About Success Builder

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features HSE University graduates who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences and lessons learnt and talk about how they’ve made the most of the opportunities they were given.

Having graduated from the bachelor’s and master’s programmes and enrolled in the HSE University PhD programme, Mikhail Zhemkov successfully combines practical tasks with research. As a department head in the Central Bank’s Monetary Department, he actively conducts research while making decisions that diretly affect the country’s economy. In this interview with Success Builder, Mr. Zhemkov explains how conversing with his fellow HSE University students helped his studies, what exactly macroeconomists study, and why the Central Bank has time for everything.*

What led you to enroll at the HSE Faculty of Economic Sciences?

As a school student, I took advanced physics and math, although we didn’t have classes in economics. But I wanted to study it and could take additional courses, including from HSE University. I started taking these courses in the 10th grade. Naturally, I didn’t immediately do well, but I gradually began to participate in Academic Olympics at the city and regional levels. So, by the 11th grade, I had gained experience, won at the regional level and and went to compete in the National Academic Olympics in Economics. At the same time, I took part in the Academic Olympics hosted by HSE University and Moscow State University (MSU). In this way, I was accepted to top universities without having to take the standardised state exams. I applied to HSE University, MSU and the Financial University, but I was leaning towards HSE. I had already grown attached to HSE; it had organised most of the academic Olympics, and besides, I had grown accustomed to the HSE system of education during my preparatory courses. So I chose HSE University, and of course, the FES.

Why did HSE seem like the most reputable university to you?

Many of my friends studied at HSE University, including at the Faculty of Economic Sciences. I also had some acquaintances at MSU, but they described the education there as more academic. HSE University felt like it was more geared towards practice, so I chose it. I liked the programmes that HSE offered, the teachers and how modern this university is in a variety of ways—from the educational system to the electives available in completely different subjects.

What did you like about the studies? Which disciplines did you find especially appealing and interesting?

Looking back, I can’t remember anything that I didn’t like. I remember the official meeting of the university administration with the incoming class, where I think Kuzminov said, ‘Remember, folks: studying at HSE University will be one of the happiest periods of your life’. We didn’t think so at the time: we we tired from the admission process, Academic Olympics, and exams. But year later, I realised that this is exactly what happened: for me, my time at HSE University turned out to be very happy.

Photo: Daniil Prokofyev/ HSE University

I liked studying; most of the subjects and the opportunity to take electives were inspiring. Because I had taken advanced physics and mathematics in school and also studied economics, I really liked such subjects as mathematical analysis, micro- and macroeconomics, and probability theory, and did well in them. This was greatly facilitated by teachers who were interested in the subject and passed that interest on to us.

There was a lot of new communication, I got to know a lot of wonderful people. For six years I lived in the dormitory that became a community unto itself. Students helped each other, thus creating a very friendly atmosphere. Mutual understanding and assistance were always the top priority—that’s just how it was at HSE. As a result, our studies and individual subjects were easier. The atmosphere is an important part of a good university.

What determined your research interests?

I initially leaned towards macroeconomics even though my grades in microeconomics were much better. I was probably fascinated by the global nature of macroeconomics and its practical aspect. It looks at what is happening in the economy within a country, between countries, and in the world as a whole. This is what makes macroeconomics all-inclusive and important. The practical side is everything that immediately surrounds us in reality—fiscal policy, monetary policy and their interaction. For example, the interaction of fiscal and monetary policy is one of the main areas of theoretical economics. But at the same time, it is a very interesting and urgent topic that is now all the buzz: decisions are being made on the key rate and on budget policy, and this directly affects our lives. Macroeconomics allows us to immediately assess what is happening in the real world, and this is why I have always liked it.

How did you look for a scientific advisor in this field?

Trial and error. My advisors and mentors have changed. Macroeconomics is very broad and I have worked with various scholars in my bachelor’s, master’s and PhD studies. But I don’t view this as a shortcoming. Just the opposite: I have been exposed to a variety of approaches, opinions, and methods. This was also because I became interested in different areas at different times and couldn’t settle on just one, so I searched for a new advisor who was close to my area of specialisation.

