• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пиперски Александр Чедович, научный сотрудник Научно-учебной лаборатории лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик факультета гуманитарных наук (Москва)

НОМИНАЦИЯ «Достижение в науке»

Пиперски Александр Чедович

Номинируется за невероятно широкий спектр направлений научной деятельности, по каждому из которых достигнуты значительные результаты, а также за неутомимую просветительскую деятельность

Кандидатуру предлагают: ординарный профессор, руководитель Школы филологии Елена Пенская; заведующий Лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик Школы филологии Максим Кронгауз; старший преподаватель Школы филологии Антон Сомин

 

Несколько месяцев назад в журнале образовательного центра «Сириус» вышло интервью с Александром Чедовичем Пиперски, который регулярно читает там лекции для школьников – как для филологов, так и для математиков. Интервью было озаглавлено «Его интересы не знают границ» – и это тот случай, когда устами ребёнка действительно глаголет истина. В прошлом – специалитет по германской филологии и немецкому языку и магистратура по средневековой литературе, а преподаваемые сейчас курсы – от социолингвистики и языковых компетенций в курсе русской литературы до автоматической обработки естественного языка и других дисциплин компьютерно-лингвистического цикла.

Не менее разнообразна и научная деятельность А.Ч. Среди статей и докладов, подготовленных им всего лишь за несколько лет работы в Вышке, можно найти работы:

  • по фонологии (например, о влиянии ударения и слоговой структуры слова на возможность его нецензурной редупликации),
  • по морфологии (о грамматических профилях двувидовых глаголов),
  • по истории языка (о развитии возвратных причастий на -сь в русском языке),
  • по корпусной и квантитативной лингвистике (о мерах сравнения лингвистических корпусов или о применении теории графов к измерению языковой сложности),
  • ·по лингвистической поэтике (например, о машинной генерации стиха или об автоматическом анализе семантических ореолов различных метров),
  • по социолингвистике (о сосуществовании кириллицы и латиницы в сербском языке или о выборе своих кодовых слов участниками «Тотального диктанта»)

    – вплоть до статьи в одном из ведущих академических спортивных журналов о проблеме подсчёта очков в футболе. Тематика работ совершенно разная, но объединяет их широчайший кругозор и активное использование математических методов (к сожалению, до сих пор пугающих многих коллег из нашей области).

Одним статьями и докладами дело не ограничивается. А.Ч. внёс существенный вклад в создание «Словаря языка интернета.RU», описав много терминов из сферы онлайн-коммуникации, принимал участие в редактировании сборников материалов Летних лингвистических школ. Но, наверное, одним из самых значимых его достижений стала замечательная научно-популярная книга, посвящённая искусственным языкам, – «Конструирование языков: от эсперанто до дотракийского». В книге описывается история, цели и способы создания искусственных языков, включая рассмотрение современных литературных языков как полуискусственных образований, – и всё это помещено в очень широкий лингвистический контекст,. Её трёхтысячный тираж разошёлся меньше чем за год, было написано множество восторженных комментариев в соцсетях, в журналах – десяток положительных (если не сказать восхищённых) рецензий и, как закономерный итог, – книга попала в шорт-лист премии «Просветитель» (а может, и получила эту премию – но это мы сможем узнать только через два дня после написания этого текста).

Со всем предыдущим непосредственно связана и активная популяризаторская деятельность А.Ч. Можно сказать, что сегодня он стал одним из наиболее деятельных популяризаторов лингвистики в России. Больше 20 материалов на ПостНауке, ежемесячные (и даже чаще) лекции на самые разные темы, собирающие полные залы, – в Москве и других городах России, для взрослых и для школьников, интервью и комментарии для различных порталов, журналов, радиостанций и телеканалов.

Наконец, нельзя не оценить и масштаб участия А.Ч. в олимпиадном движении, равного которому среди авторов олимпиад по лингвистике и русскому языку, пожалуй, нет. Автор задач и редактор конкурса-игры «Русский медвежонок – языкознание для всех», конкурса по лингвистике Турнира им. М.В. Ломоносова, автор задач и член жюри Московской традиционной олимпиады по лингвистике, олимпиады ВШЭ «Высшая проба» по русскому языку, финального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку и даже Международной олимпиады по лингвистике – примерно так выглядит олимпиадный перечень А.Ч.

Ах да, и чуть не забыли. Это всё сделал человек, которому ещё нет тридцати.

