайнеры.

Что касается программистов и разработчиков, мы, как и все, испытываем нехватку хороших кадров в этой области, часто приходится искать специалистов в регионах, потому что в Москве они стоят дорого. В свое время мы открыли собственный удаленный офис разработки, работаем с партнерами из других городов. Все, что касается диджитала, не знает территориальных границ, у нас есть сотрудники не только из других городов, но и из других стран, особенно это касается крутых иностранных дизайнеров.

Что происходит в рекламе и брендинге, каковы тенденции и новые языки? К старым добрым рекламным коммуникациям выработался иммунитет.

Все уже давно привыкли, что у пользователя нет ни на что времени, и любой контент он должен потреблять в сокращенном варианте. Любую страницу мы делаем так, чтобы ее можно было пролистать и по заголовкам быстро понять смысл. Мне кажется, что сейчас век сокращений, выносок и цитат, но для сильно заинтересованных на сайте остается и мелкий текст.

Проверенный способ привлечь внимание пользователя в сумасшедшем обилии контента — это инфографика или вовлечение в более длительную коммуникацию, как пример — геймификация, то есть выстраивание коммуникации через игровой процесс. Много говорят о нативной рекламе, сторителлинге, о том, что бренды должны рассказывать истории, полезные пользователю. На самом деле в интернете очень много низкокачественного контента, он даже превалирует, далеко не на всех сайтах работает редактор и контент-менеджер — это повышает ценность качественного контента. Например, чтобы сделать сайт, можно воспользоваться готовым конструктором-платформой, но содержание должно быть уникальным, а таковым его может сделать только команда профессионалов.

Выбор дизайна сайта — вполне себе вкусовщина. Вот банк, например, тоже может заказать у вас анимированный сайт с единорогами?

Вкусовщина, конечно, присутствует, но на самом деле все должно идти от цели, которую преследует клиент. К примеру, мы в CreativePeople хотим своим сайтом продемонстрировать уровень владения инструментами — дизайном, видео, графикой, иллюстрациями.

Как правило, критериями успеха в бизнесе являются количество набитых шишек и иммунитет к неудачам

На практике, выяснив главную цель клиента, ты выбираешь, рационально решить эту задачу или эмоционально, а возможно — комбинацией методов. Во-вторых, необходимо подойти к решению задачи системно. Это сделает работу быстрой и экономичной, а согласование дизайна — прогнозируемым. С каждым продуктом при таком подходе вы делаете проекты все качественнее и в более сжатые сроки. Допустим, вам заказывают баннеры и каждый раз вы в муках придумываете новую идею, а делать этого не нужно, проще придумать систему — какая будет сетка, какой тип изображения, как нарезать 100 штук и какому подрядчику заказать. И это касается любого типа продукта.

Кстати, про муки творчества — существуют ли некие методики разработки идей, которыми вы пользуетесь?

Существует много креативных методик. Одна из первых, с которой я познакомился — теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), последняя — латеральное мышление. В нем на первый взгляд все просто: у тебя есть две разные вещи, попробуй их соединить, у тебя есть общая вещь — раздели ее, у тебя есть что-то, стоящее на ногах — переверни с ног на голову. Или, например, у нас в креативном отделе есть набор довольно стандартных методик — тот же мозговой штурм или работа в креативных парах, когда ты не сам с собой ведешь беседу, а у тебя есть человек, который критически высказывается, докручивает твои идеи. Применение данных практик и есть системная творческая работа.

 

5227

веб-студий в России

 

Какими лайфхаками по саморазвитию вы овладели за время существования в креативной среде?

Признаюсь, я по жизни лентяй. Считаю, единственное, что помогает человеку не стоять на месте — это критическое к себе отношение. Это помогает и мне. Если вы найдете того, кто будет вас беспристрастно критиковать и, что немаловажно, иногда хвалить — это вас сильно замотивирует к изменениям. Нужно приучить себя к новым челленджам, а если в вашей работе закончились проблемы, это значит, что рост прекратился и можно выходить на пенсию. На которую неплохо бы для начала заработать.

Сейчас специалисты из самых разных сфер активно развивают навыки презентации. Оказывается, это незаменимый на рынке труда скилл. Как к этому тренду относятся в вашей компании?

Это действительно важный навык. Даже для программистов. В CreativePeople есть практика внутреннего лектория, мы приглашаем талантливых коллег по рынку, которые рассказывают о своем опыте. Сами наши сотрудники тоже выступают внутри компании — это дает понимание того, какие задачи и как решаются в CreativePeople, а еще дает возможность прокачать презентационные скиллы.

С чего нужно начать, если хочешь создать диджитал-агентство?

Берем выпускников факультетов дизайна и менеджмента и смешиваем в блендере ☺ Любой бизнес имеет две составляющих — управленческую и технологическую. Поэтому если вы хотите заниматься созданием сайтов или чего-то иного диджитального, то на первом этапе вам очень понадобится человек, хорошо разбирающийся в технологиях. Сейчас рынок таков, что конкурировать можно только посредством уровня качества выпускаемого продукта. Но это не значит в дополнение к крутому продукту у вас не должно быть классного менеджера и специалиста по продажам.

Хотя сейчас предпринимательство и популярно, но ему не учат. И как правило, критериями успеха в бизнесе являются количество набитых шишек и иммунитет к неудачам. Можно поработать в другой компании и понять, как этот бизнес работает изнутри, но есть риск засидеться на работе по найму. Вообще — не нужно бояться набирать свой собственный опыт и быть честным.