Photo: Daniil Prokofyev/ HSE University

At some point, I got into communication policy as it concerns fiscal and monetary policy and I found an excellent expert at HSE University—Olga Kuznetsova. I wrote a term paper and a research article under her supervision. I think it’s good to have the freedom of choice that HSE University offers; you can find your way and work with outstanding people from science.

How did you feel about the possibility of building a career in science?

I never drew a distinction between scientific and non-scientific careers. You can work at the Central Bank and just as easily do science; the bank has many divisions and areas that are devoted purely to research.

I believe that no matter where a macroeconomist works and at what level, it is useful for him to do research in addition to his practical work

When you communicate with colleagues, reviewers, editors, and co-authors, it expands your horizons as a specialist. As a researcher, you begin to understand the qualitative side of your work more deeply. What’s more, academic activities have a positive effect on your social circle. It’s always good to keep in touch with fellow researchers, follow the current trends in science and keep abreast of what is being published.

You can build models as was done 50 years ago and delve into traditional phenomena, but if Western academic researchers have gone far beyond that, then you need to try to apply their developments here. New ideas appear, methods and approaches are updated; we must not fall behind.

What was the point of you getting a master’s? To advance your academic publications?

I would describe a master’s degree as a very specialised education. As with a PhD, there is no cookie-cutter approach. You need to decide what you want to achieve and why in, for example, the next five years. I came to understand what I was interested in doing, that my approach to both research and working with a scientific advisor had changed. It has become more focused on quality. In this regard, the master’s programme provides deeper, more specialised knowledge. You can choose which courses you are or are not interested in yourself. A master’s degree also gives you freedom of choice, freedom of action and thinking. You mature as a researcher and as a person.

But you didn’t stop there. You went on to study for a PhD.

As a master’s student, I finally settled on my area of interest—macroeconomics—and gained professional confidence. After that, I took a break. I graduated in 2017 and only started on my PhD in 2019. I needed to figure out whether I needed it, whether it would be useful in my work. I think the decision wasn’t wrong: by 2019, I already had a pool of published works, including some written at the Central Bank. I realised that I was interested in doing research, in making a personal contribution to the development of domestic science that was significant in some way, and that a PhD would help me in this.

Being part of an academic community helps a macroeconomist look at his work from a different angle

It was very important for me to know that major researchers would value my work: you need to receive criticism in order to grow professionally. Studying for my PhD turned out to be easier than getting my master’s: I had already been through the research mill that shapes your thinking and gives you tools for scientific work. From the standpoint of the industry, you don’t need to have a PhD, but it’s definitely beneficial. In the end, I took this step for my own development.

How did you manage to combine work, teaching, and research?

I combined teaching and my job at the Central Bank for no more than a year and a half. The only connection I have with HSE University now is my PhD studies. My research is not limited to HSE. At the Central Bank, in addition to practical work, we also conduct research that partially dovetails with my PhD studies. Also, courses and events at HSE University usually take place in the evening, making it very convenient to combine my studies with professional activities.

What did you get from teaching? Which skills does it require?

As absurd as it might sound, teaching allowed me to delve more deeply into the subject and understand it. As a student, you try to understand the essence and logic of the subject, but it is a completely different matter when you start looking for how one thing is connected to another, breaking it down into segments, and explaining everything to 30-50 people and getting the same number of questions in response. This prompts a discussion that inevitably helps both the teacher and the student develop. Both start looking at this or that phenomenon differently. They see new things, pose new questions and draw unexpected and important conclusions.