Комментарии:

20 ноября 2017 17:21
Пользователь портала
Змановский Никита Сергеевич
Я познакомился с Александром Чедовичем в то время, как стал участвовать в олимпиадах по лингвистике и русскому языку, будучи школьником. Без сомнения, А. Ч. — это эрудированный учёный, блестящий популяризатор науки и просветитель, активный организатор научной и олимпиадной жизни. Разнообразие его научных интересов поражает: от германистики до лингвистики искусственных языков, от истории языка до компьютерной лингвистики. Мало где можно встретить учёных такого масштаба.

 
20 ноября 2017 00:08
Пользователь форума
Старченко Алексей
Знаком главным образом с просветительской и связанной с олимпиадами деятельностью Александра Чедовича, и она производит огромное, даже пугающее впечатление - как можно делать настолько много и разнообразно. Но понятно, что эти два направления - верхушка айсберга научной работы: его задачи, книги и лекции базируются на собственных научных исследованиях.
Так что трудно найти более достойного человека для этой номинации)

 
17 ноября 2017 14:59
Пользователь портала
Лопухина Анастасия Александровна
Александр Чедович - многогранный и очень эффективный ученый. Он также замечательный лектор и популяризатор, который умеет просто и доступно объяснять самые сложные вещи. Я с неизменным удовольствием слушаю как его научные доклады, так и выступления для широкой аудитории неспециалистов. Всецело поддерживаю его выдвижение на эту премию.

 
15 ноября 2017 17:45
Пользователь портала
Федоренко Алексей Игоревич
В прошлом году он вёл неофициальный факультатив по готскому языку (никому ничего за это не было, его просто попросил об этом один мой однокурсник), на который сначала пришло человека четыре, а потом ходило и вовсе полтора. И эти занятия были отнюдь не менее подготовленные, интересные и содержательные, чем лекции по социолингвистике сразу для двух курсов, которые он сейчас ведет (а они не то чтобы интересные — они для многих открыли глаза на область лингвистики, которые до этого евда ли лингвистикой казались, но он разрушил эти мифы). Он проводил нам по сути индивидуальные лекции, за которые мы очень углубили свои знания и обсудили множество вопросов, связанных со сравнительно-историческим языкознанием — областью, которую мы в бакалавриате, к сожалению, изучаем мало. Даже не вопросов — мы разобрались во всей эволюции фонологической системы германских языков (и узнали много всего другого).
Очевидно, что это делалось с искренним удовольствием — не это ли преданность науке?

Еще меня в свое время впечатлила его маленькая публикация, в соавторстве, в которой статистическими методами исследовалось одно нецензурное выражение (точнее, конструкция?). Прям совсем нецензурная, но очень интересная с научной точки зрения. Мне кажется, что многие ученые побрезговали бы заняться такой вещью — ну как-то не солидно же. Но не Александр Чедович — для него границ правда нет (а из чего бы они могли существовать-то?)

 
15 ноября 2017 07:01
Пользователь портала
Это одно из моих главных научных несчастий: я занимаюсь ровно теми областями языкознания, которыми А.Ч. не занимается: семантикой и синтаксисом. Несмотря на это и на то, что я у него никогда не учился, я получил от него очень много --- больше, чем много от кого, на самом деле. Мне, в свою очередь, были бы скучны очень многие проблемы, которыми занимается А. Ч. (ну какая морфология, в самом деле, думаю я обычно: сейчас же не шестидесятые годы...). Но не когда ими занимается А. Ч.!

А.Ч. в любой лингвистической проблеме видит олимпиадную задачу. Это значит, во-первых, что он отлично умеет показывать, как от решения этой проблемы можно получить интеллектуальное наслаждение, а во-вторых, верит, что её можно решить "вообще говоря", на основании здравого смысла. Не случайно он, наверное, сейчас один из самых тонких знатоков использования статистики в лингвистике. Я-то так, опять же, не люблю, когда здравый смысл: в моих областях правят бал теории, без теоретических очков ничего не видать. Но единственный человек, который в состоянии увлечь меня теоретически нейтральным рассуждением --- это А. Ч. (Подумал: да, только он, больше никто не вспоминается.)

Он очень хороший просветитель, да. При этом несмотря на чудовищные просто масштабы просветительской своей деятельности он стилистически безупречен. Никакого наукобесия, никакого прозелитизма --- много ли у кого так бывает? А как объяснить в сотый раз благодарным слушателям, что русскому языку смерть не угрожает, нет-нет, не угрожает --- и так, чтобы от этого не наступила изжога? А АЧ может. Его популярные лекции интересно слушать даже профессиональным лингвистам --- именно из-за того, что они эстетически прекрасны.

 
Показать все комментарии (+3)