Пиперски Александр Чедович, научный сотрудник Научно-учебной лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик факультета гуманитарных наук (Москва)
НОМИНАЦИЯ «Достижение в науке»
Номинируется за невероятно широкий спектр направлений научной деятельности, по каждому из которых достигнуты значительные результаты, а также за неутомимую просветительскую деятельность
Несколько месяцев назад в журнале образовательного центра «Сириус» вышло интервью с Александром Чедовичем Пиперски, который регулярно читает там лекции для школьников – как для филологов, так и для математиков. Интервью было озаглавлено «Его интересы не знают границ» – и это тот случай, когда устами ребёнка действительно глаголет истина. В прошлом – специалитет по германской филологии и немецкому языку и магистратура по средневековой литературе, а преподаваемые сейчас курсы – от социолингвистики и языковых компетенций в курсе русской литературы до автоматической обработки естественного языка и других дисциплин компьютерно-лингвистического цикла.
Не менее разнообразна и научная деятельность А.Ч. Среди статей и докладов, подготовленных им всего лишь за несколько лет работы в Вышке, можно найти работы:
- по фонологии (например, о влиянии ударения и слоговой структуры слова на возможность его нецензурной редупликации),
- по морфологии (о грамматических профилях двувидовых глаголов),
- по истории языка (о развитии возвратных причастий на -сь в русском языке),
- по корпусной и квантитативной лингвистике (о мерах сравнения лингвистических корпусов или о применении теории графов к измерению языковой сложности),
- ·по лингвистической поэтике (например, о машинной генерации стиха или об автоматическом анализе семантических ореолов различных метров),
- по социолингвистике (о сосуществовании кириллицы и латиницы в сербском языке или о выборе своих кодовых слов участниками «Тотального диктанта»)
– вплоть до статьи в одном из ведущих академических спортивных журналов о проблеме подсчёта очков в футболе. Тематика работ совершенно разная, но объединяет их широчайший кругозор и активное использование математических методов (к сожалению, до сих пор пугающих многих коллег из нашей области).
Одним статьями и докладами дело не ограничивается. А.Ч. внёс существенный вклад в создание «Словаря языка интернета.RU», описав много терминов из сферы онлайн-коммуникации, принимал участие в редактировании сборников материалов Летних лингвистических школ. Но, наверное, одним из самых значимых его достижений стала замечательная научно-популярная книга, посвящённая искусственным языкам, – «Конструирование языков: от эсперанто до дотракийского». В книге описывается история, цели и способы создания искусственных языков, включая рассмотрение современных литературных языков как полуискусственных образований, – и всё это помещено в очень широкий лингвистический контекст,. Её трёхтысячный тираж разошёлся меньше чем за год, было написано множество восторженных комментариев в соцсетях, в журналах – десяток положительных (если не сказать восхищённых) рецензий и, как закономерный итог, – книга попала в шорт-лист премии «Просветитель» (а может, и получила эту премию – но это мы сможем узнать только через два дня после написания этого текста).
Со всем предыдущим непосредственно связана и активная популяризаторская деятельность А.Ч. Можно сказать, что сегодня он стал одним из наиболее деятельных популяризаторов лингвистики в России. Больше 20 материалов на ПостНауке, ежемесячные (и даже чаще) лекции на самые разные темы, собирающие полные залы, – в Москве и других городах России, для взрослых и для школьников, интервью и комментарии для различных порталов, журналов, радиостанций и телеканалов.
Наконец, нельзя не оценить и масштаб участия А.Ч. в олимпиадном движении, равного которому среди авторов олимпиад по лингвистике и русскому языку, пожалуй, нет. Автор задач и редактор конкурса-игры «Русский медвежонок – языкознание для всех», конкурса по лингвистике Турнира им. М.В. Ломоносова, автор задач и член жюри Московской традиционной олимпиады по лингвистике, олимпиады ВШЭ «Высшая проба» по русскому языку, финального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку и даже Международной олимпиады по лингвистике – примерно так выглядит олимпиадный перечень А.Ч.
Ах да, и чуть не забыли. Это всё сделал человек, которому ещё нет тридцати.
Комментарии:
Так что трудно найти более достойного человека для этой номинации)
Очевидно, что это делалось с искренним удовольствием — не это ли преданность науке?
Еще меня в свое время впечатлила его маленькая публикация, в соавторстве, в которой статистическими методами исследовалось одно нецензурное выражение (точнее, конструкция?). Прям совсем нецензурная, но очень интересная с научной точки зрения. Мне кажется, что многие ученые побрезговали бы заняться такой вещью — ну как-то не солидно же. Но не Александр Чедович — для него границ правда нет (а из чего бы они могли существовать-то?)
А.Ч. в любой лингвистической проблеме видит олимпиадную задачу. Это значит, во-первых, что он отлично умеет показывать, как от решения этой проблемы можно получить интеллектуальное наслаждение, а во-вторых, верит, что её можно решить "вообще говоря", на основании здравого смысла. Не случайно он, наверное, сейчас один из самых тонких знатоков использования статистики в лингвистике. Я-то так, опять же, не люблю, когда здравый смысл: в моих областях правят бал теории, без теоретических очков ничего не видать. Но единственный человек, который в состоянии увлечь меня теоретически нейтральным рассуждением --- это А. Ч. (Подумал: да, только он, больше никто не вспоминается.)
Он очень хороший просветитель, да. При этом несмотря на чудовищные просто масштабы просветительской своей деятельности он стилистически безупречен. Никакого наукобесия, никакого прозелитизма --- много ли у кого так бывает? А как объяснить в сотый раз благодарным слушателям, что русскому языку смерть не угрожает, нет-нет, не угрожает --- и так, чтобы от этого не наступила изжога? А АЧ может. Его популярные лекции интересно слушать даже профессиональным лингвистам --- именно из-за того, что они эстетически прекрасны.