Photo: Daniil Prokofyev/ HSE University

In this regard, the faculty is doing the right thing by attracting young teachers who are just starting out in order to enhance their development. For what I taught, I didn’t need to be, for example, a PhD student in economic sciences. Back when I was a bachelor’s student, I could have worked as a teaching assistant and conducted consultations, and as a master’s student, taught undergrads. Of course, all teachers have different methods and approaches to communication and different systems for conveying knowledge. Some teachers have an open style of lecturing and put communication with students at the fore, and others are more methodical. But in general, a teacher’s main skill is to fearlessly field questions from the class. It is an extraordinary situation when you think you know everything about a subject, but the students sort of knock you out of your usual frame of reference and, like Socrates, you realise that you know nothing. You have to be ready for that if you’re going to stand behind the podium.

How did you end up at the Central Bank and what did you do there as a chief economist?

I wound up at the Central Bank as a result of an internship in the master’s programme, when the bank was recruiting people for a particular analytical project. I essentially passed through every stage—from trainee and analyst to senior analyst and department head. When the Central Bank offers an internship, in addition to academic knowledge, we carefully evaluate the candidate’s emotional intelligence and how he gets along with people. Working an internship has helped me and many other specialists a lot in fitting in with a team and, often has done just the opposite—made the candidate understand that he should try something else.

The Central Bank is a large structure with many areas of focus and departments. Every department has its own pool of work. Our Monetary Policy Department is in charge of supporting the decision-making process concerning the key rate, so all of our employees, to one degree or another, prepare analytical materials and do research. One person makes forecasts of the main macroeconomic indicators, another evaluates the current economic situation in various sectors, still another creates or updates economic models, and someone else writes comments and reports for management and government.

Where does the Central Bank send its analyses—the Ministry of Economic Development?

Eight times a year, we have a meeting of the Board of Directors for the key rate, and all of the bank’s analytical and research materials are prepared for these meetings. In particular, as part of the event, we interact closely with the Ministry of Finance and the Ministry of Economics and Development; they study our materials and state their position. There are also interdepartmental interactions when we exchange data with the Ministry of Finance and the Ministry of Economics and Development, do analytics and discuss the results at a high level, with ministers and department directors. What I like about our work is that we almost never make materials that are shelved. The results of our work always go to the top management, which, on that basis, makes global decisions, and this is reflected in what we all see happening.

Some say that the Central Bank is a boring, conservative organisation that offers few opportunities for development, and that it would not be a very interesting place to work for someone just starting out.

This is not true at all. As a matter of fact, we have a very young team in our department and there are many different divisions and functions. The management is also relatively young. Most of the employees in our department, for example, are recent graduates of HSE University, Moscow State University, and the New Economic School. Whether a person develops at the Central Bank depends mostly on the employee himself. If he knows what he wants and knows how to apply his skills well, then there will be no restrictions for him in terms of career. There is a lot of support here for research work, so you can write articles, participate in conferences, and develop as a scientist, making a significant contribution to the country’s economy.

How do you combine your managerial, hands-on work with the expert contribution you make as a researcher?

I currently manage an economic analysis department of nine people that deals with a wide range of issues and tasks. We assess the current economic situation—what’s happening with consumer and investment activity and with economic growth. We analyse and forecast inflationary processes, analyse budgetary (fiscal) policy, and influence official economic forecasts. In addition, our department analyses the relationship between individual sectors—budgetary, external, real, and monetary.

Photo: Daniil Prokofyev/ HSE University

Most of our work is research, on which our analytics is based. If, based on the results, we understand that our work can make a significant contribution to domestic or international academic literature, then we publish articles in peer-reviewed journals. This is also one of our responsibilities—not only to produce analytical materials, but also to publish research papers. In this sense, it is quite easy to work at the Central Bank and remain in the research community, combining it with practical activities.

In our department, there is a certain division by specialisation among the staff. My duties include managing all the department’s processes, the timely division of duties, and the collection, analysis and summarising of outgoing materials. If I see that my expert opinion could be useful, that it would help add depth to the material, then I join the study as a kind of scientific advisor. Over the past two years, I have also had enough time to do my own research work.

Do you plan to continue writing scientific articles even after getting your PhD?

I think that over time, the frequency of their publication will change because, unfortunately, a manager has practical tasks and duties that take precedence over scientific ones. At the same time, research skills are for a lifetime. At some point, you can stop for a time, but then, at some conference you will speak with an interesting researcher or learn a new idea from an article, and you’ll get an idea for your own research project. After all, research work is unregulated. It’s like inspiration: you might not have any for several years, and then suddenly you have loads of it. I hope that my research will continue at the same pace because this is an integral part of our work.

*Mikhail Zhemkov’s opinion may differ from the official position of the Central Bank.

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Окончив бакалавриат, магистратуру и поступив в аспирантуру Вышки, Михаил Жемков удачно совмещает практические задачи с исследовательским направлением. Работая начальником отдела в Департаменте денежно-кредитной политики ЦБ, он активно ведет научную деятельность и принимает решения, непосредственно влияющие на экономику страны. В интервью «Конструктору успеха» Михаил рассказал, как общение в Вышке помогало учебе, что изучают макроэкономисты и почему в ЦБ хватает времени на все.*

Что привело вас на факультет экономических наук Вышки?

Я учился в физико-математическом классе, и экономики как предмета там не было. Но мне захотелось ее изучить – тогда можно было выбрать дополнительные курсы, в том числе от Вышки. Я начал ходить на такие курсы в 10-м классе. Естественно, сразу мало что получалось, но я постепенно стал участвовать в олимпиадах, муниципальных и региональных. Так к 11-му классу я набрался опыта, стал победителем региональных этапов и поехал на Всероссийскую олимпиаду по экономике. Все это проходило параллельно с участием в вузовских олимпиадах ВШЭ и МГУ, что позволило мне поступать без ЕГЭ в топовые университеты. Документы я подавал в Вышку, МГУ и Финансовый университет, но больше склонялся к Вышке. Я уже привязался к ней, она устраивала большую часть олимпиад, к тому же на курсах подготовки я привык к вышкинской системе обучения, так что выбрал ее и, разумеется, ФЭН.

Почему именно Вышка казалась вам самым авторитетным вузом?

У меня много знакомых училось в Вышке, в том числе на факультете экономических наук. В МГУ знакомые тоже были, но они скорее говорили о более академическом образовании в их университете. Вышка же, по ощущениям, была больше настроена на практику, поэтому я выбрал ее. Мне нравились программы, которые предлагал НИУ ВШЭ, нравились преподаватели и то, каким современным является этот вуз по самым разным параметрам, от системы обучения до дополнительных курсов, которые можно брать по совершенно разным направлениям.

Чем нравилась учеба? Какие дисциплины были особенно близки и интересны?

Спустя время я не могу вспомнить ничего, что бы мне не нравилось. Помню официальную встречу руководства университета с первокурсниками, где Кузьминов, кажется, сказал: «Запомните, ребята: обучение в Вышке станет одним из самых счастливых периодов в вашей жизни». Тогда мы так не думали, были утомлены поступлением, олимпиадами, экзаменами. Но спустя годы я понимаю, что так и вышло: для меня время учебы в Вышке оказалось очень счастливым.

Автор: Даниил Прокофьев / НИУ ВШЭ

Мне нравилось учиться, большинство предметов и возможность брать факультативы вдохновляли. Поскольку я учился в физико-математическом классе и дополнительно занимался экономикой, такие дисциплины, как матанализ, микро- и макроэкономика, теория вероятностей, очень нравились и шли хорошо. Этому сильно способствовали и преподаватели, заинтересованные в предмете и передававшие свой интерес нам.

Было много нового общения, я узнал множество прекрасных людей. Шесть лет я жил в общежитии, где сформировалось отдельное комьюнити. Студенты друг другу помогали, создавая этим самую дружественную атмосферу. На первом месте у нас всегда стояли понимание и взаимовыручка, как-то так сложилось в Вышке. Из-за этого и сама учеба, и разные дисциплины давались легче. Атмосфера – важная часть хорошего университета.

Что определило ваши исследовательские интересы?

Изначально я склонялся к макроэкономике, несмотря на то что по микроэкономике у меня оценки выходили намного лучше. Наверное, меня увлекала глобальность макроэкономики и ее практическая направленность. Она изучает то, что происходит в экономике внутри страны, между странами, в целом мире. В этом всеохватность и важность макроэкономического направления. Практическая сторона – все то, что окружает нас непосредственно в реальности, та же фискальная политика, монетарная политика и их взаимодействие. Например, взаимодействие фискальной и монетарной политики – одно из основных направлений теоретической экономики. Но в то же время это очень интересная практическая тема, которая сейчас на слуху: принимаются решения по ключевой ставке, по бюджетной политике, и это непосредственно влияет на нашу жизнь. Макроэкономика позволяет сразу оценивать то, что происходит в реальном мире, и этим она мне всегда очень нравилась.

Как вы искали себе научного наставника в этом направлении?

Методом проб и ошибок. Мои научные руководители и наставники менялись. Макроэкономика обширна – в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре я работал с разными учеными. Но это мне не кажется недостатком, наоборот: я увидел разные подходы, мнения, методы. Это происходило еще и потому, что в разное время мне казались интересными разные направления, так что я не мог остановиться на чем-то одном, поэтому искал нового наставника, близкого по специализации.

Автор: Даниил Прокофьев / НИУ ВШЭ

В какой-то момент я стал заниматься коммуникационной политикой в части фискальной и монетарной политики, нашел в Вышке прекрасного эксперта – Ольгу Сергеевну Кузнецову, писал курсовую работу и делал исследовательскую статью под ее руководством. Я считаю, что хорошо иметь такую свободу выбора, какую дает Вышка, можно искать себя и работать с выдающимися людьми из науки.

Как вы относились к возможности построить научную карьеру?

Я для себя никогда не разделял научную и ненаучную карьеры. Можно спокойно работать в том же ЦБ и вести научную деятельность, в банке есть много подразделений и направлений, которые являются сугубо исследовательскими.

Я считаю, что любому макроэкономисту – не важно, где он работает и на каком уровне, – полезно заниматься научной деятельностью в дополнение к своей практической работе

Когда общаешься с коллегами, рецензентами, редакторами, соавторами, это расширяет твой кругозор как специалиста. Исследователь начинает глубже понимать качественную сторону своей работы. Кроме того, академическая деятельность позитивно сказывается на круге общения. Всегда полезно поддерживать контакты с другими коллегами-исследователями, следить за текущей научной повесткой и быть в курсе особенностей публикационной активности.

Можно строить модели 50-летней давности и копаться в традиционных феноменах, но если западные академические исследователи продвинулись сильно дальше, то нужно пытаться применять их наработки у нас. Появляются новые идеи, обновляются методы и подходы, нельзя от этого отставать.

В чем был смысл вашего поступления в магистратуру? Продвинуться в академических трудах?

Я бы описал магистратуру как очень специализированное образование. В нее, как и в аспирантуру, опасно поступать по накатанным рельсам. Нужно определиться, чего и зачем ты хочешь достичь, например, в ближайшие пять лет. Я понял, чем мне интересно заниматься, изменился мой подход как к исследованиям, так и к работе с научным руководителем. Он стал более качественным, в этом плане магистратура дает более глубокие, более специализированные знания. Ты можешь сам выбирать, какие курсы тебе интересны, а какие нет. Магистратура дает также свободу выбора, свободу действий и мышления. Ты взрослеешь как исследователь и как человек.

Но вы не остановились и поступили дальше, в аспирантуру.

В магистратуре я окончательно утвердился в выбранном направлении – макроэкономике, появилась профессиональная уверенность, а после я взял перерыв. Я выпустился в 2017 году, а в аспирантуру поступил только в 2019-м. Мне требовалось осознать, нужно ли мне это, пригодится ли в работе. Считаю, что в решении я не ошибся: к 2019 году у меня уже был пул опубликованных работ, в том числе написанных в ЦБ. Я понял, что мне интересно заниматься исследованиями, сделать личный и сколь-нибудь значительный вклад в развитие отечественной науки, и аспирантура в этом мне должна была помочь.

Присутствие в академическом сообществе помогает макроэкономисту посмотреть на свою работу под другим углом

Мне было очень важно осознавать, что мои работы оценят крупные исследователи: нужно получать критику, чтобы расти профессионально. Учиться в аспирантуре оказалось легче, чем в магистратуре: я уже прошел ту исследовательскую школу, которая формирует мышление и дает инструменты для научной работы. С точки зрения индустрии аспирантский бэкграунд не является требованием, но становится безусловным плюсом. Скорее я сделал этот шаг для собственного развития.

Как вам удавалось совмещать работу, преподавание, исследования?

Преподавание и работу в ЦБ я совмещал не более полутора лет. Сейчас меня с Вышкой связывает только обучение в аспирантуре. Исследовательская деятельность для меня не ограничивается Вышкой. В ЦБ, кроме практической работы, мы тоже занимаемся исследованиями, что частично пересекается с аспирантскими задачами. Также обучение и мероприятия в Вышке, как правило, вечерние, так что совмещать студенческий статус с профессиональным очень удобно.

В чем для вас была польза преподавания? Каких навыков требует эта деятельность?

Как бы абсурдно это ни звучало, но преподавание позволило мне глубже погрузиться в предмет и понять его. Как студент ты пытаешься понять суть и логику дисциплины, но совсем другое дело, когда ты начинаешь искать в предмете взаимосвязи, раскладывать на сегменты, рассказывать обо всем этом 30–50 людям и получать в ответ столько же вопросов. Здесь начинается дискуссия, которая неизбежно порождает обоюдное развитие преподавателя и студента. Оба начинают смотреть на тот или иной феномен с другой стороны, видеть новые вещи, ставить иные вопросы и приходить к неожиданным и важным выводам.

Автор: Даниил Прокофьев / НИУ ВШЭ

В этом плане правильно, что факультет привлекает молодых преподавателей на самом раннем этапе, чтобы усилить их развитие. Когда я преподавал, то можно было и не являться, например, кандидатом экономических наук. Уже в бакалавриате можно было ассистировать, проводить консультации, а в магистратуре – обучать бакалавров. Конечно, с точки зрения методик у всех преподавателей разный подход к коммуникации и системе донесения знаний. Есть открытые лекторы, которые во главу угла ставят общение со студентами, есть методичные менторы. Но в целом главный навык преподавателя – безбоязненное восприятие вопросов из аудитории, неординарной ситуации, когда тебе кажется, что ты все знаешь о предмете, но студенты как бы выбивают тебя из привычного угла зрения, и ты, как Сократ, понимаешь, что ничего не знаешь. Надо быть к этому готовым, вставая за кафедру.

Как вы попали в ЦБ и чем вы там занялись как главный экономист?

Я попал в ЦБ через стажировку в магистратуре, когда в банке собирали людей под определенный аналитический проект. По сути, я прошел все этапы – от стажера, аналитика, старшего аналитика и до начальника отдела. Когда в ЦБ открывается стажировка, мы наряду с академическими знаниями тщательно оцениваем эмоциональный интеллект кандидата и то, как он уживается с людьми. Мне и многим другим специалистам стажировка сильно помогла в подгонке к команде, а нередко она, наоборот, дает кандидату понять, что ему лучше попробовать что-то другое.

ЦБ – большая структура, в которой много направлений и департаментов. У каждого департамента свой пул работы. Наш Департамент денежно-кредитной политики занимается поддержкой принятия решения по ключевой ставке, поэтому все наши сотрудники в той или иной степени готовят аналитические материалы и занимаются исследовательской работой. Кто-то делает прогнозы основных макроэкономических показателей, кто-то оценивает текущую экономическую ситуацию в различных секторах, кто-то создает или обновляет экономические модели, кто-то пишет комментарии, доклады для руководства и правительства.

Куда ЦБ направляет аналитику? В Минэк?

У нас восемь раз в год проходит заседание совета директоров по ключевой ставке, и к этому заседанию готовятся все аналитические и исследовательские материалы банка. В том числе в рамках мероприятия происходит тесное взаимодействие с Минфином и Минэком, они изучают наши материалы и высказывают свою позицию. Бывают и межведомственные взаимодействия, когда обмениваемся данными с Минфином и Минэком, делаем аналитику и результаты обсуждаем на высоком уровне, с министрами и директорами департаментов. Что мне нравится в нашей работе – мы почти никогда не делаем материалы в стол. Результаты наших трудов всегда идут к высшему руководству, которое на их основе принимает глобальные решения, отражение которых все мы видим в реальности.

Есть мнение, что ЦБ – скучная консервативная структура, в которой мало развития, и новичку будет не слишком интересно туда попасть.

Это совершенно не так. Конкретно у нас в департаменте очень молодой коллектив, много различных подразделений и функций. Руководство также относительно молодое, большинство сотрудников, например в нашем департаменте, – это недавние выпускники Вышки, МГУ, РЭШ. Развитие в ЦБ очень зависит от самого сотрудника. Если он знает, чего хочет, и хорошо умеет применять свои навыки, то для него не будет ограничений в карьерном плане. Здесь большая поддержка исследовательской работы, так что можно писать статьи, участвовать в конференциях и развиваться как ученый, делая весомый вклад в экономику страны.

Как вы совмещаете руководство, прикладные задачи с экспертным вкладом, который делаете как исследователь?

Сейчас я руковожу отделом экономического анализа из девяти человек, мы занимаемся широким спектром вопросов и задач. Оцениваем текущую экономическую ситуацию – то, что происходит с потребительской и инвестиционной активностью, с экономическим ростом. Мы анализируем и прогнозируем инфляционные процессы, анализируем бюджетную (фискальную) политику, влияем на официальные прогнозы по экономике. Кроме того, наш отдел занимается анализом взаимосвязи отдельных секторов – бюджетного, внешнего, реального и монетарного.

Автор: Даниил Прокофьев / НИУ ВШЭ

Большая часть нашей работы – исследования, на которых и базируется наша аналитика. Если по результатам мы понимаем, что наши работы могут внести значительный вклад в отечественную или международную академическую литературу, то публикуем статьи в рецензируемых журналах. Это тоже одна из наших обязанностей – не только делать аналитические материалы, но и публиковать исследовательские работы. В этом смысле в ЦБ достаточно легко оставаться в исследовательском комьюнити, совмещая это с практической деятельностью.

В нашем отделе есть определенное разделение между ребятами по специализации. Лично мои обязанности – руководство всеми процессами отдела, своевременное разделение обязанностей, сбор, анализ и резюмирование выходящих материалов. Если я понимаю, что мое экспертное мнение может быть полезно, что оно поможет сделать материал глубже, то я включаюсь в исследование как своего рода научный руководитель. За последние два года были и собственные исследовательские работы, времени на это хватает.

Планируете ли вы готовить научные статьи и после окончания аспирантуры?

Думаю, что со временем просто изменится частота их выпуска, поскольку у руководителя, к сожалению, практические задания и обязанности все же превалируют над научными. В то же время исследовательские навыки – это на всю жизнь. В какой-то момент ты можешь ненадолго остановиться, но потом на какой-нибудь конференции пообщаешься с интересным исследователем или узнаешь новую идею из статьи – и получишь импульс к собственному научному проекту. Ведь исследовательская работа – вещь нерегламентированная, она как вдохновение, которого может не быть несколько лет, а потом вдруг появится в большом количестве. Я надеюсь, что мои исследования будут идти в том же ритме, потому что это неотъемлемая часть нашей работы.

*Мнение Михаила Жемкова может отличаться от официальной позиции Банка России.